Личный кабинет

Ситуация риска как один из механизмов воспитания воспитания

Дмитрий Верин-Галицкий ( Пользователь )
[attachment=846:attachment]Современная городская стерильная педагогика не формирует очень важного качества ребёнка – она не формирует способности к риску. Хотя это качество в современном мире является очень актуальным и без воспитания этого качества невозможно вырастить человека предприимчивого, мобильного, того, кто может легко ориентироваться в пространстве современного со-циума, рынка и рыночных отношений, строить свою деятельность и легко её перестраивать.
О феномене ситуации риска как одном из механизмов воспитания предлагаемая статья "Дать возможность рисковать"[attachment=848:attachment]
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Дмитрий В-Г @ 03.03.2006, 07:39) <{POST_SNAPBACK}>
[attachment=846:attachment]
О феномене ситуации риска как одном из механизмов воспитания предлагаемая статья "Дать возможность рисковать"[attachment=848:attachment]


Дмитрий Вячеславович, во-первых, с благополучним прибытием с педсоввета ГУРУ! Во-вторых, с актуальной темой рисков - Вы, наверное, поискали в интернете как мало исследований по педагогическим рискам. В-третьих, Вы найдете на ВИПе во мне (думаю, и не только во мне) благодарного слушателя (читателя), а, если захотите, то и оппонента по теме рисков.

Невозможно не согласиться с тем, что "взросление" связпно со степенью ответственности и с ростом уровня рисков принятия решения. Хотелось бы понять, чем, на Ваш взгляд, отличаются риски от угроз, опасностей, бед и других терминов, используемых сегодня как синонимы.

Далее Вы вводите классификацию (не типологию!) рисков:
Для начала давайте посмотрим на типы рисков. Их весьма условно можно разделить на несколько групп:

· риски в спорте;

· риски, связанные с совершением финансовых операций;

· риски трудовой деятельности при принятии решений (в бизнесе, административной работе и т.п.);

· риски большого города;

· риски, связанные с жизнедеятельностью в природе;

· прочие риски (бытовые, соблюдение техники безопасности и пр.)




Если понимать риск как риск принятия решения для осуществления действий, то список можно уточнять, детализировать и продолжать очень долго, солько, сколько можно описать действий, операций, деятельностей и прочей активности человека. Может не нужно рассматривать эту классификацию? Тем ьолее она, вроде нам ничего не дает? Если будет нужно позже типологию рисков сделаем?

Ведь далее Вы пишете сущностное:

...сказать о компонентах ситуации риска. Здесь можно выделить пять универсальных составляющих (универсальных потому, что их можно отнести абсолютно к любым рискам, где требуется принятие решения, и не обязательно эти риски должны быть спортивными):

[size=3][/size]

· понимание ситуации как опасной, несущей в себе определённый риск (осознание ответственности за всё, что будет потом);

· момент принятия решения, направленного на преодоление опасности;

· первый шаг на преодоление опасной ситуации;

· преодоление ситуации полностью;

· состояние, которое можно охарактеризовать как «всё позади» (радость победы, обида (или боль) за поражение, рефлексия прошедшего события и т.п.)


Это совпадает в принятой в теории управления схеме "велосипеда" [attachment=850:attachment] в которой выделяются эти самые фазы.



Только вот далее Вы меняете жанр с исследования на разработку и задаеиесь психолого-педагогическими вопросами :
Почему весьма важное качество человека как способность к разумному риску формируется не благодаря нашей педагогической работе, а подчас вопреки её? А может всё-таки стоит задуматься над тем, как учить разумному риску, как учить смелости в преодолении своего страха перед различными типами рисков? Как воспитывать ответственность за риск и смелость в принятии сложных решений? На мой взгляд, это очень сложная и интересная проблема.


Может быть стоит, Дмитрий Вячеславович, сначала подробнее разобраться с названными фазами принятия решения, с тем, как они устроены? Для того, чтобы обучение принятию решения в условиях риска было технологично и могло быть оформлено в соответствующую методику.:
Дмитрий Верин-Галицкий ( Пользователь )
Владислав Иванович! Большое спасибо за комментарии и поздравление с прибытием с педсовета ГУРУ. То, что я увидел там, это не педсовет, это балаган. Хотя, наверное это для кого-то норма, люди разные.
Быстро же Вы меня вычислили!

>> Вы, наверное, поискали в интернете как мало исследований по педагогическим рискам.
Пока ни в интернете, ни в литературе ничего не искал, просто стукнуло по голове, начал думать и написал.

>> Вы найдете на ВИПе во мне (думаю, и не только во мне) благодарного слушателя (читателя), а, если захотите, то и оппонента по теме рисков.
Ещё раз большое спасибо!

>> Хотелось бы понять, чем, на Ваш взгляд, отличаются риски от угроз, опасностей, бед и других терминов, используемых сегодня как синонимы.
Я понял, где в классификации я ошибся, потому что риск я понимаю именно как ситуацию, свяанную с принятием решений.

Спасибо за схему велосипеда, я про неё не знал.

>>Только вот далее Вы меняете жанр с исследования на разработку и задаеиесь психолого-педагогическими вопросами...
Ну потому что изначально учитель, потому этими вопросами и задаюсь.
>>Может быть стоит, Дмитрий Вячеславович, сначала подробнее разобраться с названными фазами принятия решения, с тем, как они устроены?
Через неделю ухожу в поход, времени для думания у меня будет много.

>>Коммуникация потенциально опасна для Вашего психологического состояния!
Подобная той, что на ГУРУ, наверное да.
>>Но.. Может порождать новые идеи.
Согласен
С уважением.
Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Дмитрий В-Г @ 03.03.2006, 10:22) <{POST_SNAPBACK}>
Я понял, где в классификации я ошибся, потому что риск я понимаю именно как ситуацию, свяанную с принятием решений.

Через неделю ухожу в поход, времени для думания у меня будет много.


Замечательно... Тогда сразу же вот что предлагаю обсудить... Чтобы проследить этапы взросления (уровни ответственности и степени риска принимаемых решений) нужно не только разобраться с понятием "риск", включив нго в систему других понятий, но и принять некую шкалу уровней риска, по которой можно судить о "росте взросления" (ответственности и рисков). И о зоне ближайшего развития, так как то, чем позволено "рискнуть" старшему школьнику, нельзяя доверять в "самостоятельную ответственность" малышу-первокласснику.

Есть идея положить в основу этой шкалы рисков понятие "компетенции". Я дорисовал схему "велосипеда" и прилагаю в файле.

[attachment=851:attachment]
Николай Родичев ( Пользователь )
Приветствую коллег!

Есть такая Академия имиджелогии, они провели уже две научно-практических конференции под названием "Человек в трудной жизненной ситуации"

http://www.academim.org/rits/trudn_sit.html

Так вот, мой коллега Павел Семенович там публиковал и материалы по нашей "профориентационной" проблеме:

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПОЛЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Ведь тоже риск..

А имиджелогия и с настоящестью тоже более чем сильно сильно перекликается, правда, Дмитрий Вячеславович?
Николай Родичев ( Пользователь )
да уж, подумал я, перечитав статью...

я вон когда школьникам социальную практику в хосписе устраивал, то не думал именно о рисках, как о педагогическом факторе...

я то скорее видел ситуацию "шанса", а не риска...

ну если не учитывать общую идею "расшколивания" школы
Олег Чебан ( Пользователь )
По вопросу идеологии риска, мне кажется, нужно быть осторожным.
Во-первых: вы сами часто рисковали?
во-вторых: оглядевшись, в т.ч. на своих многочисленных сокурсников, людей разных, предприимчивых, или инертных. Так вот, кто был придприимчив, вели бизнес, что-то успели, обо что-то сломали копья, в итоге остались у разбитого корыта. И наоборот, те кто был инертен по природе, устроился на государственную работу, тихо исполняя чужие поручения, как ни страно - вырос!
в-третьих: у нас общество все более и более удаляется от рынка, если где и открывается магазин с молодым "предприимчивым" хозяином, будьте уверены - родители либо депутаты (местных и прочих самоуправлений), либо чиновники.. Вот так. Нам об этом говорить рано..
Владислав Редюхин ( Пользователь )
А уж мы, Николай Федорович, как рады, что Вы на приглашение откликнулись tongue.gif И так все совпало...

(Николай Родичев @ 03.03.2006, 11:06) <{POST_SNAPBACK}>
А имиджелогия и с настоящестью тоже более чем сильно сильно перекликается, правда, Дмитрий Вячеславович?


Да, это так... И там, и там социально-психологический подход... А это для меня перенос естественно-научных представлений на гуманитарную сферу. Это один из факторов, заставивших меня наотрез отказаться от дискусссий на ГУРУ. Обсуждение "настоящести" на ГУРУ интересно, захватывающе, затягивающе....Но абсолютно, на мой взгляд, непродуктивно. В технологии преобразований такой подход не переводится - ни в "открытые", ни в "закрытые" (Ау, Елена Васильевна!).

Другое дело, когда Дмитрий Вячеславович начинает обсуждать риски принятия решения. Это деятельностный, рефлексивный подход, который с социально-психологическим подходом просто не пересекается. Другая парадигма. Тут я готов обсуждать. Тут управление просто неотъемлемо. И сейчас обсуждать, и когда Дмитрий Вячеславович из туристического похода в деятельностный подход вернется.. tongue.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(oleg @ 03.03.2006, 11:53) <{POST_SNAPBACK}>
По вопросу идеологии риска, мне кажется, нужно быть осторожным.Во-первых: вы сами часто рисковали?..


А в чем Ваши опасения, Олег Олегович? Не рисковали - значит ответственные решения не принимали? Тогда кто-то их принимал за нас... Но они нас впрямую касались? Чернобыль, Норд-ост, "птичий грипп"... Не захотели Вы открыть семейную школу в городе - сколько детей пострадали от недополученных знаний? Принимая любое решение мы создаем риски для других, а они, принимая свое решение, реагируя в ответ, оборачивают и возвращают их нам обратно рисками для нас. Круговорот рисков в природе tongue.gif
Олег Чебан ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 03.03.2006, 20:11) <{POST_SNAPBACK}>
А в чем Ваши опасения, Олег Олегович? Не рисковали - значит ответственные решения не принимали? Тогда кто-то их принимал за нас... Но они нас впрямую касались? Чернобыль, Норд-ост, "птичий грипп"... Не захотели Вы открыть семейную школу в городе - сколько детей пострадали от недополученных знаний? Принимая любое решение мы создаем риски для других, а они, принимая свое решение, реагируя в ответ, оборачивают и возвращают их нам обратно рисками для нас. Круговорот рисков в природе tongue.gif

Нет-нет, Владислав Иванович, на такое не замахиваюсь. Про школу, ой, я немного знаю наш город.
Про позицию гражданина.. опять ничего не могу сказать за кого-то..
Просто хочу предостеречь кабинетных экспертов, чтобы были осторожнее в таких серьезных вопросах, вопросах касающихся детей, которые их слова воспримут за правду жизни, а потом будем подсчитывать поломанные судьбы..

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+