Личный кабинет

Повышение культуры речи учащихся, 2.

Продолжение.
АМИ . ( Пользователь )
Тема "Повышение культуры речи учащихся" была открыта не мною. Но заинтересовала она не только меня. Теперь - закрыта (возможно, инициатором).
Для интересующихся открываю продолжение.

В Белоруссии (по старой памяти) орфография в большей мере основана на фонетическом письме, чем на фонематическом... Возможности (1), причины (2), условия (3) и поводы (4), конечно, у них и у нас разные... Но вот логика у нас, увы, кгбычно, идиотская... Из юридически закреплённых профессиональных требований государства к учителю у них - норматив произношения. Страна маленькая, межъязыковых контактов и внутриязыковых мутаций меньше - это понятно. Непонятно другое: почему они понимают, что язык формируется именно в общении, а наши... как бы обозвать... нет?..

- Вижу, он взади...
- Сзади (или позади - по контексту)...
- ?!.
- Сзади (или позади - по контексту)...
- Вижу, он сзади (или позади - по контексту)...

"Врачу, исцелися сам"...

Профессионально-корпоративная глухая стена...

Мне едва не чаще (не чаще, но и не реже) приходилось видеть-слышать, но реже удавалось корректировать (учителей) безграмотность даже не в произношении, а и в словоупотреблении, чем учеников. Последних "наставить на путь истинный" - не проблема.

- Я с Ярового приехала, и сразу до дому... Улыбнулася... И взЯла, чё схотелося"...

С учениками:

- Да он взади...
- Сзади.
- ?..
- ...
- Да он взади...
- Сзади.
- ?..
- ...
- Да он сзади был.

Вот и всё. Вся "формула".

Любой школьник общается в школе больше, чем где бы то ни было ещё.

Единство требований - прописное.

Если учителя говорят и поправляют словоформоупотребление соответственно нормам, которых в норме-то - раз-два, и обчёлся,..

Одна из цитат:
- Ты с какого класса?!.
- Из первого...
- Ты с какого класса?!.
- Из первого...
- Ты с какого класса?!.
- С первого...
- Больше не шали...

О том же без экивоков.
Учителя сплошь и рядом пеняют на то, что телевидение и государство пакостят язык их ученикам (не без того), и на то, что им не дают "преподавать" культуру речи, урезая количество часов... Но очень многие из них таким языком, что лучше бы они и не преподавали... Но ещё большее количество в живой речи... С их "стаканьями", "со школы", "до дому", "смеюся", "улыбаюся"...

Так что первый, самый важный и результативный, шаг к повышению культуры речи учащихся - это профессиональная квалификация речи самих учителей. Быть может (хотя и...), с дифференциацией: публично выступающий директор может может быть тупее завуча или физрука, те - математика или географа, а те - физика или биолога... Но уж хотя бы для начала возвращения к нормальному преподаванию пусть только к языковедам/литераторам это применить...

В ещё досоветские и в советские времена было даже понятие (в советские было сформулировано из-за падения нравов) "школьный орфоэпический/орфографический режим".

Кажется, в "Радионяне" такой сюжет тоже был использован.
Когда директору советской школы "звОнит" учитель русского языка, обещая приехать "в транвае", а тот не верит, что это правда учитель именно русского языка.

Наша корпоративная "этика" может заставить вас не поверить, но я таких учителей больше видел и слышал, вижу и слышу, чем нормальных, увы.

Если в школе действительно организовать среди учителей этику литературного хотя бы словоупотребления, если уж не произношения, и требования буквально каждым учителем того же от учеников, то только тогда можно будет начинать говорить хоть о каком-то, каком бы то ни было, курсе развития речи и, соответственно, о её культуре.
А не о "не ругайтесь матом", не говоря уж об эвфемизмах вроде "Марь-Ванна, а он меня на фиг послал", "А не пошли б Вы на хрен", "Вы ни хера не врубились", "Фак Вас ю" etc. Это - следствие. Отсутствия основы.
То есть требуемой для достижения предрешённого результата организации условий общения.
Что и есть на самом деле обучение языку.

ГО и Ш, я верно понял?..
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (АМИ, 16.01.2013, 19:27) <{POST_SNAPBACK}>
Если в школе действительно организовать среди учителей этику литературного хотя бы словоупотребления, если уж не произношения, и требования буквально каждым учителем того же от учеников, то только тогда можно будет начинать говорить хоть о каком-то, каком бы то ни было, курсе развития речи и, соответственно, о её культуре.
А не о "не ругайтесь матом", не говоря уж об эвфемизмах вроде "Марь-Ванна, а он меня на фиг послал", "А не пошли б Вы на хрен", "Вы ни хера не врубились", "Фак Вас ю" etc. Это - следствие. Отсутствия основы.
То есть требуемой для достижения предрешённого результата организации условий общения.
Что и есть на самом деле обучение языку.

Всё верно.
Но этим нужно заниматься не только с детьми, но и с родителями.
Однако, хотя бы на уроках словесности, нужно следить за своей речью и за речью учеников и не принимать ответ, если он дан с применением ненормативной лексики.


Цитата (АМИ, 16.01.2013, 19:27) <{POST_SNAPBACK}>
О том же без экивоков.
Учителя сплошь и рядом пеняют на то, что телевидение и государство пакостят язык их ученикам (не без того), и на то, что им не дают "преподавать" культуру речи, урезая количество часов... Но очень многие из них таким языком, что лучше бы они и не преподавали... Но ещё большее количество в живой речи... С их "стаканьями", "со школы", "до дому", "смеюся", "улыбаюся"...

"Лидия Николаевна, Вы же учитель словесности.
Ну нет в русском языке такого глагола лОжить"...
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
... я спросил у редакции "вы закрыли тему?" - "нет, спросите у модератора" - спросил Филолуха - "нет, я не закрывал, спросите у автора темы" - спросил - "да, - говорит, - я тему случайно открыла, чтобы ресурс попробовать (цитата по памяти)". Написал ей, чтобы открыла обратно. Теперь посмотрим.

Думаю, что человеку, называющему себя ами и спрятавшему своё лицо за детской фотографией, не пристало говорить на педсовете о соблюдении учителями культурных норм речи.
АМИ . ( Пользователь )
:sarcastic:
Андрей Тихов ( Пользователь )
Тема открыта...)
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Филолух, 18.01.2013, 13:13) <{POST_SNAPBACK}>
Тема открыта...)

ГО: Спасибо, г-н Филолух, - возвернёмся в тему...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+