Личный кабинет

Необходима ревизия учебных планов вузов

Альберт Тарасов ( Пользователь )
На прямой линии с Путиным был задан вопрос об отмене оценок по физкультуре в вузах. Это слабый вопрос. Сильный вопрос должен звучать так: Когда отменят обязательную физкультуру в вузах? Этот вопрос я пытался задавать министру образования Дмитрию Ливанову и члену совета при Министерстве образования и науки Алексею Венедиктову (на сайте р/ст Эхо Москвы и по электронной почте). Они его пока не услышали.

Смысл занятий физкультурой и спортом взрослыми людьми предполагает добровольность (для этого есть спортивные секции, стадионы, бассейны, тренажёрные залы, фитнес-центры, спортплощадки). Какое отношение физкультура имеет к большинству получаемых специальностей – инженерам, экономистам, физикам, химикам, биологам? Никакого. Человек приходит в вуз, чтобы получить профессиональное образование, и физкультура там – как в огороде бузина. Физическая культура в качестве обязательной учебной дисциплины должна быть исключена из всех непрофильных вузов и учебных планов для всех непрофильных специальностей. Государство тратит огромные бюджетные деньги на содержание кафедр физической культуры во всех вузах, выплату зарплат преподавателям. Куча учебного времени, которое можно использовать на специальные дисциплины, тратится впустую.

Конечно, всегда можно демагогически защитить присутствие физкультуры в вузах:

«Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, и являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза». (Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении)

Осознание необходимости занятий физкультурой и спортом и привычка вести здоровый образ жизни должны закладываться в течение 11 лет обучения в школе – при получении общего образования. В вузах нужно заниматься своим делом – профессиональным образованием. А после занятий, пожалуйста – бегайте, прыгайте, плавайте, играйте в баскетбол… на здоровье. Было бы где.

Ещё одним общеобязательным поголовным предметом во всех вузах страны является история. Как-то даже смешно это обсуждать, потому что каждому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что история не имеет никакого отношения к бухгалтерам, инженерам, технологам, авиастроителям и т.д. и т.п. История как обязательный предмет должна изучаться в вузах только на соответствующих специальностях гуманитарного направления. Для общего развития она изучалась в средней школе. Опять государство тратит огромные бюджетные деньги впустую.

Преподавание истории и физкультуры – наследие советского времени, когда все в обязательном порядке изучали историю КПСС и другие идеологические «науки», готовились защищать Отечество, сдавая нормы ГТО. Историю КПСС, наконец-то, из вузов выперли. Обязательный партком при каждом учреждении и предприятии тоже ушёл в прошлое, а кафедры общественных дисциплин сохранились. Их существование нельзя оправдать ничем. Нельзя же считать оправданием сохранение рабочих мест преподавателей?!

Замечу, что имеется в виду обязательный для всех направлений и специальностей курс «История», представляющий собой всемирную историю.
Когда я спрашивал студентку одного западного университета, изучают ли они историю, то она меня переспросила: «историю медицины?» Когда я сказал, что обычную историю, то она очень удивилась, ведь это же изучалось в школе и никакого отношения к медицине не имеет! Я, например, изучал историю физики и историю математики в пединституте – это нормально и необходимо, но история КПСС общая – нонсенс.

Кроме истории и физкультуры в вузах есть большое количество других обязательных, но лишних и бестолковых предметов, которые нужно удалить из учебных планов непрофильных для них специальностей. Иностранный язык (если за 11 школьных лет не овладел иностранным языком, то в вузе – пустая трата времени, профанация), экономика, культурология, этика и эстетика, риторика и т.д. – каждый химик, физик, технолог, программист… изучавший всю эту мурню, знает ей настоящую цену. Однако те же предметы, но изучаемые на соответствующих специальностях, будут находиться на своём месте.

Повышение эффективности вузов, о котором сейчас много говорят, невозможно без обязательной инвентаризации учебных планов, иначе слова останутся только словами. Но, к сожалению, у нас работу привыкли оценивать не по результатам, а по умению говорить слова. Проверить искренность намерений министерства можно по реакции на данные предложения (я их обязательно отправлю).

И если уж обратиться к теме международных рейтингов вузов, то стоило бы нашим повышателям и улучшателям посмотреть: а как в зарубежных университетах обстоит дело с обязательными экзаменами и зачётами по физкультуре, истории, культурологии и т.д.?

Замечание. Вспомнилось, как давным-давно смотрел передачу «Музыкальный киоск», и там ведущая Элеонора Беляева задала своей гостье (зарубежной оперной певице) вопрос: Я, учась в консерватории, сдавала политэкономию, историю КПСС, научный коммунизм, научный атеизм – [в ущерб собственно пению, как тогда я понял её слова], а Вы? И эта зарубежная певица ответила, что они там у себя за рубежом ничего подобного не учили, а только – специальность.

Тема повышения качества высшего образования, конечно, не исчерпывается закрытием кафедр физкультуры и удалением ненужных, балластных предметов. Я не ставил перед собой здесь задачу дать полное освещение этой темы, а указал лишь на один необходимый элемент. Конечно, не обойтись без сокращения количества вузов и ужесточения отбора абитуриентов (или отсева, если хотите). Так как образование есть непрерывный системный процесс, то изменения необходимы системные, начиная с пересмотра программ дошкольного и школьного образования. Например, важное значение имеет математическое образование, изучение логики и научной методологии, чему уделяется сегодня чрезвычайно малое внимание в школе (чтобы не говорили, что я предлагаю только запрещать и удалять). Что касается изучения философии (тоже обязательного предмета в вузах), то, во-первых, для общего (не специального) образования оно происходит абсолютно не правильно – делается акцент на истории философии, что абсолютно не нужно каждому человеку, а во-вторых, философские вопросы нужно включать в школьное образование (это необходимый компонент для воспитания не просто потребителя сугубо утилитарных знаний, а – духовного человека).

Титул человека с высшим образованием подразумевает не просто владение некой специальностью на высоком уровне, но высокий уровень общей культуры и общенаучных знаний. Фундаментальность университетского образования предполагает умение выявлять глубинные связи процессов, объектов, явлений происходящих в самых разных сферах окружающей жизни. Нужны ли для этого в вузе история, политология, культурология и пр.? Убеждён, что нет (это следует из преимущественно описательно-констатирующего характера этих дисциплин). Единственное что возможно – это некий комплексный предмет, включающий основы логики, философии, методологии научного познания. И то я не уверен, что он необходим, т.к. всё это должно закладываться ещё в школе. Достаточно хороших вступительных испытаний, причём обязательный для сдачи всеми выпускниками ЕГЭ по математике должен войти в более широкий перечень обязательных вступительных испытаний – для тех направлений подготовки , в которых этот экзамен сегодня не учитывается. Странно видеть, например, что для специальности «экономика» математика не является обязательным вступительным испытанием. Убеждён, что математика должна стать обязательным вступительным экзаменом и для многих гуманитарных специальностей, а может, и обязательной дисциплиной в вузе. По причине засилья гуманитариев в культурной/властной элите математическая безграмотность не стала смотреться сегодня чем-то постыдным (некоторые даже хвалятся своими тройками и двойками по математике!). А ведь именно математика, как самая абстрактная и связанная с логикой наука, способна проникнуть в потаённые и недоступные уголки реальности, описать многие процессы – от внутриядерных до социальных, она есть мощнейшее универсальное средство решения самых разных прикладных задач – от экономики до экологии. Безграмотный математически человек – это инвалид. Если человек не в состоянии понять такую простую вещь как логарифмы, то как он может разбираться в гораздо более сложных гуманитарных вещах? Потому пересмотр места математики в высшем образовании (и образовании вообще) необходим, иначе – дальнейшая деградация. Подробнее см. О преподавании математики гуманитариям, Для чего психологу нужна математика?, Гуманитарная математика, Математика для гуманитариев (беседа на радио Свобода).
Альберт Тарасов ( Пользователь )
Просьба, если можно, удалить эту тему или заблокировать, т.к. уже есть тема-дублёр Как повысить места российских вузов в международных рейтингах

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+