Личный кабинет

ЕГЭ по русскому языку: методика подготовки

тренинги, помощь в подготовке, опыт работы, репетиторство
Светлана Андреева ( Пользователь )
(Сафронова Т.И. @ 16.09.2006, 17:25) <{POST_SNAPBACK}>
1. быстрота смены событий (неож. рез-т)
2. противопоставление
3. следствие, вывод (объединеныal.gif)
4. в 1 части - время или условие совершения дейст.
5. сравнение
6. пояснение
7. 2 часть - присоед. предложение (устранение неполноты?).


А по поводу двоеточия что в учебнике говорится?
Татьяна Сафронова ( Пользователь )
(msv @ 17.09.2006, 00:15) <{POST_SNAPBACK}>
Неужели в школьном учебнике пояснение смысла и причина даются с тире?

"Сопоставление употребления двоеточия и тире в разные исторические эпохи очень показательно. В настоящее время выявляется тенденция к вытеснению в ряде случаев двоеточия знаком тире. Употребление двоеточия сводится к очень конкретным и явно немногочисленным случаям, оно закрепляется в позиции перед перечислением. В других же случаях, даже когда это поддерживается ныне действующими правилами пунктуации, двоеточие практически заменяется тире. В современных публикациях часто ставится тире в бессоюзном сложном предложении при обозначении причины, пояснения, конкретизации во второй части: Не узнать Москвы - она преображена новыми кварталами, зданиями, разбежавшимися на запад, север, юг (газ.); Долго плавать не приходится - аллигаторы здесь не редкость (журн.); Я взглянул на названия - то были труды по гидрографии различных морей (Пауст.)." (Валгина Н.С. "Синтаксис современного русского языка") учебник Валгиной

(msv @ 17.09.2006, 00:30) <{POST_SNAPBACK}>
А по поводу двоеточия что в учебнике говорится?

1. 2 часть разъясняет, раскрывает содерж. 1
2. если в 1 части есть глаг. видеть, слышать, знать и т.п. (но прим.: если интонация предупреждения отсутствует, то может стоять запятая).
3. 2 часть - основание, причина того, о чём говорится в 1.
4. 2 часть - прямой вопрос.
Светлана Андреева ( Пользователь )
(Сафронова Т.И. @ 16.09.2006, 17:31) <{POST_SNAPBACK}>
"Сопоставление употребления двоеточия и тире в разные исторические эпохи очень показательно. В настоящее время выявляется тенденция к вытеснению в ряде случаев двоеточия знаком тире. Употребление двоеточия сводится к очень конкретным и явно немногочисленным случаям, оно закрепляется в позиции перед перечислением. В других же случаях, даже когда это поддерживается ныне действующими правилами пунктуации, двоеточие практически заменяется тире. В современных публикациях часто ставится тире в бессоюзном сложном предложении при обозначении причины, пояснения, конкретизации во второй части: Не узнать Москвы - она преображена новыми кварталами, зданиями, разбежавшимися на запад, север, юг (газ.); Долго плавать не приходится - аллигаторы здесь не редкость (журн.); Я взглянул на названия - то были труды по гидрографии различных морей (Пауст.)." (Валгина Н.С. "Синтаксис современного русского языка") учебник Валгиной


Я спрашивал о школьном учебнике )) Но это не важно. На самом деле это всё логично, конечно. Ведь если рассмотреть, например, предложение "Долго плавать не приходится - аллигаторы здесь не редкость", то с одной стороны в них 2 часть - причина "Долго плавать не приходится, потому что аллигаторы здесь не редкость", а с другой - в них есть и следствие, если перевернуть ("Аллигаторы здесь не редкость, поэтому долго плавать не приходится ")...

Что же будем делать, господа филологи?))) Вывод один: нужно убрать это задание из экзамена.


(Сафронова Т.И. @ 16.09.2006, 17:36) <{POST_SNAPBACK}>
1. 2 часть разъясняет, раскрывает содерж. 1


Чуть выше пояснение вроде было связано с тире... См.
6. пояснение


Как это понимать? В чем разница?
Татьяна Сафронова ( Пользователь )
(msv @ 17.09.2006, 00:37) <{POST_SNAPBACK}>
Я спрашивал о школьном учебнике )) Но это не важно. На самом деле это вес логично, конечно. Ведь если рассмотреть, например, предложение "Долго плавать не приходится - аллигаторы здесь не редкость", то с одной стороны в них 2 часть - причина "Долго плавать не приходится, потому что аллигаторы здесь не редкость", а с другой - в них есть и следствие, если перевернуть ("Аллигаторы здесь не редкость, поэтому долго плавать не приходится ")...

Что же будем делать, господа филологи?))) Вывод один: нужно убрать это задание из экзамена.

Нам, учителям, это явно не под силу. А вам?


(msv @ 17.09.2006, 00:39) <{POST_SNAPBACK}>
Я спрашивал о школьном учебнике )) Но это не важно. На самом деле это вес логично, конечно. Ведь если рассмотреть, например, предложение "Долго плавать не приходится - аллигаторы здесь не редкость", то с одной стороны в них 2 часть - причина "Долго плавать не приходится, потому что аллигаторы здесь не редкость", а с другой - в них есть и следствие, если перевернуть ("Аллигаторы здесь не редкость, поэтому долго плавать не приходится ")...

Что же будем делать, господа филологи?))) Вывод один: нужно убрать это задание из экзамена.
Чуть выше пояснение вроде было связано с тире... См.

Как это понимать? в чем разница?

Извините. Изъяснение, причём обычно 2 часть - неполное предложение.
(первый случай - можно поставить перед 2 частью "а именно", второй - перед 2 частью можно вставить союз "что").
Ещё раз простите. У нас 00. 40
Татьяна Сафронова ( Пользователь )
(msv @ 17.09.2006, 00:15) <{POST_SNAPBACK}>
Неужели в школьном учебнике пояснение смысла и причина даются с тире?

Но причина-то даётся с двоеточием. Выйти невозможно: на улице проливной дождь.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Сафронова Т.И. @ 16.09.2006, 17:25) <{POST_SNAPBACK}>
1. быстрота смены событий (неож. рез-т)
2. противопоставление
3. следствие, вывод (объединены al.gif )
4. в 1 части - время или условие совершения дейст.
5. сравнение
6. пояснение
7. 2 часть - присоед. предложение (устранение неполноты?).


Время, условие коррелирует с неожид.рез-том, выводом, следствием и сравнением, значит, здесь дубляж условий
(msv @ 16.09.2006, 17:24) <{POST_SNAPBACK}>
Ну в жизни это кому что больше нравится. smile.gif

Абсолютно точно, я обожаю двоеточие и всегда пользуюсь только им. Но ребенок потратит минимум минут 7 на обмозговывание условия выбора знака, за это время можно отредактировать треть страницы текста или сделать какие-то другие полезные дела, на экзамене каждая минутка на счету, да и гарантия от ошибки.
(msv @ 16.09.2006, 17:39) <{POST_SNAPBACK}>
Что же будем делать, господа филологи?))) Вывод один: нужно убрать это задание из экзамена.

Много чего убирать придется. Останутся от бедного козлика рожки да ножки.
Татьяна Сафронова ( Пользователь )
[quote] [quote name='ЕлИл' date='17.09.2006, 01:12' post='27450']
Время, условие коррелирует с неожид.рез-том, выводом, следствием и сравнением, значит, здесь дубляж условий[/quote]

Наверное, с филологическим образованием мы так порассуждать можем. Но учебник-то для школьников. wacko.gif
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Сафронова Т.И. @ 16.09.2006, 18:17) <{POST_SNAPBACK}>
Наверное, с филологическим образованием мы так порассуждать можем. Но учебник-то для школьников. wacko.gif


Дело не в сложных терминах, хотя и в них большой беды нет, мы же сейчас оговариваем между собой условия подачи материала, а не детям их объясняем.
Просто, нецелесообразно давать, например, время и результат как разные условия, коли они реализуются в одном предложении и просто "поддерживают" друг друга.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(ЕлИл @ 16.09.2006, 19:07) <{POST_SNAPBACK}>
Дело не в сложных терминах, хотя и в них большой беды нет, мы же сейчас оговариваем между собой условия подачи материала, а не детям их объясняем.
Просто, нецелесообразно давать, например, время и результат как разные условия, коли они реализуются в одном предложении и просто "поддерживают" друг друга.


Спасибо, коллеги. smile.gif
Вас так приятно читать. Однако, убирать это задание из КИМов считаю неоправданным. Здесь есть то, что тренирует речевое "чутьё": тренировка умения различать случаи постановки тире или двоеточния. Это многого стоит. С другой стороны, конечно, можно предложить не использовать в КИМах "трудные" случаи постановки, а ограничиться всего лишь 4-5 случаями, которые есть в учебнике. Поскольку "что позволено Юпитеру, то не позволено быку"...

Елена Ильинична, а Вы не задумывались над тем, что дети ЭТО тоже читают. А потом меня на занятиях спрашивают пояснений... smile.gif
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Филолух @ 18.09.2006, 08:33) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, коллеги. smile.gif
Вас так приятно читать. Однако, убирать это задание из КИМов считаю неоправданным. Здесь есть то, что тренирует речевое "чутьё": тренировка умения различать случаи постановки тире или двоеточния. Это многого стоит. С другой стороны, конечно, можно предложить не использовать в КИМах "трудные" случаи постановки, а ограничиться всего лишь 4-5 случаями, которые есть в учебнике. Поскольку "что позволено Юпитеру, то не позволено быку"...

Елена Ильинична, а Вы не задумывались над тем, что дети ЭТО тоже читают. А потом меня на занятиях спрашивают пояснений... smile.gif


Андрей Николаевич! Считаете слово "корреляция" неприличным?

А если спрашивают, то это прекрасно, значит "ветка" выполняет и "воспитательную" функцию (помните, мы много о ней рассуждали на форуме?). Не думаю, что внезапный вопрос об общенаучном термине может Вас поставить в тупик. Почему Вы против?

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+