Личный кабинет

Профессиональная ориентация учащихся

Владимир Еськин ( Пользователь )
Работа для научно-практической конференции
«Всероссийский интернет педсовет – 2005»
секция №14 – Интеграция общего, профессионального и дополнительного образования

Составил
Еськин Владимир Владимирович
учитель истории муниципального обра-зовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 Октябрьского рай-она города Ставрополя

«Самое воспитание, если желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья,
а приготовлять к труду жизни»

Ушинский К.Д.


Предпосылки формирования профессиональной направленности учащихся.

В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выбор сферы труда и профессии становится особенно проблема-тичным. С появлением рынка товаров возникает и рынок рабочей силы. Будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций.
Выбор сферы труда и профессии в демократическом обществе позволит выпускникам школы самим определить место в жизни. Опыт зарубежных стран показывает, что конку-ренцию на рынке труда выдерживают высококвалифицированные работники. Выпускники же школ, средних специальных и высших учебных заведений не всегда получают надле-жащую подготовку к высококвалифицированному труду, не имеют опыта и часто оказы-ваются безработными. Поэтому школам, органам народного образования, родителям и са-мим учащимся потребуется переосмыслить проблему выбора профессии.
Главные затруднения при выборе профессии заключаются в расхождении между по-требностями общества в кадрах и интересами учащихся. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо привести в соответствие, что и является главной целью профориентационной работы в школе, немаловажную роль в которой игра-ет профессиональное самоопределение учащихся. В свою очередь успех профессиональ-ного самоопределения учащихся не возможен без учета способностей личности.

ТРЕУГОЛЬНИК ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Профессиональная направленность личности

Любая система профориентационной работы, в конечном счете, замыкается на лично-сти учащегося. Поэтому необходим дифференцированный подход к формированию такого интегрального качества личности как профессиональная направленность каждого юноши и девушки. К тому же, всякая система профессиональной ориентации, как совокупность взаимосвязанных форм и методов работы, должна функционировать дифференцировано, с учетом производственного окружения, географических и национальных условий, тради-ций и других особенностей каждого конкретного региона.

Профессиональное просвещение имеет соей целью сообщение школьникам опреде-ленных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессиях. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомле-ние детей и подростков с профессиями.
Профессиональное воспитание является системой подготовки учащихся к особенно-стям деятельности в определенной производственной сфере, прививание навыков трудо-вой дисциплины, коммуникабельности с учетом специфики будущей профессии и произ-водственной этики.
Профессиография помогает формировать у учащихся представление о выбираемой профессии. Так, например, политехническое образование, ориентируя учащихся в отрас-лях современного производства, делает более широкой основу выбора или профессии в сфере материального производства.
Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессио-нальной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, со-стояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.
Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специа-листов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требования-ми, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями личности.
Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют учебные заведения, предъявляющие определенные требования поступающим в них, или учреждения, принимающие человека на работу.
Профессиональная адаптация – это процесс вхождения молодого человека в про-фессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому кол-лективу, условиям труда, особенностям специальности.

Организация профессионального самоопределения учащихся

В системе профориентации учащихся МОУ СОШ № 11 кроме классных руководите-лей привлекаются к сотрудничеству разные специалисты: психологи, социальные педаго-ги, учителя-предметники, студенты ВУЗов, курсанты военных училищ, преподаватели колледжей и ВУЗов.
Немаловажную роль в этой работе играет Учебно-производственный комбинат Ок-тябрьского района, в котором обучались в 2003-2004 учебном году 206 учащихся 9-11 классов.
Задачи школы по профессиональному самоопределению учащихся:
I.Создание методического комплекса по профессиональному самоопределению учащихся, включающего:
1). Комплекс профдиагностик;
2). Комплекс методических рекомендаций и методических разработок по организа-ции системы учебно-воспитательной работы, способствующей успешному самооп-ределению учащихся 9-11 классов;
3). Информационные справочники об учебных заведениях г. Ставрополя и Ставро-польского края;
4). Профессиональная начальная подготовка учащихся в Учебно-производственном комбинате Октябрьского района г. Ставрополя;
4). Обобщение опыта учителей по созданию системы учебно-воспитательной рабо-ты по профессиональному самоопределению учащихся.
II. Создание комплекса методических разработок по самоопределению учащихся.
III. Консультации учителей, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на профессиональное самоопределение учащихся.
IV. Проведение профдиагностики учащихся.
V. Профессиональное просвещение учащихся.
VI. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по проблемам профессио-нального самоопределения.

Система работы по профессиональному самоопределению учащихся 9 классов

Диагностика и самопознание. Дифференцированно-диагностический опросник. Карта интересов. Ориентационная анкета. Вопросник КОС. Тесты «Готовность к са-моразвитию», «Общительность», «Нравственная самооценка». Компьютерные тесты. Карточка «Мои достижения».
Профессиональное просвещение. Общая информация о профессиях: виды про-фессий, условия труда, рынок труда. Особенности рынка труда в Ставропольском ре-гионе и в стране. Общая информация «Что нужно знать о себе»: интересы, способно-сти, склонности, возможности, уровень притязаний, система профессиональной подго-товки: средние специальные, профессиональные учебные заведения, высшие учебные учреждений г. Ставрополя и края. Профессии и специальность. Профессиональная пригодность. Модель личности специалиста.
Практикумы по самопознанию, нравственному, профессиональному самооп-ределению. Игровые методики отбираются по методикам их эффективности и ком-плексности в решении задач нравственного и профессионального самоопределения учащихся, их субъективной позиции. Ролевые игры «Защита профессии». Групповой творческий проект «Модель личности и специалиста». Сочинения «Моя профессия».
Беседы и встречи со специалистами и представителями средних и высших профес-сиональные учебных заведений города. Просмотр видеофильмов по профессиональ-ному самоопределению.


Система работы по профессиональному самоопределению учащихся 10-11 классов

Система работы со старшеклассниками включает два направления:
1 – «Общеобразовательные классы»,
2 – «Профильные классы»
I. Направление «Общеобразовательные классы».
Содержание внеклассной профориентационной работы с учащимися строится на осно-ве идеи единства нравственного и профессионального самоопределения. Поэтому план воспитательной работы включает активные формы разнообразной деятельности, способ-ствующей нравственного и профессиональному самоопределению.
На этом этапе воспитательной работы акцент делается на индивидуально-личностные и групповые формы работы с выпускниками, преобладают индивидуальные консультации в сочетании с самотестированием.
II. Направление «Профильные классы».
Система работы в профильных классах становится сложной по структуре и целевым установкам.
В соответствии с предварительным профессиональным самоопределением девяти-классники в конце учебного года либо профильные классы (физико-математические, хи-мико-биологические, гуманитарные), либо общеобразовательные.
Система работы включает несколько разделов.
I. Профилизация школьных учебных предметов:
1).Координация содержания программ школьных учебные курсов с требованиями при-емных экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях г. Ставрополя;
2).Направленность содержания предметов на решения отдельных проблем, связанных со спецификой будущей профессии;
3).Интеграция содержательно-целевого компонента отдельных учебных курсов с целями профессионального самоопределения.

II. Профильные предметы раскрывают специфику будущей профессиональной деятельно-сти и особенности подготовки к поступлению в ВУЗ.
III. Использование элективных курсов для более полного профессионального самоопреде-ления учащихся
IV. Вся внеклассная работа с учащимися профильных классов строится на основе планов воспитательной работы, включающих разделы нравственного и профессионального само-определения. Групповые формы работы сочетаются с личностно-индивидуальными кон-сультациями, тестированием.

Результаты профессионального самоопределения учащихся

[attachment=79:attachment]

Ссылка, к сожалению, не работает! – модератор форума Бутузов А.В.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+