Личный кабинет

Очередное обсуждение проблем литературного образования

Иван Невидимов ( Пользователь )
Я, пожалуй, начну с того, что извинюсь за то, что наглым образом вклиниваюсь в устоявшийся поток обсуждений и привлекаю внимание многих взрослых людей, но, честно сказать, мои размышления по теме, описываемой далее, вероятно, требуют взгляда со стороны и обсуждения с грамотными людьми. Дабы не тратить попусту ваше время, я сразу опишу сложившуюся ситуацию и выдвигаемый мною тезис.

Итак, дело в том, что вот уже продолжительное время я постоянно испытываю проблемы при изучении школьного курса литературы – литература, которую школьная программа обязывает ученика активно изучать и анализировать, вызывает у меня глубокое отвращение (извиняюсь за, вероятно, излишнюю прямоту), обусловленное не просто вкусовыми предпочтениями, но и идеологическими противоречиями. Помимо того, что классическая проза, изучаемая на уроках литературы, просто "давит" меня своим реализмом, депрессивностью и постоянно иллюстрируемым упадком и драмой, в своей основе она имеет, как мне кажется, довольно субъективные классицистические идеи, размышления по поводу явно устаревших светских и социальных проблем. Разумеется, не все проблемы можно назвать устаревшими, и я не отрицаю, что множество поднимаемых такой литературой тем актуальны и в наши время, но то, каким образом преподносятся эти идеи, просто сводит меня с ума (и вновь извиняюсь за нарушение манеры изложения). Читая, например, "Обломова", мне постоянно хотелось швырнуть книгу в угол, лечь в постель и уснуть, лишь бы забыть это монотонную и угрюмую атмосферу произведения, постоянные несчастья и слепые страдания. Даже "Сон Обломова", выставляемый в мягком и приятном свете, лишь контрастировал с основным произведением, подчёркивая его мрачность и безысходность. Последующие произведения я не мог заставить себя дочитать дальше первой главы, просто перечитывая их краткое содержание и несколько сочинений, получая хорошие оценки за тестовые сочинения, содержащие смесь идей, описанных в прочитанных мною работах. Я не мог заставить себя читать эти книги просто потому, что не видел в этом смысла – они ничему не учат меня, ибо моё собственное мировоззрение, в основе которого лежат скептицизм и стремление к критическому мышлению, не принимает идей, описываемых в приведённых произведениях. Подобным образом не принимает кататоник нравоучений о том, что следует следить за своим поведением (данное не слишком удачное сравнение подразумевает бессмысленность некоторых идей относительно других точек зрения).

На основании данных событий я пришёл к мысли о том, что пути духовного развития строго индивидуальны, и если литературное образование преследует своей основной целью именно духовное и нравственное воспитание учеников в соответствии с реалиями этого мира, то она к этой цели ничуть не приближается. Наоборот, я полагаю, что такое образование может наносить деструктивный характер относительно процесса становления личности.

Таким образом, я прошу помочь мне, изложив свои идеи относительно данной ситуации, а также, если вы в чём-то согласны со мной, предложить способы хоть как-то изменить нынешний ход вещей. Ещё раз прошу прощения за то, что отнял ваше время.

На всякий случай, проясню один момент: я ни в коем случае не утверждаю, что нынешнее литературное образование целиком и полностью носит негативный характер, наоборот, я признаю, что оно может принести пользу определённому проценту индивидов, но его проблемой является то, что оно не учитывает вероятность встречи с учеником, обладающим противоречащими идеями. То есть, я бы не прочь попробовать самостоятельно подумать о том, какие темы и проблемы мне изучать, основываясь но собственной эмпирике, но это не снимет обязанности изучать крайне неприятную мне школьную программу. В конце концов, я ведь имею право на свободу мысли и слова, разве нет?



footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+