Личный кабинет

Тезаурус ВИПа

Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 27.02.2006, 23:44) <{POST_SNAPBACK}>
Я, конечно, ратовал вчера за составление тезауруса ВИПа, за который взялся Алексей Владимирович Бутусов, но, естественно, - без прописывания определений каждому слову. Хоть иностранному, хоть русскому....

Ложка к обеду. Выкроилась минутка. Из своей тетрадочки выписываю:

Слова, наиболее часто употреблявшиеся на проектном семинаре.
Такими они показались мне. Но, учитывая призму моего восприятия, выкладка может быть оспорено. Контент-анализа не проводилось wink.gif Порядок почти произвольный
Форум, сеть, Интернет
Модерация
Технология
Профессионализм
Ресурсы, брэнд, финансы, информация, конкуренция (конкурентная среда), реклама, СМИ
Организация сетевая, организация вертикальная
Открытый проект
Конкурс
Содержательность
Положение, концепция, принципы, устав

Развитие, план, порядок, организация, пространство, система, результаты, координирование, управление, создание, разработка

Купить-продать, капитализация, заработать, финансирование

Рефлексия, саморефлексия; оценка, самооценка, оценивание
Экспертиза
Ответственность, пассивность
Инициатива
Обучение
Мотивация, привлечение, заинтересованность, интересы
Априорно - апостериорно

Команда единомышленников
Модератор, участник, гости, аудитория, участники, тьютор
Учителя, методист

Спам, банер, рассылка, регистрация

Так, не так? Просили - попытался. А зачем? al.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 28.02.2006, 00:00) <{POST_SNAPBACK}>
Так, не так? Просили - попытался. А зачем? al.gif


Начало положено... Сначала база данных... Кто хотел бы еще к списку добавить?

Потом попробуем "по полочкам" классификации разложить... Потом шкафчик типологии построить... С терминами, оказавшимися приоритетными будем поштучно разбираться tongue.gif
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 28.02.2006, 00:07) <{POST_SNAPBACK}>
Начало положено... Сначала база данных... Кто хотел бы еще к списку добавить?

Коллеги!

В общую кучу для дальнейшего разгребания, но уже не совсем россыпью:

Гнездо "Правовое поле": права, обязанности, последствия, ответственность (та ли, что у Алексея в одной строке с "пассивностью" или омоним?)
Гнездо "Измерения": параметр, норма, мода, дисперсия, репрезентативность, валидность, достоверность.
Гнездо "Исследование": проблема, гипотеза, изучение, объяснение, закономерность, прогноз.

Пока так, я еще подумаю. blush.gif

Елена
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Зачесова @ 28.02.2006, 01:07) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги! В общую кучу для дальнейшего разгребания, но уже не совсем россыпью:


Оснований для классификации и типологии может быть очень много. Я не стану торопить события (много кто еще чего может предложить в качестве оснований, да и один и тот же термин может к разным группам) и попробую просто разлодить на некоторые нерядоположенные"кучки" принципиально НЕ ПРИСВАИВАИВАЯ им ЗАРАНЕЕ имен. Это, на мой взгляд, дело следующих этапов, когда нам удастся разобраться с понятиями "классификация", "типология", "топология". (Чем кстати они отличаются?)

форум, сеть, интернет, модерация, спам, банер, рассылка, регистрация

технология, идеология, ценности, техника

профессионал, специалист, педагог, учитель, преподаватель, воспитатель, лектор, методист, инспектор


обучение, научение, преподавание, образование, воспитание, погружение

ресурсы, брэнд, финансы, информация, конкуренция (конкурентная среда), реклама, СМИ


организация, сеть, система, структура, среда, пространство

проект, программа, сценарий, процедура, процесс, поток


содержательность, предметность, коммуникация, общение

положение, концепция, принципы, устав, политика, регламент, миссия, инструкция, приказ

развитие, функционирование, становление, творчество, существование

план, порядок, организация, иерархия

проблема, цель, средство, задача, функция, результаты, последствия, стандарты

координирование, управление, создание, разработка, коррекция, анализ, контроль, оценивание, экспертиза

купля-продажа, капитализация, заработок, финансирование, рынок, заказчик, клиент, исполнитель, потребитель, экономика, конкурс, тендер, аукцион

рефлексия, саморефлексия; анализ, оценка, самооценка, оценивание, субъектность

ответственность, пассивность, инициатива, мотивация, заинтересованность, интересы, нужды, желания, потребность


априорно, апостериорно, экстериорно, интериорно

команда, группа, коллектив, сеть, семья

модератор, участник, гости, аудитория, участники, тьютор

права, обязанности, ответственность, полномочия, компетентность, компетенция


фактор, параметр, норма, мода, дисперсия, репрезентативность, валидность, достоверность.


гипотеза, изучение, объяснение, закономерность, прогноз, исследование, разработка.

Нужно бы обсудить КАК мы с этим тезаурусом дальше совместно работать будем...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Пока народ виповский "приходит в себя" после проектного семинара, который по жанру это не клубная встреча, и не тусовка в "Каркуше" (которыю кстати можно, наверное начать планировать на весенние каникулы, заведя новую тему). Как точно отметила Елена Васильевна, проектный семинар перевел виртуал в реал и теперь идет процесс обратный. Челнок нужен tongue.gif . Цикл устойчивый.

Я решил всё же пообсуждать, как в принципе может складываться тезаурус ВИПа. Вообще-то, создание любого закрытого и замкнутого языка ни ка чему хорошему не приводит. Хоть пример эсперантистов взять, хоть методологов СМД-подхода Щедровицкого , хоть топологов-алгебраистов, которые уже не понимают своих "братьев" топологов-геометристов ... tongue.gif

Язык можен быть создан сакральным образом как целое сразу (Кирилл и Мефодий и другие примеры) через озарение, инсайт... А может становиться в процессе употребления... Это путь складывающихся профессиональных сообществ.

Во втором случае "гора" слов естественного языка разбирается на "кучки" и раскладывается по "полочкам". Это может происходит тремя разными способами: классификацией, типологизацией и через "топологизацию", о которой ниже.

Каждой слово естественного языка обладает множеством смыслов и значний. В.В.Налимов, автор вероятностного подхода к языку, пишет: "навозможно утверждать, что мы знаем ВСЕ значения данного слова, и что не сушествует контекста, помещенное в который слово не приобретет новый смысл и значение"

При КЛАССИФИКАЦИИ берется отдельное слово, выдеояется его существенный для создателя классификации атрибут (характеристика, свойство и т.д) и под этот атрибут заводится "коробочка". Следующее слово кладется или в эту же "коробочку", или под него заводится новая. Сама "коробочка". Потом илм сразу "коробочки" называется своим именем (словом). Так устроены КЛАССИФИКАЦИИ в биологии (если Елена Васильевна не против tongue.gif ) и в сходных областях науки и исследований. Классификации могут быть одномерные, а могут быть многомерные. Тогда они представлены в виде "дерева" (графа) родо-видовых отличий.

При ТИПОЛОГИИ сначала задается некий набор "ящичков и коробочек" для размещения слов языка. Они .заранее имеют свое название. И под их название и набор заранее описываются ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ. Обычно - из научной теории или эмпирической практики. Например, - "Урок имет три цели - обучающую, развивающую и воспитывающую". И баста... Является ли набор целей необходимым и достаточным при ТИПОЛОГИИ обычно не обсуждается.

Если исследователь задумывается о целостности и связности всех выбранных им "ящиков" для раскладывания слов тезауруса, то он вынужден строить сначала весь "шкаф" с набором "ящиков" целиком. "Год содержит четыре времени года: весна, лето, осень, зима". С этим невозможно не согласиться... Но можно построить другой "шкаф" (онтологическую модель) года, состоящую из 12-ти месяцев или 365-ти дней, 52-х недель и т.д. при дальнейшей детализации. При такой ТОПОЛОГИИ набор ящиков для слов представляется собой замкнутый ЦИКЛ. Набор всех ящиков и уточняющих их "коробочек" виден целиком и полностью. И в рамках данной предметной модели изменен быть не может.

Вот такие три подхода (КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОЛОГИЗАЦИЯ и ТОПОЛОГИЗАЦИЯ) могут нами применяться. Других подходов при таком взгляде быть не может... Хотя могут быть другие САМИ взгляды (позиции, теории, парадигмы...). Чего только в культуре за тысячи лет не накопилось tongue.gif

Главное, - чтобы "кляка" и смешения подходов не было. Типа - "животные бывают дикие домашние и животные императора". Главная проблема языка и тезауруса - она в устройстве сознания и в схемах мышления (их наличии или отсутствии).
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 28.02.2006, 22:08) <{POST_SNAPBACK}>
Я решил всё же пообсуждать, как в принципе может складываться тезаурус ВИПа. Вообще-то, создание любого закрытого и замкнутого языка ни ка чему хорошему не приводит. (пояснений не приводится, подразумевается, что и так все понятно: "язык - живая структура". ВИР на многозначащий вывод указывает!!) Хоть пример эсперантистов взять, хоть методологов СМД-подхода Щедровицкого , хоть топологов-алгебраистов, которые уже не понимают своих "братьев" топологов-геометристов ... tongue.gif

Язык можен быть создан сакральным образом как целое сразу (Кирилл и Мефодий и другие примеры) через озарение, инсайт... (по контексту, интонации фраза отрицает рационализм, "научность" подобного подхода... Но есть "НО" А может становиться в процессе употребления... Это путь складывающихся профессиональных сообществ.

Во втором случае "гора" слов естественного языка разбирается на "кучки" и раскладывается по "полочкам". Это может происходит тремя разными способами: классификацией, типологизацией и через "топологизацию"... ( а вот это отдает построением модели языка. "Коробочка" - "ящичек" - "шкафчик" - коридорчик" - "этаж" - "домик"... В любом случаем устойчавая модель!! А язык, еще раз, - живая структура!!)

Каждой слово естественного языка обладает множеством смыслов и значений (sic!) . В.В.Налимов, автор вероятностного подхода к языку, пишет: "невозможно утверждать, что мы знаем ВСЕ значения (sic!) данного слова, и что не сушествует контекста, помещенное в который слово не приобретет новый смысл и значение"

Главное, - чтобы "кляка" и смешения подходов не было. Типа - "животные бывают дикие домашние и животные императора". Главная проблема языка и тезауруса - она в устройстве сознания и в схемах мышления (sic!) (их наличии или отсутствии).

Итак, обращаю внимание на:
1) язык - живой - изменчиный, подвижный,
2) слово - много-значимо, обладает множеством смыслов! Также подчинено и оказывает влияние, связано со структурой языка, как уже сказано, изменчивой

Отсюда, любая схема, модель - временна, органиченна, подлежит постоянному обновлению и совершенствованию. Кажется - тупик.
Начнем с другой стороны - смыслов слова - смыслов фразы - смыслов текста. Реконструкцию его (а не моделирование!!) провести можно анализируюя смысловые поля текста, рассматрива контексты, общупотребимые и частные. (Занимается этим семиотика.) Затем реконструирем положение слова (а лучше - категории! как наиболее устойчивые) в пространстве языка. Смотрим как слово отражает реальность (и недоотражает, и искажает!! на НАШ взгляд - это уже интересно!)
Таким образом, слово становится отражением реальности, оно используется для изучения реальности (настоящей или прошлой, свершившейся, а потому уже неизменной).
А поэтому реальность приходится брать в ее целостности, как и слово - также в целостности всей совокупности его смыслов. ... Владислав Иванович! Кажется мне, что не группировки разные (классификация, типологизация и топологизация), а описание смылов - это первый этап (а то и последний, допускающий лишь совершенствование). Вы это, кажется, "Словником" называли?
Надеюсь, никого не запутал wink.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 28.02.2006, 23:03) <{POST_SNAPBACK}>
Владислав Иванович! Кажется мне, что не группировки разные (классификация, типологизация и топологизация), а описание смылов - это первый этап (а то и последний, допускающий лишь совершенствование). Вы это, кажется, "Словником" называли?
Надеюсь, никого не запутал wink.gif


Абсолютно согласен с Вами, Алексей Владимирович! Это и есть другая парадигма.... Ход не от логики языка, а от феномена речи...

Если бы Вы начали свою публикацию не с перечисления отдельных слов из Вашего блокнота, а с приведения цитат и фраз участников семинара, то тогда я поддержал бы это через поиск аналогичных контентов в сообщениях участников в сообщениях форума. Тогда становился бы не тезаурус ВИПа ("вокабулер"), а его "словник"...

Но один подход другим дополняется, а не противоречит. Это наши же слова, - чего захотим с ними, - то и сделаем tongue.gif . И чего же мы хотим? ДЛЯ ЧЕГО, - вот главный вопрос..Как это все потом использоваться и употребляться будет?
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 28.02.2006, 23:53) <{POST_SNAPBACK}>
Это наши же слова, - чего захотим с ними, - то и сделаем tongue.gif . И чего же мы хотим? ДЛЯ ЧЕГО, - вот главный вопрос..Как это все потом использоваться и употребляться будет?

Классификация, а с ней и количественный анализ, - это выявляет общие направления мысли, интересы! без математики не обойтись...
Описание смыслов полезнее - ликбез, ориентировка для участников. Но трудоемкий, оправдается ли?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 01.03.2006, 00:02) <{POST_SNAPBACK}>
Классификация, а с ней и количественный анализ, - это выявляет общие направления мысли, интересы! без математики не обойтись...
Описание смыслов полезнее - ликбез, ориентировка для участников. Но трудоемкий, оправдается ли?


Снова согласен... Первый подход свойственен научным исследованиеям, строящим, как Вы точно отметили временные и относительные модели реальности. Чтобы исследовать и прогнозировать. Второй феноменологический подход выводит на построение понятий для прагматического общения внутри данного сообщества - "делать-то что вместе будем"?

Но есть еще и третий (не последний tongue.gif ) , "нормативный" подход (Вы же его, кажется, используете в своей диссертации?). Это исследование законов, нормативных актов и документов. В Законе об образовании, например, нет никаких "детей", "школьников", "учеников", а есть "обучающиеся и воспитанники". Для этого языка "канцелярита" (очень важного) чиновников, того, чего нет в нормативном поле и в базе регулирующих документов, что там не употреблено и не описано, того ВООБЩЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Это нужно учитывать, если мы нацелены на социальное партнерство с властью и с бизнесом.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Уточнение. Моя диссертация касается источников эпистолярного жанра (воспоминания, дневники, письма). Поэтому наиболее применимы в ней два первых подхода, "нормативный" - в малой степени.
Попробовал начать накопление данных для Тезауруса - "Словника". Торопиться с опубликованием не стану... выборка смыслов должна быть репрезентативной!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+