Личный кабинет

Дети и цветы

Рвут в лесу цветы все, но как уберечь от этого детей?
Юрий Панов ( Пользователь )
Каждый день встречаю жителей поселка с цветами. Недавно твозле школы увидел двух девочек - второклашек. Диалог примечательный.

-Девочк, можно я вас сфотографирую? Спасибо. А теперь я отправлю фото в Интернет на сайт страшилок с плохими девочками. Разве можно рвать букеты в лесу? Кто ваша классная руководительница?

.... Ой, а покажите как мы на фото получились!

Девочки цветы надо выращивать у школы, или на даче.

У нас нет дачи

Покупайте в магазине!

Это дорого

Давайте договоримся, если вы пообещаете не рвать цветы, я не помещу ваше фото в Интернете

Обещаем, честное слово, больше не будем.

Через час я издали увидел этих девочек и еще двух с огромными букетами медуницы. Когда рассказал об этом случае коллеге, он посмеялся. Детей надо наказывать, а не упрашивать. Говорят в Европе цветы в лесу не рвут. Неужели правда!? Какие педагогические хитрости нужно использовть, чтобы красивые цветы в лесу никто не рвал?










Валерий Ганузин ( Пользователь )
"Цветы в стиле модерн

Алина Чадаева

Читатели нашего журнала первыми знакомятся с избранными главами выходящей из печати книги А. Чадаевой "Эдемская память" (см. также "ИиЖ" № 5/05, 4/06).


--------------------------------------------------------------------------------

...Я впервые прикоснулась к сокровенному: покровительству цветов – человеку.

Зачем-то сажаем мы на могилах усопших маргаритки, розы, незабудки; ирисы и сами там вырастают, словно их выкликнули подспудным зовом. Цветы – посредники между живыми и мёртвыми. Для них нет "ни иудея, ни эллина", живой саван укрывает равно всех: и злодеев, и мучеников. На могиле словно прорастает, поднимается со дна её портрет души умершего во всей красоте и незамутнённости, какой она была замыслена Творцом. Цветы, наверное, наши заступники и ходатаи перед Богом о милосердии. Мы не думаем об этом, сажая цветы на кладбище: привычка, обычай, "так принято". Бельгийский писатель Морис Метерлинк думал и догадывался о тайне.

Мальчик и девочка – Тильтиль и Митиль в поисках Синей Птицы счастья для больной внучки феи идут на кладбище. Душа Света – добрый гид детей и животных, одушевлённых стихий, деревьев, хлеба – привела их сюда, в юдоль полунощного страха. Дети с ужасом ждут, что будет, когда церковные часы пробьют роковое время. И действительно: "зашатались кресты, потом разверзаются холмы, подымаются плиты..." "Выходят!.. Вот они!.." – лепечет Митиль, прижимаясь к брату. Воображение уже рисует нам гоголевскую картину синюшных красавиц с закрытыми очами, зловещий перестук сухих костей, скальпированную фигуру смерти, блеск лезвия отточенной косы на её плече...

"И тут из всех разверстых могил медленно поднимаются целые снопы цветов; сначала смутные, неуловимые... постепенно наливаются девственной белизной, растут, пленяют взор своей пышностью... и, заполонив в конце концов всё кладбище, превращают его в некий волшебный, чистый, как брачные одежды, сад, а в это время над садом встаёт заря".

"Привыкнем к мысли рассматривать смерть как форму жизни, которой мы ещё не понимаем", как "волшебный исход", "несравненную тайну, где скорбь и страдания станут невозможными", писал Метерлинк в своих эссе "Бессмертие" и "Смерть". Смущающее нас разложение плоти Метерлинк рассматривает как очищение огнём. "Прекрасная идея" освобождается из плена плоти, "и тогда смерть становится бессмертным рождением в огненной колыбели". "Прекрасная идея" вместо картины тления предстала глазам детей в "брачных одеждах" цветов.

"Цветы, по-видимому, могут нечто сообщить нам". Это нечто – "слабый луч нового сознания по ту сторону земной жизни... ибо все истины лежат по ту сторону её", в "этом кругу нельзя надеяться отыскать окончательную истину". Синюю Птицу поймать невозможно.

В пьесе Метерлинка чистому зрению детей приоткрывается завеса, за которой процветает "прекрасная идея". "Будьте как дети, и увидите Царствие Божие". И – видят: "Блестит роса, распускаются цветы, в ветвях шелестит ветер, жужжат пчёлы, просыпаются птицы и наполняют пространство первыми восторженными гимнами Солнцу и Жизни". Дети, "держась за руки, ходят среди цветов и не могут найти могил". "Где же мёртвые?" – спрашивает девочка. "Мёртвых нет", – отвечает мальчик.

Для Бога нет мёртвых, все – живые. Метерлинк подтверждает эту евангельскую истину откровением от цветов."

А Вы прочитайте им этот отрывок.
Юрий Панов ( Пользователь )
Спасибо за публикацию. Цветы, как посредники между мирами, мирами мертвых и живых - это красиво и продуктивно с точки зрения искусства и духовности. Это продуктивно и с точки зрения неоднозначности в трактовке проблемы. Можно было бы принять точку зрения Метерлинка и символистов и погрузить детей в "театр смерти". Дети любят играть, в том числе в религиозные игры, связанные с ритуалами, иногда даже похоронными (вспоминается эпизод из детства Андрея Белого и Сергея Соловьева). Эпизод с цветами на кладбище, однако, по-моему к смерти не имеет никакого отношения, это дань романтизму и любви к женщине. Стоит Метерлинку влюбиться и, закономерно, романтизм в его творчестве побеждает. Тайна любви гораздо выше тайны жизни и смерти. С точки зрения педагогики приобщение к любви мне кажется более трудным и более важным и неподвластным чиновничьим играм. Религиозные игры вводятся просто - государство создает все условия - печатает учебники и электронные ресурсы для нового курса. А на литературу и действительно нравственные проблемы часов все меньше. Литераторы главные посредники в школе между ребенком и природой. Мне, как экологу, может быть проблема кажется более схематичной, но понятия антропоцентризма, эгоцентризма отталкивают. Цветы - не для чего, в том числе не для человека. Никакие они не посредники, они самодостаточны. Счтать так, как предлагает автор, значит присоединиться к точке зрения бабушек, что вырывают цветы, как лекарственную травку. У метерлинка я верю художественным образам - Хлебу, Огню, Воде, верю тому что создано человеком и для человека, цветы в прирде человек не создавали не имеет морального права распоряжаться их судьбой. Их можно просто любить, просто так, как когда-то сказала Наташа Ростова. Но как это сделать без мистицизма, может кто-нибудь знает?
Надежда Крючкова ( Пользователь )
[quote name='Юрий Панов' date='01.07.2013, 06:00' post='281008']
. Литераторы главные посредники в школе между ребенком и природой. Мне, как экологу, может быть проблема кажется более схематичной...
Здравствуйте, уважаемый Юрий! Привлекло название темы,- «дети и цветы». Сначала подумала –метафора, оказалось- большая и важная проблема. По специализации я не биолог, но работа у нас общая: быть среди «цветов», которые растут на чужих подоконниках.
Конечно, всё начинается с семьи, где ребёнок ещё до школы получает жизненный опыт: практический и эмоциональный. Вот ВЫ, Юрий, уверены, что «цветы сами по себе» -не спорю, даже хочется добавить: им весьма неплохо без людей. Сама наблюдаю в своих пенатах огромные моря луговых цветов в тех местах, что ещё лет десять назад были распаханными сельхозугодьями…
Но с Вашим утверждением: «Цветы …НЕ ДЛЯ КОГО»,- как-то не хочется соглашаться. Они, цветы, очень нужны людям. Нужны за тем же, что и Красота рукотворная: в живописи, музыке, зодчестве – для ЛЮБОВАНИЯ. А это уже эмоция, переживание, сопровождающиеся всем спектром человеческих чувств, воспринимающих форму. цвет .благоухание.. Мне кажется, что учитель и воспитатель должны развивать в ребёнке способность к любованию вместе с желанием сохранить. продлить миг красоты, и всё это обязательно проявится в поступках человека, станет или не станет частью его общей культуры.
…И вот снова пятый, и снова план воспитательной работы, где раздел «воспитание бережного отношения к природе» обязателен. Немного у меня «инструментов» для воспитания стремления сохранить красоту природы, но они есть. Есть тексты Платонова, Астафьева, Носова, Рубцова, на которые можно опереться при подготовке классных часов. Усилим вечное Слово не менее вечной «цифрой»: ролики интернета из жизни тигров и стерхов или о том, как в новгородских лесах вдруг обнаружен какой-то вид дикой орхидеи, вполне годятся. Есть и собственный ресурс, который использую часто: недлинная презентация, на первом слайде которой увядший букет ландышей на моём учительском столе. Так жалок этот вид, что даже дети в растерянности…И вот тут начинается история о том, как один мой ученик- следопыт подарил мне этот букетик, о том, как цветы быстро погибали в духоте весеннего класса и как на четвёртый день я сказала: »Лучше бы ты мне принёс фотографии этих цветов – твой подарок радовал бы меня всегда» …Ровно через год он принёс фотографии Они теперь рассказывают другим детям о том, что прекрасное мгновение можно продлить.
…В походных условиях тоже использую этот приём. Все места в округе уже давно выверены и обследованы: там, около болота, есть озерцо, где цветут белые лилии; в старице Клязьмы – жёлтые и лиловые ирисы. Кто-то из мальчишек скажет: «Девочки, мы за цветами!» (конечно, с надёжными проводниками).Вернутся с фотографиями и гордо скажут, как месили ил, выбирая ракурс. И добавят: ни один цветок при этом не пострадал.
…А Метерлинка мы вспоминаем на уроках литературы, когда говорим о зарождении символизма в Европе и особенностях поэтики этого направления, где двойственность восприятия мира – типичная черта. Да и Пастернак. совсем не символист, говорил о природе с таким благоговением, словно знал,
Кому ничто не мелко,
Кто погружён в отделку кленового листа
И с дней экклезиаста не покидал поста
За тёской алебастра…

Юрий Панов ( Пользователь )
Надежда Сергеевна, спасибо за комментарий. Ваша точка зрения еще раз подтверждает правило - экологическое сознание и экологическая культура создаются в школе литераторами. Не случайно в руках у Вас на фото - цветы. Обращение к писателям конечно плодотворно. У того же Метерлинка мне нравятся не цветы на кладбище, да простит меня Валерий Мизайлович, а создание образов деревьев в виде характерных человеческих типов. Когда-то читал даже книжку по экологическому воспитанию - о поэзии Пастернака через образы деревьев и трав. Но вот экологи с этим не согласны. Для них экология это наука о закономерностях взаимоотношений организмов и среды. Для обывателя экология страшилка- алармизм от чиновников и ученых, ужасы загрязнения. А красота пейзажа или цветка - объект для художников и лириков. Между тем восспринимать красоту цветка нужно учить. Дмитрий Кайгородов это еще сто лет назад пытался делать. В наших же учебниках биологии красота цветов - не ценность. Утилитаризм полный. Использование растений только в качестве еды, лекарства. А ведь речь порой идет о диких растениях. Мы можем убивать домашних животных для еды, животных диких убивают только охотники. А дикие растения рвут все. Цветы неодушевленные, поэтому ценности не представляют. Даже глубоко верующие легко рвут красивые цветы в лесу, не считая это грехом. Я наблюдал это весной, когда цвела ветренница, а потом огромный букет ослепительно белых ветренниц в хрустальной вазе украсил иконостас в местной церкви. Интересно, есть ли сейчас попытки повторить опыт Кайгородова и научить детей различать красоту диких цветов?
Валерий Ганузин ( Пользователь )
"Для них экология это наука о закономерностях взаимоотношений организмов и среды."

Уважаемый Юрий! И сейчас эти закономерности в крупных городах, да и не только, не в пользу природы.
Посмотрите какие полусломаные, полуобрезанные, полугнилые, кривые, с различными повреждениями коры на стволах, чахлые стоят на городских улицах деревья. А посмотрите на эти полузасохшие, полузаезженные газоны, которые сейчас редко поливаются из за того, что вода стала дорого стоить (раньше их поливали автомашины). А после того как все понаставили счетчиков на воду - ведра воды жители первых этажей не дадут на полив клумбы во дворе. Как после этого школьнику объяснять о деятельности людей в защите природы? Поэтому дети относятся к диким цветам так же, как и взрослые к городской природе. Практический пример для детей ближе и яснее, чем теоретические рассуждения на уроках.

Работая врачом, при осмотрах детей с хроническими заболеваниями, мне приходиться сравнивать их здоровье с " здоровьем" выше описанных деревьев. Я им говорю, что не одни они такие в городе. Не надо комплексовать по поводу своих болезни. Надо с ними бороться , помогая в этом врачу.

Про цветы Метерлинка. Это красивая легенда о предназначении цветов. Есть и другие. Про происхождению маков. Они якобы выросли в долинах, где были большие битвы. И куда капала кровь, там и вырастали эти цветы. А сколько крови пролито на полях сражения Великой Отечественной.

Про свой двор. Я его (один) засадил сиренями, жасмином, кленами, березами, липами, вишнями, сливами. И даже оливковое дерево растет. И никогда не ругаюсь, когда молодежь ломает ветки сирени. Это город. Здесь что выживет, то выживет Так я говорю и соседям по дому, когда сажаю во дворе новые деревья и кусты.
Юрий Панов ( Пользователь )
Валерий Михайлович, кто же спорит, что практические аспекты экологического воспитания важны, но к сожалению они не формируют экологическое сознание. Как много любителей цветов украшают "свои" дачные участки, дворы и не постесняются для этого, например, выкопать растение из Красноой книги в лесу. Создать для человека благоприятную среду достойная цель, но обычно это совершается в ущерб дикой природы. В одной гимназии я наблюдал среди опытных делянок уголок лекарственных растений. Учителя считали, что они осуществляют экологическое воспитание. Экологическое сознание должно быть непрагматическим, но поступочным. Как научить относиться детей к природе так же как к человеку?! Это задача прежде всего этическая, над ней задумывались и Толстой и Ганди и, особенно, Швейцер. Жизнь как высшее благо. К сожалению в школе этому не учат. Может быть эта задача слишком абстрактная и невыполнимая. Многие любят стихи, но отличить хорошие стихи от плохих и выразить словами достоинства стихов, как это, например, делала Лидия Чуковская, вызывая восхищение Ахматовой, могут единицы. Оценить красоту дикого растения, его запах форму лепестков и листьев, уметь общаться сним в нужное время и встать на защиту, если нужно,, могут тоже единицы. Биология в школе выполняет другие функции, мне кажется единственным выходом было бы введение в программу нового предмета экологии, как небиологического в значительной степени, этического и аксиологического. К сожалению это пока предвидится. Если преподают экологию - это предмет почти сугубо биологический, что конечно не нужно, или практический, что тем более не нужно, есть ОБЖ. Одночасовые модели неустойчивы, возникают и исчезают. Мне нравится подход новосибирского ученого Мордковича. Он учит общаться с природой, как с человеком разного темперамента, без всякого антропоморфизма. Иконечно в школе должны быть постоянно действующие детские организации природоохранного плана. Пока же в школе запретили экологию и нет Зеленых патрулей. Старое забыто, нового не создали. Может я не прав и кто-то создал это новое?
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Насчёт "небиологического" подхода сказано хорошо и правильно. Наверно помочь в этом (помочь, но не решить этот вопрос) могут и уроки литературы: поэзия Сергея Викулова, например. Да и "Белый Бим, чёрное ухо", к счастью, и сейчас не оставляет равнодушным.
А сам предмет "экология" - трудно сказать, пока не приходилось встречать действительно стОящего курса. Кто знает....
Надежда Крючкова ( Пользователь )
[quote name='Юрий Панов' date='07.07.2013, 13:42' post='281100']
. Экологическое сознание должно быть непрагматическим, но поступочным. Как научить относиться детей к природе так же как к человеку?! Это задача прежде всего этическая,

Ваши размышления, Юрий, весьма интересны. Понятно, что Вы бы хотели услышать мнение коллег- предметников по волнующей Вас проблеме. Уверена, что многие учителя ведут экологические кружки, прокладывают «экологические тропы», создают исследовательские проекты…Вы абсолютно правы в том, что экологическую культуру нужно развивать с детства: от тех, кто сидит сейчас за партой. многое зависит. Самый простой пример: кто-то из них, возможно, уйдёт в бизнес, который предполагает образование так называемых « отходов производства»…Вот ему и решать, тратить ли лишние деньги на очистные сооружения или направить трубу прямо в речушку… Вы упомянули аксиологический подход к образованию, что очень важно, потому что его краеугольный камень - это формирование ценностного отношения к миру. Природа-это абсолютная ценность. Но что выберет наш ученик в условиях, когда стрелка компаса замрёт между двумя ориентирам, один из которых «быстрая прибыль»? В жизнедеятельности человека проявится всё, поэтому Вы верно заметили, экологические проблемы – это этические, нравственные проблемы общества , где «слово» и «дело» далеко порой расходятся. В литературе 20 века это художественно отражено в «Прощании с Матёрой», «Царь- рыбе»,» Буранном полустанке». Так что словесники и экологи предметно- интегративно рядом. Только рядом, но не «вместо». Поэтому и отслеживаем развитие экологической мысли применительно к образованию и воспитанию.
Юрий Панов ( Пользователь )
Еще о поступочном сознании. Конечно, проектами сейчас увлекаются все. Но мало кто привлекает педагогические ресурсы ближайшей природы. Какое дерево самое старое на вашей улице? У какого дерева самая красивая крона? Что за люди сажали эти деревья? Вопросы без ответов. Мы изучали флору поселка, даже один из ребят составил определитель семейств! Создали электронный атлас фотографий дикарей. Но ведь в проектах задействованы единицы. Несколько более удачным мне представляется попытка взять под охрану самые ценные растения в окрестностях. В Красной книге нашли ближайшее местообитание эфедры, единственное в области. Изучили, защитились на НПК, передали материалы сельской школе. Дальше не пошло. Сейчас работаем над созданием памятника природы местного значения. Нашли уголок леса, где произрастают 12 видов орхидей. Ездили с ребятами в районный совет, два раза выступали на НПК, в том числе по окраске гибридов орхидей. Девочки нашли такие гибриды, которые вполне могли бы конкурировать с культурными. Теперь займемся пропагандой красоты. Во время посешения местными чиновниками от экологии наших орхидей они легко срывали уникальные гибриды, чтобы понюхать. Я молчал, стиснув зубы. А коллеги уверяют, что если рассекретить орхидеи, и провести экскурсии, растения выкопают для украшения дач. Может в нашем обществе экологическое сознание полностью пока отсутствует, мы в пустыне? И цветы сами по себе никому не нужны?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+