Личный кабинет

Методика воспитания по Белашову

Методика воспитания
Сергей Белашов ( Пользователь )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На базе Выпускной Аттестационной работы факультета Профессиональной переподготовки Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» по Дополнительному образованию «Психология» 2003 г. Диплом ПП №390613

по теме:

«Психологические проблемы формирования и управления

детским коллективом»

<h3 style="margin-left:0cm;text-indent:0cm">Слушателя Белашова Сергея Ильича</h3>
Научного руководителя МПГУ им. Ленина Хисамбеева Шамиля Раисовича


Адресованы:

педагогам,

школьным психологам,

классным руководителям,

мастерам производственного обучения,

спортивным тренерам,

педагогам-организаторам,

работникам спортивных, культурных досуговых учреждений,

директорам образовательных, спортивных, культурных досуговых учреждений и заместителям директоров образовательных, спортивных, культурных досуговых учреждений по воспитательной работе,

офицерам, сержантам Вооруженных сил.















Москва 2015 г.



















АННОТАЦИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ посвящены

Проблемам формирования и управления детским коллективом.

Призваны оказать помощь в формировании и управлении детскими, молодежными коллективами

педагогам,

школьным психологам,

классным руководителям,

мастерам производственного обучения,

спортивным тренерам,

педагогам-организаторам,

работникам спортивных, культурных досуговых учреждений,

директорам образовательных, спортивных, культурных досуговых учреждений и заместителям директоров образовательных, спортивных, культурных досуговых учреждений по воспитательной работе,

офицерам, сержантам Вооруженных сил.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОСНОВАНЫ

на 10-ти летнем Практическом опыте Белашова Сергея Ильича, работавшего учителем, классным руководителем в школах, прикрепленным преподавателем и мастером производственного обучения в Средних ПТУ, руководителем Детско-юношеского клуба им. Макаренко при ДЕЗ№29 Тимирязевского района г. Москвы.

Регулярно применявшим Социометрические опросы, основанные на Методике Д. Морено, Методике воспитательной работы А.С. Макаренко.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ в работе по формированию и управлению детскими, молодежными коллективами

педагогами,

школьным психологами,

классными руководителями,

мастерами производственного обучения,

спортивными тренерами,

педагогам-организаторами,

работниками спортивных, культурных досуговых учреждений,

директорами образовательных, спортивных, культурных досуговых учреждений и заместителями директоров образовательных, спортивных, культурных досуговых учреждений по воспитательной работе,

офицерами, сержантами Вооруженных сил.


Сергей Белашов
Белашов Сергей Ильич 1947 г.р. из семьи советских рядовых инженеров. Образование высшее педагогическое, высшее политическое, высшее инженерное, повышение квалификации по социальной работе 1998 г. (Институт перерабатывающей промышленности), мастер производственного обучения 1984 г. (ВИПК), психологии 2003 г. (МПГУ), менеджменту 2004 г. (Институт переподготовки РЭА им. Плеханова), юриспруденции 2002 г. (Московской академии рынка труда и информ.технлогий.)
Учитель физики в школах г. Москвы и мастер в ПТУ с 1973 г. по 1986г. Автор публикации в газете Правда в 18 февраля 1982 г. по теме организации учебных бригад, выявлению детей-лидеров и формированию из детей-лидеров бригадиров на производстве.
Организатор и Руководитель детско-юношеского клуба им. А.С. Макаренко при ДЕЗ-29 Тимирязевского района г. Москвы 1986-1988 г.г.
Депутат Моссовета 21 созыва (1990-1993 г.), член комиссии по делам молодежи, сопредседатель ОПД "Трудовая Москва" 1991-1994 г.г., Общественный публицист детской газеты "Советы Бабы Яги" (редактор Луговой Евгений Михайлович),
общественный консультант по юридическим вопросам, член высшего Совета всеславянской издательской группы "Русская правда".

Интересы: политика, педагогика, правозащита, пеший туризм, русская песня.

Статьи на сайтах на страничке Сергей Белашов: http://zhurnal.lib.ru, http://www.proza.ru, http://www.litsovet.ru, starpublication.ru, russianpoetry.ru,



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В Законе РФ «Об образовании» особое внимание уделяется «адаптации личности к жизни в обществе», и «формированию человека – гражданина, интегрированного в современное ему общество».

Доктор психологических наук Беличева С. А. в книге «Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий» указывает: «Многолетние отечественные исследования, в том числе и наши, показывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости классного коллектива, отчуждения от школы как социального института».

Д.п.н. Платонов К.К. в книге « Коллектив и личность» утверждает: «Научиться управлять общественно - психологическими явлениями - важнейшая и перспективная задача социальной психологии».

Все это доказывает необходимость создания теории и методик по формированию и управлению детскими коллективами.

Целью данной работы является изучение Проблем формирования и управления детскими коллективами

Задачами работы является:

1. Показать последовательность социально-психологических стадий формирования и управления детскими коллективами в учебной деятельности и в свободном общении по месту жительства.

2. Показать воздействие применяемых приемов на сплоченность, развитие потребностей, сдвиг мотива, эмоциональную сферу, защищенность, обучаемость, творческую активность, как всего коллектива, так и его отдельных членов.

3. Показать необходимость совмещения формальной и неформальной структуры детского коллектива и их воздействие друг на друга

4. Показать роль Лидеров в формировании и управлении детским коллективом.

5. Показать возможность обьяснения Методики А.С.Макаренко с помощью социально-психологических терминов.

Предметом данной работы является исследование социально-психологических процессов, происходящих в детском коллективе при его формировании и дальнейшем управлении.



Гипотезы работы:

1. Формирование и управление детским коллективом возможно только с помощью привлечения детей, имеющих задатки Лидеров.

2. Лидер имеет отличительные особенности Темперамента, Характера, Эмоционально-волевой сферы, Интеллектуальной сферы, Творческих данных, Физических данных.

3. Дети различаются «Психологической валентностью», т.е. способностью привлекать к себе различное число друзей.

Максимальная «психологическая валентность»-16,

минимальная –2.

4. Авторитарный, демократический, либеральный Стили управления детским коллективом являются последовательными Стадиями его развития.

5. Совмещение Формальной и Неформальной структуры Детского коллектива является необходимым средством его управляемости.

Проблемы.

Теории формирования и управления детским коллективом на сегодня нет. Теория должна раскрывать сущность исследуемых в ней явлений, давать возможность предсказывать еще не известные факты и явления.

Так называемая «Теория воспитания», является систематическим изложением основных Целей, Закономерностей исследуемых явлений, происходящих в группе детей, занятых какой-либо деятельностью и находящихся в постоянном общении друг с другом.

Однако «Теория воспитания» не дает объяснения психологической сущности процесса формирования Детского коллектива, Управления коллективом и главное возможность Предсказания изменений в коллективе и изменений в психологии личностей, его составляющих.

Отсутствует четкая Методическая оснащенность, необходимая учителю или воспитателю для формирования и управления детским коллективом.

Педагоги-практики и особенно молодые учителя не владеют необходимыми Навыками Формирования и Управления детскими коллективами и часто вынуждены бросать любимую работу из-за «невозможности справиться с классом».

Опытниые учителя в результате Проб и ошибок, усваивают некоторые отдельные Приемы Формирования и Управления детским коллективом, но, как правило, эти Приемы примитивны, а часто безнравственны.

Это Наушничество, Подкуп особыми привилегиями Лидеров, Натравливание одних Лидеров и их группировок на другие, на отдельных членов детского коллектива, с Целью заставить силой выполнять Распоряжения педагога руками детей.

Фактически, так называемая «Дедовщина», особенно свирепствующая в Детских домах и интернатах, есть прямой результат использования вышеуказанных психологически безграмотных Приемов Управления детским коллективом.



В качестве Инструмента по выявлению Лидеров и их микрогрупп, использовались Методы Наблюдения, Анкетирования, в том числе Социометрия, Контент – анализ личных дел учащихся, Опрос преподавателей, Включенное наблюдение,

путем организации совместной внеклассной деятельности (организация Походов, Вечеров отдыха, Театральных постановок), а также Учебная и Учебно - производственная деятельность.

Социометрические срезы, применяемые регулярно, позволяют педагогу выявить Лидера, его связи в группе. В дальнейшем у педагога от постоянной обработки анкет развивается педагогическая Интуиция, способность «с первого взгляда» определить Лидера чисто по внешним признакам.

В результате работы были выявлены Лидеры, сформированы Учебно- производственные бригады на базе сложившихся микрогрупп и их лидеров.

Был создан Совет лидеров, которому была передана функция Контроля и Управления коллективом, организовано Соревнование с еженедельным награждением победившей микрогруппы мороженым, билетами в театры, кино, экскурсиями.

Бихевиористы это называют подкреплением.

А.С.Макаренко – Ближней, Средней и Дальней перспективой.

Бехтерев – формированием Коллективных рефлексов.

Завязавшиеся дружеские связи замыкаются внутри учебной группы, Взаимными выборами. В результате потребность заводить дружеские связи на стороне становится столь слабой, что даже ранее имевшиеся связи, ослабевают и рвутся. Группа оказывается под полным Контролем классного руководителя или Мастера производственного обучения, поскольку теперь все дружеские связи у них на виду.

По таблицам и графам видно, что Лидеры обладают различной «психологической валентностью».

Число Лидеров в группах и сами лидеры не меняются, а вот число ребят, примкнувших к Лидеру, меняется, что подтверждает мою Гипотезу.

Поддерживая Лидера положительно направленной Микрогруппы, создавая условия контакта Лидеров друг с другом, удается систематически увеличивать Сплоченность группы, улучшать успеваемость, создавать благоприятный психологический климат.

В представленной работе, мною показано, что для практической деятельности по Формированию и Управлению детским коллективом, педагогу необходимо пройти следующие Стадии работы с детским коллективом:

1. Выявить Потребности и Интересы детей и Организовать их деятельность.

2. На первой стадии, четко и однозначно сформулировать Требования к формируемому коллективу детей и Порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя Авторитарный стиль управления.

3. В процессе Деятельности Коллектива, Выяснить Возможности и Способности детей стать Лидерами, обратив внимание на конкретные Характерные черты лидера:

природные Задатки ощущать и изменять свой Социальный статус,

общительность,

доброжелательность,

физическую развитость,

интеллектуальную развитость,

психическая устойчивость,

способность внушать к себе уважение,

способность вести за собой от одного до 16 детей в микрогруппе,

организаторские способности.

4. С первого дня назначить своим Помощником ребенка, обладающего такими Характеристиками.

5. Выявить Микрогруппы, формирующиеся вокруг Лидеров.
6. Выявить наиболее авторитетных Лидеров и их Микрогруппы, особенно те, которые направлены на Общественно - значимые цели и хорошо идут на контакт с педагогом.

7. Найти контакт с Лидерами этих Микрогрупп и создать Условия для поднятия их Авторитета (Социального статуса) в формирующемся Коллективе.

8. После нахождения положительного контакта с Лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению Целей детского коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным, положительно направленным Лидером, согласным с предъявленными педагогом Требованиями.

9. Помочь Лидеру и его окружению в Планировании и Управлении детским коллективом по установленным ранее Требованиям, постепенно переходя к Демократическому стилю управления коллективом.

10. Создать условия Соревнования Лидеров и их группировок по более качественному достижению поставленных перед коллективом Целей, с Премированием победивших Микрогрупп значимыми для детей Подарками, с организацией друг другу помощи в Приемах достижения поставленных Целей. Сдружить Лидеров между собой, увеличив Сплоченность коллектива.

11. Перевести сформированный детский Коллектив на самоуправление, «на автопилот», переходя к «Либеральному» стилю управления, Управляя коллективом «по отклонению».

Сформулированное А.С. Макаренко Требование « как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему»,

мною рассматривалось, как обязанность Педагога принять все меры к обучению ребенка возможности самостоятельно добиваться Баланса своего Уровня социальных притязаний, самооценки, со своим Социальным статусом в коллективе.

Следовательно, понятие Воспитание, мною рассматривается как приведение к Балансу уровня Социальных притязаний ребенка и его Социального статуса с помощью педагога.

Воспитанность как способность ребенка самостоятельно, без помощи взрослого, добиваться такого Баланса.

Сформировавшаяся в начальной школе, по различным причинам, в том числе и по вине самой школы, заниженная Самооценка у ребенка, невозможность добиться Социального статуса, соответствующего уровню Социальных притязаний, приводит ребенка к Аффекту неадекватности, является тем первичным Социальным дефектом, который приводит к постоянному Стрессу, Агрессии, Фрустрации, Соматическим заболеваниям, что в свою очередь препятствуют усвоению учебного материала и адаптации в Коллективе.
Психологическая помощь такому ребенку возможна только в хорошо организованном Детском коллективе, поскольку данные Характеристики личности являются социальными.

Прошу обратить внимание также на Экономическую часть работы, доказывающую большую экономическую эффективность для государства в использование Психологических приемов по выявлению Лидеров, развитию их организаторских Способностей, Профилактике детской и молодежной преступности, оказанию положительного воздействия Коллектива на Личность.

Средства, выделяемые для Исправления несовершеннолетних правонарушителей, в 12 раз превышают средства, необходимые для Психологической профилактики этих Правонарушений, возникающих у детей из-за плохого психологического климата в школе.

Суммы экономии, возникающей при уменьшении числа правонарушений и профориентации детей за счет внедрения Психологических методов Формирования и Управления детскими коллективами, по представленным расчетам, могут составить 12% бюджета России.

Однако явно диссонирующей проблемой становиться нежелание Правящей элиты допустить в свой круг огромную массу рождающихся Лидеров из Низших классов, конкурентов своим детям, которых элита готовит к Управлению государством. Именно поэтому психолог, помогающий таким Лидерам получить опыт управления Первичным классным Коллективом, и является в школе нежелательной персоной.

Существующая в школе Система унижения детей, обладающих Лидерскими задатками, является источником многих школьных Проблем как в воспитании, обучении, так и в Соматическом и Психическом здоровье детей.

По проведенным мною социологическим исследованиям в Детско-юношеском клубе им. А.С. Макаренко - 39% Лидеров рождается в семьях рядовых рабочих, 25% Лидеров рождается в семьях рядовой интеллигенции, 17% в семьях различных руководителей и 10% в семьях рядовых торговых работников.

По представленным Таблицам учебных групп также получается, что не менее 30% ребят с лидерскими характеристиками приходят в ПТУ. Школу же заканчивает только 3 – 4% детей с развитыми Лидерскими способностями, да и то, как правило, это дети из еврейских семей, которые за 5 тысяч лет научились Способам компенсации в семье стрессов, полученных ребенком в школе.

Заключение.

Попытка обвинить семью в предоставлении школе «плохих» детей, обвинение родителей в плохой педагогической работе, абсолютно неконструктивна (бесперспективна), поскольку школа при наличии педагогов – профессионалов, готовит «плохих» родителей, а те в свою очередь поставляют в школу «плохих» детей.

Ребенок должен нести в семью здоровый психологический климат из школы, а не наоборот.



Основным направлением работы Школьного психолога должна являться работа по организации помощи Администрации в Формировании детского коллектива школы, а Классному руководителю и воспитателю - в Формировании и Управлении детским коллективом класса или учебной группы.

Только Детский коллектив, правильно сформированный и управляемый с помощью социально – психологических приемов, оказывает положительное формирующее воздействие на Личность учащегося или воспитанника.


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+