Личный кабинет

Методики развивающего обучения общественным дисциплинам

Алексей Бутузов ( Пользователь )
А. Лукутин
Завязалась очень интересная, а главное, содержательная беседа на ветке ЕГЭ по истории и обществу. По согласию сторон создана ветка "Методики развивающего обучения общественным дисциплинам".

ВИР
Стоит проблема не исторических знаний, а общеучебных навыков работы с информацией, с текстами, с коммуникацией. Не только на предмете история. Есть много наук, которые заимаются понимаем и интерпретацией текстов:от семиотики до герменевтики. Но... Об этих науках массовый учитель имеет весьма слабое представление. Они вряд ли (я, конечно, поищу в интернете и Вас призываю поискать ссылки) адаптированы под методику преподавания истории. Они вряд ли учитываают уровни заданий, в которых, на мой взгляд, отчетливо "просвечиваются" подходы к компетенции и компетентности.
Концептуальные подходы, которые мы используем в управлении могут быть без особого труда применены на быстрое создание соответствующих образовательных методик работы учителя на уроке. А то,что мы их прямо тут и создадим, может являться гарантией, что через интернет учителю их можно и транслировать.Если еще и поддержать в реале.

Начнем прямо тут? С чего? [/i]

------------------------------------------------------------------------------------------------
(Редюхин Владислав Иванович @ 04.03.2006, 01:48) <{POST_SNAPBACK}>
Очень интересно, Алексей Владимирович! И главное, - тесно связано, на мой взгляд, с эпистолярным жанром и его восприятием tongue.gif
Начнем прямо тут? С чего?


------------------------------------------------------------------------------------------------
А,Бутузов
Попробую начать. Есть материальчик, как раз источники. Андрей Владимирович с ними немного знаком. Делал их давненько, а вот технологию использования до сих пор не прописал - руки не дошли, а потом глаз замылился...

Источники - отрывки из законодательных памятников, используются для организации групповой игры-исследования. Начинаем на уроке - продолжаем... Смотря как организавать:
1) Отрывок из "Русской правды",
2) Отрывок из "Соборного Уложения" 1649 г. (один из трех рабочих листов):

(Sic! - не ЕГЭ-задания, а то еще испугаю кого-нибудь! wink.gif ) [b]
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 04.03.2006, 01:48) <{POST_SNAPBACK}>
Начнем прямо тут? С чего?


Посмотрел материалы по обществоведению. Не смог однозначно ответить на подвляющее большинство вопросов. Понял, что начинать надо с выяснения целей постановки и подбора именно этих вопросов. Но и цель эту не могу сформулировать. Разве обществовединение это такая же наука как траволечение: признак - лекарство? Разве эту галиматью только запоминать нало? А когда же думать?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 04.03.2006, 02:15) <{POST_SNAPBACK}>
Попробую начать. Есть материальчик, как раз источники. Андрей Владимирович с ними немного знаком.


Прочитал "материальчик". Это совсем другое дело. Работа с текстом. Но само задание построено на ответе на уже заданные методистом усложняющиеся вопросы. Не знаю для какого это класса предназначено. Но судя по семантическим подходам - для старших. Аналогом такого подхода в других предметах является пропедевтика от частному к более общему. Современные подходы к обработке массива информации предлагают ровно противоположный ход: от целого, логически связного, - к детализации и конкретизации частностей.

Например, в тексте выделяются (и перечисляются) сначала его структура, потом составляющие его элементы. Выстраивается иерархия элементов и отношения между ними. Отношения именуются и между ними тоже выстраиваются вторичные отношения. Задается и визуально представлется в схеме логическая многоярусная модель текста.

Пользуясь этой моделью сначала нужно научиться задавать вопросы к этой модели. Выявлять логические разрывы в ней, проверять на необходимость и достаточность. Достраивать до целостности. А потом уже легче легкого отвечать на ЛЮБЫЕ вопросы к исходному тексту.

Можно потратить много времени на обучение такого типа методике, но зато не будет проблем не только в истории, но в других предметах. Похожий подход применяет развивающее обучение. Есть работы по развивающему обучению в учебном предмете "история"?
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Поддержу.
Не методика, а содержание.
Тематика семинарских занятий по истории для классов с углубленным изучением общественных дисциплин.


Результат.
Экскурсионное эссе по храмам первопрестольной столицы.
Творческая работа. Автор: Анна Шмелева (нене студентка журфака).
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 04.03.2006, 20:01) <{POST_SNAPBACK}>
Поддержу.
Не методика, а содержание.Тематика семинарских занятий по истории для классов с углубленным изучением общественных дисциплин.


Думаю, что выбор "углубленного содержания" для развивающего обучения верный ход. На изменение массовых процессов сил не хватит.

А вот что вы думаете про изменение двумя уровнями выше - не содержания, не методики, а самих подходов к истории (не Фоменко, конечно tongue.gif ), а вот тех, что уже есть в культуре

В тридцатые годы во Франции образовалась группа во главе с Марком Блоком и Люсьеном Февром, которые поставили себя в оппозицию к академической исторической науке и выдвинули несколько тезисов. Базовый тезис заключался в том, что история не занимается описанием прошлого и систематизацией его, а занимается проблемами; проблемы ставят историки, и в этом смысле объект истории есть конструирование. В этом смысле они поставили вопрос о техническом отношении к истории и развернули вокруг этого работу.


Или такой поход к анализу, реконструированию и интерпретации текстов на уроке слишком круто даже для классов (и учителей) с углублением?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 04.03.2006, 20:09) <{POST_SNAPBACK}>
Экскурсионное эссе по храмам первопрестольной столицы. Творческая работа. Автор: Анна Шмелева (нене студентка журфака).


Очень интересно и, на мой взгляд, перекликается с конструктивичстским подходом к истории (про обществовеление совсем умалчиваю)

Главное, только суметь найти ключ, к интересующей вас загадке в стенах храма, потому что церковь несёт множество информации, в. т. ч. и о том, какими были наши предки, о том, почему гордились Русью, о стремлениях их душ, и о мотивах их поступков.


Архитектура, как "застывшая музыка" - тоже текст. А значит, допускает переинтерпретацию при авторском понимании автором другого автора. Кто сегодня этому учит? А потом удивлемся, почему это у нас история такая непредсказуемая tongue.gif Дв потому, что мы сами для себя непредсказуемы... Отсюда, без привычки к мышлению, бкз рефлексии, и возникает беспределел бесовщины "здравого смысла"... Даже если он маркируется званиями "ученых". В академических сообществах "наученных". А дети тут причем?

Но можно ли это обсуждать в классах с углубленным изучением истории? Поймут ли это их нынешние учителя? Человек 10-15 надо для виртуально-реального общения в рамках повышения квалификации...

А.Лукутин
Продолжение разговора о востребованности здесь...
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 04.03.2006, 20:13) <{POST_SNAPBACK}>
Или такой поход к анализу, реконструированию и интерпретации текстов на уроке слишком круто даже для классов (и учителей) с углублением?

Ссылка на работу И.Н. Данилевского Древняя Русь глазами современников и потомков .
Герменевтический подход к интерпретации текстов.
Продолжаем разговор о методиках РО.
Продолжение разговора о востребованности методик как таковых здесь...
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Продолжение разговора о востребованности методик и способов осуществления здесь
Ирина Чочаева ( Пользователь )
ХОТЕЛОСЬ БЫ УЗНАТЬ, КАК БЫТЬ В СВЯЗИ С ПРИКАЗОМ №887 от 30.03.06 по ЕГЭ?
Учащиеся писали отказ от ЕГЭ, а теперь что делать???
Спешить заявлять о ЖЕЛАНИИ его сдавать??? И как быстро это надо сделать???
Как стало ясно в ВУЗах, где история профильный предмет, необходим ТОЛЬКО СЕРТИФИКАТ С РЕЗУЛЬТАТОМ СДАЧИ именно ЕГЭ.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(irina dmitriewna @ 06.04.2006, 17:31) <{POST_SNAPBACK}>
ХОТЕЛОСЬ БЫ УЗНАТЬ, КАК БЫТЬ В СВЯЗИ С ПРИКАЗОМ №887 от 30.03.06 по ЕГЭ?
Учащиеся писали отказ от ЕГЭ, а теперь что делать???
Спешить заявлять о ЖЕЛАНИИ его сдавать??? И как быстро это надо сделать???
Как стало ясно в ВУЗах, где история профильный предмет, необходим ТОЛЬКО СЕРТИФИКАТ С РЕЗУЛЬТАТОМ СДАЧИ именно ЕГЭ.

Уважаемая Ирина!
В связи с приказом от 30 марта, подписанного господином Болотовым, необходимы следующие шаги.
До 25 апреля написать заявление на сдачу ЕГЭ по истории в школе. Экзамен состоится 13 июня 2006 года. Шаблон заявления есть в школе у завуча по УВР или Вы можете скачать его с нашего окружного сайта методического объединения учителей истории (там же, где опубликованы результаты олимпиады по истории среди учащихся 5-8 классов). До 8 мая у Вас есть возможность отказаться от ЕГЭ.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+