Личный кабинет

Мотивация учащихся в рамках дистанционоого обучения

Артем Андреев ( Пользователь )
Постановка вопроса: как ввести учащегося в дистанционный курс, заинтересовать его такой формой обучения, поддерживать и усиливать этот интерес в процессе обучения? У кого какой опыт есть по этому вопросу? Возможно, у Елены Ильиничны? Возможно еще у кого. Думаю важен опыт не только преподавателя, но и учащегося. Возможно кто-то проходил обучение в дистанционной форме...

Я думаю, что полезна информация не только об успешных, но и о неуспешных попытках. При этом, наверное, может быть три варианта: оказало положительное влияние, не оказало влияния, оказало отрицательное влияние. Причем, наверное, часто, а иногда и всегда важна последовательность действий.

У самого у меня, к сожалению, опыт маленький, в том году только запускали СДО, этот учебный год будет вторым, потому особо остро стоит вопрос о мотивации учащихся. Могу пока только предполагать, что без грамотного введения в дистанционный курс, когда учащегося надо заинтересовать, обучение может кануть в болото, не будет толком никакой заинтересованности, а значит и результатов. Причем вроде бы изначально у учащихся некоторый интерес есть, обоснованный относительной новизной такой формы обучения. Использование новых инструментов вроде бы в большинстве случаев интересно, если принимаешь решение их использовать... В процессе обучения мотивация может достигаться реальными целевыми установками учащихся, заключающимися в создании проблемных ситуаций, которыми могут являться "странные истории", неожиданные факты и т.д. (смотрел сайт Окружной ресурсный центр информационных технологий Северо-Западное окружное управление образования Департамент образования г. Москвы, вот на такую формулировку наткнулся smile.gif).
Вот, например, такая ситуация: начало года, форумы курса, например, пусты... Надо ли в них создать какие-либо темы? Если да, то какие? И зачем создавать? Если по принципу хуже не будет, может создаться другая ситуация, форум состоит из некоторого количества тем без ответов и это теоретически может создавать негативную атмосферу, отпугивать?..
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Артем @ 07.07.2006, 07:55) <{POST_SNAPBACK}>
Постановка вопроса: как ввести учащегося в дистанционный курс, заинтересовать его такой формой обучения, поддерживать и усиливать этот интерес в процессе обучения? У кого какой опыт есть по этому вопросу? Возможно, у Елены Ильиничны? Возможно еще у кого. Думаю важен опыт не только преподавателя, но и учащегося. Возможно кто-то проходил обучение в дистанционной форме...

Я думаю, что полезна информация не только об успешных, но и о неуспешных попытках. При этом, наверное, может быть три варианта: оказало положительное влияние, не оказало влияния, оказало отрицательное влияние. Причем, наверное, часто, а иногда и всегда важна последовательность действий.

У самого у меня, к сожалению, опыт маленький, в том году только запускали СДО, этот учебный год будет вторым, потому особо остро стоит вопрос о мотивации учащихся. Могу пока только предполагать, что без грамотного введения в дистанционный курс, когда учащегося надо заинтересовать, обучение может кануть в болото, не будет толком никакой заинтересованности, а значит и результатов. Причем вроде бы изначально у учащихся некоторый интерес есть, обоснованный относительной новизной такой формы обучения. Использование новых инструментов вроде бы в большинстве случаев интересно, если принимаешь решение их использовать... В процессе обучения мотивация может достигаться реальными целевыми установками учащихся, заключающимися в создании проблемных ситуаций, которыми могут являться "странные истории", неожиданные факты и т.д. (смотрел сайт Окружной ресурсный центр информационных технологий Северо-Западное окружное управление образования Департамент образования г. , Москвы, вот на такую формулировку наткнулся smile.gif).
Вот, например, такая ситуация: начало года, форумы курса, например, пусты... Надо ли в них создать какие-либо темы? Если да, то какие? И зачем создавать? Если по принципу хуже не будет, может создаться другая ситуация, форум состоит из некоторого количества тем без ответов и это теоретически может создавать негативную атмосферу, отпугивать?..


Здравствуйте, Артем! (Можно Артем, Елена?)

Ваша фраза "У кого какой опыт есть по этому вопросу? Возможно, у Елены Ильиничны? Возможно еще у кого. Думаю важен опыт не только преподавателя, но и учащегося"- это ирония или приглашение мне? Или Ваше мнение -лучше послушать тех, кто учился дистанционно? В принципе, я с этим тоже согласна.

С уважением,

Елена
Артем Андреев ( Пользователь )
(ЕлИл @ 07.07.2006, 15:58) <{POST_SNAPBACK}>
Ваша фраза "У кого какой опыт есть по этому вопросу? Возможно, у Елены Ильиничны? Возможно еще у кого. Думаю важен опыт не только преподавателя, но и учащегося"- это ирония или приглашение мне? Или Ваше мнение -лучше послушать тех, кто учился дистанционно? В принципе, я с этим тоже согласна.

Это приглашение, я просто подумал, что у Вас может быть достаточно много опыта в этом вопросе.
По поводу моего мнения - лучше послушать всех smile.gif глянуть на вопрос со вех точек зрения...
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Артем @ 07.07.2006, 16:16) <{POST_SNAPBACK}>
Это приглашение, я просто подумал, что у Вас может быть достаточно много опыта в этом вопросе.
По поводу моего мнения - лучше послушать всех smile.gif глянуть на вопрос со вех точек зрения...



Какой-то опыт есть, но не сказала бы, что его достаточно много, чтобы перестать учиться- да, я провела в европейском университете собственноручно сделанный курс, в конце студенты сдали экзамены комиссии. Результаты очень порадовали. Провела презентацию уроков на факультете инженерном, где спец. команды занимаются подобными разработками на бюджете: была на этой конференции единственным преподавателем-гуманитарием, к тому же иностранка.

Курс был разработан как дистанционный, но так как это был эксперимент, находилась в аудитории, чтобы контролировать процесс ( было интересно все, начиная с момента, куда без моей подсказки "кликнет" студент, и заканчивая тем , где он "споткнется" и чья здесь вина-неверно предъявленное ему задание (то есть моя как разработчика) или его вина, так как не знает что-то по предмету. И так - со всеми членами группы. Преподаватель-тень. На этом этапе его задача-влезть в "шкуру" студента и посмотреть на свое "детище" глазами другого человека. Совместными усилиями редактировали курс, так как ошибки в этом деле неизбежны.

Выводы, которые сделала для себя.... Ну вот, например, такие (что могу сказать с ходу):

1. обязательно, если курс платный, дать вводные уроки или базовую его часть., не жадничая, без всяких оплат. Пользователь должен освоиться с материалом, навигацией, наконец, привыкнуть к курсу, как зритель привыкает к хорошему фильму и хочет его смотреть завтра и послезавтра. Никто не будет тратить деньги на покупку кота в мешке.

2. Не бросать своего "курсанта" ни при каких обстоятельствах: беда многих разработчиков в том, что, заполучив клиента (и его деньги), они теряют к нему интерес, в лучшем случае продолжают механически снабжать его новой информацией, а что он там с ней делает -уже и не их забота. В каждом хорошо сделанном курсе обязательно будут задания "открытого" типа, по которым придется выносить вердикт индивидуально каждому ученику (все автоматизировать не получится ни при каком раскладе).

3. Перед официальной публикацией курса сделать экспериментальную "прогонку"-если курс хорош, всегда найдутся преподаватели, которые захотят его получить для своих учеников. Вы им бесплатно курс- они вам качественный feedback.

4. Форум родится сам собой, так как вопросов у них к вам будет миллион и один. Тут задача другая-суметь всем ответить.

5."Перекрестная реклама" с другими сайтами, но там, где вы не конкуренты, а дополняете своими услугами друг друга.

6.И теперь самое главное: МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ, ДОЛЖЕН БЫТЬ БОГАЧЕ, ЧЕМ УРОКИ ВЖИВУЮ ИЛИ ДОБРОТНЫЙ ЛИТ. ИСТОЧНИК.
Николай Хатьков ( Пользователь )
Мотивация в ДО очень важная вещь - ведь там для ученика имеется кажщаяся свобода поведения, тем более когда никого нет дома. Делай, что хошь, а останется потом на удачу сдать тестилки. Можно выделить несколько мотивационных моментов к обучению через ДО - естественные и формируемые. К естественным моментам можно отнести и социальное принуждение к обучению и естественную потребность изучать новое, а к формируемым - те мотивации, которые вынужден вносить учитель, если вектор естественных не совпадает необходимостью изучать то или иное действо. Конечно всем известен эффект - наличие мотивации улучшает обучение, поэтому педагоги и стремятся его использовать. Однако, живое отсутсвие учителя в ДО практически сводит на нет традиционные мотивационные уловки. Чо ж остается в ДО?
Первое - рейтинговая система оценок. Когда мы его вводили, нам говорили, что рейтинг в ДО не нужен. Теперь оказалось, что нужен, в том числе и по мотивационной причине - он дает больший мотивационный соревновательный эффект, поскольку содержит в себе интегральную оценку.
Второе - публичное использование рейтинга на досках объявлений, в том числе и его нилучшее расположение и локальное формирование в тестилках и тренажерах.во время занятия.
Третья - факторы психологической разгрузки - музыкальные фрагменты во время рутинных операций и пауз.
Четвертое - возможность выбора пола и возраста виртуального учителя.
Пятое - премиальные бонусы за различного рода решения дополнительных заданий. Бонусы могут быть разные - баллы рейтинга, диски, поездки и пр.

Это технические реализуемые мотивационные решения.
Сергей Галаган ( Пользователь )
http://www.imo2007.edu.vn/index.php?module....php&ct=RUS - для мотивации, smile.gif российская золотая ar.gif команда международной ОЧНОЙ олимпиады.

Как это сочетается с провальным ЕГЭ-математика - загадка не для этой темы.
Дмитрий Гавриков ( Пользователь )
Мы с 2004 года занимаемся ДО, пока правда на уровне повышения квалификации педагогов, но как показывает практика, учителей не в меньшей степени необходимо мотивировать на занятия в формате ДО. Убежден, что только четким структурированием курса и подготовкой детальных пошаговых инструкций по работе и прохождению курса + качественным контентом и интересными формами проведения занятий = можно решить вопрос успешности прохождения курсов.
Слушателю/учащемуся курса ДО должно быть предельно ясно что от него хочет преподаватель, как с этим справиться и что он за это получит. Речь идет о прозрачности учебного процесса.
Форум хорошее средство асинхронного ведения занятий. Мы заранее публикуем задания к семинарам в форуме и каждый участник имеет возможность в индивидуальном режиме обучаться. Важны внимательность тьютора к каждому сообщению в форуме, потому что вопросов возникает масса и нужно держать "руку на пульсе"
WWW Отдел ДО ИГПУ: http://vu.isttu.irk.ru/odo.htm
WWW Виртуальный Университет ИГПУ: http://vu.isttu.irk.ru
Олег Посысаев ( Пользователь )
Второй год использую в практике преподавания курса Истории России, дистанционный курс созданный на базе платформы Web-класс ХПИ http://dl.kpi.kharkov.ua/techn/nvs2_03 Курс направлен на поддержку очного курса истории и мотивирующим моментом является интеграция материалов очного и дистанционного курса. Материалы дистанционного курса дублируют и дополняют очный курс. Задания для итоговой аттестации по зачётной теме строятся на основе дистанционного курса. Учащиеся сдавшие зачёт по теме дистанционно, освобождаются от очной сдачи. Курс позволяет, выполнив ряд заданий дистанционного курса, получить оценку в классный журнал. Вне сомнения, важное значение имеет рейтинговая система и её поддержка на очных уроках. Разговор конечно ведётся о дистанционной поддержке (т.е. использовании дистанционных технологий) а не о полно ДО.
Владимир Блохин ( Пользователь )
(Артем @ 07.07.2006, 07:55) <{POST_SNAPBACK}>
Постановка вопроса: как ввести учащегося в дистанционный курс, заинтересовать его такой формой обучения, поддерживать и усиливать этот интерес в процессе обучения? У кого какой опыт есть по этому вопросу? Возможно, у Елены Ильиничны? Возможно еще у кого. Думаю важен опыт не только преподавателя, но и учащегося. Возможно кто-то проходил обучение в дистанционной форме...

Я думаю, что полезна информация не только об успешных, но и о неуспешных попытках. При этом, наверное, может быть три варианта: оказало положительное влияние, не оказало влияния, оказало отрицательное влияние. Причем, наверное, часто, а иногда и всегда важна последовательность действий.

У самого у меня, к сожалению, опыт маленький, в том году только запускали СДО, этот учебный год будет вторым, потому особо остро стоит вопрос о мотивации учащихся. Могу пока только предполагать, что без грамотного введения в дистанционный курс, когда учащегося надо заинтересовать, обучение может кануть в болото, не будет толком никакой заинтересованности, а значит и результатов. Причем вроде бы изначально у учащихся некоторый интерес есть, обоснованный относительной новизной такой формы обучения. Использование новых инструментов вроде бы в большинстве случаев интересно, если принимаешь решение их использовать... В процессе обучения мотивация может достигаться реальными целевыми установками учащихся, заключающимися в создании проблемных ситуаций, которыми могут являться "странные истории", неожиданные факты и т.д. (смотрел сайт Окружной ресурсный центр информационных технологий Северо-Западное окружное управление образования Департамент образования г. Москвы, вот на такую формулировку наткнулся smile.gif).
Вот, например, такая ситуация: начало года, форумы курса, например, пусты... Надо ли в них создать какие-либо темы? Если да, то какие? И зачем создавать? Если по принципу хуже не будет, может создаться другая ситуация, форум состоит из некоторого количества тем без ответов и это теоретически может создавать негативную атмосферу, отпугивать?..

К вопросу о МОТИВАЦИИ. Как известно, "источником человеческой активности являются его ПОТРЕБНОСТИ". Потребность УЧИТЬСЯ может быть двух видов: "когда ИНТЕРЕСНО и когда НАДО".
Этим и надо руководствоваться при создании учебников, курсов, пособий. Не вдаваясь в детальные рассуждения скажу, что современные СДО на базе каких-либо программых "движков" обречены на неудачу, если не реализуют потребность НАДО.
Если есть выбор: изучать Курс по учебнику или через компьютер дистанционно, что Вы предпочтете?
Пользуйтесь этим критерием перед созданием дистанционного Курса. Современные студенты не любят читать учебники (и тем более их штудировать), но им не менее "тоскливо юзать" на компьютере (нередко в последний день перед экзаменом) для ознакомления с Курсом. Если к тому же при создании дистанционного Курса не учитываются механизмы человеческого восприятия, усвоения и запоминания потока новой информации, то эффективность такого дистанционного Курса будет не высока, а это обидно для разработчика..
ИТОГ: Вот критерии восстребованного дистанционного Курса: НАДО (заточен под экзамен), позволяет быстро схватить СУТЬ Курса, ОРИГИНАЛЕН (т.е. нет альтернативы в виде традиционного книжного учебника, конспекта).
Вот так вот.
Успехов, Владимир В. Блохин, сайт: http://blog.blohin.com "SVG-технология и Образование XXI века".
Анна Кошкина ( Пользователь )
Вы знаете опыт у меня небольшой в ДО. Я была методистом ДО в проекте «информатизация системы образования» в межшкольном методическом центре. Мы продвигали как дистанционное обучение среди школьников, так и среди учителей. Создавали сами дистанционные курсы. Одно могу точно сказать мотивировать ученика не надо. Он будет обучаться в двух случаях: если ему этот курс нужен для учебы или себя (личный интерес).
Другой вопрос как удержать его на своем курсе? al.gif
Тут все сложнее.
На мой взгляд, чтобы ребенок выбрал ваш курс нужно учесть следующее:
1. Курс должен быть разработан грамотно, структурирован.
2. Написан простым и доступным языком.
3.Должна присутствовать гибкость временного режима работы и четкость сроков обучения.
4.Наличие обратной связи с педагогом.
Последний пункт самый важный, т.к. я знаю примеры когда дети переставали учиться на дист.курсе по причине отсутствия связи с педагогом.
И сама проходила ряд курсов дистанционно, получила массу удовольствия. Т.к. график гибкий и плюс взаимодействие с сетевыми педагогами присутствовало всегда.
Я за дистанционные курсы

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+