Личный кабинет

Свобода без выбора и выбор без свободы

Имеет ли педагог реальное право выбора инструментов обучения сегодня? Насколько легко можно использовать право на выбор программ, учебных пособий и учебников? Насколько правомерно сегодня вмешательство в работу учителя различных институтов контроля?
Редактор Педсовет.org ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! В этой теме мы обсуждаем и делимся опытом, даем друг другу советы.
- Имеет ли педагог реальное право выбора инструментов обучения сегодня
- Насколько легко можно использовать право на выбор программ, учебных пособий и учебников?
- Насколько правомерно сегодня вмешательство в работу учителя различных институтов контроля, методистов и т.д.?
Ирина Касаткина ( Пользователь )
Буду говорить о выборе учебников по точным наукам. Считаю, что нельзя ограничивать учителя только перечнем учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования. Пути для получения такой рекомендации для многих провинциальных авторов порой непреодолимы, но их работы могут быть очень полезны. По поводу контроля: контролировать следует только знания учащихся и только по ним судить о работе учителя. Пусть педагог использует любые методики и пособия, но если знания его учеников на высоте, такого педагога нельзя ограничивать, в том числе и ненужной писаниной, а следует поддерживать и поощрять.
Анатолий Гин ( Пользователь )
У инженеров-конструкторов есть такая поговорка: сделай систему, на которой сможет работать даже дурак, и тогда только дураки и будут на ней работать.
"Дурацкая" система - это система полностью регламентированная. Выучил правили - и полный вперед. Однако цивилизация в целом развивается "от узколобости к широколобости". Далеко не сегодня стало ясно, что никакие инструкции не могут предусмотреть все ситуации.
Вот исторический документ на эту тему:
ЦИРКУЛЯР МОРСКОГО ВЕДОМСТВА, ГОД 1910
Никакая инструкция не может предусмотреть всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все возможные случаи и дать вперёд все соответствующие указания. А поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения. (Циркуляр морского технического ведомственного комитета
№15 от ноября 29 дня 1910 г.)
Строгая регламентация работы учителя - это перевод учителя из положения "инженера знаний" в положение "рабочего на конвейере". Это движение против основной тенденции развития цивилизации. Тупик.
Марина Шилкова ( Пользователь )
Регламентировать можно и нужно далеко не всё. Существуют логичные ограничения: 45 минут урока, 2-3-4 часа в неделю и т.п. Но требовать, чтобы учитель на конкретную тему тратил ровно N часов в любом классе - нелепо. Где-то нужно задержаться на материале, который "не пошёл", где-то наоборот. А мы вынуждены в августе (!) расписать весь учебный процесс поурочно, заранее предусмотреть не только количество (и дни!) контрольных работ, но даже домашнее задание. Это опять тянет к двойной бухгалтерии: в журнале - одно, на уроке - другое. Унизительно!
Анатолий Гин ( Пользователь )
[quote name='kristi' date='17.01.2013, 11:03' post='272159']
Буду говорить о выборе учебников по точным наукам. Считаю, что нельзя ограничивать учителя только перечнем учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования...

Поддерживаю Вас! Работая учителем физики, имел с годами при кабинете большую библиотеку, куда входили тома Яворского и Пинского; Ландсберга и пр. Были умные и увлечённые физикой дети, которым по складу ума был ближе Яворский-Пинский; и столь же умные, которым был ближе Ландсберг. Физики знают, что эти авторы писали в довольно сильно отличающихся стилях.
А еще библиотечка "Квант" и пр. и пр.
Мелочная регламентация не только вредна упущением массы возможностей, но и лишает учителя мотивации творчества. Вред + вред.
Иван Храповицкий ( Пользователь )
Интересная тема - поведение учителя в несвободной стране. Но вот именно в отношении выбора учебных программ и инструментов обучения учитель относительно (на 95%) свободен. Хороший учитель преподаёт свою науку, выстраивает учебно-методическую линию по своей собственной программе и пользуется теми инструментами, которые соответстуют его педагогическим устремлениям. И никто ему здесь ничего не навяжет, не запретит и даже не проконтролирует. Выбор средств сегодня достаточно большой. А регламентаторы пусть пишут свои бумажки, которые легко проигнорировать.
Анатолий Гин ( Пользователь )
Цитата (Марина Шилкова, 17.01.2013, 11:30) <{POST_SNAPBACK}>
Регламентировать можно и нужно далеко не всё. Существуют логичные ограничения: 45 минут урока, 2-3-4 часа в неделю и т.п. Но требовать, чтобы учитель на конкретную тему тратил ровно N часов в любом классе - нелепо. Где-то нужно задержаться на материале, который "не пошёл", где-то наоборот. А мы вынуждены в августе (!) расписать весь учебный процесс поурочно, заранее предусмотреть не только количество (и дни!) контрольных работ, но даже домашнее задание. Это опять тянет к двойной бухгалтерии: в журнале - одно, на уроке - другое. Унизительно!


Марине Шилковой: спасибо. Стоит добавить, что "двойная бухгалтерия" на простом языке называется ложью. Вот и вынужден учитель выбирать между интересами учеников и стремлением быть "хорошим" в глазах проверяющих. Понятно, что выбирает добросовестный профи. Эти реалии - дополнительное давление на нервы учителя, на его психику. И не каждый добросовестный профи это выдерживает - что приводит к их вымыванию из образования...
Любовь Шиляева ( Пользователь )
Если компьютерные лицензионные программы я могу использовать свободно, то с печатными учебниками, к сожалению, сложности. В Москве нужно делать заявку, а потом ждать появления их в школе не один год. Например, сейчас нет учебника "Обществознание" 9 класс (Боголюбов), а рекомендовать приобрести родителям -запрещено. Другой пример, точнее, вопрос: почему должна выдерживаться одна линия учебников по всеобщей истории, а именно т. н. линейка Чубарьяна, если это разные авторы, следовательно, разный стиль изложения. Посмотрите. кто далёк от учителей истории, для интереса, попробуйте вчитаться, найти смысл в замысловато изогнутой фразе огромного параграфа для 5-8 класса, скопированной из вузовского учебника или диссертации! Имея представление о разных учебниках и предпочтения, не имею свободы выбрать для преподавания тот учебник. что считаю лучшим.
Анатолий Гин ( Пользователь )
Цитата (Иван Сергеевич, 17.01.2013, 11:32) <{POST_SNAPBACK}>
Интересная тема - поведение учителя в несвободной стране. Но вот именно в отношении выбора учебных программ и инструментов обучения учитель относительно (на 95%) свободен. Хороший учитель преподаёт свою науку, выстраивает учебно-методическую линию по своей собственной программе и пользуется теми инструментами, которые соответстуют его педагогическим устремлениям. И никто ему здесь ничего не навяжет, не запретит и даже не проконтролирует. Выбор средств сегодня достаточно большой. А регламентаторы пусть пишут свои бумажки, которые легко проигнорировать.


Иван Сергеевич - я в прошедшем году посетил с лекциями 14 городов. И практически везде учителя говорили, что у них нет свободы выбора учебников даже из Федеральных списков. То есть навязывается выбор из 2-х или 3-х так называемых "систем". У Вас это иначе? Если "да" - то из какого Вы региона?
светлана павлючик ( Пользователь )
Дорогие коллеги! Обсуждая тему учебников, мы забываем про детей и родителей, которые должны покупать их. Есть очень , прямо скажем, бедные семьи и, если учитель им "рекомендует" купить что-то другое, не предусмотренное программой, для семьи накладно. Но выход есть: интернет, школьная библиотека, авторские размноженные тексты учителя! Поэтому - к свободе!

Но свобода - осознанная необходимость, поэтому нельзя делать только то, что приходит в голову отдельному человеку, нужно согласовывать свои действия с другими людьми: коллегами, администрацией, родителями и учениками, а последних нужно просто сопровождать. Особенно в условиях многообразия учебников, технологий, ГОС-ФГОСов.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+