Личный кабинет

Изучение антропогенеза в школе.

Накопилось немало материала. Захотелось поделиться и пообсуждать.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Антропогенез - область науки, которая интенсивно развивается. Связано это, во-первых, с рядом сенсационных находок в последние 10-20 лет. Во-вторых, это обусловлено развитием молекулярной биологи и связанным с этим интенсивным развитием сравнительной геномики: отсеквенированы геномы многих представителей человеческих рас, неандертальцев, денисовского человека, человекообразных обезьян.


Именно поэтому наши взгляды на эволюцию человека кардинально изменились.
Что приятно - работает замечательный сайт антропогенез.ру. Вышли новые книги по антропогенезу.

Вернёмся, однако, к школьной программе.

Для начала - попробую проанализировать учебный материал. Возьму один из лучших (на мой взгляд) учебников, по которому сейчас учится мой сын. "Общая биология. Часть 2. Академический школьный учебник"; под ред. Шумного и Дымшица; 2011.

Буду цитировать и комментировать.

Прежде всего отмечу, что в данном издании остались в стороне сенсационные находки древнейших прямоходящих (или полупрямоходящих) гоминид - ардипитека, сахелантропа и "человека века" - оррорин.
Возрас от 5 до 7 млн. лет. А жаль. Эти формы - прекрасная иллюстрация промежуточных вариантов между прямохождением и хождением на четырёх конечностях.

В качестве первых гоминид авторы сразу же переходят к описанию австралопитеков.

О них - чуть позднее (в продолжении). А пока о неандертальцах.

"Первые представители вида человек разумный Homo sapiens существенно отличались от нас. Хотя их правильнее называть древними людьми - палеоантропами, их чаще называют неандертальцами.
Первый череп человека этого вида был найден в 1848 г. в Гибралтаре. Находка, однако, оказалась незамеченной
".

На самом деле первые останки неандератльцев нашли в 1829 году -
Ф.-Ш. Шмерлинг в Бельгии в пещере Анжи находит несколько человеческих костей и в том числе сильно фрагментированный череп ребенка 2-3 лет, который в 1936 г. будет идентифицирован как неандертальский.

Задам первый вопрос - что значит ВИД человек разумный? Учебник ОБ ЭТОМ УМАЛЧИВАЕТ.


.

Главным критерием биологического вида, когда речь идет об организмах с половым размножением, считается репродуктивная изоляция.
Выделяемые по отдельным элементам скелетов палеонтологические виды могут не совпадать с видами биологическими. Нельзя исключить, что в каких-то случаях даже обладатели костей, относимых к разным родам (скажем, упомянутые выше полупрямоходящие оррорин и сахелантроп), при всех их внешних отличиях, на самом деле не были разделены барьером репродуктивной изоляции. И наоборот, этот барьер вполне мог существовать для некоторых особей, чьи останки принято включать в один вид.

О том, что подразумевается под видом человек разумный - в учебнике внятного ответа нет.
А определенность - залог усвоения материала.

Обобщающие представления о видовом разнообразии, рассматриваемые в рамках школьного учебника, можно выразить так:


Эти представления соответствуют господствовавшим совсем недавно - в 80-е и 90-е годы.

Никто не знает, сколько на самом деле было видов Homo.

Этот рисунок взят из совсем недавно вышедшей шикарной книги Л.Б. Вишняцкого "Неандертальцы. История несостоявшегося человечества". Крайней точкой зрения считается допущения только двух видов Homo - habilis и sapiens.

Далее в учебнике палеоантропы описываются как коренастые люди. Но на самом деле коренасты были только неандертальцы в холодной Европе. А синхронно жившие с ними другие люди - эректусы, денисовцы и те же неандертальцы в других местах тоже были вполне нормального (с нашей точки зрения) роста. И всех их адекватно называть палеоантропами.

Скажу об одном сильно убивающем меня словосочетании, гуляющем по школьным учебникам - "последнем оледенении". Признайтесь честно, многие ли учителя ДОГАДЫВАЮТСЯ о каком (каких) оледенениях идёт речь? Например, "классические неандертальцыч достигли вершины своего развития во время последнего оледенения и исчезли около 30 тысяч лет назад" или "Кроманьонцы жили во время последнего ледникового периода". Что из этих слов должны понять школьники? Когда длился этот ледниковый период - сколько лет, когда начался и закончился?



На стр. 155 пишется про Эжен Дюбуа (1858-1840):
"голландский антрополог. Основные научные работы посвящены антропологии. Неопровержимо доказал правильность теории Ч.Дарвина о происхождении человека от животных, близкородственных обезьян"

О Жене Дюбуа (Евгением его называют отечественные антропологи, хотя на самом деле он - Мари Эжен Франсуа Тома).
Он был убеждён, что человечество произошло в Юго-Восточной Азии и нашёл там существо, называемое сейчас эректусом, а сам он назвал питекантропом.
Эректус - действительно этап в развитии человека. Важнейший этап. Но один из многих. А фразу "неопровержимо доказал!" для учебника все же лучше не употреблять.

Куда содержательней было бы указать, что именно он сделал.

Авторы учебника абсолютно уверены, что расселение кроманьонца шло через Суэцкий перешеек. Хотя около 100 лет назад и было тупиковое переселение на Ближний Восток - территорию современного Израиля - (после очередного наступления пустыни они вымерли), всё же более общепринято положение о том, что они пересекли Красное море - длиной 11 км и попали на относительно плодородные земли южной части Аравийского полуострова. А это - не то же самое, что говорится в учебнике. И было это чуть позже - лет 60-80 тыс. назад.

Тема большая. За раз не написать. Продолжение следует. В том числе и о митохондриальной Еве и связанных с ней распространённых заблуждениях. Буду рад обсуждению.
Николай Мимеев ( Пользователь )
Цитата (Валерий Чернухин, 18.03.2013, 16:00) <{POST_SNAPBACK}>
Авторы учебника абсолютно уверены, что расселение кроманьонца шло через Суэцкий перешеек. Хотя около 100 лет назад и было тупиковое

100 тыс.?
Иван Черепанов ( Пользователь )
Очевидно.
Но в варианте 100 лет вызывает интерес к истории ближнего востока. Вторая алия - говорят историки :)
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Миклухо, 19.03.2013, 08:20) <{POST_SNAPBACK}>
100 тыс.?

Да, конечно.

Теперь о дате расхождения шимпанзе и человека.
Долгое время расхождения линий человека, шимпанзе и гориллы от последней общей формы принималось сначала 30-20 млн. лет назад.
К середине 70-х гг. эта дата была к нам приближена и определена в 16-14 млн. лет.
В настоящее время дата расхождени приближена к 7-4,5 млн. лет.
Дата в 4,5 млн. лет возникла из недавних сравнений геномов обоих видов шимпанзе и человека:


Слегка модифицированный рисунок взят из статьи из журнала Science, посвящённой анализу вновь расшифрованному геному карликовому шимпанзе.
Дата в 7 миллионов - по датировке находки наиболее древнейшего (полу)прямоходящего сахелантропа.
Однако вернёмся к картинке из школьного учебника:

Зачем приводить данные почти полувековой давности?

Выставляю две из четырёх презентаций, посвящённых антропогенезу. Надеюсь быть полезным для учителей. Неограниченное использование материала приветствуются. Ссылки на меня любимого необязательны.
Отмечу, что значительная часть материала была собрана на сайте антропогенез.ру, особенно из книги Дробышевского "Достающее звено" и Вишняцкого "Неандертальцы. История несостоявшегося человечества". Также был использован материал некоторых англоязычных статей, пары старых советских книжек, новых фильмов (даже кадры привожу) и вагон доступного в инете материала.Обсуждение приветствуется.
Игорь Галкин ( Пользователь )
Чтобы понять всю нелепость современной теории происхождения человека тупого (см. "дорожные войны" по ящику) то есть антропогенеза, достаточно хоть раз взглянуть на те же пчелиные соты.
Это вам не дарвиновская палка!
Однако никакого эволюционного развития пчёл не происходит и никогда не произойдёт на основе их высокотехнологичных знаний и умений.
Да, находят различные черепа. Но когда их раскладывают в рядок по времени залегания и начинают придумывать истории их развития одного в другой, то это преступление!
Кина-то нету! Выдумки всё! В том числе и искусственное привязывание генетики.
Никто ведь не знает, как всё происходило на самом деле! А преступные инсинуации типа антропогенеза очень сильно тормозят развитие человечества, потому что дезориентируют, зомбируют творческую молодёжь.
Почитайте-ка лучше вот это: http://nevimaman.ru
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Цитата (Галкин Игорь, 11.04.2013, 23:03) <{POST_SNAPBACK}>
Кина-то нету! Выдумки всё! В том числе и искусственное привязывание генетики.
А человеку разумному не пользоваться своим умением абстрагировать из фактов существенное по конкретному вопросу, не использовать адекватные предмету моменты и масштабы времени - не преступление?
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Галкин Игорь, 12.04.2013, 02:03) <{POST_SNAPBACK}>
Почитайте-ка лучше вот это: http://nevimaman.ru

Какой неграмотный идиот это писал? Например:
Как показал природный эксперимент с астероидом 2012DA14, который пролетел около Земли на расстоянии 27,7 тыс. км от неё со скоростью примерно 6,5 – 6,7 км/с и при этом не был захвачен нашей планетой, притяжение Земли на расстоянии 27,7 тыс. км. не существует!
Как известно, первая космическая скорость, то есть минимальная скорость, начиная с которой объект не падает на Землю, равна 7,9 км/с. , а DА14 пролетел значительно медленнее и ниже многих спутников.

Автор сего опуса даже не понимает, что на расстоянии 27 тыс.км притяжение иное, чем около Земли -- а оттого и скорость, потребная для не-падения на Землю будет другая.
Дался ему астероид! Вон -- Луна. Проходит за 28 суток окружность радиуса около 384 тыс. км. Можно посчитать: скорость около 1 км/сек. И ведь не падает.
Полагаю, что умственный уровень автора вряд ли заслуживает большого доверия. И это наверняка касается не только падения астероидов.
Графомания, и только.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Владислав Воронин, 13.04.2013, 11:58) <{POST_SNAPBACK}>
Какой неграмотный идиот это писал?
Владислав Владимирович. Зачем раззадоривать человека? Начнётся поток эмоциональных, но бессодержательных сообщений.

В продолжение об антрапогенезе.
Хочу выписать по датам некоторые ключевые события.
Первое полупрямоходящее - 6-7 млн. лет назад. Возможно в это время (а может даже и позже) произошло разделение на гоминид и ветви, ведущей к двум видам шимпанзе.
Первые австралопитеки с признаками полностью сформированного прямохождения - 4-4,5 млн. лет назад.
Австралопитек - существо, верхняя половина тела которого больше похожа на обезьянью (кроме, быть может, деградации клыков), а нижняя - на человечью.
Первый находки каменного орудия (олдувайская культура) - 2,6 млн. лет назад http://elementy.ru/news/431460
Первые остатки рода Homo - 2,4 млн. лет назад - человек умелый (Африка)
Последние австралопитеки - 1 млн. лет назад
Первые предполагаемые остатки костра - 1,6-1,7 млн. лет назад
Первые достоверные остатки костра - 1 млн. лет назад http://elementy.ru/news/431835
Первый каменный топор (ашельская культура) - 1,7 млн. лет назад http://elementy.ru/news/431460
Первый выход гоминид за пределы Африки - 1,8 млн. лет назад - человек грузинский (Homo georgicus).
Первые Homo с признаками неандертальцев - 530-600 тыс. лет назад (Испания)
Первые ритуальные захоронения -
Первые данные об использовании красок - кусочки охры на палеолитической стоянке неандертальцев в Нидерландах - 250 тыс лет назад. http://elementy.ru/lib/431834
Первые сапиенсы (кроманьонцы) - 195 тыс. лет назад
Использование материальных предметов в качестве символов - не менее 60 тыс. лет назад http://elementy.ru/news/431267
Первые бусы - 100-130 тыс. лет назад, Северная Африка и Западная Азия http://elementy.ru/news/430264
Первые стрелы - древнейшие костяные наконечники найдены в Южной Африке. Возраст 61 тыс. лет назад http://elementy.ru/news/430902
Первый музыкальный инструмент -"древнейшие достоверные музыкальные инструменты в виде ансамбля из костей мамонта известны из Мезина на Украине с датировкой около 20 тысяч лет назад. Находка же неандертальской "флейты" из Дивье Бабе 1 в Словении, имеющая древность 30-34 тысячи лет, после переизучения оказалась просто костью, погрызенной пещерной гиеной, так что о музыкальных способностях неандертальцев в настоящее время можно говорить сугубо гипотетически". http://antropogenez.ru/zveno-single/156/ Находка в Словении ошибочно интерпретируется как музыкальный инструмент в известном 5-серийном фильме "Путешествие человека".
Валерий Ганузин ( Пользователь )
Интересная статья по эволюции. Может пригодиться для учителей и старших школьников.
********************************************************************************
*****************************************

"ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ"

http://www.mprj.ru/archiv_global/2015_1_30/nomer02.php

Николаева Е.И. (Санкт-Петербург, Российская Федерация)
– доктор биологических наук, профессор кафедры «Прикладная психология», Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ФГБОУ ВПО ПГУПС), Московский пр., 9, 190031, Санкт-Петербург, Россия;
– профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
E-mail: klemtina@yandex.ru
Валерий Ганузин ( Пользователь )
"Ученые, возможно, нашли переходное звено между криками животных и человеческой речью.
Способ общения обезьян бонобо может представлять собой переходное звено между криками животных и человеческой речью, полагают ученые, статья которых опубликована в журнале PeerJ."

https://news.mail.ru/society/22874146/

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+