Личный кабинет

Педагогическая мифология

Андрей Лукутин ( Пользователь )
Нашел спорную, но, на мой взгляд, интересную статью, характеризующую, в том числе, происходящее здсеь
Педагогическая мифология
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 23.07.2006, 11:51) <{POST_SNAPBACK}>
Нашел спорную, но, на мой взгляд, интересную статью, характеризующую, в том числе, происходящее здесь
Педагогическая мифология

Спасибо, Андрей Владимирович, за эту статью. Мне особенно захотелось бы выделить вот этот фрагмент.Очень уж тесно связан с недавними нашими форумными дискуссиями:

В-третьих, как это ни парадоксально, возникновению педагогической мифологии в определенной мере способствует педагогическая теория. Дело в том, что современная педагогика еще во многом придерживается метафизического метода познания, что и приводит к возникновению педагогических мифов. В частности, многие педагогические явления рассматриваются упрощенно, в статике, в отрыве от динамики прямых и опосредованных детерминаций. К педагогическим мифам, генерируемым педагогической теорией, можно отнести: постановку целей образования исходя из наличных требований общества, без учета тенденций его развития; приписывание положительных изменений личности исключительно педагогическим воздействиям; одностороннюю возрастную дифференциацию содержания образования (младшие школьники не могут изучать философию, историю и др.); обособленное рассмотрение принципов обучения и воспитания, вне связи с содержанием, методами, формами и средствами; линейное понимание логики процесса усвоения (от простого к сложному, от известного к неизвестному), фактически не оставляющее места таким сложным явлениям, как инсайт, интуиция, воображение, фантазия; одностороннее понимание педагогического конфликта как непродуктивного, педагогического требования как внешнего указания и др.

И вот еще "кусок" хорош:
Мифологема «образование это сфера услуг» также сохранила свою функцию, хотя и претерпела некоторую модификацию. Раньше она означала избирательность образования (главным образом ориентированность на запросы определенных социальных групп). Например, в античности и средние века образование могла получать только аристократия. В капиталистическом мире дифференциация образования проходила по линии "состоятельные - несостоятельные".


В современном мире мифологема «образование это сфера услуг» все более попадает под формулировку «кто платит, тот и заказывает музыку». Сфера влияния этой мифологемы чрезвычайно расширилась. В США, например, появился особый жанр детской литературы. Это «как бы» сказки - не волшебные, а знакомящие детей с американскими реалиями. В них рассказывается о том, как покупать мороженое в огромном магазине, как послать письмо, как, потерявшись, обратиться за помощью и т. д. Эти «сказки» на самом деле готовят маленького человека к будущей взрослой жизни, и в таком смысле это тоже сфера услуг. Опасность заключается в том, что родители начинают активно культивировать мифы о том, что взрослая жизнь и состоит в том, как надо переходить улицу, что-то найти, позвонить, купить. В итоге создается ситуация, при которой чтение становится сферой услуг, дети перестают читать настоящие волшебные сказки, что со всей очевидностью отрицательно сказывается на процессах формирования эмоционально-образной сферы детей, лишает их детства.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 23.07.2006, 11:51) <{POST_SNAPBACK}>
Нашел спорную, но, на мой взгляд, интересную статью, характеризующую, в том числе, происходящее здсеь
Педагогическая мифология


На мой взгляд, это методологически неверный подход к имеющему место быть социальному феномену мифов. Что есть рядоположенное мифу, но не миф сознания в жизни человека, где без рефлексии смешано все в кляк?

Работа, нахождение на должности, исполнение функкций в административной вертикали иерархии структуры.

Профессиональная дейтельность педагога, воспитатателя, преподавателя, руководителя, управленца, проектировщика, оценщика, эксперта, консультатнта...Деятельность как НОРМА.

Сетевое взаимодействие в сети междисциплинарных и мехпрофессиональных отношений - клуб, сеть, сообщество...

Шизофреническое творчество мифов... Круг замкнулся...

Сами древние греки Гомера не создавали мифов Одиссеи и Иллиады, они ими жили. Сами были героями, брали Трою, спорили с богами, дружили с кентаврами.... Устный эпос создавали позже другие, которые сами подвиги не совершали, а слагали легенды древней Греции. Потом спорили между собой интерпретаторы этих легенд.

Потом нашлись разрушители языческих мифов, воссоздавшие их в конфессии с церковью как удобным для себя самих местом в реале. Зевс не нуждался в личных полномочных представитеях, правя с Олимпа. Новому богу таких посредников приписали и предписали. Себя...

Потом, спустя много веков, находились исследователи, делали на мифах науку и диссертации. Потом окакзалось, что все эти процессы мифологии, мифодизайна, воспроизводства мифов, функционирования и распада (развития) сообществ и их становления (кооперации) существуют одновременно. Третье тысячелетие. Конец истории... Круг замкнулся. Пора начинать сначала...

Выделим сущностные признаки педагогических мифологем, отражающие их природу. Адекватность предметному содержанию педагогической деятельности.


Язык мифов - это образы, метафоры, каноны и табу... Не может быть деятельности внутри мифа.

Мифы не имеют предмета. А уж адекватности тем более.

СО-держание - возможно только в коммуникации, кода оба "держат" предмет за разные концы. СО-держания и в общении выделить невозможно.... Примерную тему... Как здесь... Мухи отдельно - котлеты напрочь от мифов. tongue.gif Иначе кляк...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Так все же какие педагогиче6ские мифы имеют место быть сегодня? На мой взгляд:

"В учителя не идут потому что маленькая зарплата"

"Учитель работает самим собой"

"Педагогика - это искусство"

"Образование - это обучение И воспитание".

"Если все школы закрыть, то страна погрузится в хаос".

"Учитель учит"
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 24.07.2006, 00:51) <{POST_SNAPBACK}>
Так все же какие педагогиче6ские мифы имеют место быть сегодня? На мой взгляд:

"В учителя не идут потому что маленькая зарплата"
"Учитель работает самим собой"
"Педагогика - это искусство"
"Образование - это обучение И воспитание".
"Если все школы закрыть, то страна погрузится в хаос".
"Учитель учит"

Что мне нравится, ВИ, так это то, что Вы умеете спорить сам с собой.
Искусство ar.gif ar.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 24.07.2006, 10:14) <{POST_SNAPBACK}>
Что мне нравится, ВИ, так это то, что Вы умеете спорить сам с собой.
Искусство ar.gif ar.gif


Спорить - да... Сомневаться - да... Но никогда не противоречить себе... Тем более в этих двух вышеприведенных текстах....

Там мысль первая - деятельность и все что с ней связано НЕ МОЖЕТ быть мифологичной. Мысль второая - педагогические мифы есть ВСЕГДА, но они ОПИСЫВАЮТСЯ на совсем другом языке, чем научный, и, в частности, - деятельностный.... И притом МИФЫ НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ. Это их рационализирует и разрушает. На смну старым мифами приходят новые....

Вы на это откликнулись или....?
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 24.07.2006, 10:41) <{POST_SNAPBACK}>
Спорить - да... Сомневаться - да... Но никогда не противоречить себе... Тем более в этих двух вышеприведенных текстах....
"Учитель не должен противоречить сам себе", "Учитель всегда прав" и т.п. - это тоже педмиф. Разговоры о нем рационализировали представление о правоте учителя - появились сомнения, оттенки.

Правота и непротиворечивость суждений учителя может быть утверждена, если
- если система мышления, опыт, знания учителя постоянно развиваются и расширяются, приобретают многомерность
- если отличать личное мнение учителя и позицию, из которой он произносит то или иное суждение
- если не спорить о вкусах
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 15.09.2006, 04:13) <{POST_SNAPBACK}>
"Учитель не должен противоречить сам себе", "Учитель всегда прав" и т.п. - это тоже педмиф. Разговоры о нем рационализировали представление о правоте учителя - появились сомнения, оттенки.

Правота и непротиворечивость суждений учителя может быть утверждена, если
- если система мышления, опыт, знания учителя постоянно развиваются и расширяются, приобретают многомерность
- если отличать личное мнение учителя и позицию, из которой он произносит то или иное суждение
- если не спорить о вкусах


А у меня уже давненько аоявилась мысль, с помощью которой этот педмиф можно развеять, ну хотя бы перед учениками. Процесс прост - урок с двумя учителями одновременно. Оба учителя пытаются убедить детей в своём видении предмета. Это поможет детям показать, что даже различные представления в науке могут мирно существовать... tongue.gif
Только ещё не реализовал эту идею smile.gif
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Филолух @ 15.09.2006, 08:23) <{POST_SNAPBACK}>
А у меня уже давненько появилась мысль, с помощью которой этот педмиф можно развеять, ну хотя бы перед учениками...
В детях ли разрушать этот миф? Не думаю. Возрастной критицизм сделает это сам, без нашей помощи! tongue.gif О самих учителях речь, об их профессионально-личных мифах.
Только ещё не реализовал эту идею smile.gif
Андрей Николаевич, а нужно ли Вам это реализовывать?? Вам это не надо. Ваш миф рационализирован и развеян! bravo.gif Посмотрите, что ВИР выше написал:
...притом МИФЫ НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ. Это их рационализирует и разрушает...
И я еще раз повторю: "Социальные (психологические, онтологические и другие) иллюзии простым объяснением не изживаются!"

Урок, ведущийся двумя преподавателям это интересная затея. (У меня такой опыт был) Но, поверьте, не для того, чтобы Пед.МИФЫ разрушать, а для других целей, профессиональных! smile.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+