Личный кабинет

Педагогические основы, используемые в работе с детьми, занимающимися эстрадным вокалом.

Павел Хавронин ( Пользователь )
Цель учебно-воспитательного процесса состоит в формировании музыкального вкуса участников студии, воспитании их эстетических чувств. Эта цель реализуется через вовлечение учащихся в активную музыкально-творческую деятельность - пение, игру на музыкальных инструментах, сольфеджирование, слушание музыки, сообщение им теоретических знаний.

Педагогу эстрадной студии в работе необходимо знание общих закономерностей психофизического развития разновозрастного состава коллектива, а также индивидуальных особенностей каждого члена студии.

Занятия в студии повышают эмоциональную восприимчивость, у ребят происходит рост сознательного отношения к окружающей действительности, расширяется познавательный интерес, проявляется способность к критическому мышлению, к раскрытию творческих возможностей каждого ученика.

В учебный объем программы входят:

- основы музыкальной грамоты,

- анализ музыкальных произведений,

- история становления и развития вокально-инструментального жанра, - развитие вокальных данных, - обучение игре на музыкальных инструментах (по выбору), - ансамблевые навыки (вокальные и инструментальные), - слушание музыки.

В методике музыкально-образовательной работы с детьми в эстрадной студии необходимо использовать следующие принципы:

- систематичность,

- доступность,

- научность,

- сознательность,

- наглядность обучения,

- тесную связь теоретических знаний с практической деятельностью.

Важной и сложной работой является постановка голоса. Чтобы раскрыть творческую индивидуальность учащихся эстрадной студии, надо сначала добиться естественного звучания его голоса, звонкости звука, привить ему культуру пения, стараться ограждать от подражания, копирования нелучших образцов современной эстрады. При этом следует опираться на знания, приобретенные на других занятиях. Вокальная подготовка включает расширение их знаний о звукообразовании, формировании голосообразования, формировании представлений об эстетической ценности певческого голоса и исполнительской культуры. Осуществление этих задач достигается непосредственно в таких видах деятельности, как распевание при помощи различных упражнений, направленных на развитие голоса, ансамблевое и индивидуальное пение с сопровождением и без него.

Необходимо заботиться о расширении кругозора и формировании слушательской культуры своих учеников, помогать им анализировать и правильно оценивать различные явления современной музыкальной жизни. На основе анализа творческой деятельности других и самоанализа у учащихся вырабатываются определенные критерии эстетических оценок.

Важным условием становления коллектива является создание отношений доброжелательности, взаимопомощи, чтобы каждый чувствовал ответственность, испытывал радость за успехи всего коллектива.

Решение воспитательных задач осуществляются одновременно с обучением. Это требует от руководителя быть не только профессиональным музыкантом, умеющим подавать учебный материал в доступной форме, но и педагогом, обладающим определенными личностными качествами:

- развитой педагогической наблюдательностью,

- умением распределять свое внимание,

- иметь организаторские способности,

- педагогический такт,

- видеть перспективу в развитии каждого своего ученика.



Вокальная подготовка учащихся

эстрадной студии.

Современная вокальная школа имеет большой опыт обучения и воспитания певцов. Практическая деятельность в области вокальной педагогики невозможна теперь без использования исследований Н.И.Жинкина, Л.Б.Дмитриева, В.П.Морозова, М.С.Грачевой, Р.Юссона, Б.М.Теплова, М.П.Блиновой, Д.Е.Огороднова и других авторов. Однако вопрос о том, каким должно быть эстрадное пение, остается в настоящее время нерешенным, открытым, дискуссионным. Некоторые педагоги и исполнители считают, что современное «микрофонное» исполнение не требует специальной подготовки, что оно якобы основано на естественном, бытовом пении, при котором голосовой аппарат функционирует так же, как при разговорной речи. Другие утверждают, что эстрадное пение должно иметь свои вокальные характеристики. Одним словом, эстрадный вокал - понятие далеко не однозначное.

Следует заметить, что микрофон действительно открыл путь на сцену певцам с посредственными голосовыми данными. Но нельзя забывать о том, что благодаря усилительным устройствам становятся заметными не только достоинства, но и недостатки певца. И здесь вывод один. Пение в микрофон требует поставленного голоса :

- вокальной техники,

- филировки звука,

- чистоты интонации,

- изменения интонации (в зависимости от содержания произведений), - ровного звучания по всему диапазону.

Голоса участников ансамбля могут быть различными по тембру, силе и диапазону. Однако в оценке мастерства любого певца следует руководствоваться такими его профессиональными качествами, как правильность звуковедения, дыхания, дикции, чистота интонирования, умение петь в ансамбле, предложить свою интерпретацию исполнения, соответствующую в то же время замыслу автора, проявить актерское мастерство. Все это составляет культуру вокала и самого исполнителя. Большую роль играет личность самого певца: его внешний вид, поведение на эстраде, мимика, жесты. От этого в большей мере зависит его успех у публики. Ребят нужно убедить в том, что между классической (оперной) и современной эстрадной вокальной школами не может существовать принципиальных методологических противоречий, так как сама природа голоса остается неизменной.

Воспитание певческих навыков предполагает решение таких задач:

- развитие певческого дыхания, дикции, звукообразования, расширение диапазона голоса, чистоты интонирования;

- формирование музыкально-эстетических потребностей, вкуса.

Начинающие певцы должны уяснить, что пение - сложный процесс, в котором участвуют не только голосовой аппарат, но и слух, и дыхательные органы, и нервная система, и мышечный аппарат. Звучание голоса осуществляется при содействии гортани, дыхательной системы, резонаторов. Оценивая пение учеников, нужно учитывать работу дыхательных органов, мышечной опоры, акустическую форму подгортанного пространства, органов артикуляции.

Процесс овладения вокальной техникой, т.е. приобретение умения сознательно руководить процессом фонации в зависимости от вокально-технических и художественных требований музыкального произведения, называется постановкой голоса. Поставленный голос отличается силой звучания, широтой звуковысотного диапазона, богатством тембровых красок, культурой звукообразования. Певец меньше утомляется, становится более вынослив. Исполнитель с поставленным голосом способен при минимальных мышечных затратах энергии создать максимальный акустический эффект. Для этого он должен найти для себя оптимальный рабочий режим, научиться координировать (под контролем слуха) мышечное и резонаторные ощущения. Сохранение певцом этих ощущений при исполнении вокальных произведений и создает впечатление устойчивости звука, «полетности» и звонкости.

Поэтому, чтобы работа по постановке голоса была осознанной, нужно хотя бы вкратце познакомить детей со строением голосового аппарата, его функционированием, с певческой установкой, певческим дыханием, звукообразованием и регистрами певческого голоса - головным и грудным, с понятием певческого диапазона, тембра голоса и т.д. Большую помощь окажут тут книги Г.П.Стуловой «Хоровой класс» (М.1988) и А.Г.Менабени «Методика обучения сольному пению» (М.1987), Кристин Линклэйтер «Освобождение голоса», Сэм Уэст «Школа вокала». Здесь же следует напомнить, что формирование грудного регистра, особенно у подростков, очень ответственный момент перестройки голосового аппарата как в мутационный, так и послемутационный период. Трудность состоит, с одной стороны, в отсутствии у подростка навыков управлением резким регистром, что толкает его на продолжительное пение в фальцетной манере; с другой - в том, что фальцетное пение стало весьма распространенной манерой исполнения.

Игнорирование возможностей развития грудного регистра мешает становлению голосов, а также лишает богатства естественных тембровых красок. В задачу формирования певческих голосов входит умелое развитие у них головного и грудного регистров. В работе над регистрами следует избегать таких дефектов звукообразования, как горловой, форсированный звук, носовой призвук.

Выработка вокальной техники во многом зависит от артикуляции и дикции певца. Вокальная дикция предполагает четкое, выразительное произношение слов в процессе пения и является одним из важнейших выразительных средств. Вокальная дикция определяется гибкостью и подвижностью артикуляционного аппарата.

Исполнители должны знать, что существует различие между разговорной речью и вокальной, заключающееся в том, что первая формируется в большей степени передний частью ротовой полости, а вторая - глубинной областью мягкого неба, глотки, зева. Нарушение в артикуляционном аппарате становятся иногда причиной, препятствующей выработке автоматизма певческих навыков.

С дикцией и артикуляцией теснейшим образом связано певческое звукообразование. Основой его является свободный, объемный звук. Важную роль в звукообразовании играет положение губ, степень раскрытия рта, а также соблюдение правильного певческого дыхания. В основе вокального звука лежат вокальные гласные, которые обеспечивают непрерывность звучания певческого тона, остающегося неизменным при произношении гласных и согласных, а также их комбинаций. В связи с этим в пении все гласные звуки должны быть протяжными; согласные же, наоборот,- активными, краткими. Мелодическая непрерывность, певучесть и достигается тем, что согласные произносятся быстро и присоединяются к последующей гласной.

Процесс развития певческого голоса непосредственно связано с дыханием. Правильное певческое дыхание определяет силу и длительность звука, качество звукообразования, тембровые краски. В зависимости от того, какие органы наиболее активны в процессе дыхания, различаются типы дыхания: грудное, брюшное и смешанное, или нижнереберно-диафрагматическое.

Грудное дыхание осуществляется за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки; живот при этом втягивается, ключица, а иногда и плечи заметно поднимаются. При таком дыхании певцу, особенно подростку, не хватает воздуха для пения длинных фраз. Оно неприемлемо и потому, что при подъеме верхней части грудной клетки, мышцы шеи испытывают напряжение, что затрудняет свободное движение гортани.

В работе с певцами-школьниками необходимо приложить максимум усилий для выработки у них нижнереберно-диафрагматического типа дыхания, который наиболее практичен и прост. Сущность его состоит в том, что в работу активно включаются грудная клетка и диафрагма. При вдове расширяется нижняя часть грудной клетки и вместе с ней живот. Это обеспечивает накопление большого запаса воздуха, необходимого для фразировки. Начинающим певцам очень важно прививать навыки правильного дыхания - активного воздуха и плавного выдоха. Вдох делается одновременно через нос и рот бесшумно и глубоко. Выдох идет равномерно на расслабленных мышцах диафрагмы до окончания музыкальной фразы. Грудная клетка находится во время пения в положении вдоха. Это обеспечивает опору звука.

Навыки певческого дыхания усваиваются постепенно, в процессе певческой деятельности. Но с самого начала необходимо познакомить ребят со следующими правилами:

- не набирать слишком много воздуха, так как при его излишнем запасе трудно хорошо организовать атаку звука и плавное голосоведение;

- не начинать звукообразование без достаточной дыхательной поддержки;

- после умеренного глубокого вдоха следует сделать его задержку, в противном случае расходуется много воздуха и звук теряет свою силу и упругость;

- распределение дыхания должно быть равномерным до конца фразы;

- по окончании фразы излишек воздуха выдохнуть прежде, чем начать новый вдох.

Умение анализировать свои дыхательные ощущения и по ним контролировать звукообразование очень важно для певца.

Вокально-технические навыки вырабатываются с помощью определенных упражнений и закрепляются в процессе работы над вокальным произведением.

Работа по формированию вокальных навыков ведется в опоре на следующие методические требования:

- развитие слуха, слухового контроля, умение оценивать правильность выполнения каждого вокально-технического задания;

- пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию вокальному слуха и выработке чистоты интонирования;

- связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, которая обеспечивается пением упражнений по нотам;

- предварительный показ и объяснение руководителем, демонстрация наглядных пособий;

- сознательное усвоение исполнителями правил и способов выполнения упражнений;

- чередование коллективного пения вокальных упражнений с индивидуальным.

В вокальной работе с исполнителями можно выделить такие основные направления:

- формирование индивидуальных певческих навыков;

- ансамблевая работа (а капелла в унисон, двухголосие);

- пение под различный аккомпанемент;

- импровизированное пение.

Работа по формированию певческих навыков проводится комплексно: например, при отработке четкой дикции одновременно уделяется внимание и чистоте интонирования, певческому дыханию и др. Постепенно усложняются способы исполнения, техника, выразительные средства.

Упражнения и распевки подбираются посильные, по диапазону, в средней тесситуре, удобные для всей группы. Очень важным является закрепление вокальных навыков каждого певца в ансамблевом пении, уравновешивания силы своего голоса с силой других исполнителей. Это значит, что ансамбль предполагает общую певческую установку для всех исполнителей, четкость дикции, чистоту строя. Исполнители должны уметь одновременно вступать и заканчивать музыкальные фразы, держать равновесие голосов по силе звука, не заглушая и не выделяясь, а при поочередном проведении темы в различных вокальных партиях уступать свою тему другому голосу, ослабив звучание своей партии, слушать и ощущать красоту слияния голосов в гармоническом или полифоническом звучании.

Музыкально-исполнительское творчество певцов-школьников развивается в определенной последовательности:

- овладение вокальной партией (ознакомление с вокальной партией и ее пропевание с текстом, анализ фразировки, обозначение моментов вступления и взятия дыхания);

- пение под аккомпанемент;

- пение под фонограмму.

Репетиционные задания - разные типы аккомпанемента - выполняются в определенной последовательности:

- гармоническая поддержка;

- унисон с вокальной партией;

- чередование баса и аккорда;

- аккордовая пульсация;

- гармоническая фигурация;

- аккомпанементы смешанного типа.

Совмещение вокальной партии и аккомпанемента требует автоматизации исполнительских действий. Известно, что одной из главных причин нечистого интонирования является слабая координация между слуховыми представлениями и воспроизведением звука. В ансамбле значение чистоты интонирования еще больше возрастает. На это нужно обращать внимание на протяжении всего обучения с тем, чтобы научить певцов чувствовать малейшую интонационную неточность.

Необходимым условием формирования вокальных навыков является целенаправленный отбор упражнений рок-музыки, джаза, классики. Это способствует не только закреплению технических приемов, но и расширяет познания учащихся о мировой музыкальной культуре в целом.

Особое внимание в вокальной подготовке следует уделять развитию навыков правильного исполнения штрихов и акцентов, имеющих важное значение в эстрадном вокале. Певцы должны овладеть не только основными динамическими оттенками, но и уметь сопоставлять звучание различной силы, постепенно и быстро ослабить или усилить его в соответствии с художественными задачами. Без нюансировки исполнение кажется холодным, безликим, скучным, при слишком обильном количестве штрихов и оттенков - безвкусным, вульгарным.

Руководитель должен хорошо знать особенности развития голосов разных возрастных групп. Это необходимо для того, чтобы предъявляемые им требования соответствовали психофизиологическим возможностям певцов. В связи с тем, что в подростковом возрасте наступает мутация и затем послемутационный период, следует бережно относиться к учащимся, соблюдать гигиенические правила и режим работы.

У мальчиков 13-15 лет в связи с ростом гортани значительно увеличивается длина связок. Вследствие неравномерного роста резонаторных полостей происходит дискоординация работы голосового аппарата. Голос резко изменяется, отличается снижением диапазона. К концу мутации он понижается на октаву. Если процесс мутации происходит постепенно, занятие пением следует продолжать. При признаках сипоты, охриплости в разговоре или пении необходима консультация врача-отоларинголога.

У девочек мутационный период проходит мягче, наблюдается увеличение гортани примерно на одну треть по сравнению с мальчиками. Резких изменений в певческом голосе не происходит, зато приобретается грудное звучание, и он становится сильным, увеличивается диапазон.

У 17-и летних формирование голоса еще не заканчивается, однако по силе и диапазону он приближается к голосу взрослых. Задача руководителя в этот период состоит в том, чтобы развить навыки переключения головного естественного звучания голоса на низкий, грудной регистр.

Для сохранения голосового аппарата в здоровом состоянии певцам необходимо придерживаться определенных правил. После репетиции или концерта надо некоторое время выждать в помещении, не выходить сразу на холодный воздух. На улице рекомендуется дышать через нос (это предохраняет связки от переохлаждения), громко не разговаривать и не петь, лучше всего помолчать. Следует оберегать дыхательные пути не только от переохлаждения, но и от пыли, вредных запахов (дыма, краски), так как они могут вызвать раздражение слизистой оболочки дыхательных путей. Целесообразно объяснить певцам причины запрета курения, употребления алкогольных напитков.

Соблюдение определенного режима предохраняет голос от переутомления. Громкое и напряженное пение на слишком высоких или низких звуках также крайне вредно для юных певцов. Нерациональная певческая нагрузка, как и завышенной трудности певческий репертуар, разрушительным образом действует на неокрепшие голоса.

Соблюдение правил и требований учащимися при соблюдении руководителем их психофизиологических возможностей дадут толчок к творческому самовыражению учащихся.

В свое время замечательные мастера эстрады Марк Бернес и Клавдия Шульженко, делясь своим творческим опытом, отмечали, что эстрадный певец должен быть, прежде всего, актером-постановщиком и режиссером-постановщиком своей роли. Ему необходимо вслушиваться в музыку, вчитываться в текст, вжиться в образ и только затем создавать общую композицию песни, намечая для себя ход ее развития, кульминацию. После этого еще предстоит долгий поиск различных нюансов в звучании голоса, движениях, жестах, мимике с одной целью: ярче выразить содержание и красоту песни.

Очень важен также исполнительский самоконтроль: музыкант должен корректировать фразировку, динамический план, следить за действиями, связанными с исполнительской моторикой.

Умение творческого перевоплощения, техника исполнения основываются на внутреннем состоянии психофизиологического равновесия, самоконтроля на сцене. Воспитание эстрадной выдержки - процесс сложный и требует большой исполнительской воли.

Важным моментом в творческой жизни исполнителя является публичное выступление, которое вызывает определенные трудности. Взволнованность перед выступлением, приподнятость настроения естественно и благоприятно действуют на творческое вдохновение, вызывают артистический подъем. Но чувство страха перед выступлением, паническое состояние нежелательны и отражаются как на психическом состоянии исполнителя, так и на результатах исполнителя. Причинами эстрадного волнения могут быть неуверенность в своих силах, способностях, плохая подготовка к выступлению, а также физическое или психическое состояние. Чтобы подавить волнение, порождающее отрицательные эмоции, необходимы:

- творческий микроклимат коллектива, доброжелательность и взаимопонимание между участниками эстрадной студией и руководителем;

- тщательная предварительная отработка концертного номера;

- увлеченная сосредоточенность и концентрация внимание на задачах, необходимых для выполнения данного номера;

- правильная оценка номера руководителем и самооценка исполнителем своего выступления;

- предварительное выступление перед малой, а затем уже перед большой слушательской аудиторией.

Удачное концертное выступление является своего рода итогом всей методической и практической работы.

Итак, творческим лидером эстрадной студии должен стать руководитель, всесторонне образованный, обладающий развитым эстетическим сознанием, имеющий необходимую теоретическую подготовку, умеющий организовать индивидуальное и коллективное музыцирование в современных жанрах.



Список используемой литературы.

1. Брылин Б.А.-«Формирование навыков сценического восприятия у старшеклассников в процессе изучения популярной современной музыки».- М.,1982.

2. Добровольская Р.Р.-«Вокально-хоровые упражнения в детском хоре».- М.,1987.

3. Кан-Калик В.А.-«Учителю о педагогическом общении».- М.,1976

4. Писаренко В.И.-«Педагогическая этика».- М.,1986

5. Менабени А.Г.-«Методика обучения сольному пению».- М.,1986.

6. Огороднов Д.Е.-«Воспитание певца в самодеятельном ансамбле».-Киев «Музыкальная Украина».-1980.

7. Кристин Линклэйтер «Освобождение голоса».

8. Сэм Уэст «Школа вокала».




Это немного из моего опыта и из книг уважаемых музыкантов.


Винера Амирханова ( Пользователь )
Очень хороший и полезный материал! Большое вам спасибо!!!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+