Личный кабинет

ЕГЭ по русскому языку: методика подготовки

тренинги, помощь в подготовке, опыт работы, репетиторство
Андрей Тихов ( Пользователь )
(ЕлИл @ 30.08.2006, 23:12) <{POST_SNAPBACK}>
Вопрос: что дает задание на сравнительный подсчет букв и звуков.? Мы, когда пишем, разве их считаем? В чем практическая польза?


Польза в различении букв и звуков. Соотнесение фонетики и грамматики. Мы же слышим иногда не то, что необходимо писать. Не считаем мы их - уже этот процесс автоматизирован. Коллеги, переходим ко вторым заданиям? Или пройдёмся по КИМу 2005 года? В этом же задании... smile.gif

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
1) дневной 2) образ 3) вокзал 4) портить


Здесь достаточно вспомнить сильные и слабые позиции согласных. Озвончение звука происходит в позиции перед звонким (сонорным) согласным. Оглушение - в абсолютном конце слова или же перед глухой (шипящей) согласной.
1. Ищем сдвоенные согласные - дн - вн- бр - кз- рт
2. Определяем характеристику первых звуков (звонкость-глухость) - в четырех случаях первые согласные в словосочетаниях и так звонкие [д, в, б, р].
3. Остаётся только третий вариант, где глухой звук [k] перед [з] становится звонким [г].

Снова три шага...
Светлана Андреева ( Пользователь )
(Филолух @ 31.08.2006, 08:50) <{POST_SNAPBACK}>
Польза в различении букв и звуков. Соотнесение фонетики и грамматики. Мы же слышим иногда не то, что необходимо писать. Не считаем мы их - уже этот процесс автоматизирован. Коллеги, переходим ко вторым заданиям? Или пройдёмся по КИМу 2005 года? В этом же задании... smile.gif

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
1) дневной 2) образ 3) вокзал 4) портить


Здесь достаточно вспомнить сильные и слабые позиции согласных. Озвончение звука происходит в позиции перед звонким (сонорным) согласным. Оглушение - в абсолютном конце слова или же перед глухой (шипящей) согласной.
1. Ищем сдвоенные согласные - дн - вн- бр - кз- рт
2. Определяем характеристику первых звуков (звонкость-глухость) - в четырех случаях первые согласные в словосочетаниях и так звонкие [д, в, б, р].
3. Остаётся только третий вариант, где глухой звук [k] перед [з] становится звонким [г].

Снова три шага...


Можно в два шага.
1) ищем парные глухие, ведь только они могут озвончаться. Они есть только в 3 и 4 слове.
2) Смотрим, какой из низ стоит перед звонким. Определяем, что верный только 3 вариант.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(msv @ 31.08.2006, 20:37) <{POST_SNAPBACK}>
Можно в два шага.
1) ищем парные глухие, ведь только они могут озвончаться. Они есть только в 3 и 4 слове.
2) Смотрим, какой из низ стоит перед звонким. Определяем, что верный только 3 вариант.


Уже хорошо, Светлана! Ваш вариант мне нравится - вот что значит свежий взгляд... smile.gif
А теперь попробуем сами? А уж потом я... tongue.gif

А3 В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить воинственный?
1) Главным делом его жизни была ВОЕННАЯ служба.

2) Публика состояла главным образом из людей ВОЕННЫХ: солдат, офицеров, курсантов.

3) Я вижу, вы находитесь в ВОЕННОМ настроении и готовы поспорить со мной.

4) В каком бы уголке мира ни возникала ВОЕННАЯ угроза, она отдаётся в душах миллионов людей сигналом тревоги.
Светлана Андреева ( Пользователь )
(Филолух @ 01.09.2006, 17:23) <{POST_SNAPBACK}>
Уже хорошо, Светлана! Ваш вариант мне нравится - вот что значит свежий взгляд... smile.gif
А теперь попробуем сами? А уж потом я... tongue.gif

А3 В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить воинственный?
1) Главным делом его жизни была ВОЕННАЯ служба.

2) Публика состояла главным образом из людей ВОЕННЫХ: солдат, офицеров, курсантов.

3) Я вижу, вы находитесь в ВОЕННОМ настроении и готовы поспорить со мной.

4) В каком бы уголке мира ни возникала ВОЕННАЯ угроза, она отдаётся в душах миллионов людей сигналом тревоги.


Я думаю, что с паронимами сложно говорить о каких-либо алгоритмах, настолько разные случаи встречаются. И то, что работает в одном случае, не работает в другом. Здесь, к примеру, сработает такой алгоритм:
1) необходимо найти предложение, в котором выделенное слово не связано непосредственно с войной. Такое предложение одно, следовательно, в нем и необходимо произвести замену.

Я обычно, когда веду речь о заданиях на паронимы, даю основное различие между прилагательными типа демократичный - демократический, то есть указываю на то, какое значение слову придает суффикс -ск-. А также говорю о необходимости внимательного прочтения всех предложений, т.к. три из них будут чем-то похожи: либо выделенные слова будут напрямую связаны с существительным, от которого образованы (демократический - связанный непосредственно с демократией, военный - с войной и т.п.), либо наоборот, одно из слов будет напрямую связано с сущ., а остальные три нет.
Но если вдруг попадутся слова типа абонент-абонемент, то этот алгоритм уже не сработает. Если не знаешь значения, используй метод исключения, как говорится. Анализируй, включай логику.
Светлана Андреева ( Пользователь )
Насчет А4 задания не думаю, что можно говорить об алгоритмах, каждый случай необходимо рассматривать отдельно.
А вот А5 достаточно легко выполняется.
А5 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Закрыв книгу,

1) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.

2) герои недолго остаются в памяти.

3) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря.

4) всё прочитанное сразу же забывается.

Алгоритм:
1) смотрим, есть ли в предложенных вариантах глагол-сказуемое в повелительном наклонении. Есть, следовательно, это верный вариант.

На случай, если бы не оказалось.
1) смотрим, есть ли в предложенных вариантах глагол-сказуемое в повелительном наклонении. Нет.
2) Убираем предложения, которые начинаются со слов мне, вам, нам и т.п. Другими словами, безличные.
3) Ищем подлежащее в оставшихся предложениях. Необходимо найти такое, которое выполняет, кроме основного, добавочное действие, речь о котором идет в деепричастном обороте. Помним, что это подлежащее может быть легко восстановлено (определенно-личные, неопределенно-личные). Итак, во 2 предложении - герои, в 4 - прочитанное. Оба этих слова не могут выполнять действие "закрыв книгу". Следовательно, это неверное проолжение предложения.

На всякий случай приведу в картинке сводную таблицу, которой пользуюсь.

[attachment=1291:attachment]
Андрей Тихов ( Пользователь )
(msv @ 02.09.2006, 08:07) <{POST_SNAPBACK}>
Я думаю, что с паронимами сложно говорить о каких-либо алгоритмах, настолько разные случаи встречаются. И то, что работает в одном случае, не работает в другом. ...


Я в таких случаях работаю со словосочетаниями, которые позволяют раскрыть "значение слова-паронима". Заметим, что с паронимами не всякое слово и употребить можно. Но Вы, правы - здесь необходимо знать значение, то есть разграничивать значения слов-паронимов.

Насчет А4 задания не думаю, что можно говорить об алгоритмах, каждый случай необходимо рассматривать отдельно.
А вот А5 достаточно легко выполняется.
А5 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Закрыв книгу,

1) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.

2) герои недолго остаются в памяти.

3) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря.

4) всё прочитанное сразу же забывается.


Алгоритм хорош. Однако я даю его в таком виде:
1. Найти сказуемое - определить его "действователя" (подлежащее) - выяснить, может ли действователь выполнять то, о чём говорится в деепричастном обороте.

Большинство ошибок дети допускают из-за неправильного определения именно этого "действователя"...
ak.gif
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Филолух @ 02.09.2006, 14:20) <{POST_SNAPBACK}>
Алгоритм хорош. Однако я даю его в таком виде:
1. Найти сказуемое - определить его "действователя" (подлежащее) - выяснить, может ли действователь выполнять то, о чём говорится в деепричастном обороте.

Большинство ошибок дети допускают из-за неправильного определения именно этого "действователя"...
ak.gif


"Действователь" -неуклюжее определение. Лучше-"субъект действия", " исполнитель действия" (но не сказуемого!). А сам алгоритм правилен-надо искать субъекты действия в 1-м и во 2-м предложениях. Они должны совпасть.
Светлана Андреева ( Пользователь )
(Филолух @ 02.09.2006, 14:20) <{POST_SNAPBACK}>
Я в таких случаях работаю со словосочетаниями, которые позволяют раскрыть "значение слова-паронима". Заметим, что с паронимами не всякое слово и употребить можно. Но Вы, правы - здесь необходимо знать значение, то есть разграничивать значения слов-паронимов.
Алгоритм хорош. Однако я даю его в таком виде:
1. Найти сказуемое - определить его "действователя" (подлежащее) - выяснить, может ли действователь выполнять то, о чём говорится в деепричастном обороте.

Большинство ошибок дети допускают из-за неправильного определения именно этого "действователя"...
ak.gif


Ну на самом-то деле я вроде делаю то же самое )))
3) Ищем подлежащее в оставшихся предложениях. Необходимо найти такое, которое выполняет, кроме основного, добавочное действие, речь о котором идет в деепричастном обороте. Помним, что это подлежащее может быть легко восстановлено (определенно-личные, неопределенно-личные). Итак, во 2 предложении - герои, в 4 - прочитанное. Оба этих слова не могут выполнять действие "закрыв книгу". Следовательно, это неверное проолжение предложения.


Только сначала ищем повелительное наклонение глагола, так же быстрее при его наличии, не нужно вычленять подлежащие.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Оба этих слова не могут выполнять действие "закрыв книгу".


Слова вообще не могут выполнять действия. Разве что слово может убить....
(msv @ 02.09.2006, 22:19) <{POST_SNAPBACK}>
Только сначала ищем повелительное наклонение глагола, так же быстрее при его наличии, не нужно вычленять подлежащие.


А его и не надо вычленять, надо вычленять субъект действия (в том числе и предполагаемый, скрытый, субъект, о котором не следует говорить, обобщенный, если речь об определ-личных, неопред-личных и прочих закавыристых предложениях).
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Уважаемые филилоги, русоведы, специалисты!
ответьте, пожалуйста, неспециалисту на вопрос:
Если человек умеет правильно расставлять запятые, обязательно ли ему знать - как называется то предложение, в котором у него все запятые на местах?
Зачем ему знать, что оно "сложное с бессоюзной и союзной связью"?

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+