Личный кабинет

[b]Это сладкое слово «Искусство»!?[/b]

О глубинном смысле и предназначении трёх базовых форм искусства...
Анатолий Никифоров ( Пользователь )
Лили, попробуйте дочитать этот мой пост до конца, чтобы потом прикинуть, насколько Ваш труд организатора, модератора и участника дискуссий в теме «Искусство» драгоценен или бесполезен, а то и бессмысленнен на страницах ВИПа…
**********
«Искусство»! – «…как много в этом звуке…»!?
А в этом «звуке»: - «Культура»!?
А в этих: - «Искусство и Культура»!?
Кто скажет, какое из них «более истории-матери ценно»?
Когда мы говорим «искусство», подразумеваем ли «культуру»?
Когда говорим «культура», подразумеваем ли мы «искусство»?

То есть, мы спрашиваем: насколько человек связан с одним и насколько с другим?
Или спрашиваем: что означают эти вещи для современного человека? А для школы? Для системы образования, для общества, для государства?
Для человека как Человека?

Не кажется ли нам, что человек настолько Человек, насколько он повязан культурою и искусством?! Верим ли мы, что термин «культура» предполагает «воспитание, возделывание»? И что в самом слове «воспитание» заложено искусство – искусство воспитания? И, что «Воспитание человека есть искусство из искусств» (Коменский)? Или, что лишь искусство воспитания, «сработанное» рабами античности и Рима на «семи свободных искусствах», отложилось в поздней истории культурою под названием «человек»?

Но вот на идее «семи свободных искусств» (ССИ), прослывшей фундаментом, на котором возводились Университеты Средневековья с их Концепцией высшего образования, не было искусства как такового - в его современном (нынешнем) понимании. Основу ССИ составляли тривиум – грамматика, логика, риторика, и квадривиум – арифметика, астрономия, геометрия, гармония.

Разве не видно, что все эти «искусства» по современным меркам есть не что иное как всего лишь учебные предметы Средней школы – среднего звена системы образования. Университеты же на своих учёных кафедрах и в аудиториях лишь довели эти предметы до состояния искусства преподавания, сделав их предметами профессионального мастерства. А преподавателей, достигших необходимого уровня знаний своего предмета и определенного мастерства преподавания, было принято квалифицировать научными степенями и учеными званиями, вплоть до профессоров и академиков.
Более того, весь этот процесс обучения наукам в системе образования с подачи Д.Ньюмена (автора книги «Идея Университета» - 1875 г.) стал носить характер интеллектуального развития специалистов, которых во все времена готовит (и выпускает) Университет.
Выпускников вузов стали относить к категории специалистов, составивших ту часть интеллигенции, которую принято именовать термином «интеллектуалы». Следует отметить, что именно из этой категории специалистов с тех давних времен как раз и формируется управляющая элита всех государств вплоть до современных...

Так что можно смело констатировать: именно интеллектуалы благодаря идее «семи свободных искусств и наук» захватили, а может точнее сказать получили власть во всем мире, и искусно эксплуатируют народы своих стран. Искренне удивляясь при этом, откуда берется всё то бескультурье, с приступами вандализма и обыкновенного зверства, которое мы наблюдаем ныне в Украине

Между тем, вся проблема - в традиционном представлении во взгляде на искусство как таковое и прежде всего на базовые виды искусства: ИЗО, музыку, литературу.

Но самое глубокое заблуждение заключается в том, эти три базовых элемента искусства, - дескать, исторически, - призваны лишь для эстетического воспитания человека. Вот пока педагогика будет мириться с таким «историческим» мнением о предназначении искусства, система образования таковой и будет оставаться, а именно – "безмозглой" в эстетическом отношении. Во главе с "безмозглыми" министрами-капиталистами и иже с ними чиновниками и профессорами, которые в силу этого недомогания не видят, не потому что не хотят, а потому что уже не могут видеть, что истинное предназначение базовых видов искусства – интеллектуальное воспитание ребенка. Однако это недомогание именно от того, что никто не довел до их мозгов наше определение интеллекта, что это есть «способность человека отображать действительность при посредстве искусства живописи и искусства музыки и искусства слова». А никто не довел потому, что мы все – вот такие «нормальные люди», до сведения которых сначала не были доведены вот эти сведения об интеллектуальном воспитании, а потом не было осуществлено и само интеллектуальное воспитание как таковое.
Не зря ведь Президент Путин как-то полушутя, полувсерьёз (с присущей иронией) на одном из своих телемероприятий признался: «Как все нормальные люди, я не был обучен ни живописи, ни музыке». А потом на деле показал, что сегодня вынужден брать уроки музыки, доказав это сносной игрой на фортепиано. Эти живые примеры хоть кому-то и хоть о чем-то говорят?

Но самое глубокое заблуждение со времен Д.Ньюмена заключается, на мой взгляд, в том убеждении, что именно Университет занимается интеллектуальным развитием человека и общества. На самом же деле для интеллектуального воспитания природой отпущены первые 5-7 лет жизни ребенка, когда он постигает человеческую речь, и именно в этот период искусство воспитания педагога заключается в приобщении ребенка к рисованию, музыке и речи. Ведь именно в этот период формируется не только сознание ребенка, но и подсознание, из глубин которого потом и вырастает способность к творчеству и само творчество. А отсюда и потребность в знаниях, которая должна удовлетворяться в средней школе и вузах…

Так вот предание интеллектуалами (с советских времен) забвению вот этого самого главного периода жизни человека (детство до 5-7 лет), самой природою отпущенного для постижения форм цвета, звука и слова, как основными признаками интеллектуального воспитания и развития ребенка – в этом и заключается причина того, что сегодня происходит в Украине. И не дай Бог, если это в любой момент перекинется и начнется в России, в которой и по сей день в отношении проблемы интеллектуального воспитания её министры-капиталисты по-прежнему остаются такими же "безмозглыми", как и в 1917 году…

Президент Путин поставил Правительству задачу снять проблему дошкольных детских учреждений для родительского населения России. И для чиновников федеральных и региональных министерств началась чехарда со скрежетом зубов со всевозможными уловками и хитростями по уплотнению и переселению – ведь им главное взять под козырек, а потом победно отчитаться за проделанную работу (по выжиманию пота из воспитателей и методистов ДОУ). Ведь всё это идет по линии Министерства образования и науки, а о воспитании как таковом в этом министерстве давно уже не идет даже и речи. До искусства ли воспитания им, и уж тем более до искусства ли интеллектуального воспитания, о котором они и слыхом не слыхивали от ученых – доцентов и профессоров, кандидатов и докторов педагогических наук.

Один из академиков Уральского ГПУ на моё обращение разобраться с такой темой, ответил мне прямым текстом: никто не будет с вами заниматься, поскольку такого учебного предмета в реестре образовательных дисциплин Минобрнауки никогда не было и нет. Стало быть, и не будет, следовал отсюда вывод…

Так что, дорогая Лили, мое к Вам дельное предложение: закрыть тему искусства вместе с МХК, чтобы не бередить ею души деятелям искусства и культуры, пребывающим в статусе школьных учителей или детсадиковских воспитателей и методистов. Подождем, пока гром не грянет…

А пока приглашаю провести мысленный эксперимент – представить, что искусство исчезло, нет искусства как такового - ни живописи, ни музыки, ни литературы с философией и МХК. Оставим лишь Университет с его наукою и Церковь с её Искусством Живописи и Искусством Музыки и Искусством Слова, и её верой в Бога…

Интересно бы посмотреть, куда родители поведут своего ребенка. Туда, где всё научно? Или туда, где всё красиво? И конечно же особенно сказки о Вере, где и ждет нас … «Нас возвышающий обман»? То есть Искусство, и/или сказки о Вере в Бога…

Лили, может Вы ненароком прочли и работу А.Богданова о «Науке и Вере», в которой он распял Вл.Илина (Ульянова-Ленина)? А потом и в ответ на критику загнал ему «осиновый кол в сердце!» (Подозреваю, что в этом и кроется истинная причина неожиданно свалившегося недуга и преждевременной кончины вождя мирового пролетариата)…
Что-нибудь в ответ скажете?
Спасибо.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+