Личный кабинет

Искусство построения отношений.

Создание позитивных отношений как цель воспитания
Сергей Карпов ( Пользователь )
Здравствуйте!

Проблема целей воспитания не в том, что они не определены, проблема в разнообразии определений цели. На сегодняшний день цель воспитания в самом общем виде формулируется как развитие ЛИЧНОСТИ.
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (Фед. закон 273-ФЗ "Об образовании").

В идеале, и по умолчанию интересы «человека, семьи, общества и государства» должны быть едины, по крайней мере, воспитание должно быть построено так, что бы интересы «человека, семьи, общества и государства» - совпадали и между ними, не было бы противоречий.
Полагаю, что в реальности интересы «человека, семьи, общества и государства» не совпадают, различаются и потому, цели воспитания в какой-то мере отражают интересы личности, семьи, общества и государства. Причём интересы различных субъектов не определены, и ЧТО в воспитании производится в интересах личности, а что в интересах иных субъектов - большой вопрос.

Предлагаю немного иначе взглянуть на цели воспитания.
Личность существует, живёт, развивается в системе социальных ОТНОШЕНИЙ.
Существующие в обществе отношения являются определяющим воспитывающим фактором, главным всеобъемлющим «воспитателем». Человек воспитывается системой существующих в обществе отношений, и человек воспроизводит, изменяет социальные отношения в своих интересах.
Коль скоро существующие социальные отношения естественным образом воспитывают личность, формируют качества личности, а личность вступая в отношения (взаимоотношения) с другими личностями и социальными группами, коллективом, обществом, государством создаёт отношения имеет смысл определить цель воспитания в создании социальных отношений.
В первом варианте определение может звучать следующим образом:

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ заключается в создании социальных отношений способствующих развитию личности, семьи, общества и государства.

В самом общем случае - это создание отношений взаимопонимания, согласия, сотрудничества, взаимопомощи, уважения, дружелюбия, при таких отношениях и человеку комфортно, и общество развивается.
Отношения недоверия, противостояния, конфликтные отношения и в крайних негативных проявлениях отношения вражды и ненависти разрушают и личность и общество.

Создание позитивных созидательных отношений в социуме невозможно без изменения (развития) личности, в конечном итоге отношения в обществе – это отношения личностей, поэтому цель - создание позитивных социальных отношений, по умолчанию предполагает развитие личности, развитие личности в плане создания отношений.

Естественный вопрос – а зачем это?
Из своего опыта знаю, что человек может изменять своё отношение и может изменять отношения (взаимоотношения). Как? Об этом в следующих сообщениях.

А пока об отношениях подробней.

Шкала отношений человека.
Точка отсчета, «0» на шкале отношений - отношения безразличия, отношения при которых при восприятии, взаимодействии с объектом отношений эмоциональное состояние человека не изменяется. Эмоциональное состояние после взаимодействия остаётся таким же, как и до восприятия, так человек воспринимает привычное, как фон. Человек замечает, но объект не привлекает внимания, не вызывает эмоциональной реакции.
Если воспринимаемое (объект, изменение объекта – процесс) не безразлично, то его восприятие вызывает эмоциональную реакцию - положительную (позитивную), или отрицательную (негативную).
Все возможные отношения человека условно расположим на числовой оси - в область отрицательных значений негативно окрашенные отношения от безразличия до ненависти, в область положительных значений от безразличия до любви.
Во всей гамме отношений условно выделяем отношение по интенсивности от «0» до «5», располагая их на числовой оси в обе стороны.
Произвольно выделяем следующие отношения с числовыми значениями эмоциональной интенсивности.
В направлении отрицательных значений:
- 1 –раздражение;
- 2 – неприятие;
- 3 - отвращение;
-4 - вражда,
-5 – ненависть.

В направлении положительных значений:
+1 – интерес;
+2 – симпатия;
+3 - влечение;
+4 – дружелюбие;
+5 – любовь.

Отношения противоположными парами с абсолютными значениями эмоциональной интенсивности.

«-» «+»
Безразличие 0 Безразличие;
Раздражение 1 Интерес;
Неприятие 2 Симпатия;
Отвращение 3 Влечение;
Вражда 4 Дружелюбие;
Ненависть 5 Любовь.

При взаимоотношениях (взаимодействии) эмоциональная реакция объективно проявляется в изменении функционального состоянии головного мозга и всего организма.

Внутренне эмоциональная реакция переживается как ЧУВСТВО с позитивной или негативной эмоциональной окраской.

Внешне переживаемые при взаимоотношениях чувства вызывают реакцию активности, активного проявления отношений в тех или иных действиях.

Эмоциональная реакция может проявляться в непроизвольных изменениях мимики, интонации, жестах, в и неосознаваемых действиях человека и в осознанных, целенаправленных действиях.
При этом реализуются имеющиеся «стандартные» для этого человека программы поведения в ситуации.
Одна из форм активности заключается в подавлении внешних проявлений, в подавлении реализации «стандартных» реакций, действий человека. При этом отношение может остаться на уровне внутренних чувственных переживаний, чувств, проявляясь только в неуправляемых реакциях организма, включая осознаваемые или бессознательные непроизвольные, т.е. неуправляемые сознанием действия.
Даже при максимальных, крайних значениях эмоциональности отношений (ненависть-любовь) человек может сдерживать себя, скрывать, в меру владения собой, своё отношение, и не проявлять своего отношения в действиях, т.е. управлять своими действиями.

Подавляя проявление отношений в форме стандартной реакции, человек может перевести активность во внутренний план и отказываясь от действий вовне, инициирует активность во внутреннем мире, в сознании.
Содержательно активность в сознании может заключаться в анализе ситуации, построении модели ситуации, построении новых форм реагировании в ситуации.


[любая альтернативня история, любая крайняя точка зрения – вредна. Вредна, потому что ведёт к конфронтации (вы это видите по тому, что происходит здесь и сейчас.). Только если рассматривать оба варинта, без эмоций, только это поможет понять причины произошедшего, а значит – понять, как в последующем избежать подобных ошибок.

(Воспитание детей и молодежи / Об основах русского воспитания и образования).


3. ]В чем причина первой мировой войны, революции, гражданской войны, любых вооружённых (и просто) конфликтов – НЕ ЗНАЮ. ЛЮБОЕ событие в истории человечества обусловлено бесконечной цепью событий идущих в глубину веков, «к сотворению мира».
Двигаться вглубь истории по цепочке событий, для поиска «первопричин» – заведомо ошибочный путь.

Полагаю, что причины ВСЕХ социально значимых событий продуктивней искать в сознании человека, в социальной «природе» человека, в его ВОСПИТАНИИ!
(Воспитание детей и молодежи / Об основах русского воспитания и образования).

Конфронтация, а в общем случае КОНФЛИКТ, от банальной ссоры, до вооружённого конфликта с кровью и смертью, революции, войны, это внешнее ПРОЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ в ДЕЙСТВИЯХ. Причина конфликта не в различии точек зрения, даже если они крайние, конфликт порождается отношениями, в конфликте отношения проявляются.

В цепи причинно-следственных связей конфликт – следствие отношений (взаимоотношений), конфликт возникает при особой форме отношений субъектов, при конфликтных отношениях. Конфликтные отношения это отношения со знаком «-» на шкале отношений, негативные отношения от раздражения (-1), до ненависти (-5). При отношениях позитивных, со знаком (+), конфликт невозможен.

(в сообщении была исправлена опечатка - (+5) исправлено на (-5) - отношение ненависти негативное, со знаком минус).

Итого.
КОНФЛИКТ – это форма ПРОЯВЛЕНИЯ отношений, конфликтных отношений.
Если отношения ПРИЧИНА, а конфликт (в той, или иной его форме) – СЛЕДСТВИЕ, то логичнее вначале разобраться в причинах, т.е. - в ОТНОШЕНИЯХ:
- что такое отношения?
- как возникают те или иные отношения?
- какие отношения порождают конфликты?
- каким образом отношения порождают конфликты?
- как строить, создавать бесконфликтные отношения?
Виктор Дроганов ( Пользователь )
[quote name='Сергей Карпов' ения (-1), до ненависти (+5). При отношениях позитивных, со знаком (+), конфликт невозможен.

Итого.
КОНФЛИКТ – это форма ПРОЯВЛЕНИЯ отношений, конфликтных отношений.
Если отношения ПРИЧИНА, а конфликт (в той, или иной его форме) – СЛЕДСТВИЕ, то логичнее вначале разобраться в причинах, т.е. - в ОТНОШЕНИЯХ:
- что такое отношения?
- как возникают те или иные отношения?
- какие отношения порождают конфликты?
- каким образом отношения порождают конфликты?
- как строить, создавать бесконфликтные отношения?
[/quote]
См прикрепленные файлы
Виктор Дроганов ( Пользователь )
[quote name='Сергей Карпов' ения (-1), до ненависти (+5). При отношениях позитивных, со знаком (+), конфликт невозможен.

Итого.
КОНФЛИКТ – это форма ПРОЯВЛЕНИЯ отношений, конфликтных отношений.
Если отношения ПРИЧИНА, а конфликт (в той, или иной его форме) – СЛЕДСТВИЕ, то логичнее вначале разобраться в причинах, т.е. - в ОТНОШЕНИЯХ:
- что такое отношения?
- как возникают те или иные отношения?
- какие отношения порождают конфликты?
- каким образом отношения порождают конфликты?
- как строить, создавать бесконфликтные отношения?
[/quote]
См прикрепленные файлы
Владимир Суходоев ( Пользователь )
А не имеет ли смысл начинать анализ с различения временных характеристик рассматриваемых форм взаимодействий участников?
В этом случае вес рассмотрения естественно будет возрастать с ростом временного масштаба.
Развитие взаимодействия эволюционное -- естественно!
Сергей Карпов ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 20.03.2014, 10:04) <{POST_SNAPBACK}>
См прикрепленные файлы

Цитата (Владимир Суходоев, 20.03.2014, 11:10) <{POST_SNAPBACK}>
А не имеет ли смысл начинать анализ с различения временных характеристик рассматриваемых форм взаимодействий участников?
В этом случае вес рассмотрения естественно будет возрастать с ростом временного масштаба.
Развитие взаимодействия эволюционное -- естественно!


Здравствуйте!
Виктор, Владимир, благодарю за сообщения – возможность развивать тему.
Обязательно !!! внимательно изучу Ваши материалы Виктор, и содержательно отвечу и Вам и Владимиру, но….
Сегодня поступлю как эгоист и тому две причины:
1 физически нет времени содержательно ответить;
2. есть уже давно заготовленное продолжение, которое не желал вставлять, потому как сообщение и так не в меру объёмное и нечитабельное.
А добавление считаю важным и необходимым именное для содержательного диалога.
Благодарю за сообщения и приношу свои извинения за то, что ПОКА на них не ответил
С уважением Сергей!

Различаем ОТНОШЕНИЯ (взаимоотношения) и ОТНОШЕНИЕ.

В ОТНОШЕНИЯХ (взаимоотношениях) участвуют (создают их), как минимум, два человека, отношения возникают между СУБЪЕКТАМИ отношений. По умолчанию отношения - это социальные отношения: межличностные отношения, отношения личности и социальной группы (семья, коллектив, партия, …), отношения в семье, в социальной группе отношения в обществе.

ОТНОШЕНИЕ - это отношение человека (субъекта) к любому ОБЪЕКТУ отношений:
другому человеку, животному, природе, мирозданию, произведению культуры, … Объектом отношения может быть ВСЁ что угодно. Объектом отношения может быть и сам человек - отношение человека к самому себе, своему поступку, сказанному слову, действию или бездействию в ситуации.

Отношения субъектов находятся в зависимости и являются СЛЕДСТВИЕМ отношения каждого из субъектов к другой стороне отношений.
Поэтому вначале определяем содержание понятия ОТНОШЕНИЕ, отвечая на вопросы:
- что такое отношение?
- как возникает отношение?
Для определённости будем рассматривать отношение одного человека к другому человеку, как оно складывается при непосредственном взаимодействии.

Продолжение.
Человек субъект отношения:
1. ВОСПРИНИМАЕТ информацию об объекте отношений, непосредственно взаимодействуя с ним. Субъект воспринимает ДЕЙСТВИЯ объекта отношения (слова, поступки, действия) ««По делам их узнаете их».
2. СОЗНАНИЕ человека формирует образ воспринятого и производит оценку. Один из результатов оценки – эмоции (+), или (-). Воспринятая информация вызывает ЧУВСТВА. Вызванные чувства играют определяющую роль в создании отношения.
3. ЧУВСТВА активизируют стандартную реакцию, МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИЙ.
4. СОЗНАНИЕ в той или иной мере корректирует, или полностью блокирует реализацию вызванной чувствами модели действий.
5. Человек проявляет своё отношение в ответных действиях.

На рисунке ОТНОШЕНИЕ - это площадь треугольника с вершинами С (сознание), Ч (чувства), МД (модель действий).
http://yadi.sk/d/IMPLltnoKzBXF

http://yadi.sk/d/vWmGmb8dKzBVV

(Давно не вставлял рисунки в текст и уже забыл как, пока только так - приложенным файлом)))
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Цитата (Сергей Карпов, 21.03.2014, 16:02) <{POST_SNAPBACK}>
На рисунке ОТНОШЕНИЕ - это площадь треугольника с вершинами С (сознание), Ч (чувства), МД (модель действий).
Взаимодействие определяется взаимодействующими формами=объектами. В зависимости от глубины рассмотрения за объектами признаётся та или иная сложность, от математической абстрактности, через физическое приближение материальной точкой, объёмным твёрдым телом, сложной структурой с твёрдыми, жидкими, газовыми составляющими, к биологическим формам, соматическим, психосоматическим, разумным, к ещё более сложным...
Обобщая, можно любой объект представить шаром со слоистой структурой, инкапсулирующей все физические и математические приближения, в зависимости от временных характеристик взаимодействия.
С (сознание) скрыто в глубине шара, Ч (чувства) сопровождают и восприятие и ответную реакцию на физические воздействия объекта, имеющий живую, разумную составляющую=глубину.
Сергей Карпов ( Пользователь )
Цитата (Владимир Суходоев, 20.03.2014, 11:10) <{POST_SNAPBACK}>
А не имеет ли смысл начинать анализ с различения временных характеристик рассматриваемых форм взаимодействий участников?
В этом случае вес рассмотрения естественно будет возрастать с ростом временного масштаба.
Развитие взаимодействия эволюционное -- естественно!

Здравствуйте!
Владимир Алексеевич, подробнее о "временных характеристик рассматриваемых форм взаимодействий участников" - я не знаю что такое."

Цитата (Владимир Суходоев, 21.03.2014, 20:30) <{POST_SNAPBACK}>
Обобщая, можно любой объект представить шаром со слоистой структурой, инкапсулирующей все физические и математические приближения, в зависимости от временных характеристик взаимодействия.
С (сознание) скрыто в глубине шара, Ч (чувства) сопровождают и восприятие и ответную реакцию на физические воздействия объекта, имеющий живую, разумную составляющую=глубину.

модели могут быть разные, важно что бы они были целесообразные, отвечали цели моделирования.
Я Выбрал модель отношений - треугольник с вершинами - у меня на то свои основания и логика развития модели.
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Цитата (Сергей Карпов, 22.03.2014, 08:00) <{POST_SNAPBACK}>
... подробнее о "временных характеристик рассматриваемых форм взаимодействий участников" - я не знаю что такое.
модели могут быть разные, важно что бы они были целесообразные, отвечали цели моделирования.
Я Выбрал модель отношений - треугольник с вершинами - у меня на то свои основания и логика развития модели.
За время поглощения или излучения фотона не успевают проявиться коллективные свойства атомов, за исключением эффекта Мёссбауэра у кристаллов ...
Модели могут быть более или менее адекватные, узкоспециализированные и универсальные.
В Вашем случае МД (модель действий) не только соединяет С (сознание) и Ч (чувства), но и пронизывает сознание, от методологии до программы действий, чувственность навыков и органическую инструментовооруженность...
Сергей Карпов ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 20.03.2014, 10:04) <{POST_SNAPBACK}>
См прикрепленные файлы


Здравствуйте!
Цель создания моей модели отношений – сделать её реальным инструментом изменения СВОИХ отношений (своих - в смысле отношений субъекта отношений).

Виктор Дроганов
«Конфликт, конфликтные отношения являются неотъемлемой частью нашей жизни. Конфликт возникает тогда, когда действия одной личности затрагивают интересы, ущемляют амбиции другой личности или унижают ее».

Если по предлагаемой мной модели ,то Ваше утверждение звучит несколько иначе. Конфликт возникает тогда, когда действия одной личности, после восприятия их сознанием, вызывает негативные чувства и соответственно негативное отношение (на шкале отношений – (-)). Форма проявления конфликтных отношений определяется интенсивность негатива вызванных чувств) и существующими моделями реагирования.

Виктор Дроганов
«Т.е. конфликт возникает не из-за (чего-либо), а потому что (оба партнера занимают позицию Начальника, или Начальника и Демократа.)»

В моей интерпретации.
Конфликт возникает в том случае, когда воспринимаемое действия одного вызывают негативное отношение другого, и ответные действия также вызывают негативные чувства, отношения.
Если один из субъектов отношений, своими ответными действиями не вызывает негативных чувств, отношения – то конфликт не возникает.

Виктор Дроганов
«Вопрос, только, в том, способен ли человек методом воспитания построить общество, в котором бы эгалитарные отношения доминировали над авторитарно-конфликтными отношениями?»

Вопрос в том, что бы развивать, воспитывать в человеке способность изменять своё поведение, не вызывая негативного отношения партнёра, сознательно управлять своими действиями для создания отношений. Тем самым он изменяет отношение к себе и это отношение проявляется в ответных действиях другого – изменяя отношение к нему.
Процесс взаимный.
Но начинает его тот, кто ПОНИМАЕТ, и УМЕЕТ сознательно управлять своими действиями (чувствами управлять …. практически невозможно, по крайней мере гораздо сложнее).
Михаил Градов ( Пользователь )
Добрый день, Сергей Александрович, согласен с тем, что,Вы, написали:
Цитата
В идеале, и по умолчанию интересы «человека, семьи, общества и государства» должны быть едины, по крайней мере, воспитание должно быть построено так, что бы интересы «человека, семьи, общества и государства» - совпадали и между ними, не было бы противоречий.
Полагаю, что в реальности интересы «человека, семьи, общества и государства» не совпадают, различаются и потому, цели воспитания в какой-то мере отражают интересы личности, семьи, общества и государства. Причём интересы различных субъектов не определены, и ЧТО в воспитании производится в интересах личности, а что в интересах иных субъектов - большой вопрос.


но при этом нам не надо забывать, что воспитание это не изолированный от окружающей среды, обстановки процесс. Если человека с рождения поместить в подземелье, то никто не сможет ему объяснить как выглядит солнце, голубое небо или какой цвет у травы. Вы, понимаете, что это идиома, того, что мы имеем. Вы, абсолютно правильно указали на отсутствие общности интересов, что в свою очередь приводит к тому, что в одном термине человек, семья, общество и государство будут видеть разное смысловое наполнение. Как пример, если для человека патриотизм будет выражать любовь и заботу о семье (обществе, государстве) и бесконфликтное существование с окружением, то с точки зрения семьи, общества и государства, патриотизм уже потребует жертвенности от человека.

С моей точки зрения, повторюсь, все эти понятия принятые при построении отношений являются искусственным привнесением, поэтому и столько обсуждений вокруг них, именно поэтому они с такой легкостью нарушаются как человеком, так и семьёй, обществом и государством в отношениях между собой. Для каждого из них эти понятия не являются тем, чем для каждого из них является таблица умножения - Законом Природы.

По сути, и Догонов и Нечушкин пишут об одном и том же. "Правила", выведенные Догоновым есть ни что иное, как интуитивное, асимптотическое приближение к истинному содержанию правил построения отношений.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+