Личный кабинет

Воспитательный потенциал урока инстранного языка

Дарья Глаголева ( Пользователь )
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКАИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Язык играет важнейшую роль в самосознании народа. Отношение к языку – родному или чужому – всегда выступает датчиком, четко реагирующим на глубинные социальные и социально-психологические процессы в обществе. Справедливая языковая политика государства – необходимое условие нормального развития общества в целом. Другими словами, все граждане должны иметь реальные возможности в овладении иностранными языками. Только такая политика обеспечит реальное равновесие граждан и будет способствовать развитию каждой конкретной личности.

Ещё Я.АКоменский неустанно пропагандировал необходимость активного развития, «окультуривания»,распространения и изучения языков как одного из важнейших условий человеческого прогресса. Однако, предупреждал он, само по себе знание языков – не учёность, а средство учёности. Языки нужно изучать для того, чтобы подчерпнуть знания и сообщать их другим, для взаимного общения.

В соответствии с социальным законом общества перед школой стоит сегодня задача «формирования качества личности, её направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества». Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться в 21 веке сегодняшними школьниками. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не столько сугубо практическийэффект обучения, сколько то, что это знание и процесс его приобретения вносит вформирование человека как личности. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.

А потенциалэтот просто огромен. Можно без преувеличения сказать, что вряд ли какой-либо изучебных предметов может в этом плане сравниться с иностранным языком. Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка. Только,пожалуй, история, обществоведение и литература располагает некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Учащийся не просто рассказывать о чём-то; он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно эта личностная заострённость и является каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Наметившаяся в обществе (особенно среди молодёжи) тревожная тенденция к недооценке важности соблюдения культурно-этических норм общения,дефицита культуры в целом и культура общения в частности заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодёжь. Представляется, что одним из таких резервов может быть большая ориентацияна культуру страны изучаемого языка, «учёт культурных и вообще страноведческих особенностей в общении иностранном языке». Люди, выросшие в одной национальной культуре, усваивают существенные факты, нормы и ценности другой национальной культуры,т.е. осуществляется процесс «окультурации». Таким образом изучаемый язык является источником воспитательных ценностей для учащегося. Вместе с языком могут и должны усваиваться культурно-этические нормы поведения, свойственные культурным носителям языка (умение внимательно слушать собеседника, быть доброжелательным, сдержанным, тактичным), правила и нормы речевого поведения.Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Всё зависит от того, накаких принципах эта система основана, какие приёмы работы она предполагает.Обучение общению осуществляется в процессе общения. Это значит, что овладение иноязычным говорением как процесс индивидуальный проходит эффективнее как раз при коллективном обучении. Воспитание речевого коллектива, что предусматривается коммуникативными обучениями, не может проходить бесследно для воспитания коллектива вообще и коллективизма как одного из важнейших моральных качеств человека. Этодоказывает опыт Г.А. Китайгородской. Она пишет, что складывающаяся в группах«система отношений (ответственность, коллективизм, контактность, открытость иорганизованность) полностью отвечает принципам коллективности». Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых речемыслительных задач. Это не может не развивать способностей и не воспитывать таких качеств,как трудолюбие, настойчивость, инициативность.

Такимобразом иностранный язык как действенный фактор социально-экономического,научно-технического и общекультурного прогресса и как средство общения обладает огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+