Личный кабинет

Рассуждения на тему

Виталий Потопахин ( Пользователь )
Если, мне будет позволительно влезть в развернувшуюся, очень интересную дискуссию, то я бы хотел разместить свое пятое рассуждение о соотношении интуиции и системного знания
Владимир Седов ( Пользователь )
омбудсмен Астахов сделал огромную работу для российских адвокатов: - Обеспечил клиентами на 2 поколения.

Его детолюбие, проявившееся в Российском законодательстве порождает чувство безнаказанности.
Из-за этого чувства, подростки перестают учиться, из-за него идут на преступления. Встав взрослым, человек ни разу не испытавший наказания в любом случае становится либо рецидивистом.
В колыбеле западной демократии, в Англии уже разрешены физические наказания детей за проступки.
Павел Широков ( Пользователь )
Цитата (Потопахин Виталий, 09.01.2013, 13:54) <{POST_SNAPBACK}>
Если, мне будет позволительно влезть в развернувшуюся, очень интересную дискуссию, то я бы хотел разместить свое пятое рассуждение о соотношении интуиции и системного знанийДКП

А где четвертое рассуждение? Пока их до этого, вроде, три было.

Что касается самого приведенного текста, то, конечно, вряд ли он вызовет у кого-то несогласие. Тут и обсуждать, честно говоря, нечего. Кто же против ясного и понятного изложения материала? Никто.
Непонятно только -- какие школьные программы и учебники преследуют чисто формалистский подход. Может такие и есть, я их просто не видел.

Цитата
Не будем трогать дошкольный период и начальную школу - там цели не вполне знаниевые. Для примера возьмем среднюю школу: математика начинается с точных определений, аксиом, строгого ряда теорем, выстраивающихся в четкую системную картину.

Не понял. Разве математика в 5-ом классе так начинается? Не начинается она так. Она вообще на 95% проходится почти без точных определений и аксиоматики в течение всего курса с 1-го по 11-ый класс. Только в начале 7-го класса короткое время по программе идет аксиоматика геометрии. А что, Вы противник древнегреческой геометрии? Я лично противник. По этому поводу была уже на форуме длительная дискуссия. Только я не вижу в этом ничего страшного. Почему бы школьникам наконец бы и не познакомиться коротко с аксиоматическим подходом -- на 7-ом году изучения математики? Можно и пройти, а можно и не проходить -- большой разницы нет. Это просто дань традиции. Кстати, Шаталов давал показательные уроки именно на этом материале, как на наиболее выигрышном. У него школьники проходили всю теорию по геометрии за 7-ой класс в течение трех дней! Своими глазами видел видезапись этих уроков. И что там такого сложного для подростков, не разумею.
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Павел, четвертое рассуждение на первой странице этой ветки.

Что касается начал математики. Конечно, методика преподавания математики, физики, да и большинства школьных предметов развивается слишком давно, чтобы все было так примитивно. И конечно я не могу на трех четырех страницах доказательно изложить свою точку зрения это только набросок. Конечно аксиоматика арифметики не вводится так как это делал например Гильберт один в один. Но общая линия есть. Он начинает с понятия цифры и мы оттуда. Думаю, что можно было бы привести анализ этого вопроса, но страниц на 50.

Но все же суть здесь не в том что я за или против ясного и понятного изложения. Если совсем коротко, то вопрос вот в чем. Нужна ли нам интуиция. Мне кажется, что нет. Точнее нужна управляемая интуиция, которая на самом деле в действительности или не управляемая или не интуиция.

О Шаталове. Я не понимаю, все же почему такой восторг вызывает возможность упаковать идейно богатую теорию в три дня. Ну передал чистое знание, а зачем? Что это дало? Я видел Войну и Мир Толстого на 20 или 30 страницах (точно не помню), ну и что автор что методический гений?

Вообще вы сделали акцент на второстепенных предложениях моего текста.

Цитата (Павел Широков, 10.01.2013, 17:06) <{POST_SNAPBACK}>
нечего. Кто же против ясного и понятного изложения материала? Никто.


Я против.

Кроме нашего желания довести материал до любого ученика, есть такая вещь, как внутреннее идейное содержание предмета. Есть вещи реально сложные и не факт, что полезно их делать простыми и ясными. Вообще в этой жизни очень многое сложно и за попытку показать методическую мощь в упрощении и придании ясности надо платить. А всегда ли педагоги о величине этой платы задумываются?

В общем вопрос не в том понятно или непонятно излагать. Вопрос в том, кому понятно, чем надо жертвовать и для каких целей упрощается предмет. Иногда цели понятны. Если вернутся к той же арифметике, если её строить строго аксиоматически, то наши ученики и таблицы умножения не усвоят. Но нам интересна практическая сторона вопроса и мы стараемся уйти от строгого изложения в младшей школе. А зачем в три дня излагать идейно глубокую науку геометрию?

Игорь Петров ( Пользователь )
Мне кажется вот это положение соль пятого рассуждения

"Отсюда возникает очень интересная педагогическая задача – обучение умению созерцать большое, не раскладывая его по полочкам. Предполагаю, что именно такое созерцание и активирует интуицию,....."

Ребенок однако деятельное существо, но можно ли созерцание считать деятельностью.
Александра Сурина ( Пользователь )
Цитата (Игорь Петров, 14.01.2013, 14:55) <{POST_SNAPBACK}>
можно ли созерцание считать деятельностью.


На мой скромный вкус, вопрос задан из-за несхождения в понимании слова "созерцание" с автором текста. Наверное, имелось в виду созерцание, как умение пользоваться сложным объектом, не утопая в деталях.
А для того, чтобы пользоваться подобным объектом, его необходимо прежде "увидеть", то есть мысленно уметь воспроизвести в своей голове все его необходимые свойства. При этом отбросив свойства бесполезные в данном случае. Например, чтобы встроить в нужную схему, не вдаваясь в несущественные для работы схемы детали.
Впрочем, рассеять домыслы может только сам автор "Рассуждений".
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Идем дальше
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Идем дальше
Николай Мимеев ( Пользователь )
Цитата (Потопахин Виталий, 10.01.2013, 23:25) <{POST_SNAPBACK}>
О Шаталове. Я не понимаю, все же почему такой восторг вызывает возможность упаковать идейно богатую теорию в три дня. Ну передал чистое знание, а зачем?

Скорее всего Вы об опорных сигналах. Это "пыль на сапогах новой методики"(с)

Цитата (Потопахин Виталий, 10.01.2013, 23:25) <{POST_SNAPBACK}>
Что дало?


18 мая 1989 года СЕМИКЛАССНИКИ Донецкой школы №5 в присутствии 38 директоров школ, из которых 18 учителя математики, сдали экзамен за курс СРЕДНЕЙ школы ТОЛЬКО на пятёрки.

"...в самом слабом классе во всей параллели? В классе, напомним, где каждый третий ученик после трёх первых лет обучения читал по слогам."

"-- Двадцать пять лет я преподаю математику в старших классах, -- сказал один из директоров, -- но многое из того, что сейчас решали семиклассники, я вот так сразу решить бы не смог."

Цитаты из: В.Ф.Шаталов "Соцветие талантов" часть вторая стр.227 и 230.

Виталий Потопахин ( Пользователь )
Безусловно Шаталовская методика это прорыв. Вопрос только куда. Я не думаю, что опорные сигналы это пыль на сапогах. Это главный инструмент метода. И он безусловно эффективен, но он заточен на накачку знаниями. И его успешность говорит только о том, что наша школа знаниевая. Это не хорошо и не плохо. Это просто некая существующая цель, которая существует потому что она кем-то поставлена, а не потому что она объективная реальность. А например для меня в моем учебном процессе существенно важно умение учеников находить решения в нестандартных ситуациях, я проанализировал, как бы мог выглядеть шаталовский метод в моих условиях и понял, что это бы убило мою школу программистов. И таких ситуаций думаю много. Поэтому шаталовский метод хорош, но мне не нравится , когда его пытаются абсолютизировать, на панацею он явно не тянет. Не знаю правда как сам Шаталов позиционировал свою идею Зачастую адепты навешивают на идею больше чем её создатель.

Цитата (Миклухо, 24.03.2013, 19:30) <{POST_SNAPBACK}>
"-- Двадцать пять лет я преподаю математику в старших классах, -- сказал один из директоров, -- но многое из того, что сейчас решали семиклассники, я вот так сразу решить бы не смог."

Цитаты из: В.Ф.Шаталов "Соцветие талантов" часть вторая стр.227 и 230.


А вот это характеризует уровень квалификации этого директора а не шаталовскую методику.

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+