Личный кабинет

Певческая установка, дыхание, атака звука в работе с детьми в вокальном детском эстрадном коллективе

Лилия Кизилова ( Пользователь )
Музыкальные занятия, проводимые в учреждениях дополнительного образования, имеют большое значение в общеэстетическом развитии ребёнка. Исторически сложилось так, что в системе музыкального воспитания детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет) пение занимает ведущее место. Это обусловлено самой природой человека. Эстрадный вокал включает в себя: умение петь, слушать музыкальное сопровождение (фонограмму), хорошо ощущать метроритм исполняемого произведения, хорошую артикуляцию, умение создать сценический образ, преподнести песню зрителю. Занятия эстрадным вокалом с детьми младшего школьного возраста (7 - 10 лет), как показывает опыт, интересны тем, что позволяют ребёнку развивать те данные, которые ему даны природой и приобрести в процессе занятий знания и навыки, которые могут пригодиться ребёнку в дальнейшем, независимо от того будет он заниматься пением или нет.

В студию эстрадного пения «Дебют» Дворца детского творчества, как впрочем, и в другие детские вокальные эстрадные коллективы, ежегодно приходят разные дети. Одни хотят научиться петь для себя, другие - страстно желают сделать пение делом всей своей жизни и связать с ним свою будущую профессию, а третьих просто приводят родители. Как же строить с такими различными запросами педагогу свою работу? На что обратить внимание?

Конечно, никто не отрицает, что для того, чтобы достичь успехов в пении, нужно иметь трудолюбие, внимание и желание научиться петь. Однако, воспитание вокалистов начинается с важного организационного момента - певческой установки. Именно правильной певческой установке в работе с обучающимися студии эстрадного пения «Дебют» я уделяю большое внимание. С ее помощью мне удается подвести ребёнка к серьёзной работе. Репетиции обычно проводятся стоя. Положение головы и корпуса должно быть естественным и ненапряжённым, плечи слегка опущены, подбородок приподнят. Такая установка обеспечивает правильное положение звукообразующего и дыхательного аппаратов. В процессе работы постоянно обращаю внимание на правильную певческую установку, которая организует сам процесс пения и, прежде всего, дыхания.

Важнейшая роль в пении принадлежит дыханию, так как звук возникает благодаря целенаправленному давлению воздуха на голосовые связки. Существуют различные типы дыхания: грудное, брюшное, ключичное, нижнерёберно-диафрагматическое. Вокалисты при пении пользуются, как правило, смешанным дыханием. Иногда с преобладанием то брюшного, то грудного типа. Нужно заметить, что в смешанном дыхании участвуют, в той или иной мере, все отделы дыхательного аппарата, и что певческое дыхание вырабатывается в процессе самого пения.

Старые мастера говорили, что искусство пения - это искусство вдоха и выдоха. Можно с уверенностью утверждать, что не столь важным является вдох, сколько организация выдоха. Связь вдоха и выдоха очень существенна. Спокойный, но вместе с тем достаточно активный вдох с последующей мгновенной задержкой, обеспечивает необходимые условия для дальнейшего длительного экономного выдоха. Такое пение называется пением на «опоре». Очень часто можно слышать при обсуждении членами жюри вокалистов на различных конкурсах фразы типа «нет опоры» или, наоборот, «хорошая опора». Т.е. наличие «опоры» не только обеспечивает льющийся напевный звук, но и значительно поднимает вокалиста в глазах профессионалов.

Необходимо отметить, что полный красивый звук возникает в процессе пения при правильной координации всех систем, участвующих в голосообразовании. Это ещё раз подтверждает, что одних упражнений на дыхание недостаточно, чтобы добиться выработки певческого дыхания. Занимаясь не один год с детьми разного возраста вокалом, я действительно убедилась, что лучшей школой выработки певческого дыхания является само пение. Не стоит так же забывать, что согласно физиологии человеческого организма в нас заложен рефлекторный контроль дыхательной и других функций организма продолговатым мозгом, а значит полностью подчинить себе дыхание невозможно. Очень важно, чтобы певческий процесс был осознанным и целенаправленным, но получить желаемый результат в управлении певческим процессом можно по-разному.

Благодаря значительному педагогическому стажу, я сталкивалась с разными педагогами. Есть те, которые, начиная прививать навык дыхания, не акцентируют внимание детей на физиологических моментах. А есть педагоги, которые требуют от детей исполнения на одном дыхании каждой фразы, при котором ясно и определённо звучит каждая нота. Здесь важная роль отводится педагогу, который на своём примере показывает как активный вдох, задержка дыхания и постепенное его расходование помогают выполнить поставленную задачу. Звук будет напоминать шипение, если воздух израсходовать сразу, с первыми звуками. Пение будет крикливым, напряжённым, если при вдохе ребёнок поднимет плечи, а это значит, что в работу включаются мышцы, связанные с гортанью. Таким образом, процесс дыхания у детей всегда контролируется мышечными ощущениями и качеством самого пения, а регулируется требованиями музыкальной фразы. Очень важно, чтобы педагог постоянно напоминать ребёнку, что для того, чтобы не нарушать смысла, нужно петь ту или иную фразу на одном дыхании. Это заставит детей осознанно добиваться поставленной задачи. Не менее важно показать детям, что неправильное дыхание может разорвать музыкальную фразу и полностью исказить мысль, вложенную в музыкальное произведение.

Так же дыхание оказывает большое влияние на тембр, поэтому уже в младшем школьном возрасте у детей нужно развивать умение регулировать дыхание, исходя из характера произведения. Нужно отметить, что использование дыхания в выразительных целях является характерной чертой русской вокальной школы.

Не меньшая роль для достижения выразительности пения принадлежит певческой атаке звука, так как именно она определяет характер работы голосовых связок. Сила звука детского голоса ограничена и как бы сама требует мягкой атаки. При мягкой атаке связки в момент звукообразования смыкаются неплотно, что обеспечивает мягкий спокойный звук средней силы. Такой характер звукообразования способствует получению наилучших качеств тона, определяющих тембр. В объединения приходят разные дети. Есть такие, которые сами по себе вялы, инертны. У них мягкая атака при пении приводит к утечке воздуха и плохому звукообразованию. Поэтому этим детям целесообразно использовать твёрдую атаку. При этом виде атаки голосовая щель смыкается достаточно плотно, ещё до начала звукообразования, а затем с силой прорывается потоком выдыхаемого воздуха. Твёрдая атака обеспечивает интенсивную работу голосового аппарата, а мгновенность начала звука помогает точности интонирования, что тоже очень значимо.

Есть друга категория учащихся - дети, у которых наблюдается «зажатость» голоса. Это вызвано чрезмерно активным смыканием голосовых связок при громком пении. Чтобы исправить этот недостаток, ребёнку нужно объяснить, что нужно петь тише, применять мягкую или придыхательную атаку. При последнем виде атаки (придыхательной) связки смыкаются не плотно, что приводит к «подъездам», то есть неточным переходам с одного звука на другой. Но нужно заметить, что этот вид атаки должен применяться эпизодически.

В работе с детьми в вокальном детском коллективе можно пользоваться всеми видами певческих атак и всеми типами дыхания, главным критерием должно быть звучание голоса. Голос должен быть звонким, полётным. И тогда при определенном старании, трудолюбии, систематичности занятий результат не заставит себя ждать.

Список используемой литературы.

А. А. Сергеев «Воспитание детского голоса». Москва, 1950 г.
Л. Б. Дмитриев «Основы вокальной методики». 1970 г., стр. 379, 381.
В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения». Москва, 1986 г.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+