Личный кабинет

Как повысить места российских вузов в международных рейтингах

Альберт Тарасов ( Пользователь )
На прямой линии с Путиным был задан вопрос об отмене оценок по физкультуре в вузах. Это слабый вопрос. Сильный вопрос должен звучать так: Когда отменят обязательную физкультуру в вузах? Этот вопрос я пытался задавать министру образования Дмитрию Ливанову и члену совета при Министерстве образования и науки Алексею Венедиктову (на сайте р/ст Эхо Москвы и по электронной почте). Они его пока не услышали.

Смысл занятий физкультурой и спортом взрослыми людьми предполагает добровольность (для этого есть спортивные секции, стадионы, бассейны, тренажёрные залы, фитнес-центры, спортплощадки). Какое отношение физкультура имеет к большинству получаемых специальностей – инженерам, экономистам, физикам, химикам, биологам? Никакого. Человек приходит в вуз, чтобы получить профессиональное образование, и физкультура там – как в огороде бузина. Физическая культура в качестве обязательной учебной дисциплины должна быть исключена из всех непрофильных вузов и учебных планов для всех непрофильных специальностей. Государство тратит огромные бюджетные деньги на содержание кафедр физической культуры во всех вузах, выплату зарплат преподавателям. Куча учебного времени, которое можно использовать на специальные дисциплины, тратится впустую.

Конечно, всегда можно демагогически защитить присутствие физкультуры в вузах:

«Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, и являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза». (Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении)

Осознание необходимости занятий физкультурой и спортом и привычка вести здоровый образ жизни должны закладываться в течение 11 лет обучения в школе – при получении общего образования. В вузах нужно заниматься своим делом – профессиональным образованием. А после занятий, пожалуйста – бегайте, прыгайте, плавайте, играйте в баскетбол… на здоровье.

Ещё одним общеобязательным поголовным предметом во всех вузах страны является история. Как-то даже смешно это обсуждать, потому что каждому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что история не имеет никакого отношения к бухгалтерам, инженерам, технологам, авиастроителям и т.д. и т.п. История как обязательный предмет должна изучаться в вузах только на соответствующих специальностях гуманитарного направления. Для общего развития она изучалась в средней школе. Опять государство тратит огромные бюджетные деньги впустую.

Преподавание истории и физкультуры – наследие советского времени, когда все в обязательном порядке изучали историю КПСС и другие идеологические «науки», готовились защищать Отечество, сдавая нормы ГТО. Историю КПСС, наконец-то, из вузов выперли. Обязательный партком при каждом учреждении и предприятии тоже ушёл в прошлое, а кафедры общественных дисциплин сохранились. Их существование нельзя оправдать ничем. Нельзя же считать оправданием лишь сохранение рабочих мест преподавателей?!

Кроме истории и физкультуры в вузах есть большое количество других обязательных, но лишних и бестолковых предметов, которые нужно удалить из учебных планов непрофильных для них специальностей. Иностранный язык (если за 11 школьных лет не овладел иностранным языком, то в вузе – пустая трата времени, профанация), экономика, культурология, этика и эстетика, риторика и т.д. – каждый химик, физик, технолог, программист… изучавший всю эту мурню, знает ей настоящую цену. Однако те же предметы, но изучаемые на соответствующих специальностях, будут находиться на своём месте.

Повышение эффективности вузов, о котором сейчас много говорят, невозможно без обязательной инвентаризации учебных планов, иначе слова останутся только словами. Но, к сожалению, у нас работу привыкли оценивать не по результатам, а по умению говорить слова. Проверить искренность намерений министерства можно по реакции на данные предложения (я их обязательно отправлю).

И если уж обратиться к теме международных рейтингов вузов, то стоило бы нашим повышателям и улучшателям посмотреть: а как в зарубежных университетах обстоит дело с обязательными экзаменами и зачётами по физкультуре, истории, культурологии и т.д.?

Замечание-вставка. Вспомнилось, как давным-давно смотрел передачу «Музыкальный киоск», и там ведущая Элеонора Беляева задала своей гостье (зарубежной оперной певице) вопрос: Я, учась в консерватории, сдавала политэкономию, историю КПСС, научный коммунизм, научный атеизм – [в ущерб собственно пению, как тогда я понял её слова], а Вы? И эта зарубежная певица ответила, что они там у себя за рубежом ничего подобного не учили, а только – специальность.

Тема повышения качества высшего образования, конечно, не исчерпывается закрытием кафедр физкультуры и удалением ненужных, балластных предметов. Я не ставил перед собой здесь задачу дать полное освещение этой темы, а указал лишь на один необходимый элемент. Конечно, не обойтись без сокращения количества вузов и ужесточения отбора абитуриентов (или отсева, если хотите). Так как образование – это непрерывный системный процесс, то изменения необходимы системные, начиная с пересмотра программ дошкольного и школьного образования. Например, важное значение имеет математическое образование, изучение логики и научной методологии, чему уделяется сегодня чрезвычайно малое внимание в школе (чтобы не говорили, что я предлагаю только запрещать и удалять). Что касается изучения философии (тоже обязательного предмета в вузах), то, во-первых, для общего (не специального) образования оно происходит абсолютно не правильно – делается акцент на истории философии, что абсолютно не нужно каждому человеку, а во-вторых, философские вопросы нужно включать в школьное образование, а из вузов философия должна быть убрана.

Титул человека с высшим образованием подразумевает не просто владение некой специальностью на высоком уровне, но высокий уровень общей культуры и общенаучных знаний. Фундаментальность университетского образования предполагает умение выявлять глубинные связи процессов, объектов, явлений происходящих в самых разных сферах окружающей жизни. Нужны ли для этого в вузе история, политология, культурология и пр.? Убеждён, что нет (это следует из преимущественно описательно-констатирующего характера этих дисциплин). Единственное что возможно – это некий комплексный предмет, включающий основы логики, философии, методологии научного познания. И то я не уверен, что он необходим, т.к. всё это должно закладываться ещё в школе. Достаточно хороших вступительных испытаний, причём обязательный для сдачи всеми выпускниками ЕГЭ по математике должен войти в более широкий перечень обязательных вступительных испытаний – для тех направлений подготовки , в которых этот экзамен сегодня не учитывается. Странно видеть, например, что для специальности «экономика» математика не является обязательным вступительным испытанием. Убеждён, что математика должна стать обязательным вступительным экзаменом и для многих гуманитарных специальностей, а может, и обязательной дисциплиной в вузе. По причине засилья гуманитариев в культурной элите математическая безграмотность не стала смотреться сегодня чем-то постыдным (некоторые даже хвалятся своими тройками и двойками по математике!). А ведь именно математика, как самая абстрактная и связанная с логикой наука, способна проникнуть в самые потаённые и недоступные уголки реальности, описать процессы от внутриядерных до социальных, она есть мощнейшее универсальное средство решения самых разных прикладных задач – от экономики до экологии. Безграмотный математически человек – это инвалид. Если человек не в состоянии понять такую простую вещь как логарифмы, то как он может разбираться в гораздо более сложных гуманитарных вещах? Потому пересмотр места математики в высшем образовании (и образовании вообще) необходим, иначе – дальнейшая деградация. Подробнее см. О преподавании математики гуманитариям, Для чего психологу нужна математика?, Гуманитарная математика, Математика для гуманитариев (беседа на радио Свобода).
Валерий Ганузин ( Пользователь )
"Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил список иностранных вузов, дипломы которых признают в России. Соответствующий документ, разработанный Минобрнауки, опубликован на сайте правительства".
http://www.rg.ru/2013/09/21/diplomy-anons.html

Вот теперь преподавателей иностранного языка можно будет приглашать для работы в школах, и не только частные, и в ВУЗы. Конкуренция будет или нет?
Михаил Васильев ( Пользователь )
Да никто их не будет приглашать.

Зачем они нам в школах и ВУЗах? Иностранцы и так работают на курсах Британского Совета и в LanguageLink.

В государственных школах слишком много специфики, иностранцам тут может и не понравится.

И кто будет им платить зарплату? Государство заинтересовано брать на работу иностранцев, если надо трудоустраивать местных?

И они захотят работать с нагрузкой 36 уроков в неделю при наполняемости групп в 25 человек (а на других условиях сейчас брать учителей на работу фактически запрещено) ?

Когда я еще учился в институте, зав кафедрой рассказывала, как однажды они выписали препода из Штатов. Он проработал здесь полгода и за это время всем проел плешь. Во-первых потребовал, чтобы ему сняли двухкомнатную квартиру (в другой он жить отказывался), после получения каждой зарплаты закатывал истерику: в Америке за такие деньги только мексиканцы пашут. И постоянно жаловался на ужасные бытовые условия: вода не такая, еда не такая, в подъезде плохо пахнет. На Новый Год он уехал домой и прислал оттуда факс, что расторгает договор и больше не вернется.

Альберт Тарасов ( Пользователь )
Т.к. большого обсуждения здесь не наблюдается (может, это свидетельство согласия с написанным?), то осмелюсь поместить два комментария с других ресурсов.

Комментарий vasilisa44 к моей аналогичной записи в жж Министерства образования и науки:

Сейчас на сайте МОН выложен для обсуждения стандарт «мостостроителей». Зачитаешься – базовая часть: Русский язык и культура речи (зачем тогда обязательный ЕГЭ по русскому языку?), История, Философия, Политология, Культурология, Правоведение, Психология и педагогика, Социология. А сколько еще всякой инно-, нано-, эко- добавят вузы в региональный компонент? Если за 11 лет русскому языку не научили, то, конечно, за 36 часов аудиторных занятий вузовские преподаватели ситуацию исправят кардинально! Да, встречаются южные студенты – со 100 баллами по русскому – и с трудом говорящие по-русски, но это – совсем другая история.

На министерском сайте выложены Примерные образовательные программы. Министерство, таким образом, рекомендует на первом курсе для специальности 190600 – 15 (!) дисциплин. Да для технических специальностей на первом курсе НИЧЕГО, кроме математики в квадрате, физики, (где-то химии), инженерной графики (черчения в школах теперь – нет), информатики и введения в специальность БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! Базу сначала заложите, а потом вымудряйтесь, сохраняя ставки преподавателей юристов-экономистов-филологов-гмушников.

Тяжело это предлагать, но, видимо, нужен государственный контроль базовых знаний студентов после первого или второго курса. А то этот бардак в учебных планах никогда не кончится!

Анатолий Ветров (здесь):

Автор абсолютно прав, он даже слишком мягко обозначил проблему. Непрофильные предметы из вузовской программы нужно исключить немедленно. И физкультуру в первую очередь. Основы физического воспитания должны закладываться в школе. Английский язык входит в квалификацию любого специалиста, без его знания квалификация такого специалиста равна нулю. Это касается практически любой специальности. Но изучать его нужно в школе, чтобы по её окончании абитуриент мог свободно им владеть, а не только читать и переводить. Это аксиомы образования. Основы закладываются в школе, в ВУЗе только овладение специальностью. Гарантированный минимум культуры осваивается также в школе, переносить эту задачу на ВУЗ это неоправданное расточительство. В Германии в Уни нет уроков физкультуры, нет истории, нет эстетики, нет религии, нет непрофильных предметов. Если непрофильные предметы исключить в России, то срок обучения можно сократить до 3,5 лет.

Сейчас прочитал стандарты образования. Число часов на цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины равно числу часов на цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации. Это даже не смешно. Если считать, что час обучения студента стоит 50 Евро, то ликвидировав 1800 часов на цикл ГСЭ плюс 460 часов на военку плюс 100 часов на жизнедеятельность, то получим экономию округленно 118000 Евро на студента. Умножаем на количество студентов 1500000 в год, получаем экономию 177 млрд. евро в год, что составляет 8 трлн. рублей в год. Интересно, какая страна может такое себе позволить, выкинуть на ветер 177 млрд. евро в год. Ответ, только Россия. Действительно очень богатая страна.
Валерий Ганузин ( Пользователь )
"Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов поручил сократить в республике количество филиалов высших учебных заведений и запретил деятельность вечерних школ.

«Мы провели огромную работу с прокуратурой и советом ректоров по анализу деятельности университетов и институтов республики Дагестан. Такую работу нигде в Российской Федерации не проводили на таком уровне. Выявлены 62 филиала вузов, которые на самом деле являются будками по выдаче дипломов. Мы проверили и ходатайствовали перед федеральной службой оставить только семь филиалов в Дагестане. Все остальные должны уйти. "
http://news.rambler.ru/21846380/

Как Вы думаете. Такой путь сможет повысить рейтинг ВУЗов?
Альберт Тарасов ( Пользователь )
Цитата (Валерий Ганузин, 26.10.2013, 10:55) <{POST_SNAPBACK}>
Как Вы думаете. Такой путь сможет повысить рейтинг ВУЗов?


Да.
Николай Ермак ( Пользователь )
Актуальная, грамотно составленная и по истине - патриотическая тема! За такую тематику Автору "Героя России" нужно присваивать! Спасибо!
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Николай Ермак, 07.12.2013, 04:19) <{POST_SNAPBACK}>
Что уже сейчас мешает...?


Большой расходный наномизер... и прочие сколки.
Николай Ермак ( Пользователь )
Бисер...
Рамиль Мустафин ( Пользователь )
повысить места российских вузов в международных рейтингах
-----------------------
нельзя вытащить хвост, оставив в болоте голову,

каков рейтинг страны в мире - таков и рейтинг вузов.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+