Личный кабинет

Культура и искусство народов Приамурья

Светлана Егорова ( Пользователь )
Культура и искусство народов Приамурья в национальном образовании школьниковКультура и искусство народов Приамурья - особая страница в истории Дальнего Востока. Красота сурового края с древних времён воспевалась севе¬рянами, которые преклонялись пред силами тайги и небес. Дошедшие до нас из глубин веков материалы УНТ, предметы декоративно-прикладного искусства, напоминают книгу таинств, где зашифрованы мифы, легенды, сказания, а также психология людей, веками населявших эти земли.
Вспомнить забытое, обрести утраченное, погрузившись в мир наших предков, испросив у них благословения и поддержки в нашей сегодняшней многотрудной борьбе с самими собой, — вот задача для тех, кто занимается на¬циональным образованием детей.
Приобщение человека к мировой культуре невозможно без глубинного ощущения себя как части человечества через культурные традиции своего 1% рода. Каждый человек - представитель какой-то национальности: русской, французской, итальянской..., - и в этом качестве наследник всего созданного человечеством национальная культура - корни, мировая культура - древо. То обстоятельство, что мы как-то специально говорим о национальном образовании (!) - печально. Нам приходится объяснять нашим детям то, что не должно нуждаться в объяснении: обычаи, традиции, ценности каждого народа утвер¬ждаются в сознании ребёнка естественно, как умение дышать, если они живы в народе. Наша нынешняя ситуация, если развернуть сравнение культуры с дравом, такова: мы сегодня стараемся прирастить к родным корням «срубленное дерево».
Наше общество, несомненно, нуждается в возвращении традиционных ценностей, и ради этого стоит потрудиться. Но как сказано выше, дело это очень непростое: изучение традиционных культур современными школьниками - это особая образовательная область, связанная с краеведением. В этой облас¬ти нашими педагогами наработано много разнообразных методов, приёмов, может быть даже сделаны педагогические открытия.
В образовательном процессе многое зависит от наглядности. Не в плане количества наглядных пособий, а в плане — «я сам в этом лично убедился». По¬этому в нашей Верхне-Эконьской средней школе был создан в 1994 году этнографический музей, в основу которого вошли предметы материальной культу¬ры нанайцев, собранные на территории села учащимися, их родителями, учите¬лями. В музее богатая коллекция женских украшений, одежды, среди которой халат из рыбьей кожи конца 19 в.; коллекция сэвэнов, предметов культа шама¬на, предметов быта русских переселенцев и нанайского дома. Представлены работы современных мастеров прикладного искусства: Самар А.А., Са-мар Ю.Д., Николая У., Пассар Л.У., Гейкер А.И. и многих других. В фондах му¬зея есть специальная видеотека, в которой представлены записи по декоратив¬но-прикладному искусству, обрядов; нанайских песен, сказок, рассказ о масте¬рах и многое другое. Всё это даёт возможность ребёнку при проведении заня¬тий, наглядно представить, эмоционально прочувствовать материал.
Изучение традиционного народного искусства возможно для любого воз¬раста, начиная с дошкольного (4-5 лет), потому что «детскость», «наивность» его сродни детскому восприятию мира. Детям постарше понятен смысл образ¬ной Системы народного искусства; средний школьный возраст легко увлекается ритмикой и символикой орнамента, этому возрасту созвучна и понятна знако¬вая Система народного искусства (круг, ромб, квадрат, спираль). Старшим школьникам, прошедшим начальную подготовку, интересен Храм Предков - их верования, обряды, обычаи, их Дом - то есть бытовая культура. Им посильна исследовательская работа, выставочная деятельность и т.д. Для учащихся 8-9 классов открыт факультативный курс «Магия слова».
Нанайский фольклор - наиболее высокая точка удивления в духовной культуре нанайцев. В нём особый способ видения жизни, её поэтического пере¬осмысления и преобразования в духе выполненных и бережно сохраняемых с давних времён идеалов красоты, добра и гармонии; в нём история народа во всей её самобытности, концентрированное воплощение богатства родного язы¬ка. Поэтому изучение устного народного творчества своего народа — необходимый элемент национального образования. На занятиях факультативного курса ребята не только изучают жанры нанайского фольклора, особенности поэтиче¬ского языка, но и сами участвуют в сборе фольклорного материала, встречают¬ся с уникальными мастерами художественного слова. Особенностью данного курса является то, что в основе его изучения лежат фольклорные тексты, собранные на территории Комсомольского района.
Любому возрасту доступно ощущение радости, исходящее от предметов традиционного народного искусства, обаяние рукотворности вещей, сделанных Macтером. Представленные в музее работы члена союза художников России А.А. Самар, известных мастеров прикладного искусства Л.У. Пассар, Ю.Д. Самар, Р.Г. Барановой, резчиков по дереву У. Николая, Д. Оненко - не только восхищают красотой, но и воспитывают эстетический вкус. Этому же способ¬ствуют персональные выставки, встречи, ежегодно проводимые в школьном
Еще более наглядно и убедительно не просто знакомство с творениями мастеров, а погружение в мир народного искусства через вещи, сделанные своими руками, через личный опыт творчества в традициях своего народа) В нашей школе клуба занятия клуба «Прикладное искусств народов Приамурья» Ю.Д. Самар. Она считает, что «культурная эрозия» - серьёзная про¬блема для народов Приамурья. Можно дать ребёнку образование, здоровье, но всё это не будет работать до тех пор, пока люди не будут знать, кто они есть. Традиционная жизнь ушла безвозвратно в прошлое. Она не будет такой, какой была сто лет назад. Люди одновременно находятся как бы в двух мирах: в тра¬диционном (охота, рыболовство, родной язык, культура) и в мире современной жизни, с компьютером, телевизором, современными технологиями.
Важно найти равновесие, сохранить свои традиции. Без этого люди поте¬ряли бы себя. Поэтому очень внимательна и доброжелательна на своих заняти¬ях Юлия Дмитриевна. Вышивают дети национальный орнамент, вырезают узо¬ры из рыбьей кожи под удивительные рассказы о жизни своего народа, слышат живую нанайскую речь.
На порядок убедительнее будет всё, о чём сказано выше, если в ходе ра¬боты идёт сравнение, сопоставление традиционных культур двух или несколь¬ких народов, находящихся в поле зрения педагога и учеников. В нашем случае -русской и нанайской культуры, т.к. наше село Верхняя Эконь образовано на месте древнего нанайского стойбища и, начиная с 1915 года, русские и нанайцы живут вместе.
Важнейшим аспектом такого сравнения должна стать изначальная связь человека с природой, с землёй, которая присутствует в народном искусстве всех народов и воспроизводится на всех уровнях истории. Именно в этом коре¬нится всечеловечность, то общее, что объединяет народное искусство всего ми¬ра. .
Кроме того, традиционное искусство как «детство культуры» характери¬зуется целостным восприятием мира, то есть тем самый миропониманием, которое является целью, национального образования.
Таким образом национальная культура, искусство - наиболее эффектив¬ное, благодатное средство национального образования школьников» том слу¬чае, когда идёт в комплексе с развитием национальных промыслов: шитьём, резьбой по дереву; обрядами, собирательской и исследовательской деятельно¬стью учащихся.
Олег Чебан ( Пользователь )
(Егорова @ 25.05.2006, 19:26) <{POST_SNAPBACK}>
...
Важно найти равновесие, сохранить свои традиции. Без этого люди поте¬ряли бы себя. Поэтому очень внимательна и доброжелательна на своих заняти¬ях Юлия Дмитриевна. Вышивают дети национальный орнамент, вырезают узо¬ры из рыбьей кожи под удивительные рассказы о жизни своего народа, слышат живую нанайскую речь.
На порядок убедительнее будет всё, о чём сказано выше, если в ходе ра¬боты идёт сравнение, сопоставление традиционных культур двух или несколь¬ких народов, находящихся в поле зрения педагога и учеников. В нашем случае -русской и нанайской культуры, т.к. наше село Верхняя Эконь образовано на месте древнего нанайского стойбища и, начиная с 1915 года, русские и нанайцы живут вместе.
Важнейшим аспектом такого сравнения должна стать изначальная связь человека с природой, с землёй, которая присутствует в народном искусстве всех народов и воспроизводится на всех уровнях истории. Именно в этом коре¬нится всечеловечность, то общее, что объединяет народное искусство всего ми¬ра. .Кроме того, традиционное искусство как «детство культуры» характери¬зуется целостным восприятием мира, то есть тем самый миропониманием, которое является целью, национального образования.
Таким образом национальная культура, искусство - наиболее эффектив¬ное, благодатное средство национального образования школьников» том слу¬чае, когда идёт в комплексе с развитием национальных промыслов: шитьём, резьбой по дереву; обрядами, собирательской и исследовательской деятельно¬стью учащихся.

Светлана Ивановна! Согласен почти со всем. Однако, время вносит свои коррективы, время динамично, среда меняется, с отрытым сердцем сегодня выжить чрезвычайно трудно.. То, что ведется такая работа - замечательно! Вы не могли бы дать задание ученикам создать презентацию (в Power Point) о работе факультатива, фотографии, озвучить фольклерные песни?
Про природу и всечеловечность, дважды согласен, даже думается, что сегодня вполне возможно заменить неоправдано активные уроки физкультуры для всех, на оздоровительные системы Дальнего востока, китайской гиманстике, причем для разной физической подготовленности.
Природа и внутренняя гармония - неразрывны, я очень согласен с Вами. Спасибо!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+