Личный кабинет

Недостатки наследственности или "Яблоко от яблоньки..."

Шота Музенитов ( Пользователь )
Недостатки по наследству или Яблочко от яблоньки…"]
Наследственность и воспитание[
Занимаясь проблемой межэтнических отношений и приводящих к негативным явлениям в обществе, хочу выразить свое мнение по данному вопросу, а точнее обозначить причины, порождающие негативные отношения членов общества друг другу, и хочу поделиться с Вами.

В этой связи я изучил достоинства и недостатки всех народов, проживающих в Российской Федерации, особенно на Северном Кавказе и пришел к выводу: чтобы строить правильные, достойные межличностные и межэтнические отношения надо знать, понимать и изучать традиции, культуру, обычаи, язык, особенности и наследственные признаки друг друга. Ведь недаром Геродот в свое время говорил: «Для познания нравов, какого ни есть народа, сначала надо изучить его язык». Опубликовал множество статей в обозначенном направлении, издал методические рекомендации и учебные пособия. Так, например, в одной из своих статей «Творение человека- нового русского, нового грека» (Вечерний Ставрополь, март 2003г.) выразил достоинства и недостатки наиболее развитых в моем исследовании русского, греческого и еврейского народов: «Говоря о достоинствах и недостатках, остановлюсь на трех наиболее развитых, высококультурных, великих народах: русском, греческом и еврейском, внесших огромный вклад в мировую науку. Плодами трудов этих народов пользуется сегодня все человечество. Мною выявлено, что для русского народа наиболее характерны такие черты, как честность, порядочность, доброжелательность, безобидность, исполнительность, высокая внутренняя культура. В то же время это прямолинейный, медлительный народ, которому присуща слабая способность к прогнозированию, слабая экономическая грамотность. Грекам присущи: порядочность, доброжелательность, принципиальность, решительность, высокие организаторские способности, деловитость и экономическая грамотность. В то же время в греческом народе присутствует жестокость, мстительность, обидчивость, чрезмерная расчетливость, граничащая с жадностью. Для еврейского народа характерны такие отличительные черты, как глубокий склад ума, высокий талант, доброжелательность, значительные деловые качества, самокритичность, высокая экономическая грамотность в то же время еврейский народ обидчивый, разжигающий страсти, в особенности с высоких трибун, не умеющий строить правильные межличностные отношения, не в полной мере считающийся с интересами других народов».

Для большей объективности социальный опрос для выяснения характерных черт мною проводился как внутри собственного народа, так и вне него. При этом я определенно надеюсь, что приведенные отрицательные черты характера никак не принизят их достоинство, а воспримутся мужественно и с достоинством.

Я здесь указал на наиболее характерные черты, и это вовсе не означает, что эти же качества не присутствуют в ряде случаев и в равной степени во всех указанных трех народах, включая и малочисленные народы. А их недостатки сравнимы из всех болезней не только с насморком, но они достаточно серьезны при общении друг с другом. Я мог бы указать на достоинства и недостатки других народов, включая и малочисленные, но считаю, что они еще не готовы к этому восприятию, а потому пока что воздерживаюсь. Но отмечу сразу же, что у малочисленных народов есть такие качества, у которых можно поучиться и русскому, и греческому, и еврейскому народам. Так шло биологическое эволюционное развитие самих народов, но могло быть в точности наоборот и носить случайный характер. Нет необходимости об этом думать, более важным является стремление "выпрямить" положение, развивая и стимулируя все положительное, что дано природой, устраняя все то отрицательное, которое передаётся по законам наследственности, и все это вполне осуществляется системой упражнений, специальными методами (победными стратегиями) воспитательного воздействия. Вообще говоря, собственно, из чего мы и исходим, о достоинствах и недостатках всех народов надо честно и правдиво говорить, чтобы общество могло развиваться и совершенствоваться в дальнейшем, если же умалчивать об этом или скрывать - это значит тормозить их развитие. От этого во многом и зависит установление правильных общественных, межэтнических и межличностных отношений при построении гражданского общества.

Остановлюсь более подробно на мусульманском народе, оседлавшиеся на территории Грузии в с. Арсарвани, и пришедшие из зарубежа. Но сначала о таком рядовом примере. С тройкой лошадей я с дядей объездил многие села: и армянские, и греческие, и русские, и грузинские, и мусульманские. Проезжая через эти села, мой дядя частенько шутил с детворой: вот там под камнем лежит нож, найдите и возьмите себе. Если в четырех первых селах детвора никакой реакции не проявляла, то в мусульманском селе они быстро мчались к камням, опрокидывали их, а большие камни, многократно превосходящие собственный вес, переворачивали общими усилиями, прикладывали неимоверные усилия, чтобы обнаружить нож. Их тяга к завладению ножом в детские годы легко перерастает к овладению оружием во взрослые годы, отсюда и различные степени правонарушений, террористических актов. Но на начальном историческом этапе биологического развития мусульманских народов стремление завладеть ножом вполне может означать- как способ добыть себе пищу, для других вышеупомянутых народов этот этап развития остался в далеком прошлом и видимо видоизменился. К сказанному еще стоит добавить, что по данным ФСБ в Дагестане около 1000 школьниц готовы стать смертницами. Стало быть, в мусульманских республиках Российской Федерации надо проводить целенаправленную дополнительную работу для искоренения этого зла. Надеяться, что прямым истреблением террористов мы добьемся цели вряд ли будет оправданным, так как временное затишье может всколыхнутся с новой силой в другое историческое время.

В то же время российским мусульманам присущи и такие качества как гостеприимство, самоотдача, решительность, чувство товарищества, словом есть чему у них поучиться.

Все указанные черты характера носят наследственный характер, передаются из поколения в поколение на длительный исторический период. В деле воспитания подрастающего поколения на наследственные факторы следует обратить особое внимание, именно гены занимают доминирующее положение в восприимчивости воспитательных действий со стороны. Именно отрицательные наследственные факторы различных народов создают атмосферу напряженности и враждебности в обществе. Именно на наследственные признаки надо обратить особое внимание при их педагогической коррекции с использованием победных стратегий. Иначе мы никогда не установим доверительные, доброжелательные межнациональные отношения членов общества друг другу, не построим полноценное гражданское общество в стране. В настоящее время ситуация в стране такова:

Сначала неумение обществом предупредить и выпрямить всё негативное, передающееся по биологическим законам наследственности, а затем осуждение лиц, совершивших правонарушение - это жестокая расправа над собственным народом.

Неумение строить правильные отношения, будь это межличностные или межнациональные, приводит порою к трагическим последствиям. К болезням, в основе которых лежат психические расстройства, излечение которых неподвластно медицине. К заказным убийствам, при которых трагичность исхода становится обоюдной, так как виновными на самом деле являются обе стороны, что ведет к нарастанию зла в обществе, негативным явлениям.

К счастью, наследственные недостатки могут быть исправлены с помощью специальных методов, победных стратегий. Я не думаю, что мусульмане-родители могут быть ущемлены, если добиться того, когда их ребенок получит некоторое отвращение к понятию мстительность вообще путем воздействия специальными методами (стратегиями). Поэтому стиль воспитательного воздействия на воспитуемого в этом случае должен звучать не просто обычно приятным, культурным языком, что пройдет мимо и будет мало замеченным, а несколько впечатляюще, содрогающе, ошеломляюще, которое всегда окажет достойное, необходимое, глубокое воздействие на личность ученика, для чего крайне необходимы организация широкомасштабных учебных спектаклей в образовательном процессе. Ибо не каждый учитель в состоянии, или обладает актерским дарованием высказать задуманное своему ученику именно впечатляюще для педагогической коррекции черты характера своего воспитанника. К примеру, для профилактики нарушений поведения школьников и борьбы с наркоманией нами во Дворце детского творчества г. Ставрополя Городская греческая национально-культурная автономия, снабдив актеров необходимыми костюмами, с 2006 года по настоящее время организовала постановку пьесы-трагедии «Белая смерть» автора Т.Х. Тутовой как наиболее подходящей с педагогической точки зрения из всех имеющихся в распоряжении Драмтеатра нашего города. К сожалению, чиновники из сферы образования даже не замышляют о том, что в борьбе с болезнями поведения нужен изначально просмотр школьниками учебного спектакля для этой цели, а уж затем изучение соответствующего антинаркотического курса. По крайней мере, разработанный нами специальный курс «Профилактика нарушений поведения школьников» тесно увязан с пьесой «Белая смерть». А пока учителя по всей стране ведут воспитательную работу в вопросе профилактики болезней поведения без использования соответствующих учебных спектаклей, наркомания «процветает» в геометрической прогрессии. Происходить пустая трата времени и государственных средств. Пьесу-трагедию «Белая смерть» мы предоставим Министерству образования и науки РФ, региональным министерствам для использования в педагогической работе. Нужны учебные фильмы ( отрывки из отдельных художественных фильмов, просмотренных на экранах страны, а их великое множество), учебные спектакли, изобиличующие такие отрицательные наследственные черты характера на тему таких как:

«Месть», «Хиджаба» (для мусульманских детей), «Коррупция», «Жадность», «Эгоизм», «Жестокость», «Взгляд», «Лень» и так далее. Сегодняшние ученики в корне отличаются от своих сверстников прошлых лет, они развитее, иногда для них слово учителя не является убедительным в деле воспитания подрастающего поколения. Крайне необходимо заказать нашим ведущим кинематографистам и другим специалистам учебные спектакли, объявив при этом Конкурс на лучшую из них для организации их постановки по всем общеобразовательным школам России и Ставропольского края.

Ведущие ученые-педагоги разных стран отмечают, что существует взаимосвязь между характером человека, наследственностью и воспитанием. Этот вопрос волнует многих родителей, да и общества в целом. Проявляется характер в поступках человека, в его поведении в различных жизненных ситуациях. Поскольку человек живет не изолированно, а в обществе, то в его характере обнаруживаются черты, раскрывающие его отношение к людям. Такими чертами могут быть чуткость, общительность, правдивость, инициативность или противостоящие им отрицательные черты – черствость, индивидуализм, лживость, пассивность. Человек трудится и находится на каком-то трудовом посту, следовательно, ряд черт характера раскрывается его отношением к труду. Например, трудолюбие, добросовестность, аккуратность или противостоящие им отрицательные черты – лень, недобросовестность, коррупция, небрежность. Наконец, в отношении человека к самому себе могут обнаруживаться такие черты, как скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность или противостоящие им отрицательные черты – зазнайство, самоунижения, самоуверенность.

Ученые так устанавливают количественные соотношения влияния среды и наследственности на воспитание, умственное развитие детей: 64%-наследственное влияние, 16%-различия в уровне семейной среды, 3%- различия в воспитании детей в семье, 17%-смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой). В целом каждый человек развивается по своему, и доля влияния наследственности и среды у каждого своя. Это довольно сложные социально-педагогические проблемы, и в школе почти ничего не говориться, чтобы школьник, зная об этом, под целенаправленным руководством учителя-воспитателя, избавлялся от недугов, которые изрядно вредят не только самому себе, но и всему нашему обществу, создавая очаги напряженности. Чтобы школьник самостоятельно занимался самовоспитанием и самосовершенствованием, естественно, призадумываясь о совершении в реальной жизни тех или иных проступков.

Если же все эти проблемы пустить на самотек, что имеет место сегодня в школьном воспитании, а появление мусульманских девочек в школе в хиджабах для нас явилось полной неожиданностью, то мы никогда не построим полноценное гражданское общество, что, собственно, давно ждет и с нетерпением наше общество, особенно на многонациональном Северном Кавказе. Ниже привожу статью «Недостатки по наследству или Яблочко от яблоньки…», опубликованную в журнале «Воспитание школьников», № 9, 2012, с.69-74 с некоторыми незначительными сокращениями.

"]Недостатки по наследству или Яблочко от яблоньки…?["
]Наследственность и воспитание[
Прошли времена, когда понятия «наследственность», «генетика», «генетический код», как ересь, изгонялись из нашего лексикона. Сегодня почти каждому понятно, что наследственные признаки проявляются не только в форме ушей или линии носа, но и в характере. Дети и их родители так похожи друг на друга! Понимание этого может помочь классному руководителю выбрать единственно правильный способ работы с каждым конкретным ребенком.

Откровенный разговор

Как воспитывать ребят с учетом их наследственных задатков? Можно ли изменить какие-то черты характера и привычки ученика, которые казалось закодированы самой природой? Эти и другие вопросы обязательно возникнут у педагога, если он решит строить свою работу с учетом того, что наследственность для учителя не миф, а реальность. Задал их себе и я, но, к сожалению, литературы, которая помогла бы в поиске правильных решений, кроме книги Г.С. Прозорова «Наследственность и воспитание» найти не удалось. В этой работе я прочитал: «Воспитание должно активнее воздействовать на развитие ребенка, стимулируя развитие того положительного, что дано природой, и устраняя дефекты, которые могут быть переданы по законам наследственности». Согласившись с мнением автора, я решил начать с самого себя. Тщательно проанализировав собственный характер, заметил, что унаследовал от отца вместе с положительными качествами и некоторые его недостатки. Непростительная доверчивость и скоропалительность принятия решений обнаружил за собой и я. Но оказалось, что с этими недостатками можно бороться. Во-первых, надо понять, что это действительно недостатки, а во-вторых, разработать победную стратегию, помогающую избавиться от них. Теперь я в серьезных вопросах никогда не принимаю поспешных решений, сначала подумаю, проконсультируюсь, полистаю литературу. Ошибаться стал гораздо реже.

В первые дни знакомства с новым классом стоит доверительно поговорить с родителями о том, видят ли они в своих чадах какие-то недостатки и связывают ли психологические особенности детей с собственными чертами характера. Разговор ни в коем случае не должен быть обидным. Важно вести беседу тактично, уважительно. Можно сослаться на анализ собственных наследственных качеств, подчеркнуть, что человека без недостатков вообще не бывает. Лучше прямо объяснить причину своего интереса, чтобы это не показалось праздным или недоброжелательным любопытством. Я убежден, что педагог, не зная характера родителей своего воспитанника, не может правильно выстроить стратегию воспитания. Поэтому никогда не упускаю возможности поговорить с его отцом и матерью, не скрывая при этом причин своего интереса. Такой откровенный разговор побудит родителей задуматься о многом.

На основе полученных сведений воспитатель при желании сможет составить специальные упражнения для каждого конкретного ученика. Недаром еще Демокрит говорил: «На человека всегда можно воздействовать системой специальных упражнений для изменения собственной позиции». Педагогу важно располагать подробной и объективной информацией о родителях учеников, и получить ее он может в процессе доверительной беседы или с помощью специального тестирования. Без знаний о том, каковы достоинства и недостатки взрослых членов семей, каковы основные качества их характеров, учителю будет сложно правильно воздействовать на ребят.

Причины и следствия

В общении с учениками важно показать, к каким неприятным результатам приводит тот или иной недостаток, который фиксируется в человеческом организме и передается с генами следующему поколению. Наилучший результат будет достигнут в том случае, когда ребенок осознает, что какое-то качество (лень, безответственность, легкомыслие и т.д.) не только дурно само по себе, но и изрядно вредит ему в жизни. Стоит подробно обсудить с детьми, какие последствия во взрослой жизни порождают отрицательные черты характера: каким образом жадность перерастает в коррупцию или воровство, к чему приводят эгоизм, безразличие, мстительность, халатность и другие качества, которые пагубно влияют не только на отдельного человека, но и на общество в целом. Такой подход может укрепить в ребенке желание изменить в себе ту или иную черту.

Особую роль играет личный опыт, возможность эмоционально прочувствовать неприятные стороны какого-либо недостатка. Возьмем, к примеру, необязательность. Ученик легко и охотно дает обещания, а затем так же легко и безответственно их не выполняет. В одном из моих классов эта черта характера была ярко выражена и у мальчика, и у его отца. Не берусь судить, унаследована она или приобретена. Необязательность могла развиться в результате дурного примера перед глазами, наблюдаемого с раннего детства. Но дело не в этом. Важнее избавиться от самого отрицательного качества. Вряд ли человек, не испытав на себе неприятные последствия чьих-то невыполненных обещаний, поймет, насколько это дурно. Что же, такую ситуацию можно смоделировать самому или показать учебный фильм, организовать спектакль на нужную тему.

В рамках моделирования можно пообещать принести интересную книгу, музыкальную запись, видеокассету – что-нибудь такое, что ребенку очень хотелось бы получить. Если он увидит, что учитель забыл про свое обещание, его ожидания будут обмануты. По реакции ученика нетрудно будет почувствовать, понял ли он, как неприятно, когда другие люди не выполняют обещания, забывают о них. Но такое действие возможно только в сочетании с последующим объяснением и анализом ситуации, а также извинением перед ребенком. Через некоторое время стоит дать ему несколько мелких поручений, требующих обязательности, точности, непременного выполнения обещанного. На этом этапе важно самому не забыть порученное, зафиксировать момент выполнения задания, высказать одобрение, уверенность в том, что именно такого поступка вы ждали от воспитанника и верили в его успех.

В такой тонкой психологической работе учителю не обойтись без специального дневника. Он важен не для отчета, а для самого педагога, чтобы видеть движение к цели, отмечать достигнутое или анализировать промахи. Не берусь утверждать, что вас ждут одни успехи, если вы возьметесь за трудное дело коррекции унаследованных недостатков. Возможно, в той или иной форме в каких-то жизненных ситуациях они все равно будут проявляться. Но разумная система упражнений их смягчит, а это уже будет несомненным педагогическим достижением.

Эффект от работы будет более значительным, если не только бороться с недостатками, но и развивать положительные качества: уважение к родителям, от которых унаследованы трудолюбие, доброта, честность, умение дружить и т.д. Интерес к наследованию семейных качеств способен пробудить у ребят желание узнать как можно больше о жизни своих предков, о том, чем они занимались (это, кстати, часто отражается в фамилиях), где они жили, каких традиций придерживались. Возможно, таким путем удастся помочь молодому человеку выявить склонности к какому-либо занятию, ремеслу, искусству. Ведь таланты тоже довольно часто передаются по наследству.

Взгляд в будущее

Со старшеклассниками стоит заранее говорить о браке, о перспективах создания семьи. Избавиться от определенных недостатков или развивать какие-то достоинства важно еще и потому, что характер каждого человека, несомненно, будет влиять на его семейную жизнь, на взаимоотношения между супругами, на то, какими они воспитают своих детей. Убежден, что одной из важнейших причин многочисленных разводов является нежелание или неумение супругов изменить или хотя бы смягчить недостатки своего характера, хотя эти же качества в собственных родителях они отчетливо видят и, как правило, осуждают. За этим стоит бессилие или нежелание, неумение преодолеть свои недостатки. Вправе ли учитель безучастно стоять в стороне?

Многие полагают, что воспитание – процесс односторонний. Но это заблуждение. Вспомним справедливые слова К.Маркса, который говорил, что «на определенной ступени жизни дети воспитывают своих родителей». Но и ученик, подчиненный логике учебного процесса, на каком-то этапе начинает влиять на своего учителя, а коллектив – воспитывать руководителя. Развивая в ребятах любовь к познанию, целеустремленность, самокритичность, мы каждый раз воспитываем эти качества и в себе, иначе нам нечего надеяться на успех. Но если педагоги грубы, бескультурны, безответственны, то эти качества невольно передаются детям, какие бы высокие цели перед ними, ни ставились.

Когда в одной из школ я распространил среди десятиклассников анкету: «Какую роль играет учитель в жизни ученика?», ребята дали своим учителям довольно точные характеристики. Высоко оценивали они эрудицию, культуру общения, профессиональные качества, однако отметили и недостатки. Если учитель сумеет спокойно принять к сведению замечания ребят и исправить то, что вызвало критику в его адрес, это и для детей во многих отношениях станет примером. Они поймут, что воспитание – процесс двусторонний. Кроме того, ученики увидят, что избавиться от недостатков вполне реально при соответствующем отношении к ним.

Думаю, что такого рода взаимовлияние очень важно еще по одной причине. После окончания школы и института ребята порой попадают под начало нерадивого руководителя. Если до этого у них не было опыта откровенных отношений с педагогом, то они не смогут отстоять себя и интересы дела. Чаще всего они просто вынуждены менять место работы, даже не делая попытки улучшить ситуацию на прежнем месте. Так что сама жизнь заставляет особое внимание обратить на процесс взаимовоспитания, носящий двусторонний характер.

Чтобы расставить акценты, я приведу пример из педагогического опыта. Вспомню моего отца, проработавшего в сельской школе 53 года, однозначно подчеркивая при этом, что в деле воспитания и обучения подрастающего поколения победителей не судят. И так мой отец был своеобразной личностью, очень требовательный к себе и своим ученикам.

По специальности литератор, математик, биолог- преподавал в разное время все предметы, предусмотренные школьной программой. Он проявлял нетерпимость лишь в одном случае, когда кто-то из учеников приходил на занятие неподготовленным. Он считал это оскорблением для себя лично как преподавателя и проявлением неуважения к дисциплине.

Методы его воздействия на нерадивых учеников были весьма разнообразны. Прежде всего, вспоминаются резкие замечания в виде высказываний, пословиц и поговорок, которых он знал великое множество; ну и, конечно,- молниеносно создаваемые стенгазеты и школьные спектакли, каждый из которых являлся своеобразным педагогическим шедевром и четко бил в цель, поражая выявленные недостатки: лень, неряшливость, необязательность, грубость т.п. В каждом движении этого человека сквозило желание заложить как можно добра в души учеников. Говоря о собственных подходах в воспитательной работе, Алексей Кириакович нередко цитировал Демокрита. «На человека можно воздействовать системой специальных упражнений для изменения собственной позиции» не уставал повторять он. Впрочем, у него была своя «Теория педагогического воздействия, вызова и реализации резервных способностей учащихся». Свою теорию Алексей Кириакович решительно и методично применял на практике и не только для воспитания учеников, но и… взрослых, если те нарушали своим поведением правила общежития и человеческой порядочности. В этом случае Алексей Кириакович был неумолим и беспощаден. Причем его воспитательный пассаж начинался примерно с таких слов: «Гораздо лучше было, если бы ты вообще не родился на свет, чем по своему неразумию совершал подобные проступки…».

Впрочем, по отношению к юным нарушителям общественного спокойствия и порядка он был гораздо снисходительнее, но и те, задолго до того как нашалят, каким-то образом начинали чувствовать приступы ответственности и угрызений совести, а более всего-страх услышать его грозные и обличающие слова.

В общем, без должного внимания в селе никто не оставался. Результат такого педагогического воздействия принес обескураживающий и непревзойденный результат: маленькое село, всего-то 120 семей, за полвека дало стране 12 кандидатов наук, причем подавляющее число молодых людей, родившихся здесь, получило высшее образование и лишь незначительная часть- среднее специальное. Односельчане гордились тем, что село Имера (в переводе с греческого языка- светлый день) самое образованное в мире. Этот факт легко проверить, он зафиксирован в энциклопедиях.

В чем секрет педагогического успеха моего отца? Дело в том, что он, живя и работая в селе, имел полную информацию не только о родителях своих учеников, но их дедушках и бабушках, и с учетом этого обучал и воспитывал их. А еще он умел четко расставить акценты, выделить самое главное в своей деятельности. Особое внимание уделял трудовому воспитанию. Вот его слова, возведенные в жизненный принцип: «Если ты научил ученика трудиться- можешь быть за него спокойным, не научил- жди неприятностей». И ученикам он, прежде всего, такое жизненное напутствие: «Какой бы специальности вы ни посвятили себя, какой высокой должности ни занимали –рабочими оставаться надо всегда!»

Касаясь преодоления негативных качеств, присущих подростку, я приведу и такой пример. Как-то проходил через центральный парк города и оказался свидетелем групповой драки четырех юношей. Дерутся два на два для выяснения отношений, подумал я и пошел дальше. Сделав несколько шагов, я обернулся и увидел, что один из них отчаянно дерется с тремя остальными. Я подошел и боксерским ударом уложил одного из трех, а остальных по одному разобрали. Помахав еще мгновение руками, я громко сказал "стоп". Поскольку "тройка" была психологически надломлена, они действительно остановились. Сначала познакомимся затем, сказал я, так как никого из вас не знаю, не знаю даже того, за кого заступился, и добавил, будь каждый из вас на его месте, я естественно заступился бы за него. Эти ребята, все четыре по достоинству оценили меня, разошлись, остались мы с… его звали Николаем. Он дал мне свой домашний адрес, телефон и пригласил домой, а меня можешь увидеть, сказал я ему в городской библиотеке в читальном зале. Заходя в библиотеку, я каждый раз брал и школьные учебники по физике, математике, химии в надежде, что если Николай зайдет, то предложу решать задачи, а был я тогда студентом 2 курса. Николай хоть и запоздал, но все же зашел в читальный зал, увидел меня, подошел, сел рядом. А вот эти учебники я взял для тебя, сказал я ему. "Мне, да ты что, это несерьезно? " - произнес он так громко, что в читальном зале начался дружный смех. "Хоть я и имел пятерки по этим предметам, но некоторые задачи не умею решать", - сказал я ему и добавил: "До каких пор будешь размахивать руками, это делать проще всего, а вот решать задачи…". Дополнительно высказал ему несколько нужных и подходящих народных пословиц и поговорок Сначала я ему показал, как решаются задачи, потом дал подобную. Заметил, что ориентируется "мой ученик" достаточно успешно, подвел дело так, что решаемая им задача в точности сошлась с ответом. Около пяти минут он восхищался сам собой, что решил правильно задачу: решил, надо же, потом пауза, отходил от радости. "Я решил", - произнес в привычном стиле Николай. В зале опять дружный смех. Так у Николая, имеющего проблемы с правоохранительными органами, увлекающегося злоупотреблением наркотических средств, "вызвал" резервные способности по преодолению всего негативного, что в нем присутствовало, он лишь их реализовал, и которые сравнимы с резервными возможностями человеческого организма против возникшего заболевания. В дальнейшем Николай стал на правильный путь, успешно сдал вступительные экзамены на строительный факультет, окончил вуз, построил в своей трудовой деятельности немало жилых и административных зданий.

И таких случаев в моей практической жизни были более двух десятков; поставленная цель по преодолению того негативного, что им было присуще, всегда достигалась. В этой связи следовало бы отметить, что проявление негативных явлений у подростка связано со многими причинами, включая и наследственные, но в целом при внимательном и грамотном подходе к делу, применения специальных методов они всегда решаемы и преодолимы. Касаясь наследственности, отмечу лишь один аспект: жестокие войны, которые происходили в разные исторические времена, в различных регионах нашей планеты не прошли бесследно. Они зафиксировались в организме по биологическим законам наследственности (яблоко от яблоньки- далеко не падает), и той же жестокостью передаются из поколения в поколения, в большей частью в тех же регионах, собственно, где молодежь и сегодня утраивает там с такой легкостью погромы, поджоги и разрушения. А в целом без учета наследственных признаков, которые занимают в воспитательном процессе доминирующее положение по степени сложности и трудности, и на которые надо обратить особое внимание, иначе никакое воспитание не может считаться полным. Надо найти в себе мужество и признать, что существование негативных явлений в обществе среди определенной части подростков - это результат недостаточного, невнимательного отношения к ним, иногда проявление полного бессилия и неподготовленности, не владения необходимыми специальными знаниями и методами в этих непростых вопросах широкой общественностью, прежде всего педагогической.

Как же воздействовать на личность ученика вообще?

Модель может быть обозначена или построена на основе пробуждения к действию разнообразных чувств и свойства характера (специальными методами, а именно воздействием). В данном случае - чувства понимания, ответственности, порядочности, обязательности, терпимости, хладнокровия, способности анализа, прогнозирования, решительности, уважения и других способностей. То есть все то, что нужно в жизни каждого из нас, а также в межличностных и межэтнических отношениях. Но сначала поставлю вопрос общего характера: оказывают ли влияние друг на друга растения, живые существа, животные, наконец, люди? Приведу к сказанному поясняющие примеры из сферы мира домашних животных, с которыми в жизни мне пришлось столкнуться, среди которых я воспитывался, вырос и развивался, считая, что воспитательное воздействие домашнего животного (иногда их считают членами семьи) и человека тоже носит двусторонний процесс. Вот что я видел.

Новорожденный ягненок не всегда принимается овцематкой к кормлению, и он обречен на гибель. В этом случае мой отец делал загородку, куда помещали ягненка и овцематку, естественно, они располагались на противоположных углах, а овцематка смотрела на своего ягненка как на хищника и всячески избегала его. В эту изгородь бросали внезапно черную кошку (белая или серая не подходят) и овцематка сразу же гналась за кошкой, отгоняла её, приближалась к ягненку и начинала кормить.

В данном случае у овцематки "вызвали" чувства ответственности и материнства. За таким "опытом" мне пришлось в разное время наблюдать много раз, и всегда цель достигалась. Можно привести и другие случаи, происходящие не только в животном мире. В огороде посадил под большой массивной грушей 16 кустов картофеля и все клубни выросли в форме плода груши, причем с отростками, очень сильно скрепленными с клубнем, и, чтобы оторвать их, надо было приложить определенное усилие. Метод "воздействия" дерева на рост и развитие картофеля в растениеводстве называется симбиозом.

Отметим, что воспитательное воздействие друг на друга: родителей и детей, учителя и ученика, преподавателя и студента, руководителя и подчиненного это не односторонний процесс переливания "душевной" жидкости из одного сосуда в другой, а процесс достаточно сформированный и убедительный - двусторонний.

Перейдем к вопросу о воздействии членов общества друг на друга. В обществе, безусловно, имеет это место, но оно носит довольно случайный и стихийный характер. Возникает вопрос: как добиться того, чтобы люди с различных национальностей, со своими особенностями, "получившие" их в своем собственном эволюционном развитии, строили правильные общественные, межэтнические и межличностные отношения, если друг с другом они ведут правильный разговор, при котором не ущемлялись их права, не оскорблялось их достоинство. Это достаточно сложный социально-педагогический вопрос, и, к сожалению, ни в общеобразовательных школах, ни в высших учебных заведениях этот вопрос в должной мере не поставлен.

Я на протяжении многих лет изучал и исследовал этот вопрос и пришел к выводу: чтобы строить правильные общественные межэтнические и межличностные отношения, надо знать, понимать и изучать культуру и традиции друг друга, на этом должна строиться настоящая, правдивая, всеучитывающая педагогика. Этому способствовал и мой юношеский жизненный путь. Все дело заключается в том, что мой отец всех своих шестерых детей с 1 по 11 классы определил учиться в Манглисскую русскую среднюю школу, сам работал в другой школе, с единственной целью основательно изучить все богатство русского языка. А затем направил нас он еще в 70-е годы для продолжения учебы в высших учебных заведениях в Россию. Отец сам, обучаясь в русской школе и воспитываясь в русском обществе, сказал нам напутственные слова: "Все вы сможете в полной мере осуществить свои замыслы, реализовать способности, проживая и работая с прекрасным и благородным русским народом. Так волею судьбы, находясь вне поля воспитания родительской семьи, я с малых лет вел особую дружбу с людьми преклонного возраста различных национальностей (70 лет и выше), начиная замечательными добропорядочными людьми, передовиками производства и кончая нарушителями правопорядка, осужденными на длительный период. Однако на старости лет их объединяет один замечательный признак: все они одинаково становятся добрее, и, как бы подведя итог собственной жизни, передают все то лучшее, что накоплено и испытанно в процессе их жизни. Я признателен "моим старикам" за то, что они научили меня самому главному: как вести себя в обществе, как строить правильные отношения с людьми различного уровня культуры, возраста и национальной принадлежности, как вести при этом правильный разговор с ними. Дали возможность в жизни ощутить и понять ту недостающую часть воспитательного воздействия, которая столь необходима в дальнейшей послешкольной жизни, и в трудовой деятельности. Мне посчастливилось в том, что на меня оказывалось эмоциональное воспитательное воздействие конкретными примерами из их жизни, способствующими лучшему, широкому и всестороннему пониманию практической жизни, производственной, экономической сферы, социальной среды. Ничего подобного ни в родительской семье, ни в школе, ни в вузе я не получал.

Результатом моих исследований стали работы:

1. "Этнопсихологические основы становления и воспитания личности с учетом национальных особенностей и наследственных признаков на медико-педагогической основе".

2. «Экономическое образование и воспитание учащихся средствами математики в системе школа-вуз».

Это довольно сложные социально-педагогическая проблемы, решение которых крайне необходимо обществу, и, в основу которой заложен опыт жизненной и трудовой деятельности моих стариков, ведущих ученых, педагогический опыт моего отца и личный опыт. Исследование начал с того, что изучил поведение и особенности нарушителей порядка, в том числе наркоманов, и пришел к выводу, что они далеко не конченые люди и с ними вполне можно поработать, чтобы вернуть к нормальной жизни.

А вот о том, как у меня "вызвали" музыкальные способности. Мой дед был музыкальной личностью, музыкальный слух передался его детям и внукам, некоторые из которых поют и играют на музыкальных инструментах. А что со мной, призадумался я, неужели медведь наступил сразу на два уха, что-то ведь должно передаться от деда. С определенной надеждой на успех я попросил своего двоюродного брата Афанасия научить меня играть на гармошке. Первые три дня учебы, ни к каким результатам не привели. Отчаянный Афанасий произнес: "Ну, какое же беспомощное создание." и добавил: "Но только в музыке". Я, естественно, призадумался…, и, видя безуспешность задуманного дела, я попросил Афанасия в каждой мелодии показать на какие клавиши, сколько раз в какой последовательности следует нажимать. Порядок и последовательность нажатия на клавиши я запомнил и … мелодия "вышла". И лишь в дальнейшем у меня произошла автоматическая синхронность между воспроизведённой в уме мелодией и автоматическим нажатием клавиш. Так был "вызван" мой резерв. Слово "создание" зафиксировалось в моей музыкально способной памяти, как понятие, ведущее к успеху, и по некоторой инерции я то же самое сказал в учебных целях своему незадачливому студенту: " Ну и создание, когда-нибудь научишься решать задачи", и не дав времени на обиду, поставил ему положительную оценку, так как занятия он посещал аккуратно. В следующей сессии он отвечал мне между четверкой и пятеркой, я ему поставил пять. Термин "создание" я заменил на более мягкий- "притупленное мышление". У студента были скрытые резервные математические способности, и я вызвал их, а он лишь их реализовал. В основном для ответственного настроя студентов к учебному процессу я использовал различного рода высказывания, включая пословицы и поговорки, которые осознанно и осмысленно воздействовали на них. В результате такая сложная дисциплина, как математика практически осваивалась всеми студентами; по крайней мере, из-за математики не отчислился ни один студент.

Хочу отметить, что наш прекрасный многонациональный российский народ, представляющий букет цветов, народы зарубежных стран, в процессе собственного эволюционного исторического развития, этногенеза, попадая в сложнейшие ситуации, преодолевая лишения и страдания, холод и голод, подвергаясь незаслуженно жестокому обращению со стороны и не по своей воле, приобрели как положительные, таких, как например, чувство взаимовыручки, товарищества, смелость, решительность, доброжелатель- ность и т.д. , так и отрицательные таких, как например, жестокость, эгоизм, мстительность, жадность, превратившаяся в современных условиях в коррупцию и т. д. личностные качества, и мы не вправе их осуждать за это. Так исторически развивались народы. И нам предстоит, выпрямит положение. Все эти личностные качества, особенно коррупция- как раковая опухоль, давшая метастазы во все сферы человеческой деятельности, и являющаяся опасением того, что сопутствующие лишения прошлых лет могут повториться, проявляются сегодня, и нуждаются в педагогической коррекции по отношению представителей всех народов, правда одним побольше, другим поменьше, проживающих на нашей планете, и именно вышеприведенными методами, а не какими-либо другими, на сегодня устаревшими, и, без которой мы никогда не сможем преодолеть негативные явления в обществе, построить полноценное гражданское общество, и это мое глубокое убеждение. Естественно, нужно начать с подрастающего поколения.

Как дорого, к примеру, обошлось доверчивость И.В.Сталина нашему обществу в прошлом, и как дорого обходится обществу и стране, кажущееся, на первый взгляд, безобидным - доверчивость, присущая многим людям, а некоторые даже искренне доверчивы. Этим пользуются руководители террористических акций, посылая «смертников» на верную смерть, уверяя и убеждая при этом доверчивых людей о том, что они обязательно попадут в рай, нанося неисчислимые бедствия, огромные страдания, приводя к многочисленным человеческим жертвам, людским потерям.

Но ведь надо же отдавать себе отчет в том, в божий рай на чужой крови и страданиях не въедешь.

Чтобы как-то подступиться к решению социально-педагогических проблем, стоящих перед обществом я в проведенном исследовании на тему «Этнопсихологические основы становления и воспитания личности с учетом национальных особенностей и наследственных признаков на медико-педагогической основе» сначала постарался изучить и выявил достоинства и недостатки практически всех народов, проживающих в Российской Федерации и в особенности Северного Кавказа, определил их национальные особенности и наследственные признаки. Пришел к выводу, что действующие в педагогике методы и принципы воспитания по отношению правонарушителей и наркоманов не эффективны. Руководствуясь высказыванием Демокрита, а именно: На человека можно воздействовать системой специальных упражнений для изменения собственной позиции», определил, что для них подходят специальные методы, которые подобно медицинской терминологии иглоукалывание условно можно назвать- методами «словоукалывания» или просто методами «воздействия», хотя и звучит не совсем привычно. Это может быть целенаправленные высказывания, включая пословицы и поговорки, педагогические стратегии, учебные фильмы-отрывки из художественных фильмов, и самое главное учебные спектакли. Итогом этих размышлений и исследовательской работы стала разработка объема и содержания программ специальных курсов, получившие название «Профилактика нарушений поведения школьников» (при тесном связи и на базе пьесы- трагедии «Белая смерть» автора Т.Х. Тутовой), «Математика и экономика», "Культура межэтнических отношений и межнационального общения школьников и студентов» и разработана «Теория педагогического воздействия, вызова и реализации резервных способностей учащихся», а также издание учебных пособий: «Математика и экономика», «Математическая экономика», «Сборник математических задач с экономическим содержанием», «Некоторые проблемы медицинского, экономического, наследственного воспитания учащихся на базе центра как новой формы образовательного учреждения». В настоящее время данные учебно-методические материалы при поддержке педагогической общественности понемногу внедряются в учебный процесс.

В связи изложенным очень хотелось бы знать мнение учительской общественности, и в первую очередь, мнение и оценку Министерства образования и науки Российской Федерации, Ставропольского края по обозначенным проблемам для построения полноценного гражданского общества в нашей стране. Планируются ли в Минобрнауки Российской Федерации и Ставропольского края какие-нибудь проекты по вопросам связи воспитания личности школьника с национальными особенностями и наследственными признаками? Что для нас является очень важным для дальнейших наших исследований и практической реализации идей в указанном направлении на многонациональном Северном Кавказе и в Российской Федерации.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+