Личный кабинет

Демократизация взаимоотношений учитель-ученик, как основная составляющая учебно-воспитательного процесса

Только войдя в роль ученика, только представив себя на его месте и про
Виталий Борькин ( Пользователь )
ДЕМОКРАИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК

ВВЕДЕНИЕ
Реформирование системы образования в нашей стране в духе демократизации и гуманизации коснулось преподавания всех учебных предметов, и в частности математики. Необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками обусловлена тем, что учителя, преподавая свой предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета, помочь им реализоваться как личностям.

Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и в тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников. Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому мы видим нежелание детей учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: все хорошо - и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с классом.

Проблема демократизации урока: необходимость исследования принципов выбора методов общения с учениками.

Гуманизация образования – это введение в учебно-воспитательный процесс критериев моральности, духовности и красоты. Основная составляющая гуманизации учебно-воспитательного процесса – новый подход к определению целей обучения и воспитания школьников.

Проблема гуманизации урока: развитие творческих способностей учащихся с учетом их познавательных интересов. Гуманистический подход к организации уроков заключается в том, чтобы обеспечить субъектам обучения комфортное самоощущение, вселить в каждого ученика чувство уверенности в свои силы, увидеть в нем способную к творчеству натуру и придать ходу урока эмоционально-моральную направленность.

В то же время проводимые ныне гуманизация и демократизация образования никак не уменьшают уровня индивидуальной ответственности учащихся за результат своей деятельности.

Таким образом, для демократизации и гуманизации обучения, в первую очередь необходимо на уроке создать следующие условия:
1. Необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения.
2. Учесть возрастные и психологические особенности учащихся.
3. Выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации.

Сегодня на вопрос: "Что бы вы изменили в школе ?" - многие из поступающих в вузы отвечают без колебаний: "Отношение учителей особенно к старшеклассникам. Пусть больше доверяют, пусть не унижают достоинства, пусть избавятся от предвзятости". Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

Иногда в школах можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь – путь борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат – два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие – ученики отвергают требования учителей и школы.

Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание.

В процессе реформирования системы образования на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.

Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства "МЫ", введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический стиль – это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. Проблеме демократизации взаимоотношений в структурах образования придается особое значение как сейчас, так и в обозримом будущем.

Важным моментом в обучении вообще и в обучении математике в частности является то, чтобы каждый ученик мог убедится в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. В процессе обучения математике многие ученики добросовестно учат теоретический материал, формулировки определений, правила, серьёзное внимание обращают на теоремы, которые необходимы при решении задач. Но когда учитель предлагает простое, но необычное задание, далеко не все школьники его успешно выполняют. В таких случаях иногда даже средне или слабоуспевающий ученик может значительно быстрее проявить сообразительность и смекалку по сравнению с хорошо успевающим. Поэтому хорошая или плохая успеваемость по математике ещё не дает оснований для выявления и анализа уровня сформированности их соответствующих способностей.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Насколько существенно различие между отметкой успеваемости по математике и соответствующими способностями ученика каждого класса? Кто из учеников может существенно в дальнейшем повысить свой уровень математической подготовки, а у кого такие возможности ограничены? У каких школьников более ярко выражены либо абстрактно-математический, либо образно-математический, либо гармонический склад ума? Как усилить индивидуальный подход к каждому ученику в процессе дифференцированного обучения с учетом степени сформированности компонентов структуры математических способностей? Именно ответы на эти вопросы я пытаюсь найти прежде всего, когда начинаю обучение конкретного класса. Обязательно знакомлюсь с личным делом каждого ученика, его семейным положением, характеристикой, чтобы выработать определенный подход к каждому ребенку. Помочь найти ответы на вышепоставленные вопросы помогает система диагностических тестов, которые включают в себя и тесты для диагностики гибкости мышления, и логики рассуждения, и степени абстрагирования, и математической интуиции, и профильной дифференциации (приложение 1)

На основе выполнения учащимися тестов, учителя могут судить об определенном уровне развития математических способностей своих подопечных. В то же время это вызывает положительную реакцию и со стороны учащихся, отвлекая их от определенного ожидаемого стандарта.

Как известно, успех в обучении математике в значительной мере определяется правильной организацией учебного процесса, умением учителя обеспечить активную деятельность учеников на протяжении всего урока. Вовлечение школьников в учебный процесс путем использования современных средств обучения и различных организационных форм работы на уроке может служить важным средством повышения мотивации в обучении математике.

При подготовке урока, цели стараюсь ставить так, чтобы обеспечить:
1. Активизацию речевой активности учащихся на уроке (чтобы каждый ответ не был монологом).
2. Взаимодействие учащихся на уроке (групповая работа, работа в парах).
3. Заинтересованность учащихся в результатах обучения.
4. Наличие обратной связи "учитель-ученик".

Подход к постановке урока основываю на следующих принципах:

1. СВОБОДА ВЫБОРА (оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками).
На моих уроках учащиеся имеют возможность:
- выбирать, в каком порядке выполнять задания;
- распределять своё время;
- выбирать формы работы;

Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. Учитель руководит, стимулирует, контролирует и обучает.

2. СОТРУДНИЧЕСТВО.
Учащийся не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.

Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы; (см. приложение 2).

3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
- возможность самостоятельно добывать знания, работая над творческими заданиями, побуждает учащихся к деятельности, к собственным маленьким открытиям, что запоминается намного лучше.

В ходе самостоятельных занятий учитель и ученики рационально распределяют своё время так, что каждый ученик получает помощь в необходимой ему мере.

Самостоятельность предполагает ясность заданий, реальность сроков их выполнения, дифференцированность для быстрых и медленных учеников.

При организации самостоятельной работы в классе, при закреплении и развитии сформированных операционных навыков использую модель индивидуального обучения.

Индивидуализация является важным аспектом при обучении математике как составляющая часть демократизации взаимоотношений, ибо безликих учеников не бывает – каждый человек индивидуален.

Как реализовать индивидуальность? Надо очень хорошо изучить учеников класса, интересы, характеры, жизненный опыт, всё это необходимо свести в специальную схему - методическую характеристику класса, которая используется при подготовке и проведении уроков. Сложность заключается в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания упражнений и их организации.

Таким образом, демократизация взаимоотношений возможна через индивидуализацию при выполнении условно-речевых и речевых упражнений. Но задача заключается не только в учете способностей, а и в целенаправленном их развитии. Известный исследователь способностей И.Лейтес писал, что многостороннее развитие способностей – это нормальное, полноценное выражение человеческих возможностей. Итак, индивидуализация, как компонент методического содержания демократизации отношений на уроке требует от учителя придерживаться следующих положений:

- ведущей является личностная индивидуализация, т.е. учет при выполнении упражнений всех свойств личности, что обеспечивает мотивацию и интерес к учебной деятельности;
- индивидуализации пронизывает весь учебный процесс;
- важным аспектом индивидуализации является учет индивидуальных свойств учащихся и их постоянное развитие.

Уже с первых минут урока, определив настроение каждого ученика, провожу беглый повтор теоретического материала в свободной обстановке в виде непринужденной беседы: "если ты не помнишь, то ничего страшного – кто-нибудь поможет, а ты вспомнишь".

Такое начало урока позволяет организовать дополнительную тренировку и повторение изученного . В то же время ребята раскрепощаются, снимают напряжение, которое всегда присутствует перед началом урока. Это позволяет намного продуктивнее им работать в дальнейшем.

При отборе материала на урок пользуюсь современной литературой, сборниками тестов, задачниками. Задания подбираю разноуровневые, по каждой теме нахожу также задачи олимпиадного характера. Это позволяет хорошо успевающим ученикам не сидеть без дела или решать десятки однотипных заданий, а реализовывать свой потенциал, развивать свои навыки. Такой подход очень оправдан, даёт отличный результат. Учащиеся постоянно находятся в творческом поиске, их знания прогрессируют. Используя такую подготовку, результат не заставляет себя ждать. Так за 10 лет работы учителем мои ученики 15 раз становились призерами районной олимпиады по математике. Лучшим достижением было 2-е место на областной математической олимпиаде.

Процесс изложения нового материала делю на несколько этапов:
- начальное изложение теории без выделения отдельных её элементов;
- анализ теории и выделение в ней отдельных элементов и их взаимосвязей;
- формирование на базе выделенных элементов теории и их взаимосвязей законченной научной теории.

Особое значение придаю заданиям, связанным со сравнением и сопоставлением родственных, аналогичных и противоположных понятий и упражнений, связанных с неопределенными или переопределенными задачами, прямыми и обратными утверждениями (особенно в геометрии).

Осуществляю на уроках реализацию умственных действий учащихся. Для этого использую краткие схематические записи – конспекты материалов, алгоритмизацию различного рода заданий и правил их выполнения.

Большое значение в процессе усвоения математики имеет самостоятельная работа на уроке и во внеурочное время. Я учу ребят приёмам самостоятельной работы на уроках, формируя общеучебные навыки и воспитывая потребность постоянно совершенствовать уровень владения различными математическими приёмами. Для этого широко использую схемы, дидактические материалы. Развивая навыки самостоятельной работы стремлюсь к тому, чтобы учащиеся как можно больше говорили на уроке, поясняя свои действия, делали логические выводы из приведенного обоснования, постоянно аргументировали свой выбор. Широко используются на уроках парная и групповая работа (приложение 3).

Большое внимание уделяю подбору материалов для уроков. Использую в своей практике разнообразные виды уроков.

Тестово - диагностические уроки при начале изучения материала. Цель: определить владение учащимися операционным составом осваиваемого способа с целью дальнейшей коррекции.

Уроки - коррекции. Цель: выявление причин ошибок и определение методов их исправления.

Тестово - диагностические уроки при завершении темы.

Дифференциацию стараюсь проводить в соответствии с возрастными особенностями учащихся и степенью устойчивости их образовательных запросов.

Изложение учебного материала произвожу на одном уровне и сразу же для всего класса, а дифференциация начинается со стадии предъявления учебных заданий, связанных с усвоением изложенного материала. При этом для каждой выделенной группы учащихся устанавливается свой уровень как исходного, так и завершающего изучения темы задания. Группы при этом формируются по результатам выполнения заданий текущего, поурочного, тематического контроля (приложение 4). Учитываю при этом принцип доступности: обязательный уровень должен быть доступен каждому; принцип полноты знаний.

Рассматриваю дифференциацию на своих уроках не как право учителя сортировать учеников, а как право учащегося на выбор определенного содержания образования и форм познавательной деятельности в соответствии со своими образовательными запросами и им самим осознанными возможностями.

Особое внимание уделяю методике обучения поиску решения задач различного уровня сложности. Много времени отвожу обсуждению проблемных вопросов, учу учеников самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения, развиваю логическое мышление, интуитивные способности, пространственное воображение. Систематически и целенаправленно, особенно в условии десятибалльной системы оценивания, использую индивидуализацию и дифференциацию, стараюсь максимально учитывать личностные качества учащихся, их интересы и наклонности, особенности межличностных отношений в каждом классном коллективе.

Комплексно использую конструктивные, графические, аналитические методы поиска гипотез, обнаружения свойств различных числовых и точечных множеств. В процессе работы над задачами учащийся должен ознакомиться с различными общими и частными методами их решения и приобрести навыки поиска путей применения этих методов.

Считаю, что неудачи с усвоением школьного курса математики происходят не из-за отсутствия математических способностей, а из-за отсутствия привычки систематически работать и доводить познаваемое до понимания, а не до запоминания.

ВЫВОДЫ
Если мы хотим научить человека математике, то и учить этому надо в условиях. Достичь максимального результата, можно лишь создав атмосферу психологического комфорта. Только в этом случае возможен перенос навыков и умений.

Однако думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особое внимание на то, какие способы взаимодействия и общения для него более типичными, т.е. должен владеть навыками самодиагностики, без чего не может быть, сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизическим параметрам, отвечающий задачам личностного роста педагога и учеников.

Всё выше сказанное может стать своеобразным руководством к действию, но только при одном условии – если подойти к уроку творчески и совершить правильный выбор стиля педагогического общения.

Для этого необходимо несколько вещей – интуиция, опыт и владение тактикой обучение, но ни одно из этих качеств не должно стать преобладающим. Необходимо найти золотую середину. Например, опыт может сослужить плохую службу – немало есть учителей, которые довольствуются достигнутыми результатами в своей работе и не стремятся идти дальше.

Но бывает и так, что учитель руководствуется методическими наработками и нормативными актами, постепенно превращаясь в ремесленника.

И то и другое одинаково плохо.

Не маловажным качеством является и интуиция, но ее необходимо развивать, так как интуиция это результат длительной практической работы над собой.

Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает полную произвольность в действиях учителя , свобода здесь это хорошо осознанная необходимость.

В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш. А. Амонашвили выделил такие слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям".

Давайте же дарить детям как можно больше подарков!

ЛИТЕРАТУРА
1. Ананчанка К.А. Агульная методыка выкладання матэматыкі ў школе. - Мн.: Універсітэцкае, 1997.
2. Аўсіевіч М. Ц. Канцэптуальныя асновы гуманізацыі адукацыі. Адукацыя і выхаванне. 2001. №11.
3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М.: Воронеж, 1996.
4. Блага К. Я - твой ученик, ТЫ - мой учитель. -М. 1991.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. -М. 1983.
6. Гуцанович С.А., Радьков А.М. Есть ли у тебя математические способности? -Мн.: Народная асвета, 1997.
7. Демократизация личности: Отчет о второй встрече учителей экспериментаторов// Учительская газета. 17 окт., 1987.
8. Конюх-Синица С.А. Социально-культурный конфликт между учителем и учеником в процессе обучения// Адукацыя і выхаванне. 2000.№3.
9. Основы педагогического мастерства// Под ред. Зязюна Н.Я. -М. 1989.
10. Педагогика: педагогические теории,системы,технологии. -М., 1998.
11. Петровский Г.Н. Современные образовательные технологии. -Мн., 2000.
12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.,1997.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Прекрасен заключительный тезис: "Давайте же дарить детям как можно больше подарков!" Спасибо!
Наталья Нагайченко ( Пользователь )
(Виталий @ Sep 30 2005, 01:43 PM) <{POST_SNAPBACK}>
1. СВОБОДА ВЫБОРА (оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками). ... На моих уроках учащиеся имеют возможность:
- выбирать, в каком порядке выполнять задания;
- распределять своё время;
- выбирать формы работы;
Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. Учитель руководит, стимулирует, контролирует и обучает.

Уважаемый Виталий!

У меня простой вопрос: как все, что Вы пишете загнать в рамки классно-урочной системы нашей школы?

Наташа blink.gif
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Как только мы перестанем считать Учителя и Ученика составляющми УВП, а также будем аккуратно применять слово "демократизация" (что само по себе неправильно - демократичная школа - плохая школа) по отношению к школе и образованию вообще - можно будет начинать реформы....До этого все впустую.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Oct 1 2005, 05:40 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Как только мы перестанем считать Учителя и Ученика составляющми УВП, а также будем аккуратно применять слово "демократизация" (что само по себе неправильно - демократичная школа - плохая школа) по отношению к школе и образованию вообще - можно будет начинать реформы....До этого все впустую.


Мое понимание "демократизации" школы - когда и директор, и учитель, и ученик, и его родители не только хотят одно и тоже, но и ВМЕСТЕ решают все проблемы, чтобы прийти к этому ОДНОМУ!!! smile.gif
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Филолух @ Oct 1 2005, 06:10 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Мое понимание "демократизации" школы - когда и директор, и учитель, и ученик, и его родители не только хотят одно и тоже, но и ВМЕСТЕ решают все проблемы, чтобы прийти к этому ОДНОМУ!!! smile.gif

Андрей! Я восхищен Вашим оптимизмом. И верой в наше образование. Наверное, посмотрев на сотояние наших российских школ (в столицах и региона) и сравнив их с западными образцами(в хрошем смысле слова) я стал фаталистом.
То, о чем Вы пишете, как пушкиниана - единична и неповторима в масштабах страны. Я про массовую школу.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ Oct 1 2005, 06:18 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей! Я восхищен Вашим оптимизмом. И верой в наше образование. Наверное, посмотрев на сотояние наших российских школ (в столицах и региона) и сравнив их с западными образцами(в хрошем смысле слова) я стал фаталистом.
То, о чем Вы пишете, как пушкиниана - единична и неповторима в масштабах страны. Я про массовую школу.


Оптимист это тот, кто думает, что все надежды разбиваются к счастью. Мне ХОЧЕТСЯ верить, что у нас еще не все головы покрылись плесенью. Даже наоборот, большая часть педагогов различных уровней, не смотря на ситуацию в стране (ситуацию дрожи), продолжают работать и хорошо работать. Наше образование столько раз уничтожали, что поневоле кажется, что оно непотопляемо - и вычерпываешь, вычерпываешь.
Массовая школа - это тоже реальная школа, каждая реальная школа.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Филолух @ Oct 1 2005, 06:29 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Оптимист это тот, кто думает, что все надежды разбиваются к счастью. Мне ХОЧЕТСЯ верить, что у нас еще не все головы покрылись плесенью. Даже наоборот, большая часть педагогов различных уровней, не смотря на ситуацию в стране (ситуацию дрожи), продолжают работать и хорошо работать. Наше образование столько раз уничтожали, что поневоле кажется, что оно непотопляемо - и вычерпываешь, вычерпываешь.
Массовая школа - это тоже реальная школа, каждая реальная школа.

Так кто ж спорит!!! В наших школах работают не люди - полубоги!!! Я без иронии, Андрей, говорю. Только на них, да еще на отдельных представителях из свщяннослужителей держится вера в хорошее. И что бы там ни случилось, чтобы там чиновники не намутили - ОНИ будут. И я их нежно люблю!!!
Виталий Борькин ( Пользователь )
Дорогая Наталья Николаевна, 45 минут при их правильном распределении хватит на многое, а спаренного занятия-на все! И результаты не заставляют ждать, и, что главное, дети идут на урок с желанием, не испытывая никакого дискомфорта! cool.gif
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Филолух @ Oct 1 2005, 05:10 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Мое понимание "демократизации" школы - когда и директор, и учитель, и ученик, и его родители не только хотят одно и тоже, но и ВМЕСТЕ решают все проблемы, чтобы прийти к этому ОДНОМУ!!! smile.gif

И за какой срок это реализуется? И в какой форме?
Прозаседаться не боитесь, пока дите растет?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+