Личный кабинет

Школа коммуникативных технологий

Опыт, вопросы, проблемы
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Открываю ветку с робкой надеждой расширить свои представления о коммуникативных технологиях огранизации обучения. Интересен любой опыт (в том числе предметников-гуманитариев). Не секрет, что дидактические, методические "наработки" хорошо зарекомендовавшие себя в практике одного учителя, оборачиваются полным провалом у другого. Много определяет личность учителя, стиль, взаимоотношения с учащимися, особенности самих учащихся. На уроке учитель - это и автор, и режиссер, и актер, и эксперт, и консультант... Он и "провокатор", и "духовный подвижник", и "творец-шизофреник"... и много других ролей и позиций с самым широким спектром оттенков и особенностей... Море отношений, целей, позиций, представлений и стереотипов...

Для затравки пара вопросов:
1) Каким образом наиболее эффективно организовать/провести рефлексию (оценку) проделанной коллективной работы (учебной)?
2) Каким образом выработать в ходе коллективной работы общую "систему координат", позволяющую, при всем многообразии личных мышления, взглядов и опыта участников, хотя бы понимать друг друга?

(Намеренно пока не описываю свой опыт, размышления. Интересно узнать мнения практиков и экспертов, понять, что кого интересует. Определиться в (познакомиться с...) понятиях, тем более что-такие существуют...)
Приглашаю к разговору, любой содержательный ответ для меня лично (и не только для меня) очень важен! bravo.gif
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 19.03.2006, 23:40) <{POST_SNAPBACK}>
Для затравки пара вопросов:
1) Каким образом наиболее эффективно организовать/провести рефлексию (оценку) проделанной коллективной работы (учебной)?
2) Каким образом выработать в ходе коллективной работы общую "систему координат", позволяющую, при всем многообразии личных мышления, взглядов и опыта участников, хотя бы понимать друг друга?

Поделитесь опытом, любой содержательный ответ для меня очень важен! bravo.gif

Алексей!
Во-первых, я полностью СОГЛАСЕН с приведенной Вами характеристикой МНОГОПОЗИЦИОННОСТИ учителя на уроке.
А теперь, позвольте "клюнуть" на Ваши пару вопросов и предложить неопробованный вариант-гипотезу, который родился не так давно в нашей дискуссии с В.И.Редюхиным на педсовете ИнтерГУру.

2. "Система координат". Сначала ответ на второй вопрос. - Для выработки ОБЩЕЙ "системы координат" надо применить "процедуру семи мудрецов" (так мы ее назвали с В.И.), которая заключается в том, что "мудрецы" (какая разница - сколько, но лучше не меньше трех, иначе высок риск подраться), споря до хрипоты, отстаивают свою уникальную точку зрения, не сводимую к другим и полностью отвергаемую другими. Полученные таким образом совершенно различные точки зрения или "подходы" будут ничьей, и в то же время, общей системой координат, в которой так или иначе разместится ЛЮБОЕ из утверждений любого "мудреца" и всех, кто не имеет собственной точки зрения.
Если Вы сумеете ОБОСНОВАННО ОТВЕРГНУТЬ мое предложение о системе координат, то (вот ведь парадоксальность мысли!) Вы поможете мне подтвердить возможность ее существования.

1. Эффективная организация рефлексии. Эффективность рефлексии состоит в том, чтобы обращаться к ней там, где НИКАКИЕ известные нам методы осмысления (анализа) ситуации не работают (ну, или мы про них ничего не знаем smile.gif)
Переводя в практический план (рефлексивно оборачивая рефлексию на "здесь и теперь, для..."), можем ли мы каким либо способом осмыслить то, что у нас получится в результате моего Вам ответа-предложения (если Вы его просто не отвергнете, конечно)?

excl.gif
P.S. На всякий случай, прошу коллег быть осторожнее - перечитайте девиз ВИРа о коммуникации, если вдруг захочется погрузиться в предложенную головоломку, которую я смело предлагаю АЛЕКСЕЮ БУТУЗОВУ лишь потому, что мы уже знакомы лично, и я уверен, что ему не повредит (извините, я оговорился. правильно: "не НАвредит" -АБ).

P.P.S. Мне правильный ответ (выход из предложенной ситуации, ее объяснение) неизвестен. Я надеюсь, что его вообще нет (а если есть, то возможно это что-то вроде обоснования метода доказательства от противного). А может быть все банально - я недостаточно образован. Ну, что ж, это будет хорошая причина для собственной (личной) рефлексии. Надо рискнуть ohmy.gif
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 20.03.2006, 01:16) <{POST_SNAPBACK}>
2. "Система координат". Сначала ответ на второй вопрос. - Для выработки ОБЩЕЙ "системы координат" надо применить "процедуру семи мудрецов" (так мы ее назвали с В.И.), которая заключается в том, что "мудрецы" (какая разница - сколько, но лучше не меньше трех, иначе высок риск подраться), споря до хрипоты, отстаивают свою уникальную точку зрения, не сводимую к другим и полностью отвергаемую другими. Полученные таким образом совершенно различные точки зрения или "подходы" будут ничьей, и в то же время, общей системой координат, в которой так или иначе разместится ЛЮБОЕ из утверждений любого "мудреца" и всех, кто не имеет собственной точки зрения.
Если Вы сумеете ОБОСНОВАННО ОТВЕРГНУТЬ мое предложение о системе координат, то (вот ведь парадоксальность мысли!) Вы поможете мне подтвердить возможность ее существования.

Спасибо за ответ, оперативный и столь ценный содержательно!
2. "Система координат". Согласен с постановкой. Продолжаю: "разместить" утверждения, обобщив-различив-противопоставив позиции? (Так я понял?) Но как это сделать имея перед собой конкретных людей, "спорящих до хрипоты"? - моей головы не хватит и не может хватить, чтобы "обобщив-различив-противопоставив" выдать на гора систему!! Идем дальше: приходится передать спорящим право/ответсвенность обобщать!!! - Вот здесь для меня "собака порята" - как организовать, технология??
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 20.03.2006, 01:16) <{POST_SNAPBACK}>
1. Эффективная организация рефлексии. Эффективность рефлексии состоит в том, чтобы обращаться к ней там, где НИКАКИЕ известные нам методы осмысления (анализа) ситуации не работают (ну, или мы про них ничего не знаем smile.gif) (О таком органичении применения рефлексии не подумал! Беру тайм-аут, чтобы подумать-проверить для себя это утверждение на прочность... Пока что согласен)
Переводя в практический план (рефлексивно оборачивая рефлексию на "здесь и теперь, для..."), можем ли мы каким либо способом осмыслить то, что у нас получится в результате моего Вам ответа-предложения (если Вы его просто не отвергнете, конечно)?

1. Эффективная организация рефлексии. Предложение не отвергаю, но жадно за него хватаюсь... Что получится? - моя цель проста - собственный профессиональный рост и интересные для сообщества ВИП "побочные" продукты. wink.gif

P.S. Извините, если не так понял суть слов, но говорить о коммуникации, осуществляя ее в этом же разговоре
(Также осознаю опасность, торжественно обещаю помнить девиз ВИРа и соблюдать осторожность stop.gif wink.gif )
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 20.03.2006, 01:50) <{POST_SNAPBACK}>
P.S. Извините, если не так понял суть слов, но говорить о коммуникации, осуществляя ее в этом же разговоре
(Также осознаю опасность, торжественно обещаю помнить девиз ВИРа и соблюдать осторожность

Отлично, Алексей! Вы верно схватили суть: я насколько смог, постарался СЛИТЬ В НЕРАЗЛИЧИМОЕ ЕДИНСТВО саму коммуникацию и "слова" о коммуникации. Будем осторожны и внимательны - обязательно осилим задачу. А Владислав Иванович, - я просто абсолютно уверен, забодай меня комар smile.gif - не удержится от третейски-рефлексивного, а то и прямого участия. Надеюсь, что подключатся и другие "мудрецы" (с коммуникативной страстью "наголо", а не с арматурой наперевес)
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 19.03.2006, 23:40) <{POST_SNAPBACK}>
Открываю ветку с робкой надеждой расширить свои представления о коммуникативных технологиях огранизации обучения. Интересен любой опыт (в том числе предметников-гуманитариев).

Алексей!
Здорово, что Вас это интересует! smile.gif
Вот только... О технологиях (образовательных, педагогических, коммуникативных и т.д.) можно говорить и не только на ветке "Общественные дсциплины" wink.gif. У нас есть ветка "Педагогические технологии" , чем она не подошла?
Еще в сентябре Андрей Лукутин задал там вопрос: "Объясните, наконец...", - мы старались-объясняли, как могли smile.gif.
Уже давно с Ксенией договорились, и в УГ каждый четвертый вторник месяца выходит разворот "Методической кухни" о технологиях, который ведут преподаватели нашей кафедры
Уже опубликовано: "Педтехнологии" и "Дебаты", в марте будет "РКМЧП".
И Ольга Николаевна Мачехина в этом же номере - "Ролевые игры".
Может быть там есть что-то интересное для Вас?

Не секрет, что дидактические, методические "наработки" хорошо зарекомендовавшие себя в практике одного учителя, оборачиваются полным провалом у другого.

Методика личностна, а технология универсальна tongue.gif

Для затравки пара вопросов:
1) Каким образом наиболее эффективно организовать/провести рефлексию (оценку) проделанной коллективной работы (учебной)?
2) Каким образом выработать в ходе коллективной работы общую "систему координат", позволяющую, при всем многообразии личных мышления, взглядов и опыта участников, хотя бы понимать друг друга?


Постараюсь уточнить вопросы, хотя если Вы сочтете это ответами...
1) Приемы рефлексии подбираются в сответствии с ЦЕЛЯМИ. Вам зачем рефлексия? Для внешней оценки? Тогда это "не из этой оперы" sad.gif. Для внутренней оценки сгодится стратегия ЗХУ (Знаю-Хочу узнать-Узнал) или написание эссе, синквейна, составление кластера и др.
И, строго говоря, ЛЮБОЙ авторский текст - рефлексия.

2) Систему координат можно задать извне, и в ней выстраивать работу, тогда все будут сверяться с эталоном. А выработка системы координат в ходе коллективной работы есть процесс "здесь и сейчас для..."
Это то, что много обсуждается ВИРом: "постерирно-апостериорно", сюда же ложится Ваша работа по составлению ТЕЗАУРУСА... Вы об этом?

Елена
Андрей Бахтин ( Пользователь )
Елена Васильевна спрашивает:
О технологиях (образовательных, педагогических, коммуникативных и т.д.) можно говорить и не только на ветке "Общественные дсциплины" . У нас есть ветка "Педагогические технологии" , чем она не подошла?
И в самом деле, чем не подошла ветка "педагогические технологии" для обсуждения, в частности, "коммуникативных" педагогических технологий?
Ну, не заметил той ветки. Ну, свое обсуждение захотелось начать, - с нуля. Что еще?..

Из окон Института философии виден Храм Христа Спасителя, из Храма виден Институт, а с улицы видно и то и другое. Но это сейчас так, а было время, когда был Храм, но не было Института, потом был Институт, но на месте Храма был бассейн. Улица была всегда. Тон обсуждения, цели, содержание зависят от места, где оказался специально или случайно. Рефлексия позволяет увидеть, где ты есть, почему здесь и куда дальше. Но рефлексия, а равно и "система координат" возможна только при условии, что есть и Храм, и Институт, и Улица, с которой входят и в Храм, и в Институт...

Согласен с Еленой, но смещаю акценты: "Строго говоря, любой АВТОРСКИЙ текст - рефлексия"
И в этом смысле, рефлексия позволяет ОБНАРУЖИТЬ АВТОРСТВО.
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 21.03.2006, 02:36) <{POST_SNAPBACK}>
* * *
Из окон Института философии виден Храм Христа Спасителя, из Храма виден Институт, а с улицы видно и то и другое.
* * *
Согласен с Еленой, но смещаю акценты: "Строго говоря, любой АВТОРСКИЙ текст - рефлексия"
И в этом смысле, рефлексия позволяет ОБНАРУЖИТЬ АВТОРСТВО.

Нет, это мистика какая-то...

По рекомендации Елены, знакомлюсь с содержанием темы "педагогические технологии", открываю книжку "Состояние души", электронный вариант которой выкладывает Сергей Постников и читаю в предисловии к ней (последний абзац):

"P.P.S. Буквально несколько слов о названии, не имеющем никакого отношения, как может показаться на первый взгляд, ни к религии, ни к философии. Эта книга в какой-то мере о беспокойной, мечущейся в поисках истины душе Учителя, живущей только любимой работой. Педагогика для него – не наука и не искусство, а состояние души. Отсюда и название нашей книги.
Авторы"
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Зачесова @ 20.03.2006, 09:11) <{POST_SNAPBACK}>
Методика личностна, а технология универсальна
Не спорю, думаю...
О Ваших воспросах, Елена, о причинах моих действий: боюсь утонуть в море информации, подходов и понятий (зачастую употребляемых несли не "вольно", то все же с различающимся содержанием). Мы - разные...
За ссылочки спасибо. Смотрел ранее, продолжаю отсматривать, обдумывать и примерять к своему опыту, возвращаюсь еще и еще.
(Зачесова @ 20.03.2006, 09:11) <{POST_SNAPBACK}>
Постараюсь уточнить вопросы, хотя если Вы сочтете это ответами...
1) Приемы рефлексии подбираются в сответствии с ЦЕЛЯМИ. Вам зачем рефлексия? Для внешней оценки? (такой вопрос пока не поднимал- А.Б.) Тогда это "не из этой оперы" sad.gif. Для внутренней оценки сгодится стратегия ЗХУ (Знаю-Хочу узнать-Узнал) (Имеет что-то общее с системой Плигина? - А.Б.) или написание эссе, синквейна, составление кластера и др.
И, строго говоря, ЛЮБОЙ авторский текст - рефлексия.
И все же рефлексия внутренняя, и как средство оценки участниками обучения собственной позиции, знаний, представлений, целей и ценностей... Как ее организовать (методы, приемы, техники, "подводные камни", "общие места"...), чтобы сделать возможно более эффективной?
(Зачесова @ 20.03.2006, 09:11) <{POST_SNAPBACK}>
2) Систему координат можно задать извне, и в ней выстраивать работу, тогда все будут сверяться с эталоном. А выработка системы координат в ходе коллективной работы есть процесс "здесь и сейчас для..."
Это то, что много обсуждается ВИРом: "постерирно-апостериорно", сюда же ложится Ваша работа по составлению ТЕЗАУРУСА... Вы об этом? Елена
Вопросов-ответвлений по теме уже не два - лес растет... В будущем, видимо, понадобится и Тезаурус нашего разговора на этой ветке форума...
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 20.03.2006, 02:54) <{POST_SNAPBACK}>
...Вы верно схватили суть: я насколько смог, постарался СЛИТЬ В НЕРАЗЛИЧИМОЕ ЕДИНСТВО саму коммуникацию и "слова" о коммуникации. Будем осторожны и внимательны - обязательно осилим задачу...
Итак, в чем наше "единство"?

По ведению разговора: Продолжаем ставить вопросы-проблемы, обозначая их круг, или займемся конкретной?
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 21.03.2006, 22:41) <{POST_SNAPBACK}>
Итак, в чем наше "единство"?

По ведению разговора: Продолжаем ставить вопросы-проблемы, обозначая их круг, или займемся конкретной?

Алексей, на подобные вопросы ("А" или "Б"?) один мой друг, подумав (или выдержав многозначительную паузу) отвечал: "м-м-м... э-э-э... - да!".

Во всяком случае, спасибо за инициативу. Чтобы что-то происходило, кто-то, хотя бы один, должен держать проблему "на себе".

Насчет единства разного, я вот думаю, что суть его - в вынужденности (или принужденности) разного быть вместе или делать что-то совместно. Виртуальное "единство" в этом смысле очень непрочно: кликнул мышкой - и был таков...
Roman Gataullin ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 19.03.2006, 23:40) <{POST_SNAPBACK}>
...Море отношений, целей, позиций, представлений и стереотипов...

Для затравки пара вопросов:
1) Каким образом наиболее эффективно организовать/провести рефлексию (оценку) проделанной коллективной работы (учебной)?
2) Каким образом выработать в ходе коллективной работы общую "систему координат", позволяющую, при всем многообразии личных мышления, взглядов и опыта участников, хотя бы понимать друг друга?

... Определиться в (познакомиться с...) понятиях, тем более что-такие существуют...)

Елена верно отметила что в принципе тема напрямую иди косвенно затрагивалась, и довольно бурно обсуждалась не нескольких ветках. Опыт Елены подсказывает что методики личностные, а технологии универсальны. В этом действительно суть вопроса. Зачастую путают понятия, иногда и смешивают эти два понятия. Профессионалы четко делят где методика, а где технология ( на что можно нанизать методику). Посмотрите как кандский учитель смотрит на это. Он вообще не упоминает ни методику, ни технгологию. Он чаще говорит о Стратегии.

Мне тут попалмся материал, весьма интересный, на примере которого можно проследить за его подходом, как он организует коллективную работу, помогает ученикам разрабатывать стратегию и приобщает их к исследованиям, собственным выводам и суждениям. Если наберетесь терпения и не отбросите в сторону (материал на английском), то думаю вас мог бы заинтересовать такой подход. Там же вы могли бы сравнить ваше видение рефлексии и общую систему координатдля выражения личных позиций и пониманий обучающиего и обучаемых.
Материал выглядит как рекомендация учителю Humanities (Гуманитарный цикл). Задействованы как бы два предмета, одна история Канады, а второй Обществоведение (Civics). Здесь выложу оглавление и "разбивку" тем. Итак,
Canadian History Since World War One (История Канады после 1-й Мировой Войны

1. Engaging in Reading: Sorting Ideas Using Concept Formation (Погружение в чтение: Раскладываем идеи формулируя концекпцию)
2. Engaging in Reading: Talking to the Text (Погружение в чтение: Обсуждаем прочитанное)
3. Small-group Discussions: Place Mat (Обсуждение в малых группах: Plase Mat стратегия, пояснение в тексте на ст 12)
4. Pair Work: Think/Pair/Share Canada's Intervention in International Conflict 1945 – (Парная работа: Думать в паре и обмениваться мнениями. Вовлечение Канады в международные кофликты после 1945 года)
5. Developing and Organizing Ideas: Webbing, Mapping and More Canada's Intervention in International Conflict 1945 – (Разрабатываем и организуем идеи: Пользуемся ресурсами Интернет, обсуждаем используя стратегию Mapping и пр. Тема прежняя (п 4)
6. Reacting to Reading: Drawing Conclusions (I Read/I Think/Therefore) Canada's Intervention in International Conflict 1945 –
7. Getting Ready to Read: Anticipation Guide. October Crisis (Реагируют на то, что прочли/отработали, - рефлексия) тема Октябрьский кризис.
8. Reacting to Reading: Making Judgments (Both Sides Now). October Crisis (Суждения. Задействованы обе стороны, тема та же, - Октябрьский кризис)
9. Whole Class Discussion: Four Corners. October Crisis (Обсуждение всем классом: Четыре стороны-позиции. Тема- Октябрьский кризис)

Собственно здесь разработка трех тем, но это неважно, как и содержание тем. Главное на что было бы неплохо обратить внимание, так это именно сама стратегия изучения тем.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ =====> ПРЕДЛАГАЕМАЯ СТРАТЕГИЯ =======> НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

На занятиях по обществоведению используется другая стратегия.
Полный материал в 2-х файлах (всего 96 страниц). Много, но очень интересно. Вы быстро разберетесь, используйте электронный словарь.
С уважением,
Роман[attachment=904:attachment]

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+