Личный кабинет

Рассуждения на тему

Виталий Потопахин ( Пользователь )
Точно. Просто я вашу статью прочитал ведь только что и она еще не отложилась. У меня на это время нужно. А пояснили вы нормально.

А тема вообще вся безобразная.
Павел Широков ( Пользователь )
Вот это место мне понравилось.

Надо признать, что эта жизнь – не бесплодна. Действительно, интеллект выпускника отличается от интеллекта первоклассника, и это отличие со знаком “плюс”. Это означает, что процесс интеллектуального развития запускается и идет, несмотря ни на что. Даже не взирая на планы и программы министерства образования. Он и является общей задачей. И я полагаю, что настоящее дело любого учителя – запустить процесс личностного роста и, по возможности, поддерживать его. Это то, что действительно возможно и, безусловно, полезно.

Это верно, 7-летний ребенок отличается от 17-летнего молодого человека -- и по росту, и по интересам. А годовалый ребенок отличается от семилетнего. Семилетний уже умеет ходить и говорить. Кто же запустил этот процесс личностного развития? Я думаю, что не только МО не имеет к этому отношения, но и сами педагоги. Ребенок, конечно же, в школе растет. Но и он без школы очень даже неплохо растет. По крайней мере, еще никто не доказал обратного. Отличие состоит только в том, что среднестатистический ребенок сам бы предпочел "развиваться" без школы, будь его воля.
Владимир Суходоев ( Пользователь )
Осознать проблему, значит подойти к её наиболее точной формулировке.
Проблема принципиально субъективна, извне её не прочувствовать: она, что называется, не меня жмёт.
Но субъект субъекту - рознь. Порез пальчика (Пальчик - субъект? Ему же больно!) - проблема индивида, а если не только пальчик маленький, но и индивид, то даже семейная. А если пальчик президента, то - государственная?
Также как и закономерности, для центральной проблемы нужна статистичесая обеспеченность. Проблемы индивида кончаются с его смертью, и основательно отодвинуть смерть пока не получается. Проблемы социума растут по важности с ростом социума и, понятно, ограничены только размерами планеты - для человечества, хотелось бы надеяться, лишь пока. Здесь существенно то, что человечество не только достаточно однородно генетически, но и хронологически демонстрирует своё воспроизводство.
То есть в проблемах человечества концентрируются все проблемы его социумов и каждой из его личностей.
В общечеловическом виде проблемы не только касаются каждого, но и усреднены, вычищены от выбросов как преступников, так, что не хотелось бы, и гениев. Обратите внимание, наука потому и преуспевает, что вместо точных, но полных, ёмких образов своих предметов изучения имеет дело с усреднёнными, обобщёнными и абстрагированными от случайных вариаций, понятиями об этих предметах. Если говорить о различении естественно-научных и гуманитарных предметов, можно сказать, что понятия о первых гораздо более строги и компактны, с ними легче манипульровать, но контролировать гораздо проще. Вторые же требут большего мастерства или, к сожалению, легче фальсифицируются, выводятся из сферы логики в эстетику, даже в эмоциональную сферу... Философские предметы, в таком отношении, оказываются иногда даже более простыми, чем гуманитарные, в силу дополнительного обобщения и усреднения уже понятий, формирующих понятия понятий - категории.

Формулировка проблемы на философском уровне, таким образом, - предельно общая и предельно простая формулировка.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Потопахин Виталий, 20.12.2012, 14:38) <{POST_SNAPBACK}>
А тема вообще вся безобразная.


ГО: ... нуууу... ))) - обозначить тему, про которую рассуждения, - это что? влом?

Цитата (Потопахин Виталий, 20.12.2012, 13:55) <{POST_SNAPBACK}>
... зачем вы вообще спросили меня о модели Морено. Предположим, что я с ней знаком и могу оценить её соответствие явлению, как это соотносится с тем, что я говорил и моделях и науке вообще.


ГО: Да вполне прозрачно соотносится. Вы там про физику и прочие науки говорили. А ведь у физиков дело пошло, когда модель атома хоть какую-то предложили... Поэтому модель социального атома Якоба Леви Морено имеет для теории педагогики точно такое же значение, как и модель атома для теории физики. Имхо, конечно.

И атом Морен ничуть не проще и ничуть не мельче (по глубине конструкции), чем атом у физиков. Можно предположить, что сначала атом Морено начнёт работать для простых задач, а по мере накопления фактов, полученных на основе модели Морено, конструкция его атома будет уточняться.

Согласно теории больших циклов Кондратьева, мы сейчас живём по времени на стыке эпох индустриальной и образовательной, - именно в эти годы происходит переход. Можно ли сомневаться в циклах Кондратьева? Конечно, можно.

Но вот тризовец Гин А.А., - педсоветчик, кстати, и ученик Г.С. Альтшуллера, - написал статью "Эскиз о законах развития систем и школе, как развивающейся системе..." - именно с многоточием в конце названия (ссылка на статью). Из неё следует, что смена парадигмы образования неизбежна. Можно ли сомневаться в таком выводе? Конечно, можно.

А ещё один ученик Альтшуллера, Лен Каплан, - консультировавший по тризу в течение 15 лет фирмы США и теперь работающий по контракту как триз-инженер на фирме "Самсунг" в Южной Корее, - написал цикл статей об анализе современного кризиса. В них он делает вывод, что кризис может быть прекращён только при условии перехода значительного количества стран из индустриальной эпохи в постиндустриальную. Критерием "перешла-не-прешла?" страна является процент национального дохода, инвестируемого в образование. По его мнению сегодня в постиндустриальную эпоху перешли всего три страны, - Изариль, Южная Корея и Япония. Можно ли сомневаться в таком выводе? Конечно, можно.

Можно сомневаться во всём, но когда я смотрю на эти три "сомнительные" логики в совокупности, то с большой уверенностью могу сказать, что смена прадигмы образования неизбежна в ближайшее время, - причём в историческом масштабе это означает "прямо сейчас".
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Немного вчитался и сейчас могу ответить. Между физическим атомом и атомом Морено есть большая разница. Все-таки физический атом реальная вещь. И судя по опыту развития техники и физики соответствие между моделью и реальностью очень даже неплохое. Атом Морено чему-то конечно соответствует, но вряд ли об этом можно судить с той же степенью уверенности. Кроме того все конструкции социологов проявляются опосредовано. Атом Морено нельзя зафиксировать прибором прямого наблюдения. А физический можно обнаружить не только скажем в физических или химических опытах, но и просто увидеть. И здесь степень искажения все же минимальна. Достаточно минимальна, чтобы не сомневаться в увиденном.

А я и не сомневаюсь, что ученик Альтшуллера по фамилии Каплан скажет, что единственная страна удовлетворяющая всем критериям это Израиль. Это только у русских принято за хороший тон обругать свою страну.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Потопахин Виталий, 21.12.2012, 04:41) <{POST_SNAPBACK}>
... все конструкции социологов проявляются опосредовано. Атом Морено нельзя зафиксировать прибором прямого наблюдения. А физический можно обнаружить не только скажем в физических или химических опытах, но и просто увидеть. И здесь степень искажения все же минимальна. Достаточно минимальна, чтобы не сомневаться в увиденном.


ГО: ...))) - ну, про физический атом Вы прям загнули! Модель - работает, это правда. А устройство - всё менее и менее понятно.

Морено от социологии отделяет пропасть! Он не социолог. В этом всё дело. Он как раз основатель социометрии. Морено социометрию отделил от социологии принципиальными положениями. И он как раз занимался метрией. На основе своих измерений он делал реальные проекты, которые давали ожидаемые результаты.

Я лично знаю одну немку, которая разрешила методами социометрии жёсткий национальный конфликт между немецкими аборигенами и турками в городе Seulingen - ещё в детстве я слышал это название от моего дяди, который воевал и привёз из Германии опасную бритву из зойлингенской стали, - там сталелитейный завод.

Конфликт этот уже переходил в массовые столкновения, полиция ничего не могла сделать. Эта женщина прославилась на весь Мир тем, что она там сделала. У неё свой институт Морено. Таких институтов в мире много, - в Германии почти в каждом крупном городе есть институт Морено.

В своей книге Морено говорит, что (по памяти) "я отодвинул от себя всё то, что сделала социология, и посмотрел на мир так, как будто ничего из социологии нет". В то время ему было около 30 лет, он недавно закончил университет в Вене. Для измерений ему понадобился магнитофон (это было в начале 1920-х годов), который в то время не существовал, - вручную делать записи разговоров не успевали ну никак! Морено изобрёл магнитофон, и его как изобретателя магнитофона пригласили в США (1925). Там он и занимался социометрией.

В то время в США был проект заселения пустующих территорий. Спроектировали 150 деревень. В них переселяли население из многих мест (по желанию) и разных национальностей. Морено из этих деревень своими методами заселил одну деревню. Через не очень много лет (давно читал книгу, уже не помню точно) все деревни исчезли полностью. Только одна продолжала полноценно жить и развиваться, - из этой деревни уехала всего одна семья.

===
А если Вы ещё раз напишите вот такое -

Цитата (Потопахин Виталий, 21.12.2012, 04:41) <{POST_SNAPBACK}>
А я и не сомневаюсь, что ученик Альтшуллера по фамилии Каплан скажет, что единственная страна...

- то я попрошу редакцию удалить Вас из педсовета. Сказать по-правде, не ожидал от Вас такого...(((
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Можете сразу попросить. Если придет еще раз такое на ум напишу обязательно. Вы тут наверно где-то антисемитизм увидели. А я всего лишь поставил им на вид, что они уважают свою страну и национальность, что впрочем делают многие. А если я скажу, что не удивлен, американским восторгом американской демократии, вы меня тоже будете удалять из педсовета.

П.С.

Кстати обратил внимание, что вторая часть моей антисемитской выходки вас не возмутила.

Сейчас немного не в тему, но раз мы затронули социометрию, то придется. У меня несколько бывших учеников работают в Германии. Они не испорчены социометрией и видят проблему с турками как-то видимо упрощено. То есть приехали люди, привезли кучу родственников и начали делать в немецких городах Турцию. Примерно тоже пару лет назад я видел, правда по телевизору во Франции. Там у меня очевидцев нет. Так вот думаю, что межнациональные отношения если их мы коснулись не решаются в плоскости социометрии. И умение развести недовольных по разным деревням имело бы смысл в случае безразмерной планеты. А у нас на Дальнем Востоке живут почти все кто возможно. И слава богу пока без социометрии обходимся, надеюсь и дальше обойдемся.

П.С. Модератору - честное пионерское о национальном вопросе больше не слова.

Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
ПВ: Сейчас немного не в тему, но раз мы затронули социометрию, то придется.

ГО: ... не в тему? Странно. В тему, которая называется "Рассуждения на тему", ложится всё. Либо уточните название темы, либо добавьте описание, либо здесь всё, что захочется - всё в тему.


ПВ: У меня несколько бывших учеников работают в Германии... думаю, что межнациональные отношения если их мы коснулись не решаются в плоскости социометрии. И умение развести недовольных по разным деревням имело бы смысл в случае безразмерной планеты.

ГО: Возможно, Вы перепутали или я не точно выразился. Морено не развозил недовольных по США, - он комплектовал население новых деревень из желающих семей, используя методы социометрии (и не только). А женщина в Seulingen-e применяла социодраму Морено и театр спонтанности (тоже Морено).

Но это всего лишь разговор-иллюстрация к социальному атому Морено. Я сказал, что на основе этого атома возможна теория педагогики, которая пока просто не существует. Сам я эту теорию делать не собираюсь, - это не моя область. И всё же я думаю, что эта модель позволяет осмысленно вести исследования и управлять процессом выращивания гармоничных атомов и социума в целом (не сразу, не сразу! очень не сейчас). Пока хорошо бы с объёма школьного класса хотя бы начать...
Виталий Потопахин ( Пользователь )
Вот тут спорить не буду. Чем Морено не основа для педагогической теории. Чем вообще хороша педагогика. Можно составить теорию на любой основе. И теория будет обязательно правильная. У нас потрясающие возможности для подгонки действительности под теорию Действительность наша очень гибкая.
Александра Сурина ( Пользователь )
Цитата (Потопахин Виталий, 22.12.2012, 05:39) <{POST_SNAPBACK}>
Действительность наша очень гибкая.


Гибка сама действительность или гибко ее восприятие человеком?

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+