Личный кабинет

Педагогические классы

Обсуждение фильма о педагогических классах 80-х годов
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Не очень давно бывший эвриканец (хотя не знаю, бывают ли они бывшими :) ) Александр Лебедев закончил работу над своим фильмом «Учиться, чтобы учить» о педагогических классах 80-х годов, к деятельности которых он, в свое время, приложил немало усилий.

Посмотреть фильм можно здесь: http://www.youtube.com/watch?v=DD6LEnn3p-o

После просмотра фильма у меня сложилось двойственное ощущение: с одной стороны, я не могу не приветствовать популяризацию педагогической профессии и педагогической деятельности, с другой стороны, мне очевидно, что педагогические классы 80-х не стали «кузнецой кадров» для образования. В тоже время, считаю, что педагогическое образование необходимо всем, так как педагогика, прежде всего, это умение взаимодействовать, и практически всем, так как подавляющее большинство школьников станут впоследствии родителями.
Есть еще один аспект работы педклассов 80-х — это интенсивная разнообразная деятельность, позволяющая развиваться учащемуся более разносторонне. Свойство это исключительно педклассов или нет, и свойство ли это педклассов (то есть, можно ли готовоить будущих учителей без указанной деятельности)?

В общем, я предлагаю обсудить следующие вопросы:
- Нужны ли педклассы в современной системе образования?
- Если нужны, то в каком качестве: предпрофподготовка или общее образование или и то и другое?
- Если не нужны, то как готовить школьников быть родителями?
- Какие методики детельности педклассов существуют?

PS Елена Васильевна, если я ошибся с выбором темы, то приношу свои извинения и стану благодарен за перенос ее в более подходящее место.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 03.10.2012, 11:23) <{POST_SNAPBACK}>
- Нужны ли педклассы в современной системе образования?

ГО: Не нужны и вот почему. Как раз где-то году в 1980-ом случилось мне быть в Полтавском пединституте. В то время его ректором был Зязюн. Я сейчас пошёл в Яндекс и набрал в поиск, -
Зязюн Полтавский пединститут 1980
- нашлось много чего. В частности, в первом найденном написано "По некоторым данным Полтавский пединститут при И. А. Зязюне входил в 7-ку лучших идеологических вузов СССР". Зязюн сделал очень просто, - во всех школах области учителя выделяли детей (кажется, с 8-го класса), имеющих склонности к педагогике. Этих детей два раза в год во время каникул студентов педвуза привозили в Полтаву на неделю и селили в их общежитие. Случайно так вышло, что я был там именно в такое время, жил в этом общежитии и общался с этими детьми. Им читали какие-то лекции и помогали составить индивидуальные домашние задания на следующие полгода. Они дома работали практически по их выполнению, - ну, что-то типа педпрактики получалось в собственной школе, - а через полгода снова ехали в Полтаву и "отчитывались" за домашнее задание. Ко времени окончания школы из них, - понятно, что далеко не все, - получались абитуриенты педвуза. Практически 100% набор делался из этих детей. В этом вузе в то время была единственная в СССР лаборатория новых методов обучения (за точность названия не ручаюсь), в которой мне обо всём об этом и рассказали её работники. Выпускники вуза в большом проценте работать ехали в свою же школу. Вот и вся технология.

Назначение Зязюна ректором произошло после отчаянной борьбы, - педагогические научники были сильно против и настроили партаппаратчиков соответственно. Он был ректором не долго, потом его "ушли". Как я слышал, он работал в каком-то НИИ в Киеве.

Проверился по Википедии, - нет, он был ректорм 15 лет, вот выдержка из вики, -

  • 03.1975-09.90 — ректор, Полтавский педагогический институт им. Короленко.
  • 09.1990-12.91 — Министр просвещения и науки Украины.
  • 05.1992-11.93 — заведующий лабораторией эстетического воспитания, Институт педагогики Министерства образования и науки Украины.
Родился он в 1938-ом, значит, стал ректором в 37 лет, а министром - в 52. Должен засвидетельствовать лично, что в студенческой столовой кормили так! что другим ресторанам такое не снилось! А цены для студентов были просто никакие!

Я считаю, - и совершенно убеждён в этом! - что больше ничего не нужно делать! Просто этот опыт воспроизвести один к одному. А если к нему добавить, что в школах обучают на основе технологии парного обучения, то в этом случае учителям совсем не нужно выделять детей, склонных к педагогике, так как при парном обучении они сами выделяются очень ярко и однозначно!

На этом тему можно и закончить...)))

Только те люди, которые не хотели Зязюна пускать в ректоры и которые потом его "ушли" из министров в 1990-ом, - эти люди все как один на своих местах! Они никуда не делись! И даже не постарели, а наоборот, сильно помолодели и окрепли! А если кто-нибудь не верит мне, то в заключение скажу маленький секрет, который мне рассказали сотрудники полтавского педа, - Зязюна назначили ректором потому, что его отец был первым (или не первым, - не помню уже) секретарём обкома КПСС. А если бы не это, то ничего бы и не было вовсе.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 03.10.2012, 15:27) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Не нужны и вот почему...

Не очень понятно, почему один удачный опыт долен перечеркивать другой?!
Мне кается время «единственно правильных решений» уже осталось в прошлом :-)
Вы описываете метод интенсивов. Согласен, он, как правило дает хороие результаты. Педклассы же, о которых идет речь в фильме, были устроены на практико-ориентированной площадке. В идеале хорошо использовать оба этих метода, но сравнивая метод интенсива с методом практико-ориентированности я бы остановился на на втором, как более эфективном (оба эти метода использую не один год).
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 03.10.2012, 16:25) <{POST_SNAPBACK}>
Вы описываете метод интенсивов.

ГО: Вовсе нет тут никакого интесива... На мой взгляд "педкласс" - это и есть интенсив, хотя и не в прямом смысле. Как раз у Зязюна был очень мягкий процесс, очень медленный, постепенный и бережный в отношении детей. Как это у Маяковского? "Землю попашет...", - так и здесь, - послушал умных людей, приехал домой, сам учишься и домашнее задание постепенно, по чуть-чуть делаешь, - практикуешься педагогически. Целых полгода практикуешься.

А посмотрите на педкласс с организационной точки зрения, - нужно в него собрать 25 детей. Как это сделать? И начинается...((( А у Зязюна - и вход в процесс, и выход, - совершенно безболезненный. Не понравилось ребёнку что-то? ну и перестал ездить, а учиться в том же родном классе продолжает, как и прежде. И не нужно в школе никаких специальных программ и преподавателей для спецкурса.

К тому же спецкласс предполагает , что к учёбе в нём дети уже прошли и ориентацию, и отбор... Ведь так?
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 03.10.2012, 16:45) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Вовсе нет тут никакого интесива...

Григорий Олегович, интенсив и метод интенсивов (погружения) это даже нерядоположные вещи… Просвещать Вас, простите, не буду, так как не имею такого желания; возможность познакомиться с тем, что такое метод интенсивов у любого человека с выходом в интернет есть.

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 03.10.2012, 16:45) <{POST_SNAPBACK}>
К тому же спецкласс предполагает , что к учёбе в нём дети уже прошли и ориентацию, и отбор... Ведь так?

Самоориентацию, про отбор ничего не знаю.
С Вашего позволения (впочем, даже без него) я отвечу на последний Ваш вопрос и больше отвечать на них не буду, так как Вы на мои вопросы не отвечаете и я не верю в конструктивность обсуждения чего-либо с Вами.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 03.10.2012, 20:10) <{POST_SNAPBACK}>
...так как Вы на мои вопросы не отвечаете...

ГО: Вы говорите про вопросы первого сообщения? Я ответил на те, на которые смог. Или вот этот "Не очень понятно, почему один удачный опыт долен перечеркивать другой?!", - так это вопрос риторический, имхо.

А в фильме сказано, что пригласили преподавать непедагогов-профессионалов, - ну, так о чём спичь? Уникальный, невоспроизводимый и не транслируемый вариант, - именно "один удачный опыт". Где набраться на такие классы ТАКИХ профи? Да и кто на такую зарплату из них пойдёт? Смешно. Точнее - совсем не смешно.

А как делал Зязюн, так можно делать везде и хоть сейчас. Студенты на каникулах? Значит, общежитие и аудитории свободны. Педагогов нужно немного, - школьникам читали поточные лекции, это я помню. Кстати, не смог нигде найти никакой информации именно об этой профориентационной работе... Пишут про белые рубашки и галстуки, про запрет девушкам ходить в брюках, про художественную самодеятельность...

Из того, что я нашёл в сети, должен внести поправку, - лаборатория была не новых методов, а педмастерства! Кстати, в фильме «Учиться, чтобы учить» заслуженный артист России Владимир Левашов (см. на 09:01) говорит "Педагогам совершенно необходим такой актёрский курс, - и с этим нельзя не согласиться, - потому что, в общем-то, уже говоря из сегодняшнего дня, учитель - это театр одного актёра, и как основное действующее лицо он должен владеть определёнными приёмами, иметь определённую актёрскую школу".

Слово в слово то же самое, чем занималась у Зязюна лаборатория педмастерства.

А, к примеру, Ваш вопрос "Если не нужны, то как готовить школьников быть родителями?" - вообще про другое. Один педкласс на несколько школ? А в фильме именно об этом речь, - туда переходили дети из других школ. Что? один это класс делает всех остальных детей хорошими родителями? Ой, ну о чём тут говорить... Это совсем вне этой темы, это абсолютно другая тема, - про парное обучение, оно как раз и это тоже делает, имхо.

Цитата (Виталий Лебедев, 03.10.2012, 20:10) <{POST_SNAPBACK}>
Самоориентацию, про отбор ничего не знаю.

ГО: Начинаю подозревать, что Вы сами фильм-то не смотрели...((( А там Оксана Тертычная (см. на 13:15) весьма эмоционально рассказывает, как они с подругой шли на собеседование в чужую школу и боялись, что могут не взять. Это - что? Не отбор? Ну-ну... И никакой системы, - где-то чего-то услыхали, что "мероприятия, походы" и пошли.

Ну, свезло людям, - и тем, кто всё это сделал, и детям. Бывает.

Кстати, я нашёл небольшую заметку о программе профориентации Зязюна, - начинали с 7-го класса (а не с 8-го, как я написал выше).

Вот ещё цитата про работу со школьниками в Полтавской области, -

===
В институте (имеется в виду Полтавский педагогический) разработана программа факультатива «Юный педагог» для VIIX классов. Совместно с органами народного образования он постепенно вводится во всех школах области и осуществляется силами квалифицированных учителей, которые проходят краткосрочные курсы при институте. Факультатив помимо ранней профориентации и подбора решает задачу повышения педагогической грамотности будущих родителей, руководителей коллективов и всех тех, кому придется трудиться в системе «человек — человек». В X классе раз в месяц слушатели факультатива собираются в четырех районах области (кустовые школы, включая и пединститут), где занимаются под руководством вузовских преподавателей на факультете будущего учителя. Самые достойные учащиеся получают направления-рекомендации для поступления в пединститут, где проводится отбор абитуриентов экспертными комиссиями. Собеседование назначается до вступительных экзаменов. Абитуриенты, которым не рекомендовано поступать в пединститут, как правило, сами отказываются от своего выбора.
[/size][size=4]"Опыт перестройки психологической подготовки учителей" В.Ф. Моргун
Журнал "Вопросы психологии", написано лишь, что статья поступила в редакцию 07.05.1987.
===

Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Виталий Лебедев, 03.10.2012, 11:23) <{POST_SNAPBACK}>
Не очень давно бывший эвриканец (хотя не знаю, бывают ли они бывшими :) ) Александр Лебедев закончил работу над своим фильмом «Учиться, чтобы учить» о педагогических классах 80-х годов, к деятельности которых он, в свое время, приложил немало усилий.

Посмотреть фильм можно здесь: http://www.youtube.com/watch?v=DD6LEnn3p-o

Фильм откровенно слабый.
Звук говорящего перекрывается окружающими шумами так, что с трудом можно разобрать, - что же он говорит.
По поводу "педклассов", так и хочется вспомнить Окуджаву:
"Умный любит учиться, - дурак учить".
"Дураки обожают собираться в стаи"...

Цитата (Виталий Лебедев, 03.10.2012, 11:23) <{POST_SNAPBACK}>
В общем, я предлагаю обсудить следующие вопросы:
- Нужны ли педклассы в современной системе образования?
- Если нужны, то в каком качестве: предпрофподготовка или общее образование или и то и другое?
- Если не нужны, то как готовить школьников быть родителями?
- Какие методики детельности педклассов существуют?

Не нужны.
Педкласс (согласно показанному в фильме) не готовит школьников быть родителями.
Виталий Лебедев ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 04.10.2012, 02:06) <{POST_SNAPBACK}>
А в фильме сказано, что пригласили преподавать непедагогов-профессионалов, - ну, так о чём спичь? Уникальный, невоспроизводимый и не транслируемый вариант, - именно "один удачный опыт". Где набраться на такие классы ТАКИХ профи? Да и кто на такую зарплату из них пойдёт?

Думаю, что один из недостатков фильма в том, что совершенно непонятно, что речь идет не об одном эксперименте, а о нескольких, в разных школах, в разное время. Насколько мне известно, профи удачное, но необязательное условие, так как основа — это не занятия-лекции, а все-таки, деятельность.
Проблемы в наборе профи для разовых курсов не вижу, так как в российском менталитете до сих пор не вытравлено представление о необходимости помощи хорошему делу. У меня, во всяком случае, таких проблем не возникало.

Кстати, уникальность, «варианта» легко опровергается первым же запросом «педагогические классы» в поисковой строке браузера :-)

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 04.10.2012, 02:06) <{POST_SNAPBACK}>
А как делал Зязюн, так можно делать везде и хоть сейчас. Студенты на каникулах? Значит, общежитие и аудитории свободны. Педагогов нужно немного, - школьникам читали поточные лекции, это я помню.

Как человек, организовавший более сотни выездов детей в развивающие лагеря, глубоко сомневаюсь, что без мощного административного ресурса в настоящее время возможно регулярно собирать школьников с области…


Цитата (Громыко Григорий Олегович, 04.10.2012, 02:06) <{POST_SNAPBACK}>
Кстати, в фильме «Учиться, чтобы учить» заслуженный артист России Владимир Левашов (см. на 09:01) говорит "Педагогам совершенно необходим такой актёрский курс, - и с этим нельзя не согласиться, - потому что, в общем-то, уже говоря из сегодняшнего дня, учитель - это театр одного актёра, и как основное действующее лицо он должен владеть определёнными приёмами, иметь определённую актёрскую школу".

Я бы уточнил: современному учителю необходим не просто актерский, а театральный курс, который существенно шире актерского (основы которого уже давно описаны и опробованы Ершовым и последователями), но Левашову вполне простительно этого не знать , так как он, все же, не педагог…

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 04.10.2012, 02:06) <{POST_SNAPBACK}>
И никакой системы, - где-то чего-то услыхали, что "мероприятия, походы" и пошли.

Так это и не диссертация, а фильм :-) Для теоретического обоснования вполне можно поискать в интернете или сходить в библиотеку… :-)

Вашу мысль я понял так: Вы видели удачный на Ваш взгляд опыт предпрофподготовки учителей. Так как он показался Вам удачным, то других методов Вы не признаете.

Тему временно закрываю, так как своим панибратством и отсутствием культуры диалога Вы меня утомляете.


Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 04.10.2012, 08:23) <{POST_SNAPBACK}>
Фильм откровенно слабый.

Согласен. Для меня он повод для разговора.

Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 04.10.2012, 08:23) <{POST_SNAPBACK}>
По поводу "педклассов", так и хочется вспомнить Окуджаву:
"Умный любит учиться, - дурак учить".
"Дураки обожают собираться в стаи"...

Флеймить, пожалуйста, не сюда, а в общество себеподобных!

Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 04.10.2012, 08:23) <{POST_SNAPBACK}>
Педкласс (согласно показанному в фильме) не готовит школьников быть родителями.

В фильме этого, действительно, не показано. Еще раз повторяю, что предлагаю поговорить об этом: о необходимости педагогического образования не только для педагогов. Впрочем, ни с Вами, ни с Громыко в норамльный разговор не верю :-(
Поэтому пусть тема останется закрытой.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+