Личный кабинет

6. Системность и комплексность деятельности

Обсуждение Концепции СПС
Елена Зачесова ( Пользователь )
Коллеги!

Предлагается обсуждать каждую идею в собственной ветке.

6. Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения, ее государственная координация
Сегодня профориентацией занимаются многие: семья, школа, вузы и колледжи, производственные организации, представители власти, журналисты, органы здравоохранения и др. Очень важно, чтобы различные направления работы и соответствующие методы не противоречили, а наоборот, взаимно дополняли друг друга; должно быть организовано взаимодействие всех специалистов этой области: государственных и негосударственных профориентационных служб, а также частных профконсультантов. При этом следует помнить о стратегическом ориентире – приоритете интересов личности.
Поскольку сопровождение профессионального самоопределения – значимое направление государственной кадровой политики следует разработать комплекс мер по координации этой деятельности со стороны государства.

Общее (комплексное) обсуждение семи идей - тут.

Елена
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Поскольку сопровождение профессионального самоопределения – значимое направление государственной кадровой политики [ ] следует разработать комплекс мер по координации этой деятельности со стороны государства.

В соответствии со Статьей 3. "Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования" нового закона "Об образовании в Российской Федерации" и пунктом
10 "демократический, государственно-общественный характер управления образованием, обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией"
предлагаю вставку [и других заинтересованных сторон ]
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 23.09.2012, 19:10) <{POST_SNAPBACK}>
Поскольку ...
предлагаю вставку [и других заинтересованных сторон ]

ВИР, дорогой, в целом принимая идею про "другие стороны", не могу не отметить, что процесс сопровождения профессионального самоопределения может происходить вне ОУ, так что п. 10 ст. 3 законопроекта важен, но не в нашем случае.
Я бы скорее ссылалась на п. 7 "свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая право выбора форм получения образования и форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставляемых системой образования, предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания", и отсюда прямо вытекает приоритет личности.

Елена
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Зачесова, 23.09.2012, 20:44) <{POST_SNAPBACK}>
не могу не отметить, что процесс сопровождения профессионального самоопределения может происходить вне ОУ,

Согласен, Елена Васильевна. - профессиональное самоопределение - процесс непрерыный - от школы - до пенсии:-)) И в том числе, - внутри высшего образования.
http://polit.ru/article/2012/09/18/sc20_zorin/
Надо это как-то отразить в Концепции?
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Зачесова, 23.09.2012, 20:44) <{POST_SNAPBACK}>
ВИР, дорогой, в целом принимая идею про "другие стороны", не могу не отметить, что процесс сопровождения профессионального самоопределения может происходить вне ОУ, так что п. 10 ст. 3 законопроекта важен, но не в нашем случае.
Я бы скорее ссылалась на п. 7 "свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая право выбора форм получения образования и форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставляемых системой образования, предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания", и отсюда прямо вытекает приоритет личности.

Елена

Создание условий "для каждого" - это утопия.
Государство за счёт налогов должно создавать такие условия жизни, которые устраивают большинство налогоплательщиков.
Государство всегда притесняло и будет притеснять личность, ибо "свобода одной личности заканчивается там, где начинается свобода другой личности". И чем теснее расположены личности, тем больше конфликтов интересов.
Потому главной целью государственного образования должно быть обучение личностей решать возникающие конфликты приемлимым для общества способом.

Вернёмся к профессиональному образованию.
На государственном уровне это может и должна быть манипуляция общественным сознанием в сторону, выгодную государству.
При этом всегда должна быть оставлена лазейка для талантливых личностей, позволяющая им выбиться из общего потока и получить Нобелевскую премию.
Если желающих "выбиться" слишком много - это серъёзный повод для государства задуматься о верности выбранной стороны движения.
Государство не может расчитывать на устойчивое развитие, если будет предоставлять тем своим работникам, которые работают с общественным сознанием, слишком большую свободу. А потому в государственных школах всегда будет государственная программа обучения.
Не согласен - обучайся в частной школе или на дому.

Самореализация каждого человека для государства важна (в какой-то степени).
Сказал о степени, потому как счастливые люди перестают неумеренно пить и желать смерти ближнего, а, значит, государство потеряет весьма существенные источники дохода.
Умное государство, уверенное в своей устойчивости, создаст систему защиты рентабельных производств и компенсирует потерянное.
Неумное будет поддерживать нестабильность и воровать у своего населения, исповедуя идею: "после нас хоть потоп".
Потому так важно понять стратегию государства до того, как вырабатывать стратегию профессиональной ориентации.
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 26.09.2012, 11:58) <{POST_SNAPBACK}>
Создание условий "для каждого" - это утопия.

Эмоционально, но меня не убеждает Ваш текст "приблизительно на тему обсуждения". Почему нельзя создать условия для сопровождения профессионального определения? Обоснуйте, пожалуйста!
Цитата
Потому так важно понять стратегию государства до того, как вырабатывать стратегию профессиональной ориентации.
Честно говоря, смысл этого условия от меня ускользает.
Государство в лице МОН ясно выразило свою позицию в отношении СПС, поручив нам в эту работу.
Что дополнительно мы должны понять?

Елена
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Зачесова, 26.09.2012, 21:06) <{POST_SNAPBACK}>
Эмоционально, но меня не убеждает Ваш текст "приблизительно на тему обсуждения". Почему нельзя создать условия для сопровождения профессионального определения? Обоснуйте, пожалуйста!
Честно говоря, смысл этого условия от меня ускользает.
Государство в лице МОН ясно выразило свою позицию в отношении СПС, поручив нам в эту работу.
Что дополнительно мы должны понять?

Елена

МОН = Министерство образования и Науки?
Оно ведь не особо ведает экономической политикой государства. Не так ли?

Теперь к Вашим вопросам.
Сопровождение профессионального (само)определения - звучит хорошо, но не очень.
Т.е. сопроводители выступают вроде собаки-поводыря при хозяине, который знает, куда идти, но не замечает препятствий.
Думаю, что Вы знаете, что собака-поводырь привязана к хозяину (1 собака на 1 хозяина).
Это настоящий "индивидуальный подход".
Врядли такой подход к профсамоопределению возможен в нынешней России.
Да и врядли нужен...

Ответьте, пожалуйста, честно на вопрос (если не здесь, то хотя бы себе), - известны ли Вам тесты, позволяющие достоверно определить профпригодность к определённым видам профессий подростка 14-ти 16-ти лет?
Мне - нет.
Потому я и предложил дать возможность подросткам попробовать себя в реальной работе и профинансировать тьютора (наставника), который наблюдал бы за тем, как подросток "вписывается" в коллектив и в работу и подсказал бы что-нибудь полезное.

Ну и о государственной экономической политике.
Хорошо бы знать, какие именно профессии будут востребованы через 5-10 лет, чтобы тот, кто в них "втянулся - вписался" не оказался у разбитого корыта.
Галина Резапкина ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 27.09.2012, 01:49) <{POST_SNAPBACK}>
МОН = Министерство образования и Науки?
Оно ведь не особо ведает экономической политикой государства. Не так ли?

Ответьте, пожалуйста, честно на вопрос (если не здесь, то хотя бы себе), - известны ли Вам тесты, позволяющие достоверно определить профпригодность к определённым видам профессий подростка 14-ти 16-ти лет?
Мне - нет.


Профессиональная пригодность – формируемое качество. Еще Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.
И - да, методики есть! Погуглите, чтобы быть хоть немного в теме!
Но профдиагностика - это только констатация факта. Что толку от врача, который ставит диагноз, но не лечит?
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 27.09.2012, 01:49) <{POST_SNAPBACK}>
1. МОН = Министерство образования и Науки?
2. Оно ведь не особо ведает экономической политикой государства. Не так ли?
1. Да
2. Не ведает.

И снова не понимаю, какое отношение к нашей теме имеет экономическая политика?
Цитата
Сопровождение профессионального (само)определения - звучит хорошо, но не очень.
После того, как Вы поставили скобки в самоопределении, оно перестало быть личностным процессом, и приобрело оттенок насильственных действий.
Цитата
3. Т.е. сопроводители выступают вроде собаки-поводыря при хозяине, который знает, куда идти, но не замечает препятствий.
4. Думаю, что Вы знаете, что собака-поводырь привязана к хозяину (1 собака на 1 хозяина).
Это настоящий "индивидуальный подход".
5. Врядли такой подход к профсамоопределению возможен в нынешней России.
6. Да и врядли нужен...
3. Нет, ваше сравнение не отражает существенной характеристики сопровождения самоопределения - когда оба субъекта ищут цель и видят путь. Вместе.
4. Знаю.
5. Возможен. Знаю достаточно примеров. И сама этим занимаюсь.
6. Вы не правы. Эта услуга широко востребована.

Цитата
Ответьте, пожалуйста, честно на вопрос (если не здесь, то хотя бы себе), - известны ли Вам тесты, позволяющие достоверно определить профпригодность к определённым видам профессий подростка 14-ти 16-ти лет?
Мне - нет.
Знаю много методик. Не все предполагают тестирование.
Если Вашего собственного опыта/знания/понимания недостаточно - посоветуйтесь со специалистами. Думаю, что Галина Владимировна Вам не откажет в консультации.
Цитата
Потому я и предложил дать возможность подросткам попробовать себя в реальной работе и профинансировать тьютора (наставника), который наблюдал бы за тем, как подросток "вписывается" в коллектив и в работу и подсказал бы что-нибудь полезное.
Согласна с Вами, что профессиональные пробы широко распространены и достаточно эффективны, но в предыдущих постах Вы предлагали отнюдь не пробы...
Цитата
Ну и о государственной экономической политике.
Хорошо бы знать, какие именно профессии будут востребованы через 5-10 лет, чтобы тот, кто в них "втянулся - вписался" не оказался у разбитого корыта.
Не очень понимаю людей, которые надеются всю жизнь работать на одном месте и заниматься одним и тем же.
Я бы в практику профессионального самоопределения включила требования из нового поколения ФГОС к результатам профессионального образования: "Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации" и "Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности".

Полученная квалификация - отнюдь не п"риговор к пожизненному": при изменении ситуации на рынке труда активные и мобильные работники легко переквалифицируются. Практически так в стране и произошло: почти 60% работают не по образованию.
Но поскольку стихийный процесс чреват рисками, готовности к смене работы в течении жизни тоже нужно учить.

Постиндустиальная экономика принципиально иная. Если мы не станем в эту сторону развиваться - засосет в трясину.

Елена



Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Галина Резапкина, 27.09.2012, 14:54) <{POST_SNAPBACK}>
Профессиональная пригодность – формируемое качество. Еще Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.
И - да, методики есть! Погуглите, чтобы быть хоть немного в теме!
Но профдиагностика - это только констатация факта. Что толку от врача, который ставит диагноз, но не лечит?

ПосмОтрите "Доктора Хауса", - поймЁте.
У нас была соседка - врач с 40-ка-летним стажем. Потрясающий диагност.
Ну не была она оперирующим хирургом. А потому не могла прооперировать острый аппендицит, хотя и легко диагностировала его (и гораздо менее очевидные случаи).

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+