Личный кабинет

Повышение культуры речи учащихся

Ольга Габис ( Пользователь )
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Ольга Габис, 13.01.2013, 16:59) <{POST_SNAPBACK}>
Можно ли считать грамотной речь человека, который изъясняется, например,так:

Он приехал с Москвы, а я с Крыма. Сели на автобус, поехали до Выборга.Благодаря поломке автобуса (через аварию) на пять часов опоздали. Зашли до егобрата, а он уже уехал у командировку. Посмеялись с такого приключения иподались обратно на Питер.

Уважаемая Ольга.
В те времена, когда я был школьником, с задачей воспитания грамотной речи замечательно справлялась "Радио Няня".
Я её слушал регулярно. И никогда не "ехал с крыма на москву через аварию".
Поверьте, что такая передача справится с замеченной Вами проблемой гораздо лучше, чем всяческие таблицы и учебники.
Ирина Яценко ( Пользователь )
Угу, давайте заменим уроки словесности совместным прослушиванием "Радио Няни", и никаких проблем не будет... Ольга Анатольевна предлагает систему упражнений для детей, у которых культура речи в домашней среде не сформировалась. Можно ли помочь им на уроках в школе?

Мне, правда, кажется, что предлагаемые упражнения либо не связаны с употреблением предлогов как таковых (например, изложения), либо слишком наукообразны. Будет ли детям интересно выполнять задания вроде:
"Выпишите из рассказа конструкции с предлогом по, установите значение этого предлога в каждом конкретном случае."

Хотя, конечно, есть и задания, которые вызывают очень живой отклик. Например это:
Объясните, с какой целью автор употребляет предлоги с и от в предложении:
"Но делать нечего, поют кто с горя, кто от скуки."
Проверила его на муже - он пять минут говорил без остановки и с большим воодушевлением.

А вот сделать упражнение вокруг устаревших предложных конструкций было бы интересно. Как-нибудь попробую для своих... А пока собрала небольшое упражнение на использование предлогов в, на, к, по со словом "руки".=> добавила еще два задания и переложила сюда: http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...st&p=277023
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Ирина Яценко, 13.01.2013, 23:40) <{POST_SNAPBACK}>
...для детей, у которых культура речи в домашней среде не сформировалась. Можно ли помочь им на уроках в школе?

ГО: Упражнениями? Никогда!

Полная чушь. Лучше на уроке включать "Радионяню" (браво, Валерий Дмитриевич!). Включать в парах и давать алгоритмы работы в парах с услышанным. Уже тысячу раз подсчитано, что в при парной организации время говорения одного ученика на уроке возрастает в 20 раз (в сравнении с фронтальным обучением).

... легко могу себе представить класс из 30 учеников (а лучше из 40 или 60), где в 15 парах слушают разные выпуски "Радионяни", а затем работают в парах с услышанным. Затем меняют партнёров в парах и снова работают с услышанным. А ведь можно не только "Радионяню" слушать в парах! Слух является ведущим органом (точнее, - подсистемой организма) в освоении речи.

Есть очень вредная профессия - филолог. Эти люди заняты не речью. Они заняты языком. Именно они навязывают из века в век "изучение языка", тогда как пользователю языка не нужны "знания про язык", а нужны всего лишь навыки пользования речью.

Аналогия. Я сейчас пишу этот текст на компьютере. Я - пользователь компьютера. Мне не нужно знать его устройство. Мне вполне достаточно иметь (натренировать) навык набора вслепую. На клавиатуре моего компьютера нет русских букв и никогда их не было. Первое, что я сделал в "изучении" (ну, конечно, это не изучение!) немецкого, - натренировал набор вслепую на клавиатуре, не умея ни читать, ни говорить, ни понимать. Для тренировки этого навыка потребовалось всего 4 часа.

Для пользования речью не нужны знания!

Была бы моя воля, запер бы всех филологов в резервацию за шестиметровым забором!
Вредителей хуже них - ещё поискать!

Для тренировки навыков нужно время для тренировки.
Больше ничего не нужно.

Я сам уже года два "учу" (не запоминаю) стихи наизусть (получилось дикое высказывание, но других слов пока нету). Я просто читаю и читаю их в слух, не стараясь запомнить. При этом всё время смотрю в текст. Через какое-то количество повторений мой говорильный аппарат начинает молотить уже без меня, сам. Честное слово! Я моги при этом заниматься чем угодно, - аппарат молотит безошибочно. Таким способом мой аппарат натренировался на говорение примерно в течение 2-х часов стихов без остановки. Если кто-то подумал, что у меня перед глазами образ текста, который я мысленно читаю, то он ошибся, - текста нет! Я знаю, о чём говорю! Такой "зримый" текст у меня был в школе, когда я учил стихи "на отметку", - я очень хорошо знаю, что это такое. Теперь, когда я выключил задачу "запомнить", запоминают говорильные мышцы без моего участия.

И это при том, что моя произвольная память просто ни на что не годна, - убедился уже лет 20 тому назад. Произвольная память просто близка к нулю.

К тренировке через чтение вслух глазами я теперь начал добавлять стихи на слух, - чуть-чуть больше расход времени, но результат такой же, - говорильный аппарат выходит на автономный (от моей головы) режим и молотит безошибочно. Слушание позволяет экономить много времени, так как в это время можно делать какую-то физическую работу, - готовить обед, делать гимнастику, идти по тротуару, ехать на велосипеде...
Ирина Яценко ( Пользователь )
Отработка любого навыка суть упражнение. А выполняется ли оно устно или письменно, в одиночестве или в паре, сидя за партой или на велосипеде - дело личных предпочтений, возможностей и сообразности. Причем, одно не обязательно исключает другое (разве что письменно на велосипеде затруднительно :)).

Ваш тезис "Для пользования речью не нужны знания!" верен для Вашего понимания "пользования" и "знаний". Тоже поделюсь аналогией. У меня есть машина, и я её вожу. У меня практически ноль знаний об автомобилях, что не мешает мне успешно добираться каждый день до работы. Но мой водительский уровень определяется ёмким словечком одной моей знакомой - "ездуха". Дальние поездки, вождение в сложных погодных условиях, продольная парковка в узких местах, оптимальное использование горючего - всё это за пределами моих навыков. В настоящий момент у меня нет необходимости эти навыки осваивать, но если бы мне пришлось это делать, то не помешало бы разобраться хотя бы на какую ось у моей машины привод... что уже опасно приближается к "знаниям" :)
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Ирина Яценко, 14.01.2013, 17:36) <{POST_SNAPBACK}>
Отработка любого навыка суть упражнение. Но мой водительский уровень определяется ёмким словечком одной моей знакомой - "ездуха". Дальние поездки, вождение в сложных погодных условиях, продольная парковка в узких местах, оптимальное использование горючего - всё это за пределами моих навыков. В настоящий момент у меня нет необходимости эти навыки осваивать, но если бы мне пришлось это делать, то не помешало бы разобраться хотя бы на какую ось у моей машины привод... что уже опасно приближается к "знаниям" :)

ГО: Восторг моей души, г-жа Яценко! Спасибо за прелестную аналогию! В ней есть перспектива для развития навыка.

А вот "упражнение" не могу пропустить (согласиться)... Не ясное словцо, скользкое... Под него легко подсовываются письменные упражнения, которые нам и суют эти самые не лестно упомянутые мною филогоги. Не пойдёт! Пойдёт -

Отработка любого навыка суть тренировка.

Так - годится. А "упражнение" "уже опасно приближается к "знаниям" :)" - совершенно изящно и точно Вы выражаетесь (примите мои восторги! и белую зависть...))) ).

Я уже здесь на педсовете много-много раз цитировал Игоря Юрьевича Шехтера *, - слова, которые он мне лично сказал примерно в 1991-ом году, -

Язык - это поток значений, а речь - это поток смыслов

В заголовке темы, в которой мы с Вами сейчас, автор её (случайно) написала про культуру речи... Не знаю, может, и не случайно. Я исхожу из реалий урока русского языка в школе, сложившихся "на сейчас". Исходя из этих реалий втиснуть в урок какие-либо "упражнения" у учителя нет ни малейшей возможности. А ведь автор предлагает вот что -

Работа эта должна проводиться систематически (в том числе и в старших классах). Целесообразно создать систему упражнений, все больше усложняющихся.

Я всегда, когда вижу подобные сентенции, умиляюсь... В текстах учителей постоянно присутствует идея "так надо сделать, тогда", - то есть пусть кто-то сделает, создаст, затем утвердит, затем внедрит, затем повысит нам зарплату, добавит часов на наш предмет. Вот тогда мы покажем, на что способны филологи! Ах! узнаю мечты соискателя звания кандидата наук... Ничего другого в этих мечтах нету.

Моё же предложение "сесть в пары и слушать радионяню", - элементарно осуществимо любым учителем хоть сегодня или завтра, - буквально во вторник (сегодня понедельник). Я готов вместе с желающим учителем спроектировать эту работу в парах. Мне это очень интересно.


===
* - Метод Шехтера — эмоционально-смысловой подход к обучению иностранным языкам
Ирина Яценко ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 14.01.2013, 08:08) <{POST_SNAPBACK}>
Моё же предложение "сесть в пары и слушать радионяню", - элементарно осуществимо любым учителем хоть сегодня или завтра, - буквально во вторник (сегодня понедельник). Я готов вместе с желающим учителем спроектировать эту работу в парах. Мне это очень интересно.

Я не учитель. У меня всего две ученицы четырнадцати лет каждая. Основной язык общения вне семьи у них английский. Занимаюсь с ними русской словесностью (немножко языком, немножко литературой) раз в неделю. Делаем упражнения вроде тех, которые я выложила в этой ветке и в ветке про нестандартные задания. Переписывать упражнения из учебника или моих заданий я их не прошу - почти вся работа ведется устно. На "литературе" читаем вслух тексты и обсуждаем. Иногда пишем небольшие творческие работы (стихи, сказки и т.п.).

Я нисколько не возражаю расширить наш репертуар заданий и упражнений за счет работы с аудио-записями и спроектировать что-нибудь такое замечательное по этому поводу, но заранее оговорюсь, что есть несколько противопоказаний:
- у меня ненормированный рабочий день, поэтому со временем часто напряженно - быстрый оборот гарантировать не могу, особенно для новых для меня идей и материалов
- я живу в Сиетле (с Москвой ровно 12 часов разницы), поэтому общаться придется асинхронно
- мне не очень нравится, когда на меня кричат большими красными буквами
- я ожидаю, что мои соображения будут выслушаны (в чем в настоящий момент я не уверена, например, потому что Вы не сочли нужным заглянуть в задание, предложенное мною выше)

?
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Ирина Яценко, 14.01.2013, 17:36) <{POST_SNAPBACK}>
Отработка любого навыка суть упражнение. А выполняется ли оно устно или письменно, в одиночестве или в паре, сидя за партой или на велосипеде - дело личных предпочтений, возможностей и сообразности. Причем, одно не обязательно исключает другое (разве что письменно на велосипеде затруднительно :)).

Ваш тезис "Для пользования речью не нужны знания!" верен для Вашего понимания "пользования" и "знаний". Тоже поделюсь аналогией. У меня есть машина, и я её вожу. У меня практически ноль знаний об автомобилях, что не мешает мне успешно добираться каждый день до работы. Но мой водительский уровень определяется ёмким словечком одной моей знакомой - "ездуха". Дальние поездки, вождение в сложных погодных условиях, продольная парковка в узких местах, оптимальное использование горючего - всё это за пределами моих навыков. В настоящий момент у меня нет необходимости эти навыки осваивать, но если бы мне пришлось это делать, то не помешало бы разобраться хотя бы на какую ось у моей машины привод... что уже опасно приближается к "знаниям" :)

Тогда бы Вы уже назывались "продвинутый пользователь" :)
Однако, предыдущий оратор прав.
Именно навязывание нам лингвистических знаний об английском языке, активно тормозило возможность использовать этот язык для общения.
Последовательность должна была быть другой: сначала общение, а потом изучение структуры употребляемых фраз для умения конструировать свои собственные.
И всё равно, чтобы конструировать "как англичанин", нужно ежедневно смотреть английские новости, читать газеты, изданные в Англии и часок общаться с англичанином.
Однако это не мешает англичанам понимать фразы, сконструированные русским по-английски.
Как мы понимаем фразы, сконструированные англичанами по-русски, хотя и осознаём, что их сконструировал человек, для которого русский не является ежедневным языком общения.

Цитата (Ирина Яценко, 15.01.2013, 04:30) <{POST_SNAPBACK}>
- я ожидаю, что мои соображения будут выслушаны (в чем в настоящий момент я не уверена, например, потому что Вы не сочли нужным заглянуть в задание, предложенное мною выше)

Упражнения замечательные (для продвинутого пользователя).
Годятся как контрольная после "радионяни".
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 15.01.2013, 08:25) <{POST_SNAPBACK}>
Тогда бы Вы уже назывались "продвинутый пользователь" :)
Именно навязывание нам лингвистических знаний об английском языке, активно тормозило возможность использовать этот язык для общения.

ГО: ... и так далее, - приятно, как всегда - очень точно и полезно. Спасибо, Дмитрий Валерьевич.

Цитата (Ирина Яценко, 15.01.2013, 04:30) <{POST_SNAPBACK}>
Я не учитель. У меня всего две ученицы четырнадцати лет каждая. Основной язык общения вне семьи у них английский. Занимаюсь с ними русской словесностью (немножко языком, немножко литературой) раз в неделю.

ГО: Для парной работы можно ли их иногда сводить вместе?

ИЯ:Я нисколько не возражаю ... спроектировать что-нибудь такое замечательное по этому поводу
ГО: Мне приятно это слышать.

ИЯ:... но заранее оговорюсь, что есть несколько противопоказаний:... ненормированный рабочий день ... общаться придется асинхронно
ГО: ... с этим без проблем, я работаю с Владивостоком и с San Antonio, - всё нормально.

ИЯ: мне не очень нравится, когда на меня кричат большими красными буквами
ГО: Извините, здесь (на форуме) я понимаю наш диалог не как диалог меня с Вами. Здесь я понимаю мои тексты, как тексты, которые ежедневно читают 100 человек. Среди читающих есть также и Вы, а среди тех, кто читает Ваши тексты, есть также и я. Для меня "мы" в этом составляем всего 1%. Мои тексты я пишу на 99% не для Вас. Именно "не для Вас" я их раскрашиваю. Я знаю точно, что Вы - изумительная читательница, Вы и без раскрашивания поймёте всё адекватно. Так что я бы просил Вас отнестись к "большим красным буквам" снисходительно.

ИЯ: ...я ожидаю, что мои соображения будут выслушаны (в чем в настоящий момент я не уверена, например, потому что Вы не сочли нужным заглянуть в задание, предложенное мною выше)
ГО: У меня было несколько причин для того, чтобы туда не заглядывать. Я и теперь туда ещё не заглянул. И не знаю, загляну ли я туда позже, - это зависит от необходимости в нашей работе. В связи с этим, я бы просил Вас просмотреть наискосок здесь на педсовете тему "о кооперации на педсовете" и согласиться или не согласиться с основной идеей кооперации, - я специально завёл эту тему, чтобы с каждым новым партнёром не повторять одно и то же. Если Вас что-то не устраивает в принципах кооперации, то их мы тоже можем обсуждать и корректировать, но не в этой теме, где мы сейчас, а в той теме, - буду только рад этому.
Ирина Яценко ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 15.01.2013, 08:16) <{POST_SNAPBACK}>
Для парной работы можно ли их иногда сводить вместе?

Пожему же только иногда? Мы всегда занимаемся "на троих".

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 15.01.2013, 08:16) <{POST_SNAPBACK}>
Извините, здесь (на форуме) я понимаю наш диалог не как диалог меня с Вами. Здесь я понимаю мои тексты, как тексты, которые ежедневно читают 100 человек. Среди читающих есть также и Вы, а среди тех, кто читает Ваши тексты, есть также и я. Для меня "мы" в этом составляем всего 1%. Мои тексты я пишу на 99% не для Вас. Именно "не для Вас" я их раскрашиваю. Я знаю точно, что Вы - изумительная читательница, Вы и без раскрашивания поймёте всё адекватно. Так что я бы просил Вас отнестись к "большим красным буквам" снисходительно.

А Вам не кажется, что лучше исходить из презумции именно внимательного читателя? Хотя бы потому, что читателю поверхностному хоть кол на голове теши - всё едино, а читателя, который "понимает адекватно", оформительское насилие чаще отпугивает, чем привлекает? Я-то отнесусь снисходительно, раз попросили... это просто так - мысль в сторону...

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 15.01.2013, 08:16) <{POST_SNAPBACK}>
У меня было несколько причин для того, чтобы туда не заглядывать. Я и теперь туда ещё не заглянул. И не знаю, загляну ли я туда позже, - это зависит от необходимости в нашей работе. В связи с этим, я бы просил Вас просмотреть наискосок здесь на педсовете тему "о кооперации на педсовете" и согласиться или не согласиться с основной идеей кооперации, - я специально завёл эту тему, чтобы с каждым новым партнёром не повторять одно и то же. Если Вас что-то не устраивает в принципах кооперации, то их мы тоже можем обсуждать и корректировать, но не в этой теме, где мы сейчас, а в той теме, - буду только рад этому.

Посмотрела. Если честно, до такого формализма у меня даже на работе дело не доходит. Боюсь не взять планки.

У меня интерес простой и шкурный: тырить, откуда только дают, идеи и готовые задания для занятий русской словесностью с детьми подросткового возраста. Своими идеями и заданиями тоже делюсь безвозмездно, то есть даром. Очень ценю, когда есть возможность обсудить какую-нибудь филологическую концепцию и её отражение в живом языке и/или художественных произведениях, поскольку филологов врагами народа не считаю, а подопечные детки мои - вполне "продвинутые" пользователи русского языка. Вашего же интереса в предлагаемом проекте кооперации я пока не понимаю...

Короче говоря. "Сесть в пары и слушать радионяню" я могу со своими детьми и без постороннего вмешательства. Если Вам хочется поделиться мыслями о том, как работать с аудио материалами сверх пассивного прослушивания, я с искренним интересом приму участие в беседе. Меня также можно послать к любым электронным ресурсам, не требующим установки специального софта: ознакомлюсь - вернусь (срок возвращения зависит от объема и толковости ресурса)... Если же Вы имеете в виду совместное со мной проектирование заняти(я/й), то я прошу Вас а) сформулировать, зачем Вам лично это надо, и б) таки посмотреть на те задания, которые я здесь выкладывала, ну, чтобы у Вас не было иллюзий на мой счет...
...
Полистала чуток историю. Нашла вот это: http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...st&p=126716. Не моё. Видимо я старый, замшелый консерватор, которому один путь - в музей, но так читать поэзию с детьми не могу. Лучше убейте. Не могу. Считайте это еще одним, самым тяжелым, противопоказанием к совместной работе. Никаких претензий не имею, просто честно предупреждаю.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+