Личный кабинет

Аспекты реализации образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» в школе

о книге Бориса Ярмахова для руководителей ОУ и учителей
Виктория Базеева ( Пользователь )
История применения образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» в школе насчитывает порядка 20 лет за рубежом и 5 лет в России. Какие идеи лежали в основе концепции мобильного обучения? Каким образом образовательная модель была трансформирована в разных странах? Какая разработка послужила оптимальным техническим устройством для воплощения задуманного? С какими трудностями пришлось столкнуться, и чем могут гордиться новаторы на сегодняшний день? Какие практические возможности предоставляет современное оборудование для преподавания различных школьных предметов?
Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти на страницах монографии «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе», подготовленной доцентом кафедры психологии управления Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидатом философских наук Борисом Борисовичем Ярмаховым. Книга Б. Ярмахова адресована руководителям образовательных учреждений, учителям, занимающимся или планирующим заниматься реализацией этой модели, а также родителям школьников, заинтересованным в современной и качественной подготовке своих детей.
Ретроспектива
Автор утверждает, что модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» - это не просто один из способов работы с информацией, а некая образовательная ситуация, в которой учебный ноутбук, подключенный к беспроводной сети, служит основным инструментом обучения школьника. Это универсальное устройство позволяет ученику получить опыт моделирования, наблюдения и взаимодействия, а, значит, сформировать умения и качества, востребованные в 21 веке. Разработка и внедрение модели мобильного обучения «1:1» является одной из наиболее актуальных задач современного образования, и в мире одновременно реализуется целый ряд подобных проектов.
Б. Ярмахов прослеживает основные этапы перехода к компьютеризации среднего образования, начиная с педагогической системы чешского педагога и мыслителя 17 века Я. А. Коменского и заканчивая инициативами современников (дайнабук Алана Кея, черепашки Лого Сеймура Пейперта, мельбурнский эксперимент 1990 года и др.), а затем обращается к самым актуальным проектам, внедряемым в Венгрии, Италии, Португалии, Франции и других странах. Исследуя развитие модели «1:1» в России, автор отмечает основное различие в подходах к компьютеризации, которое на протяжении многих лет существовало между отечественными и зарубежными практиками: за рубежом компьютер представлял собой инструмент для изучения окружающей действительности, а в России – был объектом изучения. Иными словами, российские школьники осваивали внутреннее устройство и базовое программное обеспечение на уроках информатики, не применяя компьютеры в практических целях.
Описывая российскую действительность, Б. Ярмахов проводит краткий экскурс к основам внедрения модели «1:1» в нашей стране. Предоставив аппаратную базу для реализации программы «Компьютер для школьника» в 2007 году, корпорация Intel стала первопроходцем в истории отечественной компьютеризации среднего образования и флагманом ее сегодняшнего развития. Уже тогда стало ясно, что с помощью надежных и производительных инструментов для мобильной работы школьное образование может выйти на качественно новый уровень. Внедряя модель «1:1» в рамках уникальных образовательных проектов на территории целого ряда регионов Российской Федерации, компания предоставляет средним учебным заведениям нетбуки Intel Classmate PC.
Данность
Перечисляя и описывая составляющие модели «1 ученик: 1 компьютер», автор монографии приходит к выводу, что поставка необходимого оборудования – это, безусловно, важнейший, но не единственный этап в процессе компьютеризации школ. Помимо организации цифровых музеев и выставления оценок в электронных дневниках, обеспечения технических возможностей для облачных сервисов, соблюдения санитарно-гигиенических норм, педагогический состав должен сконцентрироваться на создании условий для правильного понимания нововведений коллективом, учениками и их родителями, своеобразного микроклимата для осуществления инноваций. По мнению ряда исследователей, сегодня трансформируется не только окружающий мир, но и само понятие грамотности, заключенной теперь не только в дословном воспроизведении информации, но и в способности ориентироваться в информационном пространстве и вступать в диалог с внешней средой.
Б. Ярмахов поэтапно описывает процесс внедрения модели «1:1», уделяя внимание глобальным аспектам и немаловажным деталям модернизации. Вместе с этим он максимально подробно анализирует особенности преподавания различных предметов с помощью ИТ.
Перспектива
Повсеместное внедрение модели «1:1» позволит стереть границы: внешние, предоставляя равные возможности для детей из разных уголков мира и не разделяя здоровых детей и тех, чьи возможности ограничены, и внутренние, расширяя диапазон методов, средств, времени, мест для обучения. Б. Ярмахов уверен, что впоследствии это положительно скажется на конкурентоспособности выпускников школ в эпоху глобальной экономики, ведь плюс ко всему модель «1:1» не подразумевает обучение по заданному шаблону, а позволяет совместить имеющиеся стандарты с индивидуальным, во многом уникальным, развитием каждого отдельного школьника.
Автор детально исследует вопрос модернизации учебного процесса, однако не дает и намека на то, что подобные преобразования не увенчаются успехом, и образование свернет с пути компьютеризации. И это не повод для упрека, так как Б. Ярмахов, будучи экспертом в вопросах общемирового внедрения модели «1:1», не рассматривает иных альтернатив, хотя и готовит своих читателей к возможным рискам, находкам, а порой – и разочарованиям.
Сегодня перемены затрагивают все образовательные константы – учителя, учебный процесс, сообщество…. Тем не менее, в итоге этих изменений школьник не остается один на один с бездушной машиной, а приобретает надежного и эффективного помощника, навигатора в информационном пространстве. Перечисляя технические составляющие модели «1:1», автор отмечает, что, претерпев ряд усовершенствований, современная модель учебного нетбука Intel Classmate PC представляет собой современный инструмент, соответствующий требованиям как начинающих, так и опытных пользователей. Легкий и производительный, Intel Classmate PC

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+