Личный кабинет

Основные идеи Концепции СПС

Тема-развилка "Сопровождение Профессионального Самоопределения"
Елена Зачесова ( Пользователь )
Коллеги!

Как и обещал Игорь Станиславович, мы переходим к обсуждению основных идей Концепции, которые выкристаллизовались после первого тура обсуждений в реале и здесь на Педсовете.

Полный текст - в прилагаемом файле. В этой ветке можно обсуждать совокупность идей целиком.
Тексты каждой идеи - на номерных ветках. Ссылки, как обычно, кликабельны.

Обсуждение идей:
1. Этапность реализации
2. Личностно ориентированная направленность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения
3. Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения
4. Единство профессионального, образовательного и общего самоопределения
5. Учет роли семьи как субъекта и объекта деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся
6. Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения, ее государственная координация
7. Нормативно-правовое обеспечение оказания образовательной услуги по сопровождению профессионального самоопределения


В конце сентября темой очередной Методической кухни "Учительской газеты" станет наша Концепция. Будут опубликованы семь основных идей, кроме того вы сможете познакомиться с позициями Николая Федоровича Родичева и Галины Владимировны Резапкиной о проблемах и перспективах сопровождения профессионального самоопределения, узнать, какие пробемы и перспективы считают наиболее важными работники системы профессионального образования и их социальные партнеры-работодатели.

Елена
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Зачесова, 20.09.2012, 23:22) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги!

Как и обещал Игорь Станиславович, мы переходим к обсуждению основных идей Концепции, которые выкристаллизовались после первого тура обсуждений в реале и здесь на Педсовете.

Очень импонирует даже не само содержание "семи идей" (не вызывают они никаких возражений при первом прочтении), а способ обсуждения (а,значит, и создания) Концепции - поэтапное становление

Концепция предполагает постепенное восхождение от профориентационной работы к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, а высшим уровнем этой деятельности станет формирование полноценного субъекта профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Стратегический ориентир концепции – приоритет интересов личности – все же следует трактовать как идеальный, а не практический, поскольку жизненным окажется только сочетание разных подходов: интересы личности, экономической сферы, общества и государства должны быть согласованы.

Буду внимательно читать еще раз заново. Спасибо, коллеги!
Галина Резапкина ( Пользователь )
Изложено четко и убедительно. Готова подписаться под каждой идеей!
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Основная мысль отчетлива и понятна, - прежде чем массово запускать процессы профессионального и другого самоопределения обучающихся нужно обеспечить для этого условия его становления и поддержания устойчивости . Одно из самых важных условий описано

7. Нормативно-правовое обеспечение оказания образовательной услуги по сопровождению профессионального самоопределения

Научно-методические условия тоже рамочно описаны

2. Личностно ориентированная направленность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения

А вот в этом разделе

6. Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения, ее государственная координация

должны, на мой взгляд, более подрбно быть описаны оранизационно-функциональные условия. Субъекты региональной, муниципальной и общественной образовательной политики, бизнес, наука и т.д. И процедуры их соучастия. Принцип партисипативноси (соучастия) гласит, - те, кто нечто содержательное разрабатывают или в этом соучасвуют, потом сами становятс самыми активнми реализаторами и носиелями этого содержания и этих идей.
Галина Резапкина ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 23.09.2012, 19:36) <{POST_SNAPBACK}>
А вот в этом разделе 6. Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения, ее государственная координация

должны, на мой взгляд, более подрбно быть описаны оранизационно-функциональные условия. Субъекты региональной, муниципальной и общественной образовательной политики, бизнес, наука и т.д. И процедуры их соучастия.


Согласна с вашим замечанием, уважаемый Владислав Иванович. Хотя пока смутно представляю, как это сделать.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Галина Резапкина, 23.09.2012, 19:54) <{POST_SNAPBACK}>
Хотя пока смутно представляю, как это сделать.

Да... А я уж тем более не представляю,Галина Владимировна!:=)) Возможно, мы не можем это сделать потому, что жанр Концепции, в отличие от Программы, не рассматривает финансово-экономическое обеспечение... А та СЕТЬ, партнеров, которую планировалось построить по стране, предусматривает автономность узлов, - в том числе и финансовую... Работы-то в регионах не только на губернаторские деньги должны производиться...

Ну, а если это не сеть, а привычная иерархия, то на западе используется еще один принцип построения отношений, - "субсидиарность". Он заключается в том, что верхний уровень вмешивается в дела нижнего только тогда, когда:
а) нижний его об этом просит
б) нарушаются (изменяются) ранее сообща принятые договоренности.

Но я у нас в стране таких прецедентов управления не встречал:-)) Для этого дополнительно еще и "транспарентность" нужна... "Прозрачность".... Все знают все...
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Предлагаю при обсуждении идеЙ концепции не забывать о том, - чей заказ!
Заказчик - государство, которое согласно заплатить определённые деньги на определённых условиях определённой группе лиц, которая убедила плательщика в своей компетентности (т.е. способности написать то, что требуется заказчику в указанные строки).
Врядли нынешнему российскому государству интересна личность работника сама по себе.
Государству нужно решать свои проблемы.
Что мы знаем об этих проблемах?
Можем ли мы убедить государство, что решая наши проблемы оно решит и свои?
Какой путь развития выбирает государство?
Это очень важный вопрос для профессионального самоопределения, ибо от этого очень сильно зависит выбор самоопределяющегося.
Например, в устойчивом СССР очень выгодно было быть Слесарем "с большой буквы С" - мог совершенно не беспокоиться о своём будущем , ибо интересная и денежная работа ждала его в любой точке союза, при чём без той нервотрёпки, которой сопровождалась гораздо более денежная, но менее устойчивая, работа Директора.
В нынешнем обществе самые востребованные люди - продавцы, ибо Россия наконец-то тоже добралась до кризиса перепроизводства.
Вслед за продавцами востребованы "мелкоремонтники", т.е. те, которые способны вернуть работоспособность купленной вещи за сумму, не превышающую 10% от стоимости вещи.
Кто ещё нужен?
Автоматизаторы производства. Т.е. люди, способные вывести производство из зависимости от алкаша-слесаря.
Ещё кто нужен?
Юристы и охранники, дабы защитить производство и продавцов от произвола захватчиков чужой собственности (включая госслужащих любых рангов).

Это такой приблизительный, начальный анализ.
А серъёзная концепция требует серъёзного анализа, если её авторы хотят не только получить за неё деньги, но и создать нечто полезное для родной страны.
Пока что такого честного анализа ни в одной части концепции, вынесенной на обсуждение на Педсовет, не наблюдается.
Почему?

Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 23.09.2012, 20:43) <{POST_SNAPBACK}>
Да... А я уж тем более не представляю,Галина Владимировна!:=)) Возможно, мы не можем это сделать потому, что жанр Концепции, в отличие от Программы, не рассматривает финансово-экономическое обеспечение... А та СЕТЬ, партнеров, которую планировалось построить по стране, предусматривает автономность узлов, - в том числе и финансовую... Работы-то в регионах не только на губернаторские деньги должны производиться...

Ну, а если это не сеть, а привычная иерархия, то на западе используется еще один принцип построения отношений, - "субсидиарность". Он заключается в том, что верхний уровень вмешивается в дела нижнего только тогда, когда:
а) нижний его об этом просит
б) нарушаются (изменяются) ранее сообща принятые договоренности.

Но я у нас в стране таких прецедентов управления не встречал:-)) Для этого дополнительно еще и "транспарентность" нужна... "Прозрачность".... Все знают все...

Необходимо, но не достаточно.
В Израиле, например, "все знают всё", но это чрезвычайно редко выливается в конкретные судебные решения.
Игорь Сергеев ( Пользователь )
Какой путь развития выбирает государство?

Сложность задачи по разработке Концепции в том и состоит, что предсказать это невозможно. Это одна из основных причин, почему в разработку и реализацию Концепции заложен принцип этапности... Что-то на ближайшие два года ещё можно попытаться спрогнозировать. А так, конечно, можно помечтать, чтобы, выдавая ТЗ на концепцию поддержки профессионального самоопределения, государство, во-первых, указало бы путь своего развития, "под который" делать Концепцию, и, во-вторых, потом бы и двигалось именно этим, а не каким-либо иным путём.

Теперь о другом.
Анализ обсуждения "основных идей..." на текущий момент времени показывает, что три тезиса из семи пока не вызвали ни замечаний, ни предложений. А именно:
- нормативно-правовое обеспечение сопровождения профессионального самоопределения;
- учет роли семьи;
- постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения.
Возможно, это - точки консенсуса?...

Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Сергеев И.С., 28.09.2012, 13:03) <{POST_SNAPBACK}>
Сложность задачи по разработке Концепции в том и состоит, что предсказать это невозможно. Это одна из основных причин, почему в разработку и реализацию Концепции заложен принцип этапности...

Полностью согласен, Игорь Станиславович! То, что мировой кризис грянет,- с этим никто уже не спорит.И неизвестно, когда он кончится. Вопрос в том, насколько сильно. Наряду с "умеренно-оптимистичным" вариантом Минэкономразвития предусмотрело два других сценария разрастания кризиса - более «мягкий» (в документе Минэкономразвития он именуется как «сценарий А») и более жесткий («сценарий А2»)

При "жестком" варианте неизбежно усиление вертикали государственной власти и "саоопределение" (в том чмсле,и "профессональное" ) не только становится излишним , но и опасным дя государственной политики.

В "мягком" варианте на инновационное развитие России и тогда "профессионльное самоопределение" и все то с ни связано, может занять достойное место среди других институций.

Так что данная Концепция, совершенно правильно,на мой взгляд, ориентированная на "умеренно-оптимистичным" вариант развития будущего России.Отсюда и поэтаность, постепенность и напрерывность сопровожения...

Цитата (Сергеев И.С., 28.09.2012, 13:03) <{POST_SNAPBACK}>
Анализ обсуждения "основных идей..." на текущий момент времени показывает, что три тезиса из семи пока не вызвали ни замечаний, ни предложений. А именно:
- нормативно-правовое обеспечение сопровождения профессионального самоопределения;
- учет роли семьи;
- постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения.
Возможно, это - точки консенсуса?...

Соглашаясь с этими тремя тезисами, я бы со своей точки зрения эксперта ПРООН по социальному партнерству, добвилл бы четверый техис, который я имел в виду, когда предлагал вставить слова "и другие заинтересованные стороны".
тот тезия

- кооперация конкурирующих сторон в условиях общей недостаточности ресурсов

У Хайдегера есть образ.... Стадо дикообразов ползет по холодной ледяной пустыне... Очень холодно и они, пытаясь согреться, жмутся к друг другу....Да колючки собственные мешают... Приходится найти оптимальную дистанцию сближения:=)))

У меня был проект в Фонде "Новая Евразия" вместе с СУЭКом в Хакассии по профессиональному самоопределению. Могу сказать, что муниципальные, региональные (а,значит, и федеральные) власти вполне понимают, чо "профессиональное самоопределение" в умелых руках - это инструмент управления миграциями трудовых ресурсов, которые сегодня стихийно движутся из дотационных в успешные регионы, в Москву, а оттуда, - за границу. Понимание этой опасности может породить "частно-государственное партнерство" на территории и PPP-проекты (Public-Private Partnership) в области "профессионального самоопределения" А ФИРО тут как тут.... В готовыми технологиям сопровождения, обеспечения и поддержки
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Сергеев И.С., 28.09.2012, 13:03) <{POST_SNAPBACK}>
Теперь о другом.
Анализ обсуждения "основных идей..." на текущий момент времени показывает, что три тезиса из семи пока не вызвали ни замечаний, ни предложений. А именно:
- нормативно-правовое обеспечение сопровождения профессионального самоопределения;
- учет роли семьи;
- постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения.
Возможно, это - точки консенсуса?...

Нормативно-правовое обеспечение делается уже под готовую концепцию.
Это не так сложно, как кажется.
Учесть роль семьи гораздо сложнее. Но тоже можно.
А постепенность и непрерывность так и не обрели конкретики со времён их первого озвучивания ещё при Горбачёве.
Даже в ведущих ВУЗах студентам попадались преподаватели, которые начиная читать свой курс, заново перечитывали материал, который уже изучен студентами на предыдущих курсах.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+