Личный кабинет

Иностранный язык как индикатор карьерного роста современного инжинера

Ирина Дзюба ( Пользователь )
Дзюба И.А.
МБОУ «СОШ №6 г.Йошкар-Олы», учитель английского языка.

Иностранный язык как фактор оптимизации языкового поведения студентов технических вузов

Глобализация современного мира и стертость социокультурных границ, когда мир становится близким и резонансным человеку независимо от места жительства и места рождения, актуализируют коммуникационный аспект иностранного языка. Для молодых людей иноязычная компетентность приобретает значимость как способ включения в процессы обмена информацией и интернализации достижений культуры и техники, что существенно влияет на культурный и образовательный уровень, ценностные ориентации личности. Иноязычная компетентность приобретает особую функциональную нагрузку как вид знаний, способствующих личностной самореализации в условиях современного социума, что тесно сопряжено с процессами профессиональной социализации и индивидуализации жизненных стилей.
Другой аспект значимости данной темы обусловлен традиционным трактованием статуса иностранных языков. В общественном сознании владение иностранным языком всегда было связано с определенным социальным статусом, накладывало отпечаток на аскриптивные и приписываемые статусные характеристики. Люди, владеющие иностранными языками, стереотипно воспринимались как ученые, интеллектуалы, культурная и духовная элита общества. Подобное культурно-интеллектуальное «возвышение» билингвов, трилингвов и полиглотов на субъективном уровне сохраняется и сегодня, что выдвигает необходимость рассматривать иноязычную компетентность как показатель социального расслоения общества по критериям престижа.
В социологическом анализе данной проблемы можно выделить две основные тенденции: во-первых, интеграцию с социально-педагогическим подходом. Подчинение интересам академического образования. Этот теоретический аспект наиболее полно представлен в работах классиков социологической мысли Э. Дюркгейма, К. Манхейма, Э. Гидденса [1]. Во-вторых, структурно-функциональный подход рассматривает дифференциацию как результат деятельности индивидов и акцентирует внимание на ценности достижений оптимально обеспечивающих возможность адаптации к динамично развивающемуся обществу.
Социально-педагогический подход подчеркивает корпоративный дух образования, рассматривает иностранный язык как нормообразующий и социализаторский механизм. В социально-педагогическом подходе нашли отражение статус иностранного языка как показателя независимости и творческого подхода, с иностранным языком связывается повышение профессиональной компетентности и инновационности. С точки зрения функциональности, владение иностранным языком определяется жизненной стратегией личности или группы. В работах российских исследователей Л.Е. Петровой, С.Я. Рубиной, Ю.Р. Вишневского [2], выражен социокультурный аспект иностранного языка в высшей школе. В рамках социологии образования 90-х гг. проблема преподавания иностранного языка, выявление его статусных позиций в высшей школе представлены в работах О.И. Карпухина, Л. Н. Когана [3]. Иностранный язык в концепции элитарного высшего образования освещен И.В.Захаровым, Н.Н. Кудрявцевым [4].
Взгляды А.Ф. Валеевой легли в основу разработки понятия языкового поведения. Понятие языковое поведение занимает особое место, поскольку оно сопровождает человека на протяжении всей его сознательной жизнедеятельности и служит средством выражения его отношения к окружающему миру и к самому себе, облекая идеи и понятия в осмысленную звуковую материальную оболочку.
Под языковым поведением подразумевается последовательная совокупность языковых актов, совершаемых индивидом или группой как акторами процесса языковой коммуникации. Языковое поведение есть внешнее выражение языковой ак¬тивности и разновидность социального поведения, оно представляет собой интенциональную систему стимулов и реакций в виде цепи поступков, принимающую триадическую форму коммуникации, внутреннего монолога и экспрессивно-оценочных модусов, задаваемых языком. В этой триаде заложены основные социальные функции языка - коммуникативная, когнитивная и модальная [5].
Языковое поведение проявляется в конкретных языковых действиях, которые можно дифференцировать как выбор языковых средств, выбор сфер использования родного и неродного языков, количество и иерархия используемых для общения языков, способность переходить с одного языка на другой, стремление к углубленному знанию родного языка, развитие потребности в изучении второго и более языков, реализация в практическом поведении основных функций родного и неродного языков и т.д. Языковое поведение представляет собой реальный процесс языкового общения. В основе языковых действий лежат нормы, ценности, установки, а также внутренний мир, мировоззрение, условия воспитания и социализации коммуникантов. Механизм влияния социальной стратификации на языковое поведение реализуется через социальное взаимодействие индивидов в различных сферах общественной жизни (профессиональной, семейно-бытовой, демографической, территориально-поселенческой и т.д.). В ходе социального взаимодействия у индивида вырабатываются ценностные ориентации и установки на определенный тип языкового поведения.
Знание иностранного языка в системе академического образования предполагает приобретение индивидом статусного соответствия и трактуется в терминах сословной конвенциональности. Вследствие дифференциации высшего образования и его перехода к эталону профессионализма иноязычная компетентность превращается в компонент элитного инженерного образования. Детерминируя возможности доступа к мировым научно-технологическим достижениям и способствуя развития плюрализма в мышлении как необходимого элемента инновационной деятельности будущих инженеров.
Концепция мультикультурализма (культурный и языковой плюрализм и всяческое содействие ему [6] формирует отношение к иностранному языку как инструменту рационализации и исчислению эффективности в будущей работе. В современном мире практически все общества становятся мультикультурными, так как имеют тенденцию к демографическим изменениям. Для образовательной системы это означает, что мультикультуризм приучает актора образования жить в изменяющемся социальном и культурном мире, а это в свою очередь ориентирует на изучение иностранных языков.
Владение иностранным языком детерминирует возможности включения инженеров в международный менеджмент и интеграции в управленческую корпорацию, обозначает безграничные возможности перемены места жительства, культуры и языка. Англоязычные билингвы становятся главными действующими лицами в культурных и технических центрах. Мультикультурализм обеспечивает равенство социокультурных позиций и исходит из перемены функций иностранного языка, то есть стремления к изменению социальной идентичности различных социальных и культурных норм.
В условиях информационного общества возрастает знание иностранного языка субъектом образовательного процесса как «стартовой площадки» для социальных инноваций. Иностранный язык интерпретируется как способ скорейшей интеграции в систему сетевых структур и маркирует комплементарные возможности доступа к базам данных, что ориентирует на качество жизни, повышение стандарта совершенствования личности.
В современных российских технических вузах стремление студентов к овладению иностранным языком имеет выраженный дифференцирующий аспект. Иноязычная компетентность выступает в качестве субъективно признаваемой номинации в сознании студенчества. Престижное выделение в студенческой среде состоит не только в соответствии интеллектуальному цензу в целом, но в наличии внешних, поверхностных маркеров знаний иностранного языка. Было замечено, что студенты используют в повседневной речи заимствованные из иностранных языков слова (86%), нецензурные иноязычные выражения (73%) и отдельные стереотипные фразы (19,2%). Это позволило говорить о своеобразном молодежном социолекте, основанном на арсенале иноязычных языковых единиц, использование которых продиктовано примитивными соображениями социального престижа, иными словами, модой. При этом акцентируется фаворитизм английского в языковых предпочтениях студентов (67,7% хотели бы изучать именно его). Важность изучения иностранных языков признает вся обучающаяся молодежь республики. Более 97% учащихся всех национальностей отметили необходимость знания русского языка. На втором месте по степени признания востребованным оказался английский язык (у 93,2% респондентов татарской национальности, 88,7% русских и 80,5% марийцев). На третьем и четвертом местах у них находятся французский и немецкий языки (около 40%) [7]. Статусное соответствие владения иностранным языком связано с интенсификацией языкового обучения студентами из материально - обеспеченных слоев населения, что, однако, прямо не коррелирует с имущественным расслоением.
В условиях рыночной системы знание и обучение иностранному языку становится одним из условий успешной профессиональной социализации, что выражается в отношении к иностранному языку как инструменту восходящей мобильности. В связи с этим, изучение иностранных языков рассматривается как одно из дополнительных возможностей успешного профессионального старта и как индикатор индивидуально-инициативной модели вписывания в рыночную экономику. 40,6 % студентов отметили иностранный язык в числе предметов, по которым они стремятся развивать свои познания, 46% респондентов отметили необходимость знания иностранного языка для будущей профессиональной карьеры, 47% отметили его желательность, 9% планируют защищать диплом на иностранном языке [8]. Дифференциация происходит на уровне социального самочувствия: владение иностранным языком резко обозначает прагматический дискус и обретает характер социокультурного аспекта профессионализма в сознании молодежи. Доступ к знаниям, который иностранный язык может обеспечить, превращается в доступ к информации о получении работы, иностранный язык квалифицируется как ускоритель, усилитель социальной мобильности. Владение иностранным языком образует стратификационный ориентир стратегии успеха при будущем профессиональном становлении. Студенты, владеющие иностранным языком, демонстрируют более высокий уровень карьерных ожиданий, более широкие перспективные ориентации. В результате опроса каждый третий студент считает, что высококвалифицированный специалист должен обладать знаниями компьютера и иностранных языков, 25% респондентов причисляют человека, обладающего иноязычной компетентностью помимо основной специальности к числу профессионалов.
Важность изучения иностранных языков признает вся обучающаяся молодежь республики. Более 97% учащихся всех национальностей отметили необходимость знания русского языка. На втором месте по степени признания востребованным оказался английский язык (у 93,2% респондентов татарской национальности, 88,7% русских и 80,5% марийцев). На третьем и четвертом местах у них находятся французский и немецкий языки (около 40%).
На основании этого можно сделать вывод, что достижение иноязычной компетентности студентами имеет следующие цели: прагматическую - достижение большей конкурентоспособности и последующее успешное трудоустройство (60%), информационную - расширение доступа к информационным ресурсам (35%), развивающую - возможность повысить свой образовательный уровень (26,6%), престижную – за счет повышения образовательного уровня повысить свой социальный статус (10,8%) [9].
Владение иностранным языком способствует плюрализации инженерной профессии и ее трактовке в контексте международного сотрудничества, так как с ним связываются коммуникационные умения в целом, способность понимать глобальные контексты и ситуации и усиление конкурентоспособности специалистов на мировых рынках.


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+