Личный кабинет

Защищенное распространение учебников и учебных материалов

Надежда Рябчевская ( Пользователь )
Коллеги, добрый день!

Мы разработали систему, которая успешно прошла апробацию в рамках федерального проекта«Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации».

Система «Азбука» позволяет поддержать любые лицензионные требования правообладателя к центру дистрибуции - ограничение по периоду и сроку использования электронного контента, количеству копий, территории дистрибуции и т.д. Система «Азбука» позволяет поддержать защищенную дистрибуцию на различных типах операционных систем, которые есть в учреждениях Заказчика (windows, linux, android).

Одной из особенностей нашей системы является то, что «Азбука» моделирует привычные процессы оборота бумажной литературы, поэтому она понятна и легка в освоении.

Нам, как разработчикам, было бы очень интересно и полезно услышать мнение профессионалов, для которых эта система предназначена.

Не могли бы вы оценить презентацию на нашем сайте, в которой рассказывается о применении "Азбуки" в школе? Скачать ее можно по адресу http://e-azbuka.ru/pdf/azbuka_schools.pdf

Если у кого-то возникнуть специфичные вопросы, можно написать мне на info@e-azbuka.ru
Алексей Харитонов ( Пользователь )
Цитата (Надежда Рябчевская, 13.12.2012, 18:42) <{POST_SNAPBACK}>
«Азбука» моделирует привычные процессы оборота бумажной литературы, поэтому она понятна и легка в освоении.

Неужели там смоделирован даже главный "привычный процесс" - процесс организации "тендера" по 94-ФЗ и последующего заноса отката чиновнику, обеспечившего закупку на школы своего региона учебников "правильного" издательства?
Чудеса техники! :)

А если серьезно, то рано нашу страну на чисто электронные учебники переводить. Не созрела.
Был я вчера на 2-м Всероссийском съезде учителей истории. Проходя мимо стенда своего издательства случайно услышал разговор двух учительниц. Одна из них вертела в руках наш новый учебник и огорченно сказала другой: "А ведь этот мы, пожалуй, использовать-то и не сможем...". Я тут же вступил в беседу: "А почему?"
Вторая дама зацыкала не первую: "Молчи!"
Но первая махнула рукой: "Да ладно, чего уж там..."
И призналась, что и она, и ее коллега, купив один экземпляр нашего старого электронного учебника уже больше 10 лет каждый год тиражируют его на все свои 9-е классы. А в комплекте нового учебника (для 8-х классов) вместо брошюры 120 стр. (как было в старом) - две книги общим объемом почти 500 страниц. Такие дешевле купить, чем ксерить.
Тут подключилась третья дама, стоявшая рядом и услышавшая разговор: "И я вот тут тоже стою и думаю, что же мне делать: с родителей деньги - не собрать, департаменту ваш учебник пытаться заказывать - тоже пустое дело. Они наши заказы собирают, а в школы в итоге отгружают - совсем другие учебники. Лучше бы вы здесь и не стояли. Только расстраиваете... Ждали мы ваш следующий учебник много лет, а тут - такой облом..."
Вывод: всю систему менять надо. Пока государство построено на откатах и воровстве (на всех уровнях!), качественных электронных учебников у нас не будет. Да и полиграфических - тоже. Так что "защищенное распространение", полагаю, создавать пока рановато.
Ибо практически нечего распространять.
Да и есть уже готовые и постоянно развиваемые системы Apple AppStor, Google Play. Они именно эадачу защищенного распространения контента и решают. Вполне успешно решают. Но - большей частью пока не у нас...
Надежда Рябчевская ( Пользователь )
Цитата (Харитонов А.Л., 14.12.2012, 15:19) <{POST_SNAPBACK}>
А если серьезно, то рано нашу страну на чисто электронные учебники переводить. Не созрела. Был я вчера на 2-м Всероссийском съезде учителей истории. Проходя мимо стенда своего издательства случайно услышал разговор двух учительниц. Одна из них вертела в руках наш новый учебник и огорченно сказала другой: "А ведь этот мы, пожалуй, использовать-то и не сможем...". Я тут же вступил в беседу: "А почему?" Вторая дама зацыкала не первую: "Молчи!" Но первая махнула рукой: "Да ладно, чего уж там..." И призналась, что и она, и ее коллега, купив один экземпляр нашего старого электронного учебника уже больше 10 лет каждый год тиражируют его на все свои 9-е классы. А в комплекте нового учебника (для 8-х классов) вместо брошюры 120 стр. (как было в старом) - две книги общим объемом почти 500 страниц. Такие дешевле купить, чем ксерить.

Ибо практически нечего распространять. Да и есть уже готовые и постоянно развиваемые системы Apple AppStor, Google Play. Они именно эадачу защищенного распространения контента и решают. Вполне успешно решают. Но - большей частью пока не у нас...


Алексей Леонидович, на риторические замечания можно ответить только риторическим ответом, к сожалению, но не та у нас цель.

Что же касается Apple BookStore, то бюджет никогда не будет платить %% иностранной компании за распространение учебников в стране. И к сожалению, технически задачу защиты они не решают: существует масса способов "освободить" контент, полученный от них, и распространять один экземпляр среди всех учеников, как это делают упомянутые Вами дамы. Мало кто хочет дорогие издания помещать в такую ненадежную среду.

Мы же подошли к вопросу чуть более тщательно, зная российские реалии, и защищаем клиента от самого себя, дабы не искушать его возможностью нарушать авторское право. И издателям от этого лучше, мотивация появляется, и руководители образовательные будут спать спокойнее.

А контент будет. Уже многое что делается в пилоте, думаем в следующем году уже появятся первые хорошие ласточки, не просто перегруженные видео, а именно с правильным подходом к образовательному процессу. Ну и никто не отменял переноса даже традиционных учебников в электронный вид, ведь книга хороша, но поля для поиска и комментирования в ней нет, а у нас есть.
Рамиль Мустафин ( Пользователь )
Цитата (Надежда Рябчевская, 14.12.2012, 19:29) <{POST_SNAPBACK}>
с правильным подходом к образовательному процессу.

Вот у меня вопросы:
1) как соотносится бесплатное образование - и платные учебники?
2) нельзя ли государству полностью выкупать права - и распространять электронные учебники свободно?
(например - конкурс ежегодный на электронные учебники)
Артемий Шмелёв ( Пользователь )
Цитата (Надежда Рябчевская, 13.12.2012, 19:42) <{POST_SNAPBACK}>
Не могли бы вы оценить презентацию на нашем сайте, в которой рассказывается о применении "Азбуки" в школе? Скачать ее можно по адресу http://e-azbuka.ru/pdf/azbuka_schools.pdf


Судя по самой системе, далеко не во всех учебных заведениях она приживётся, просто потому, что некоторые начисто лишены интернета, а в некоторых интернет жёстко фильтруется. Поэтому Вам выгоднее было бы договориться сразу с региональными минобрами. В самой презентации есть несколько непонятных моментов: Что за бесплатный WiFi на третьей странице? На странице 8 вообще много непонятного. «Контент расшифровывается только на устройстве, к которому он привязан, без возможности его извлечения.» Неужели шифруется вся оперативная память, запуск отладчиков заблокирован а пользователь лишён административных прав? И на экран информация передаётся с помощью HDCP? «Интеграция с платформами Android, Windows, iOS, Linux при использовании сертифицированных криптоалгоритмов.» Это значит что надо покупать сертифицированные крипто-средства?
Алексей Харитонов ( Пользователь )
Цитата (Рамиль Мустафин, 14.12.2012, 19:58) <{POST_SNAPBACK}>
Вот у меня вопросы:
1) как соотносится бесплатное образование - и платные учебники?

Прекрасно соотносятся. Чтобы учебник был живой, у него должен быть хозяин. Это - нормально.
Если бы учителя реально могли выбирать (заказывать и получать то, что заказали) учебники, то была бы нормальная рыночная конкуренция разных производителей, ведущая к появлению качественных учебников (и по разумным ценам).
Сейчас все иначе. Деньги (очень немаленькие) у государства на школьные учебники есть, и каждый год они успешно "осваиваются", но на этот процесс учителя никак повлиять не могут (все де-факто решают региональные чиновники).
Поэтому качество учебников год от года снижается, а цены на них - растут. Конкуренция есть, но это - совсем иная конкуренция. :)

Цитата (Рамиль Мустафин, 14.12.2012, 19:58) <{POST_SNAPBACK}>
2) нельзя ли государству полностью выкупать права - и распространять электронные учебники свободно?
(например - конкурс ежегодный на электронные учебники)

Можно. Но вряд ли эта схема понравится крупным книжным издательствам. А они - очень влиятельные структуры, легко способные торпедировать на самом высоком уровне или извратить до неузнаваемости любую инновационную идею, способную в перспективе разрушить их бизнес (и именно этим последние лет 10 плотно занимаются - отсюда и череда заведомо провальных ЭОР-прожектов). Подробнее об этом - см. http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...%EA%E2%E8%F3%EC

Цитата (Надежда Рябчевская, 14.12.2012, 19:29) <{POST_SNAPBACK}>
Что же касается Apple BookStore, то бюджет никогда не будет платить %% иностранной компании за распространение учебников в стране.
И к сожалению, технически задачу защиты они не решают: существует масса способов "освободить" контент, полученный от них, и распространять один экземпляр среди всех учеников, как это делают упомянутые Вами дамы. Мало кто хочет дорогие издания помещать в такую ненадежную среду.

А у пользователей невзломанных iPad разве есть выбор? Нету! Там только один ЛЕГАЛЬНЫЙ центр дистрибуции контента - АппСтор. Пользователи взломанных iPad - это небольшая (и постоянно сокращающаяся) маргинальная прослойка (вроде линуксоидов). Они как клиенты никому не интересны (ибо все равно не платят). К тому же электронные учебник для школ - это отнюдь не "дорогие издания". Полагаю, типичной ценой будет что-то типа 99р. за полную версию и 0р. за урезанную. Последняя снимает и необходимость что-то платить из нашего бюджета "злым невежественным яблочникам" даже (о ужас!) не знающим ключевого слова "откат"!.
А еще у меня складывается впечатление (сужу по упоминанию аппаратных токенов для защиты контента), что предлагаемая система ориентирована на контент, доступ к которому будет только в школьной сети. Учебники, знаете ли, на уроках почти не используют. С ними принято дома работать. Давать каждому школьнику электронный ключ - дороговато выйдет. Да и куда токен в iPad или Nexus включать?
Данная разработка, похоже, сделана специалистами по корпоративной информатизации. В результате получено что-то вроде карьерного самосвала, который попытались, не меняя шасcи и двигателя, переделать под школьный автобус... Боюсь, что получился монстр, который к большинству школ и подъехать не сможет (не пролезет по переулкам). :)

Цитата (Надежда Рябчевская, 14.12.2012, 19:29) <{POST_SNAPBACK}>
А контент будет. Уже многое что делается в пилоте,

Что сделано в пилоте ФИРО можно скачать и посмотреть. Я уже публиковал тут ссылки.
См. http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...%EE%F2%E8%EF%FB
Это - детский сад, ясельная группа. Даже если мне доплатят, я в планшет своей дочери ресурсы такого качества вкладывать не соглашусь. А с бесплатным LiguaLeo, полученным через АппСтор, дочь прекрасно работает, равно как и 2 миллиона с лишним других пользователей этого учебного сервиса...

Если говорить о дистрибуции учебного контента, то наиболее перспективной платформаой мне представляется все же не iPad, а Android. Там можно создавать легальные альтернативы Google Play. Некоторые (например, Амазон) это достаточно успешно делают. Но мне кажется, что пока наши чиновники будут раскачиваться, эра централизованных магазинов контента для планшетов вполне может успеть закончиться. А на смену ей придет эра облачных web-сервисов (упомянутый выше LingiaLeo одновременно является и облачным сервисом и набором приложений для разных платформ, он как раз ярко показывает, что мы находимся на переходном этапе).
А когда (через 2-4 года) электронные учебники все станут делать только как облачные web-сервисы (разумеется, умеющие работать и в оффлайне), то вопрос о каком-то центре дистрибуции отпадет сам собой. Каждый учебник - это будет просто отдельный сайт (очень сложный по внутреннему устройству, но ПРОСТО САЙТ).
Надежда Рябчевская ( Пользователь )
Цитата (ArtSh, 14.12.2012, 22:34) <{POST_SNAPBACK}>
Судя по самой системе, далеко не во всех учебных заведениях она приживётся, просто потому, что некоторые начисто лишены интернета, а в некоторых интернет жёстко фильтруется. Поэтому Вам выгоднее было бы договориться сразу с региональными минобрами. В самой презентации есть несколько непонятных моментов: Что за бесплатный WiFi на третьей странице?...


Артемий, спасибо за вопрос.
На стороне школы мы ставим "умный" сервер (так называемая Капсула "Азбука" п.с. и название Азбука Возникло :-) от него Автоматическая Защищенная Библиотечная Универсальная Капсула) с репликой контента, который (нужен/приобретен/может заинтересовать) школе и в дальнейшем пользователи могут скачивать его по WiFi с этого сервера. Сам сервер обладает встроенным (резервным) интернетом (от трех основных Сотовых операторов) и автоматически подключается, если интернет канал медленный/обрывается или отсутствует какое-то время. За ночь по этому-резервному каналу, Капсула "Азбуки" скачивает контент или обновления и затем раздает его пользователям.

Получив ключи от Азбуки, пользователи в принципе могут скачивать образовательный контент с портала Азбуки в любом месте, где есть интернет.

Цитата (ArtSh, 14.12.2012, 22:34) <{POST_SNAPBACK}>
... На странице 8 вообще много непонятного. «Контент расшифровывается только на устройстве, к которому он привязан, без возможности его извлечения.» Неужели шифруется вся оперативная память, запуск отладчиков заблокирован а пользователь лишён административных прав? И на экран информация передаётся с помощью HDCP? «Интеграция с платформами Android, Windows, iOS, Linux при использовании сертифицированных криптоалгоритмов.» Это значит что надо покупать сертифицированные крипто-средства?


Система "Азбука" спроектирована таким образом, что цельную версию контента нельзя извлечь ни из памяти, ни с диска. Доступ к функциям шифрования получить тоже нельзя, даже имея полный доступ к операционной системе, они вынесены с устройства. Максимальный ущерб может быть сравним с копированием книги с экрана на копировальном аппарате. Дополнительные детали реализации раскрывать публично мы не будем, надеемся, вы понимаете почему.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Почему бы государству не предоставить авторам учебников защищенный
"азбучно, до зубов" носитель в виде ПО ноута или гаджета,
с возможностью соучастия в доходах от процесса как школе, учителю непосредственно "продающему" доступ лучше в равных ценах на любой учебник. Так и конкуренция содержания учебников проявится, и деньги родителей законно привлекутся, и заинтересованность государства в прозрачных налогах очевидна, и учитель в партнерстве с автором может проявить себя... Так ведь все причастные к делу заинтересованы, а чинам из жирующих ныне надстроек-пристороек-посредников РОНО, ОБЛУО Центров и Дирекций распила... как и не конкурентные издатели олуп автоматом получат, под зад...
Ведь даже с электронной подписью траты всех денег по защищенным каналам директора просто справились, учителя тоже справятся с распределением выделенных ИМ гораздо более мелких госденег на пособия своим ученикам с помощью такого простого в реализации и дешёвого инструмента.
Алексей Харитонов ( Пользователь )
Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 15.12.2012, 18:51) <{POST_SNAPBACK}>
Почему бы государству не предоставить авторам учебников защищенный
"азбучно, до зубов" носитель в виде ПО ноута или гаджета,
с возможностью соучастия в доходах от процесса как школе, учителю непосредственно "продающему" доступ лучше в равных ценах на любой учебник. Так и конкуренция содержания учебников проявится, и деньги родителей законно привлекутся, и заинтересованность государства в прозрачных налогах очевидна, и учитель в партнерстве с автором может проявить себя... Так ведь все причастные к делу заинтересованы, а чинам из жирующих ныне надстроек-пристороек-посредников РОНО, ОБЛУО Центров и Дирекций распила... как и не конкурентные издатели олуп автоматом получат, под зад...
Ведь даже с электронной подписью траты всех денег по защищенным каналам директора просто справились, учителя тоже справятся с распределением выделенных ИМ гораздо более мелких госденег на пособия своим ученикам с помощью такого простого в реализации и дешёвого инструмента.

Сергей Игоревич!
Даже с традиционными полиграфическими учебниками в эпоху всеобщего интернета было бы совсем технически нетрудно донести целевые деньги на учебники до каждой школы и закупать РЕАЛЬНО НУЖНЫЕ учебники прямо руками школьного библиотекаря. Без посредников. По тендеру (сделать заказ в трех интернет-магазинах и оплатить тот, который дешевле оказался). Так ведь нет! Пилят выше... Мафия!
Елена Боева ( Пользователь )
Цитата (Рамиль Мустафин, 14.12.2012, 19:58) <{POST_SNAPBACK}>
Вот у меня вопросы:
1) как соотносится бесплатное образование - и платные учебники?
2) нельзя ли государству полностью выкупать права - и распространять электронные учебники свободно?
(например - конкурс ежегодный на электронные учебники)

Поддержу вас.


1) Никак не соотносятся.

Все учебники, которые имеют грифы "рекомендовано" и "допущено", относящиеся к гарантированно-бесплатному образованию, должны быть бесплатны и общедоступны для населения. Следовательно, нет никаких препятствий для их распространения, выкладывания в Интернет в оцифрованном виде или (что лучше) изначальная подготовка в таковом.


Контент таких учебников - бесплатен. Сама книга - нет, т.к. государство не обязано предоставлять "удобства" при обучении для населения.


Поэтому "издательства" электронных учебников (если таковые есть или будут) не имеют права препятствовать распространению своих изданий (т.к. государство уже оплатит их работу и сделает учебники общедоступными). По аналогии издательства бумажных учебников не могут препятсвовать копированию учебников, но тут уже здравый смысл: проще купить еще один учебник, чем его копировать.

Обратите внимание, на обычных книгах печатаются предупреждения о запрете распространения контента. На учебниках - этого нет. Последнее время некоторые издательства ставят приписку внизу "Все права защищены". Какие права? Если только на макет и верстку.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+