Личный кабинет

Развитие социальных качеств

Возможности развития социальных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Тамара Алексеева ( Пользователь )
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития общества является целью и критерием успешности образования. Обучение в школе – ответственный момент в социально – психологическом развитии ребёнка. Обучение в школе - это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, отношения и обязанности. В жизни школьника всё подчиняется учёбе, школьным делам и заботам. Перед учениками ставим целый ряд задач, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Создавая психологический комфорт на уроке, ориентируюсь на снижение напряжения у младших школьников, даю возможность согласиться ученикам с окружающими и с самими собой. Ведь эмоции – основа атмосферы психологического и эмоционального комфорта в процессе обучения.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества и реализации себя как личности необходимо проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и совершенствоваться. В связи с этим, хочу показать, как в младшем школьном возрасте закладываются основы дальнейшего формирования личности.
На уроках литературного чтения по стихотворению А. Барто «Я – лишний», можно провести такую работу. Стихотворение читается наизусть, дети слушают, а затем в учебнике находят и прочитывают название стихотворения и фамилию автора. Обязательно обсуждаем с учащимися ситуацию, описанную в стихотворении. Как бы они поступили на месте Сергея? А на месте ребят? Даём возможность ученикам высказать своё мнение, отвечаем на вопросы учебника. Учащиеся самостоятельно читают пословицу: «Любишь кататься – люби и саночки возить». Они доказывают, подходит ли пословица к этому стихотворению?
После чтения рассказа Я. Тайца «По ягоды», с учащимися можно сравнить ситуации произведений А. Барто и Я. Тайца. Кто поступил правильнее: ребята или дедушка и бабушка? Почему Наде стало стыдно? Стало ли стыдно Сергею? Выскажи своё мнение.
Здесь уместна социоигра: «Подойди и спроси». Если ученики что-то не понимают, в чём-то сомневаются, то они спрашивают не у учителя, а у одноклассника. Как правило, ученики с большим интересом и ответственностью подходят к процессу объяснения: используют наглядность, задают наводящие вопросы. Иногда они обращаются к учителю с вопросом:
  • «Как это объяснить?» Можно переадресовать другому ученику, чтобы вовлечь в работу как можно больше учеников.
  • На уроках часто использую социоигровые технологии, которые включают большое количество приёмов и упражнений.
  • Упражнение «эстафета» провожу в разных направлениях: по вариантам, змейкой, наискосок, по кругу. Например, начинает учитель: назвать произведения А.С. Пушкина, назвать произведения о природе, назвать героев произведений о детях и т.д.

Я считаю большое внимание необходимо уделять «работе в группах».Работа в группах помогает учащимся организовать свою деятельность нетрадиционно, интересно, находят в ней моральное и духовное удовлетворение.
Распределение на группы провожу так: собери пословицу о дружбе (Нет друга – ищи, а найдёшь – береги); о Родине (Нет земли краше, чем Родина наша); о труде (Землю красит солнце, а человека – труд); или распредели существительные (прилагательные) по родам (ж. р. библиотека, столица, территория; м. р. календарь, инженер, шоколад; с. р. болото, животное, расстояние); или определи жанр произведения ( сказка, басня, рассказ ) и т. д. Состав групп может быть одинаковым по уровню успеваемости, а может быть и разноуровневым.Групповую работу можно проводить при:
  • чтении текста с выбором непонятных, незнакомых слов: то, что непонятно одному, может быть понятно другому, общие непонятные слова выписываем на доску и выясняем их значение;
  • пересказе текста по предложениям;
  • работе над выразительностью в ходе чтения стихотворений с разной интонацией;
  • рассказе о растениях, о животных и т. д., когда все участники группы объединяют свои знания о предмете и сообщают их классу.

Простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них нравственных представлений, развивают фантазию и стремление к творчеству.
При систематическом развитии социальных качеств на уроках в начальной школе, можно отметить, что ученики:
  • всегда готовы к работе;
  • активны на уроке;
  • умеют работать в коллективе;
  • готовы работать с любым учителем;
  • не боятся высказывать своё мнение;
  • ходят в школу с удовольствием.

Начиная с начальных классов, школьники должны научиться воспринимать и анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия. Формирование социальных качеств на уроке позволяет развивать память, внимание, силу воли и речь учащихся, способствует реализации идей проблемного и развивающего обучения. Важно, что при этом каждый ученик получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+