Личный кабинет

Электронный учебник от московской мэрии

Профа­нация вме­сто инновации
Алексей Харитонов ( Пользователь )
В прессе за последний год регулярно появляются сообщения о том, что Департамент образования Москвы ведет масштабный инновационный проект по апробации в 60 шко­лах 11 электронных учебников, разработанных на гранты мэра. Информации об этом эксперименте много, но она очень противоречива. Что есть факт, а что — фантазии журналистов и чиновников сразу и не поймешь. Автор замет­ки, опубликованной на кни­гоиздательском портале Pro-books даже решил, что речь идет об 11 моделях e-ink риде­ров, которые якобы испытываются в школах с целью выбора оптимальной замены по­лиграфическим учебникам.
Поскольку мы уже более 15 лет занимаемся созданием электронных учебников, нам за­хотелось разобраться в этой путанице без фантазеров-посредников. Зада­ча ознакомле­ния с апробируемыми учебниками оказалась непростой. Хотя список школ, участвующих в эксперименте, был опубликован, получить информацию «из первых рук» оказалось непросто. Некоторые школы заявили, что они об этой апроба­ции ничего не знают и им никто никаких электронных учебников не давал. Другие признали, что диск с электронным учебником у них есть, но он дан в единственном экземпляре и хра­нится в сейфе у завуча. Причем этот диск «никому не велено пока­зывать». Странная апробация... В итоге нам все же удалось «по большому блату» за­получить на несколько часов один из апробируемых учебников. Это оказался, разу­меется, никакой не e-ink ри­дер, а обычный CD-R с очень странной программой для Windows. Учителя и специали­сты, видевшие другие учебники, рассказали нам, что все 11 исполнены примерно на одном уровне и по единой технологии. Так что для понимания сути дела вполне доста­точно изучить один учебник. Что мы и сделали.
Издание, названное электронным учебником, на самом деле представляет собой ориги­нал-макет готового полиграфического учебника истории, безнадежно испорченный в ре­зультате его непрофессионально выполненного экспорта в HTML.
Многие иллюстрации полиграфического учебника в результате экспорта оказались уменьшены до размера, не позволяющего понять, что на них изображено. Особенно дико смотрятся карты, на которых невозможно практически ничего прочесть. Иллюстрац­ии почему-то оказались сверстаны в разрыв, в результате чего пространство экрана используется крайне нерационально. Только часть иллюстраций могут быть просмотрены в увеличенном размере, причем эта возможность реализована пре­дельно кустарным, неудобным образом — происходит прокрутка в конец единого длинного HTML-документа (в конце документа свалены все крупноформатные иллю­страции). В целом учебник напоминает корявые, неудобные и напрочь лишенные ка­кого-либо ди­зайна web-сайты середины 90х годов прошлого века. Даже школьники на уроках ин­форматики делают сейчас гораздо более профессионально сверстан­ные и удобные для чтения web-страницы.
Общая трудоемкость разработки данного издания явно не превышает одного челове­ко-месяца. Единственное, что сделано в этом издании заново — это гиперссылки на неко­торые термины и биографические справки (мягко говоря, очень лаконичные). Весь остальной контент из полиграфического издания экспортирован «как есть», без малей­шей адаптации под специфику экранного представления. Рука профессио­нального ди­зайнера и web-верстальщика этого издания явно не касалась.
В конец каждого параграфа учебника добавлены одна или несколько ссылок на гото­вые и никак не согласованные с основным текстом учебника электронные образова­тельные ресурсы из общедоступной коллекции ФЦИОР. Ресурсы этой печально знамен­итой коллекции были разработаны в 2007-2010 гг. по заказу МинОбрНауки. Кол­лекция ФЦИОР оказалась самой дорогой для бюджета и самой невостребован­ной учителями (ввиду крайне низкого качества большинства ресурсов, катастрофи­чески плохой рабо­ты плеера и, главное, полного отсутствия у разработчиков понима­ния того, зачем эти ресурсы создаются и как их использовать в учебном процессе). Подробнее о ФЦИОР см. мою статью в журнале «Эксперт»
(http://expert.ru/expert/2012/24/nesostoyav...ya-innovatsiya/) и запись выступления на коллоквиуме в ИПИ РАН (http://www.history.ru/content/view/1962/0/ ).
Суммарные фактические затраты на разработку обозреваемого электронного учеб­ника никак не могли (даже с учетом уплаты всех налогов) превысить 50 тыс. рублей. Скорее всего, использовался труд одного-единственного малоквалифицированного ИТ-га­сторбайтера. При этом издатель получил за этот «шедевр» грант в 5 миллионов ру­блей. Получается, что примерно 99% выделенных средств были... «освоены».
Такое издание является не просто «первым блином», испеченным впопыхах. Все гораз­до хуже. Это — очевидная профанация идеи электронного учебника. Остается только догадываться, куда ушла громадная разница между выделенными из бюджета и реально потраченными средствами.
Еще одна пикантная деталь: обозреваемый учебник истории «победил» в конкурсе, несмотря на то, что он явно не соответствует техническому заданию. В частности — условию кроссплатформенн­ости, забитому в ТЗ. Данное издание может быть запущено только под Windows, причем дале­ко не всякая версия Windows с ним совместима. Нам только с пятой по­пытки удалось найти компьютер, на котором программа хоть как-то заработала (при этом плеер ФЦИОР традиционно «вис» каждые пять минут и почему-то зачеркивал весь контент диагональной черной линией). О совместимости данного издания с план­шетами не может быть и речи даже в перспективе, поскольку многие модули ФЦИОР принципи­ально непереносимы в iOs или Android (ибо они используют Adobe Flash).
В заключение приведем несколько скриншотов. Полагаем, что они в дополнительных комментариях не нуждаются. Увы! Все как всегда...

Скриншоты см. здесь:
]
http://cliosoft.livejournal.com/309.html]h...al.com/309.html
Виталий Каймин ( Пользователь )
Информации О Московском ПедЭксперименте много было Летом в московских газетах "Вечерняя Москва публиковала материалы Осина, директора ВЦ МИЭМ, яКалины дир.Департамента Образования Москвы и самого Собянина до Выборо 8 сентября.
ВАКаймин,проф.МПГУ, рук.семинар МПГУ по Инновационным Технологиям в Образовании.


Нам в МПГУ официально из Департамента Образования на наши депутатские хапросы поолучено тр официальных ответа с подтверждением,ч то педэкскременты проводились в 60 школах Москвы головным разработчиком ЭОР Нового ЯПоколения Осиным Александром, бывш.директор ВЦ МИЭЯЯМ.
МИЭМа больше нет -ликвидирован.
ВЦ МИЭМ - больше нет - ликвидирован.
Тихонов более не директор Информатики - выгнали из здания МинОбраза РФ вместе со всей его командой псевдо-разработчиков., через которых прожевывались государевы денеюжки.
ВАК,профессор ММПГУ, руководитель педэкспериментамв 26московских школах.
Базовая Школв в Кожухово.


В Школе Кожухово специально ЦИСР - Центральным Институтом Развития Государства и Бизнеса были установлены Электронные Доски для демонстрации и интерактивной работы учителей и директорв с Электронными Учебниками ЭОР Нового Поколения.
Эти Электронны Учебники понравились и всем профессорам из МПГУ и самому Медведеву, видевших их на серии Выставок с электроннымидосками.
Мы профессорра МПГУ Каймин и Карачев - декан фака технологий демонстрировал доски и электронные учеюники по информатике, химии, биологии и ИЗО и МуЗо и директорами Учителям.
Но толко Учителям иДиректорам, но не ученикам.
Стцденты МПГУ все загрузили все эти пакеты в своих школах и демонстрировали их и учителям и дирекроам, но без интерактивных досок.
Из МПГУ все электронные доски разворовал Ректорат МПГУ.
атросова с позором выгнали из МПГУ со всем Ректоратом.
А Крыша на Факе Технолгий Рухнула еще в июне при изгнаннии Матросова и всего его Ректорат.
И досих пор крыша не починена, а сторудники вплоть до зимы работали в неотапливаемом помщении.
Вот Такие ПедЭкскременты В МПГУ после изгнания Матросова.Аминь??
ВАКаймин,профессор МПГУ.

Все Электронные Учебники ЭЭОР Нового Поколениясделаны очень хорошо для демонстрации на Высиавках и на Электронных Досках в Классах Физики, Химиии, МИЗО и т.д.
Крроме Математики. ЯМатематика зделана из рук вон плохо - НеДоделана.
Отсутствует болнн 90% материалов учебников математике для школ. Данные Факты зарегистрированы в ЦИСР ГБ ген.жтректор Иванченко А.ЯИ где хранятся детальные дефектные ведомости, ссоставленные по методики Осина - бывшюиректор ВЦ МИЭМ для будущих??? исправлений недоработок и недоделок руками учителей а школах .
Огромная Куча Денге была потрачена нашими Государями наразработку этих педагогических электронных произведений.
НО Химия очень Хороша.
ИМЗО - Электроные Музеи Осень Хороши.
Биология просто Великолпена.
Все это надо смотреть.
Все это есть во всех ш40 тысячах школ, России.
10 лучших российских фирм разработали очень хоршую Поддержку для Лабораторок на ЭВМ с испольхованием Электронных Доскок.
Но где эти Электронные Доски.
ВАКймин,профессор МПГУ,рук.Семинара Инновациионные Технологии в Образовании,2007-20132гг.Факультта ТехнолгииНЕТ.
Лаборатории на Факультете Технолгии в МПГУ НЕТ.
Маторсова НЕТ. Винить Не КОГО!?!
Сергей Галаган ( Пользователь )
Скандал...
Виталий Каймин ( Пользователь )
Матроова с женой привлекли к Уголовной Ответственности за ЯНауку Воровать и грабеж профессуры в МПГУ, кода за разработку грантв со всех профессоорв МПГУ требовали30% наличными = 15 тысяч рублей в дирекцию ИоПа???
Главный Варюга - Калинин из дирекции ИоПа лег в Психушку, чтобы на сесть в Тюрьму!!!
Интересно что будет с Матросовым - в Тюрьму или в Психушку???
Вот в Чем Вопрос??
Сидеть или Лежать???
Ваше мнение г-да педагоги и педагогини???
Людмила Денисенко ( Пользователь )
Добрый день! Ищу Электронные Учебники ЭЭОР Нового Поколения по биологии. Дайте ссылку. Если у кого-нибудь опыт использования?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+