Личный кабинет

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ: ПРОБЛЕМЫ

Общие проблемы теории музыки (элементарная теория, гармония, сольфеджио) в педагогическом аспекте
Владимир Косовский ( Пользователь )
Из всех теоретических музыкальных дисциплин для нас важнейшими являются элементарная теория, гармония и сольфеджио, поскольку именно в них заложены основы того, что необходимо знать грамотному музыканту. Грамотному, значит – умеющему правильно записывать, точно прочитывать и адекватно анализировать музыку. Я не хочу обсуждать здесь то, насколько необходимы эти знания музыканту сверх самого умения исполнять музыку. Согласимся с тем, что грамотные музыканты-теоретики столь же важны и необходимы в искусстве музыки, как и грамотные исполнители.

Однако, почему все-таки существует пренебрежительное отношение к теории не только среди дилетантов, но часто и среди профессионалов? В моей достаточно богатой музыкальной практике (дирижера, аранжировщика и педагога) я имел общение со многими, в том числе и блестящими музыкантами, буквально бравирующими таким своим отношением к теории музыки. Я не делал из этого вывод, что знание гармонии не имеет существенного значения для музыканта, потому что видел их интерес к предмету и всегда был востребован, чтобы давать какие-то разъяснения.

Если не в отрицании необходимости изучения самого предмета (теории музыки, гармонии), то в чем тогда причина массовой безграмотности в этом вопросе? Ответ может быть только один – причина в несостоятельности самой теории-метода, как и запрограммированной в жестких учебных программах теорий-методик обучения. Если сравнить эти наши с Западными методами и методиками, то можно сказать, это направления в разные стороны: там - прагматизм, здесь - чистая схоластика. А результаты можно видеть (точнее, слышать) хотя бы в сравнении того, что называется и там, и здесь попсой. Очень мало тех, кто не согласится, что у нас в этом полный отстой! И ничем другим не могу это объяснить, как отсутствием необходимых понятий в практической гармонии.

Часто можно слышать о том, что у нас нет хороших учебников, но зато есть хорошие педагоги. Тогда в чем дело, почему не созданы хорошие учебники этими хорошими педагогами? Вот это главный вопрос, на который мне хотелось бы найти ответ здесь среди ваших выступлений, уважаемые коллеги. А я выскажу свое мнение на этот счет.

Главной причиной тому я считаю саму систему российского музыкального образования, в которой нет места для продуктивного обсуждения множества различного рода проблем в открытом диалоге музыкально-теоретического истеблишмента с творческой музыкально-педагогической общественностью. В результате чего решением этих проблем (и в шутку, и всерьез! – «в узком кругу ограниченных людей») занимаются как раз те, кто их создает. И в успех таких мероприятий можно поверить не больше, чем в то, что барон Мюнхгаузен смог самого себя вытащить за волосы из болота!

Региональная общественная организация содействия развитию музыкальной науки и педагогики «Общество теории музыки» (государственная регистрация 2 сентября 2011 года № 1117799017698) создана с целями, ясно отраженными в ее полном названии. Первое в России «Общество теории музыки» призвано служить развитию и совершенствованию теории музыки в научных исследованиях и в ее преподавании, активному распространению и обсуждению профессиональных вопросов, взаимодействию отечественных и зарубежных представителей этой специальности, росту междисциплинарных связей. Решение о создании Общества было принято на научной конференции «Теория музыки в России» (Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2011).

Если вы уже вступили в это общество: http://otm.mosconsv.ru/node/5, расскажите, пожалуйста, как вы можете там реализовать свои наработки. Могу со 100% гарантией утверждать, что КПД такого сообщества в решении своей главной задачи - содействии развитию музыкальной науки и педагогики - будет меньше, чем у паровоза, хотя бумаги и денег будет изведено не мало. Гораздо проще и современнее этой цели можно было бы достичь, создав открытый форум по ТЕОРИИ МУЗЫКИ на сайте МГК, на котором можно было бы вести диалог-диспут с профессорами-теоретиками.

Здесь создан такой форум, на котором нельзя спрятаться под маской аватара. Придут ли сюда высокопоставленные теоретики главных музыкальных вузов страны, чтобы говорить в открытую с теми, у кого есть к ним какие-то вопросы, и у кого есть какие-то свои соображения? Хотелось бы надеяться на такую встречу, но поживем - увидим!
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Владимир Михайлович. Вы могли бы дать ссылки на хорошие англоязычные учебники по сольфеджио для детей (3-5 годов обучения)? Или хотя бы названия?
Должен сказать, что у 7-8 летних детей имеются определенные проблемы с изучением сольфеджио ввиду того, что учебники написаны под некий усредненный возраст, а реальный возрастной диапазон очень велик.

Да и по музлитературе не так просто 9-летнему ребенку сделать разбор "Евгения Онегина".
Сергей Галаган ( Пользователь )
Много ли в школе музыкантов-теоретиков...
или учителей музыки с соответствующим образованием...
выполняющих не такой уж и глупый по школьной музыке стандарт,
а не работающих с массовкой под фанеру на сцену актового зала от "мероприятия" до "мероприятия", как того требуют от них "эффективные" менеджеры конечного (или конченного, добивающего здравые смыслы.. ) "результата" = "позитивного мнения о школе, учителе уроке и точка, только так получим новых учеников" извините, больше денег...
Владимир Косовский ( Пользователь )
Цитата (Валерий Чернухин, 05.02.2013, 03:24) <{POST_SNAPBACK}>
Владимир Михайлович. Вы могли бы дать ссылки на хорошие англоязычные учебники по сольфеджио для детей (3-5 годов обучения)? Или хотя бы названия?
Должен сказать, что у 7-8 летних детей имеются определенные проблемы с изучением сольфеджио ввиду того, что учебники написаны под некий усредненный возраст, а реальный возрастной диапазон очень велик.

Да и по музлитературе не так просто 9-летнему ребенку сделать разбор "Евгения Онегина".


Извините, Валерий, что не сразу ответил по разным причинам, в том числе и потому, что едва ли смогу чем-нибудь помочь (как бы не там "копаю":).
Посмотрите в You Tube по тегу: movable do. Это хорошая (правильная) методика.
http://www.youtube.com/watch?v=A3Yn0ugqrmI
http://www.youtube.com/watch?v=tH91ppPkAag...DD634B97FA8A6FF

У мня свой, похожий, но, в принципе, иной подход (см.Visit My Website) или http://window.edu.ru/resource/467/70467.

Если что-то интересное попадется, буду иметь Вас в виду.

Цитата (Galagan Sergei Igorevich, 05.02.2013, 19:48) <{POST_SNAPBACK}>
Много ли в школе музыкантов-теоретиков...
или учителей музыки с соответствующим образованием...
выполняющих не такой уж и глупый по школьной музыке стандарт,
а не работающих с массовкой под фанеру на сцену актового зала от "мероприятия" до "мероприятия", как того требуют от них "эффективные" менеджеры конечного (или конченного, добивающего здравые смыслы.. ) "результата" = "позитивного мнения о школе, учителе уроке и точка, только так получим новых учеников" извините, больше денег...


Вы абсолютно правы. Но это тема (кретинизации образования) особого разговора, который надо поднимать не здесь, а - все выше, и выше, и выше... Но только это пустое дело: оттуда, как мы каждый день видим, может быть только один - "навсёположительный" взгляд!
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Владимир Косовский, 08.02.2013, 14:36) <{POST_SNAPBACK}>

Спасибо большое! С удовольствием читаю сам. И дочери перепадёт.
Владимир Косовский ( Пользователь )
Цитата (Валерий Чернухин, 08.02.2013, 16:11) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо большое! С удовольствием читаю сам. И дочери перепадёт.


Я там еще пару ссылочек добавил, там можно еще "порыться":)

[
Владимир Крылов ( Пользователь )
Валерий Алексеевич, Вы просите Владимира Михайловича посоветовать Вам выбрать приличный учебник по сольфеджио. Позвольте мне вмешаться в ваш диалог и дать справку об уроке "СОЛЬФЕДЖИО" в музыкальной школе.
В учебном плане музшколы этот урок так и обозначен: "СОЛЬФЕДЖИО", но, на самом деле, дети изучают здесь два разных предмета: теоретический - "МУЗЫКАЛЬНУЮ ГРАМОТУ" (начала теории музыки) и практический - "СОЛЬФЕДЖИО" - развивающий слух, умение петь "с листа" по нотам м записывать по слуху любые мелодии (музыкальный ДИКТАНТ). На этот объединённый урок даётся 1,5 академических часа в неделю.
Для изучения музграмоты нужен УЧЕБНИК с правилами и определениями, а для занятий по сольфеджио нужен СБОРНИК упражнений для пения. Вам очевидно нужны и учебник и сборник.
Введите в поисковую строку браузера фамилию "Фридкин" и Вы найдёте то, что ищете. В интернете все ищут Фридкина. Я прикрепляю к своей писанине "снимок с экрана" на котором отметил, что Вам нужно скачать. Лучшего материала по объёму знаний и доступности изложения нет.
Скачанный файл лучше всего открывать в "PAINT'e" - будет полноэкранный вид.

Всего Вам доброго!
ВладНик.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Владимир Крылов, 11.02.2013, 13:56) <{POST_SNAPBACK}>
Введите в поисковую строку браузера фамилию "Фридкин" и Вы найдёте то, что ищете.

Я Вам очень благодарен. Уже открыл. Учимся с дочерью уже пятый год.
Владимир Крылов ( Пользователь )
Цитата (Валерий Чернухин, 11.02.2013, 14:17) <{POST_SNAPBACK}>
Я Вам очень благодарен. Уже открыл. Учимся с дочерью уже пятый год.


Валерий Алексеевич, если по музграмоте или по сольфеджио у вашей дочери есть какие-то "непонятки" - обращайтесь - я всегда к вашим услугам.

ВладНик.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Владимир Крылов, 11.02.2013, 21:30) <{POST_SNAPBACK}>
Валерий Алексеевич, если по музграмоте или по сольфеджио у вашей дочери есть какие-то "непонятки" - обращайтесь - я всегда к вашим услугам.

ВладНик.
Спасибо большое. Пока прекрасно дочь (8 лет) теоретически прекрасно освоила тему "интервалы". Единственно, что на слух воспринимает внятно только полтона и тон. А выше - уже путается. Нужна регулярная тренировка? Нужно ли тренировать и дальше распознавание интервалов - полтора и более тонов?
Иногда слышит в произведениях, где полтона или тон. Но вот дальше - пока пробуксовка.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+