Личный кабинет

Идеи (нестандартных) заданий

Ветка для обмена и обкатки идей заданий к урокам словесности (русский язык, литература и на границе между).
Ирина Яценко ( Пользователь )
Предлагаю делиться уже готовыми и проверенными на детях заданиями, а также и совсем сырыми идеями с целью обсуждения и доведения их "до ума".

Сохранение авторских прав не гарантируется, поэтому делитесь только тем, что готовы отдать безвозмездно, то есть даром :)


====
Например такое задание.

В учебниках по русскому языку новые (словарные) слова обычно вводятся "в рамочке" с заданием ребенку посмотреть их в словаре. Такое знакомство с новым словом никак не мотивировано, и ребенку трудно запомнить значения новых слов. Предлагаемое задание на расширение лексического запаса основано не на работе со словарем, а на "восстановлении" значения слова из контекста.

====
И еще одно задание на работу со словом в контексте. На этот раз дети заведомо знают значение корневой лексемы и некоторых образованных от неё слов, но могут путаться в тонкостях словоупотребления данных однокоренных слов.


Конструктивная критика идеи и/или исполнения приветствуется :)
АМИ . ( Пользователь )
:sarcastic:
Ирина Яценко ( Пользователь )
Почему? Плохие задания получились, да? :(
Сергей Мельников ( Пользователь )
Я на своём сайте iqfun.ru размещал кроссворды онлайн для детей, в т. ч. по литературе, с загадками на буквы-добалялки и заменялки, анаграммные загадки. Свою программу для изготовления подобных кроссводов я раздаю бесплатно.

Вот пример моей анаграммной загадки (но это на политическую тему). В ней вместо многоточия в конце надо подставить анаграмму к выделенному слову:

Спросил у Родины я, нуден:
- Кто будет Президентом, ПУТИН? -
И Мать сказала, сняв зипун:
- Да на язык тебе ...!

Вот моя загадка по литературе:

Кирсанов Паша отдыхал,
Курил сигары, девок лапал,
А дед Базарова ПАХАЛ,
Держа чапиги в крепких ...

А вот по истории:

Гай Юлий Цезарь вызвал БРУТА:
"Вся знать шпионами "обута",
Идёт придворная борьба,
И если ты, то мне ...!"

Я начал использовать анаграммы не только на существительные в нач. форме (их чуть больше 1000), но и на все формы слов. С пом. своей программки нашёл больше 100 000 цепочек таких анаграмм, которые раздаю в zip-файле, который можно скачать по ссылке из моей статьи Анаграммы. Все анаграммы онлайн!.

Первым, кто стал сочинять анаграммные загадки, возможно, является мой заочный знакомый, инж.-физик из Ярославля Анатолий Хребтюгов (лит. псевдоним Антосыч. Здесь несколько тысяч его загадок для детей. По просьбам преподавателей и методистов он высылает их одним файлом. На моём сайте есть несколько десятков кроссвордов онлайн по его загадкам.

В газете "1 сентября" как-то мелькали примерно такие задания: пословицы разбиваются на 2 части и получаются новые, смешные и нелепые пословицы. Надо восстановить первоначальные пословицы. Напр., из пословиц "Хороша Маша, да не наша" и "Мала птичка, да коготов востёр" получаем новую пословицу "Хороша Маша, да коготок востёр".

Ещё там были пословицы и крылатые фразы, в которые внесены небольшие искажения, надо восстановить их первоначальный вид. Вот мои примеры таких крылатых ошибок:

Бойся китайцев, дары приносящих!
Ничто не клёво под Луною.
Гордиев санузел.
Выпустить джинсы из бутылки.
Гвардия удирает, но не сдаётся.
Мир чижикам, война скворцам!
Париж стоит мацы.
Нет порока в отечестве своём.
Дайте мне торговую точку, и я переверну Землю!
Кто был ничем, тот вставит всем.
Жесть такая партия!
Пролетарии всех стран опять в пролёте.
Умом Россию не пронять.
Доллары не горят!
Мы птицы большого помёта...
Удираю, но не сдаюсь!
Выше Голгофы не прыгнешь.
Сизифов труп.
Я мыслю, следователь, но существую.
Дела идут, конь Тору пишет.
Ой, ты - гей, еси, царь Иван Васильевич!
Андрей Тихов ( Пользователь )
Цитата (Ирина Яценко, 10.09.2012, 03:58) <{POST_SNAPBACK}>
Предлагаю делиться уже готовыми и проверенными на детях заданиями, а также и совсем сырыми идеями с целью обсуждения и доведения их "до ума".

Сохранение авторских прав не гарантируется, поэтому делитесь только тем, что готовы отдать безвозмездно, то есть даром :)


====
Например такое задание.

В учебниках по русскому языку новые (словарные) слова обычно вводятся "в рамочке" с заданием ребенку посмотреть их в словаре. Такое знакомство с новым словом никак не мотивировано, и ребенку трудно запомнить значения новых слов. Предлагаемое задание на расширение лексического запаса основано не на работе со словарем, а на "восстановлении" значения слова из контекста.

====
И еще одно задание на работу со словом в контексте. На этот раз дети заведомо знают значение корневой лексемы и некоторых образованных от неё слов, но могут путаться в тонкостях словоупотребления данных однокоренных слов.


Конструктивная критика идеи и/или исполнения приветствуется :)


Хорошие задания...)
Ирина Голубкова ( Пользователь )
Задания составлены интересные, позволяющие расширить словарный запас учащихся, вызывающие интерес к работе со словом.
Ирина Яценко ( Пользователь )
Цитата (Сергей Мельников, 10.09.2012, 23:14) <{POST_SNAPBACK}>
В газете "1 сентября" как-то мелькали примерно такие задания: пословицы разбиваются на 2 части и получаются новые, смешные и нелепые пословицы. Надо восстановить первоначальные пословицы. Напр., из пословиц "Хороша Маша, да не наша" и "Мала птичка, да коготок востёр" получаем новую пословицу "Хороша Маша, да коготок востёр".

Ещё там были пословицы и крылатые фразы, в которые внесены небольшие искажения, надо восстановить их первоначальный вид.

Да. Мне это задание на сайте "1 сентября" тоже как-то попадалось. Попробую объяснить, почему в такой форме оно мне не нравится.

Удовольствие, которое мы получаем от подобных искаженных высказываний, есть удовольствие узнавания и наложения несовместимых, приводящих к абсурду смыслов (на чем, кстати, и строится большое количество анекдотов). Ребенок, который не знает исходных высказываний этого удовольствия не испытает даже если ему потом предъявить все "кирпичики" - узнавания-то не было. А тому, кто узнает и посмеётся, восстановление исходных высказываний не добавит ничего нового к пониманию того, каким образом здесь возникает комический/сатирический эффект...

Если и делать что-то подобное, то мне кажется, надо идти с другого конца. Показать ребятам несколько (не более трех) примеров искаженных высказываний. Обсудить, в каких местах кусочки "цепляются" друг за друга и как (не думала еще пока, о чем именно здесь стоит поговорить). А потом высыпать перед детьми кучу известных им пословиц и крылатых фраз, попросить разломать их на кирпичики и попробовать налепить подобных же забавных франкенштейнов. Для этого задания важно подобрать удобные для "разламывания" высказывания, возможно, взять исходники Ваших и других известных примеров (мой любимый: "Не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь.")
Сергей Мельников ( Пользователь )
Цитата (Ирина Яценко, 14.09.2012, 18:00) <{POST_SNAPBACK}>
А тому, кто узнает и посмеётся, восстановление исходных высказываний не добавит ничего нового к пониманию того, каким образом здесь возникает комический/сатирический эффект...

Да, верно, это больше для юмора и для детей от 16 лет. У меня это часто тема революции и построения социализма в СССР.

Я нашёл у себя этот файлик, вот, где это было:

И. Д. Агеева, г. Воронеж
Газета "Педсовет", N 6, июнь 2005 г.

Отдельные примеры:

Исправить или убрать неправильную букву
Ус хорошо, а два лучше
На обиженных соду возят
Работа не полк, в лес не убежит
Машу маслом не испортишь
Старый круг лучше новых двух
Голод не щетка
Два сапога - тара
Мы сами с ушами
В тихом омуте черви водятся
===
Загадки в пословицах и поговорках
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой
Как его ни корми, он всё в лес глядит
Его ноги кормят
Волк

Лапки ее мягки, да когти остры
Чует она, чье мясо съела
Доброе слово и ей приятно
Кошка

И она помнит, кто ее кормит
Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой
Она на сене: сама не ест и другим не дает
Собака
===
Узнайте пословицы и поговорки
Потерялся в небольшом количестве хвойных деревьев
В трех соснах заблудился

Два рода трав семейства крестоцветных одинаково горьки на вкус
Хрен редьки не слаще

Допущенный на засаженный участок земли представитель мелкого рогатого скота гарантированно употребит в пищу все растения семейства крестоцветных
Пусти козла в огород, он всю капусту съест
=============================

Кому надо, могу выслать весь файл в zip.

Цитата (Ирина Яценко, 14.09.2012, 18:00) <{POST_SNAPBACK}>
(мой любимый: "Не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь.")

Это я видел ещё в Фидо, но есть более осмысленный афоризм композитора Н. Богословского: не плюй в колодец, а вдруг он высох?
По поводу плевания приведу свой стишок для детей:

Поучение верблюжатам

В Каракумах все брюзжат -
Поучают верблюжат:
"Ешьте свёклу, воду пейте,
Далеко ходить не смейте,
Шляпой пользуйтесь из фетра
И не плюйте против ветра!"

Кстати, в плане получения общих идей и медитирования послушайте передачу "Персона Грата" на "Радио России" от 02.08.2012. Беседа с культурологом и лингвистом Владимиром Елистратовым о русском языке, образовании и России: http://the-naive-man.livejournal.com/65260.html
Наталья Кадашникова ( Пользователь )
Каждому филологу известно, что главная причина низкого уровня грамотности школьников в том, что они подчас не видят место возможной ошибки. Предлагаю использовать хороший прием, позволяющий развивать в учащихся орфографическую и пунктуационную зоркость. Суть его в следующем: если учащийся заканчивает контрольную работу до звонка, то учитель просматривает ее и указывает школьнику на то, что в его работе присутствуют определенное количество орфографических и/или пунктуационных ошибок, не подсказывая, где они находятся. Педагог предлагает учащемуся еще раз проверить свою работу и исправить ошибки. Таким образом, школьник более внимательно просматривает работу и старается обнаружить и исправить недочеты.
Ирина Яценко ( Пользователь )
План-конспект цикла занятий по русской волшебной сказке. Скорее для старшеклассников - упор делается на композиционный анализ по Проппу. Разговору об исторических корнях сказки посвящено последнее занятие.

Вопросы и комментарии приветствуются.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+