Личный кабинет

2. Личностно ориентированная направленность деятельности

Обсуждение Концепции СПС
Елена Зачесова ( Пользователь )
Коллеги!

Предлагается каждую идею обсуждать в собственной ветке.

2. Личностно ориентированная направленность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения
Концепция предполагает постепенное восхождение от профориентационной работы к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, а высшим уровнем этой деятельности станет формирование полноценного субъекта профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Стратегический ориентир концепции – приоритет интересов личности – все же следует трактовать как идеальный, а не практический, поскольку жизненным окажется только сочетание разных подходов: интересы личности, экономической сферы, общества и государства должны быть согласованы.
Тем не менее, личностная ориентация означает недопустимость манипулирования сознанием самоопределяющейся личности. Каждому человеку должна быть предоставлена возможность самостоятельно выбирать масштаб своих жизненных и карьерных устремлений – от узкой прагматичности до идеалов высокого служения. Существенное внимание должно уделяться ценностно-смысловым аспектам самоопределения.

Общее (комплексное) обсуждение семи идей - тут.

Елена
Галина Резапкина ( Пользователь )
Для эффективной работы необходимо понять соотношение и направленность двух встречных процессов - профессиональной ориентации как комплекса мер внешнего воздействия и профессионального самоопределения как самостоятельного выбора.
Не уверена, что это возможно в рамках одного курса, предмета, факультатива, даже самостоятельной образовательной области. Нужно органично встраивать темы самоопределения в каждый предмет. Вообше решение проблемы "нестыковки" различных образовательных областей могло бы значительно поправить здоровье школьного образования.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Галина Резапкина, 23.09.2012, 16:31) <{POST_SNAPBACK}>
Для эффективной работы необходимо понять соотношение и направленность двух встречных процессов - профессиональной ориентации как комплекса мер внешнего воздействия и профессионального самоопределения как самостоятельного выбора.
Не уверена, что это возможно в рамках одного курса, предмета, факультатива, даже самостоятельной образовательной области. Нужно органично встраивать темы самоопределения в каждый предмет. Вообше решение проблемы "нестыковки" различных образовательных областей могло бы значительно поправить здоровье школьного образования.

"Не путайте туризм сэммиграцией".
Никакой "курс" не может быть достаточным для профессионального самоопределения.
Выбрать профессию сознательно можно только поработав в выбранной профессии какое-то время.
При чём работа должна быть реальной, с реальной зарплатой и реальной ответственностью за брак или невыполненную работу.
Мне нравится идея, реализованная в израиле в ряде технологических парков.
Например, в парке "ТЭфен" изучение общеобразовательных дисциплин сочетается с работой в реальных производственных цехах.
При этом ученик имеет наставника, с которым обсуждает (в заранее согласованный часы, в достаточно свободной форме) своё отношение к работе и к учёбе. В частности, что бы он хотел изучить дополнительно, что помогло бы ему лучше выполнять свою работу.
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 26.09.2012, 11:41) <{POST_SNAPBACK}>
Выбрать профессию сознательно можно только поработав в выбранной профессии какое-то время.
При чём работа должна быть реальной, с реальной зарплатой и реальной ответственностью за брак или невыполненную работу.

Дмитрий Валерьевич!
И все же я не уверена, что метод "наступания-на-все-грабли-подряд-пока-не-найдешь-свои-единственнные" - наиболее эффективная форма профессионального самоопределения...

Елена
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Зачесова, 26.09.2012, 21:09) <{POST_SNAPBACK}>
Дмитрий Валерьевич!
И все же я не уверена, что метод "наступания-на-все-грабли-подряд-пока-не-найдешь-свои-единственнные" - наиболее эффективная форма профессионального самоопределения...

Елена

Вы давно перечитывали вот этот сказ Бажова?
Вот пример самого лучшего профориентирования и проф. самоопределения.
И я ведь не о наступании на все грабли подряд говорю.
А о том, чтобы мастерству попробовать выучиться. Тому, которое в данный момент интересно.
При том до такого уровня дойти, чтбы стать лучше мастера у которого учишься. (Кто-то здесь писал о "добивании до "отлично"")
Для этого должна быть возможность у ученика найти себе учителя.
А у учителя - выбрать себе ученика на тех условиях, на которых этот учитель согласен этого ученика учить.
Технологический парк как раз и напоминает заводской посёлок, описываемый Бажовым.
Всяк может поучиться всякому делу. Опробовать его "на зубок", поймать свой интерес и заняться им всеръёз.
Понятно, что к этому парку хорошо бы "приложить" хороших психологов ("старики" в сказе Бажова), которые бы оказывали психологическую помощь выбирающим себе профессию.
Галина Резапкина ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 26.09.2012, 11:41) <{POST_SNAPBACK}>
"Не путайте туризм сэммиграцией".
Никакой "курс" не может быть достаточным для профессионального самоопределения.
Выбрать профессию сознательно можно только поработав в выбранной профессии какое-то время.
При чём работа должна быть реальной, с реальной зарплатой и реальной ответственностью за брак или невыполненную работу.
Мне нравится идея, реализованная в израиле в ряде технологических парков.
Например, в парке "ТЭфен" изучение общеобразовательных дисциплин сочетается с работой в реальных производственных цехах.
При этом ученик имеет наставника, с которым обсуждает (в заранее согласованный часы, в достаточно свободной форме) своё отношение к работе и к учёбе. В частности, что бы он хотел изучить дополнительно, что помогло бы ему лучше выполнять свою работу.


Ага, например, хирургом поработать или авиадиспетчером. Так, чисто в ознакомительных целях. Можно вспомнить профессиональные пробы Фукуямы, которые С.Н. Чистякова пыталась пересадить на нашу почву. В Японии работают, а у нас - почему-то нет :(
Я вообще-то совершенно о другом - о воспитании конструктивных профессиональных мотивов, необходимых для любой профессии.
Наталья Еремина ( Пользователь )


Тем не менее, личностная ориентация означает недопустимость манипулирования сознанием самоопределяющейся личности. Каждому человеку должна быть предоставлена возможность самостоятельно выбирать масштаб своих жизненных и карьерных устремлений – от узкой прагматичности до идеалов высокого служения. Существенное внимание должно уделяться ценностно-смысловым аспектам самоопределения.

Здравствуйте! А как проверить, манипулирует школа сознанием самоопределяющейся личности или нет? Например, когда я по поручению администрации колледжа приходила в близлежащие школы, чтобы с разрешения директора провести профориентационную беседу, мне открытым (или слегка прикрытым) текстом говорили, что "классы у нас профильные, наши ученики ориентированы на вуз, у нас с ним договор, и ваша беседа нам не нужна". И такие реплики не единичны. Идея коллеги о проверке своих способностей в условиях практической деятельности мне кажется очень симпатичной. Правда, за этим должна стоять работа психолога, который поможет определить базовую профессиональную ориентацию и, возможно, какую-то смежную. Да еще хорошо бы предложить абсолютно полярную деятельность, как абсурд, который как раз и может быть основным "зерном" будущей специальности. И на таких контрастах и сам ученик и наблюдающий за процессом психолог смогут прийти к наиболее объективному выводу о возможном развитии в профессии. Когда этим заниматься - честно, не знаю. В школе не работала. Работаю с "продуктом", который выпускает школа, т.к. преподаю в СПО и ВПО. Однозначно, что подобного рода "прикладная" профориентация не должна входить в содержание дисциплин. Возможно, это будут продолжительные тренинги. Возможно, более расширенная программа занятий в УПК (если таковая практика ещё осталась). В любом случае, есть о чём думать
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Галина Резапкина, 27.09.2012, 14:34) <{POST_SNAPBACK}>
Ага, например, хирургом поработать или авиадиспетчером. Так, чисто в ознакомительных целях. Можно вспомнить профессиональные пробы Фукуямы, которые С.Н. Чистякова пыталась пересадить на нашу почву. В Японии работают, а у нас - почему-то нет :(
Я вообще-то совершенно о другом - о воспитании конструктивных профессиональных мотивов, необходимых для любой профессии.

Мои родители толкали меня в медицину. Я поработал лаборантом (резал крыс) под руководством ведущего кружок "космической медицины" во Дворце пионеров. Поработал санитаром в морге месячишко и понял, что я могу это делать, но это не моё.
Тренажёры для работы авиадиспетчером уже давно разработаны. Картинка вполне реальная. Самолётики на экране реагируют на твои команды и демонстрируется реальное крушение если ты ошибся.
Так что вполне монжо и потренироваться.
А конструктивный профессиональный мотив врядли появится, если не попробовал профессию "на зуб".
Галина Резапкина ( Пользователь )
А конструктивный профессиональный мотив врядли появится, если не попробовал профессию "на зуб".
[/quote]

Дмитрий, проблема в том, что мотивы, как и ценностные установки, формируются в детстве. К моменту пробы профессии "на зуб" все уже выросло... Молодой человек может не знать, кем быть, но уже отдает себе отчет, для чего он собирается работать. Исходя из мотива, он будет выбирать профессию. И работать в ней соответственно с мотивом выбора. Кстати, их всего пять насчитывают. Поэтому вся профориентация в прежнем понимании не имеет ровно никакого смысла.
Если интересно, про мотивы здесь http://www.direktor.ru/blog.htm?id=288

– К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.
– Быть человеком", – отвечал я.
– Разве вы не знаете, – сказал спрашивающий, – людей собственно нет на свете;
это отвлеченное, вовсе не нужное для нашего общества понятие.
Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
Н. И. Пирогов, Вопросы жизни (1857).


.... Как видите, дискуссия идет с позапрошлого века.
Игорь Сергеев ( Пользователь )
После сегодняшнего обсуждения в рабочей группе формулировка обсуждаемой здесь "идеи" была несколько изменена (уточнена):

Личностно ориентированная направленность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения
Концепция предполагает постепенное восхождение от профориентационной работы как стихийно сложившегося переплетения «воздействующих», «манипулятивных» и «помогающих» форм – к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Высшим уровнем этой деятельности должно стать формирование полноценного субъекта профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Это предполагает постепенное исключение «воздействующих» и «манипулятивных» форм из арсенала профориентационных средств.
Стратегический ориентир концепции – приоритет интересов личности – все же следует трактовать как идеальный, а не практический, поскольку жизненным окажется только сочетание разных подходов: интересы личности, экономической сферы, общества и государства должны быть согласованы.
Тем не менее, личностная ориентация означает недопустимость манипулирования сознанием самоопределяющейся личности. Каждому человеку должна быть предоставлена возможность самостоятельно выбирать масштаб своих жизненных и карьерных устремлений – от узкой прагматичности до идеалов высокого служения. В работе с обучающимися внимание должно уделяться как ценностно-смысловым, так и прагматическим аспектам самоопределения, с учетом приоритетности первых для целей личностного и профессионального развития человека. В работе консультанта с оптантами (обучающимся и их родителями) приоритет должен отдаваться партнерским, а не клиентским отношениям. Это предполагает выстраивание отношений сотрудничества и восприятие оптанта как личности, а не как некоего безличного субъекта потребления профориентационных услуг.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+