Личный кабинет

О школьной математики и о журнале Математика в школе

Шота Музенитов ( Пользователь )
Уважаемые учителя Российской Федерации!
Давайте все вместе обсудим два вопроса.
1.Каково Ваше отношение к действующей школьной математике?
2. Каково Ваше отношение к журналу Математика в школе и его роли в преподавании школьной математики?

В одном из своих выступлений Владимир Владимирович отметил, что производительность труда в стране надо повысить в 2 раза, а Дмитрий Анатольевич заметил, что средняя производительность труда по стране в 4 раза ниже европейских стран. Занимаясь проблемой развития экономического мышления школьников, являющаяся основой и стимулом повышения производительности труда в технологиях производства, стабильности и экономического потенциала любого государства, еще со студенческих лет, я пришел к следующему выводу.

Для повышения производительности труда, развития экономического мышления и связанных с ним организаторских способностей, деловых качеств, а в реальной жизни особенно в предпринимательской деятельности преуспевают те, кто обладает этими качествами, а кто не обладает, то дополняет ряды безработных, правонарушителей, наркоманов, надо решать математические задачи с экономическим содержанием. Учащихся необходимо целенаправленно обучать: как повысить производительность труда, для чего необходимо выполнять лабораторные, самостоятельные, практические, проектные работы и, на базе глубокого экономико-математического анализа, устанавливать, что влияет и насколько на повышение производительности труда, заработной платы, на снижение себестоимости выпускаемой продукции, на рентабельность производства и многое другое. Роль математических расчетов и цифровых сравнений неоценима. Преподавать этот предмет должен только учитель математики и никто другой. В этом отношении на учителей математики ложится большая ответственность в вопросе повышения производительности труда, способствующая одновременно и повышению заработной платы, включая и собственной. В этом я убедился на личном опыте, в котором все это в совокупности привело к достоверной и практически обоснованной мысли: математика, отражающая рыночные отношения - и только она! - в любом производственном деле, тонко проникая в технологию производственной деятельности, и являясь элементом НОТ, последовательно и поэтапно способствует развитию экономического мышления, повышению производительности труда. А повышение производительности труда в стране - это реальный путь подъема ее экономики, что неизбежно приведет росту заработной платы рядовых граждан, включая и учителей. Так что заработная плата учителей находится в собственных руках их профессиональной деятельности. А впрочем, если мы будем развивать экономическое мышление школьников при подготовке к трудовой деятельности, то какой здравомыслящий специалист скажет: не делайте этого. При невыполнении этого условия страну будут ожидать экономические трудности как в других странах мирового сообщества, включая ЕС.

Таким образом, введение курса «Математическая экономика» как базовый предмет будет способствовать развитию экономического мышления школьников при подготовке к трудовой деятельности. Плюс Ученические учебные производственно-фермерские комплексы, о возрождении которых все больше говорят в учительской среде и в обществе в целом.

Видеть в своих детях такие качества как развитое экономическое мышление, организаторские способности, деловые качества, медицинскую, межэтническую культуру для личной жизни и особенно трудовой деятельности, захотят все родители, так как выпускник школы всегда найдет дорогу в личной жизни и займет достойное место в обществе.

Да и школьники будут солидарны с родителями, и наше общество будет заинтересованным. Это уже большой плюс для внедрения разработанных материалов постепенно в образовательный процесс. Да и наше руководство страны будет заинтересованно в этом для построения государства с развитым экономическим потенциалом. Этот долгожданный вопрос в полной мере устроить и наше общество. Это тоже хорошо. Таким образом, цепочка:

ученик- родитель- учитель- государство-общество срабатывает в полной мере все и общество в целом будет удовлетворено.

Теперь об учителях. С ними надо провести дополнительную работу в следующем направлении. Учителю в собственных интересах нужно целенаправленно научить школьников (они в готовом виде не приходят): как повышать на производстве производительность труда средствами математики, что будет способствовать развитию экономики страны, а это реальный рост зарплаты все бюджетников, включая и учителей. Так что зарплата учителя находится в его собственных руках.

Для развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых, партнерских качеств, что в трудовой деятельности без них не обойтись, для проведения профилактики негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию в период развития предпринимательской деятельности и подготовки управленческих кадров в стране необходимо развивать у школьников следующие наиболее важные качества:

а) экономическую грамотность и связанные с ней экономическое мышление, организаторские способности и деловые качества; б) умение строить достойные межличностные и межэтнические отношения с окружающими лицами; в) ведение здорового образа жизни и проведение необходимых профилактических мер по оздоровлению собственного организма. Все эти три положения взаимосвязаны между собой:

1. Физическое здоровье человека полноценно формируется в процессе трудовой деятельности, установления достойных межличностных отношений, элементарными знаниями основ медицины.

2. Трудовая деятельность успешно осуществляется при наличии физического здоровья, развитого экономического мышления, организаторских способностей и деловых, партнерских отношений с окружающими людьми.

3. Межличностные отношения благоприятно складываются в процессе личных отношений и партнерских, деловых отношений в трудовой деятельности и при наличии физического здоровья.

Эти программы в совокупности образуют профилактический медико-экономико-межэтнический треугольник МЭМ, регулирующий триединую проблему: развитие производственной и экономической культуры школьников, необходимой в трудовой деятельности, медицинской культуры для укрепления физического здоровья, необходимого в течение всей жизни, межэтнической культуры с целью установления толерантных межличностных отношений, способствующих успешному общению и сотрудничеству с общественностью в трудовой деятельности. Что в совокупности являются частью общей культуры в образовательном процессе школьников и составляют социально-экономическую основу их экономического, производственного воспитания, профилактики негативных явлений в обществе. Собственно, эти положения должны быть центральными (базовыми) в образовательном процессе, хотя бы на период преодоления, предотвращения и профилактики негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию.

Теперь о ЕГЭ.

В ЭГЭ логичнее включать те вопросы и задачи, и по тем предметам, которые нужны и важны в личной жизни и особенно трудовой деятельности каждого выпускника школы. И раскрывающие суть экономического мышления, решения производственных задач, пути повышения производительности труда, рентабельности производства, культуру межличностных и межэтнических отношений и многое другое, которые получены школьниками в процессе обучения в школе и понадобятся в дальнейшей жизни, особенно в трудовой деятельности. Включение в ЕГЭ таких задач мы добьемся, и с нами думаю, что согласятся. И тогда учителю математики будет незачем тратить время на решение малоинтересных и нигде не используемых на практике, разве что в специальных вопросах, связанных с исследовательской деятельностью, логарифмических, показательных, тригонометрических уравнений в условиях, когда мы уже вступили в рыночные отношения, а обратной пути нет. Тем более, что лишь 30% учителей в состоянии решать задачи, представленные в ЭГЕ. Крайне необходимо совершенствовать содержание среднего математического образования и направить его в русло решения производственно-экономических задач. Та математика, которая изучается сегодня, подавляющему большинству учащихся не нужна, оставляя право отдельных учеников по собственному желанию и усмотрению изучать школьную математику более углубленно, которые составляют весьма незначительную часть от общего числа обучаемых под руководством учителя со стороны.

Нам нужна принципиально новая современная математика, отражающая рыночные отношения, а школьная математика, ее теоретическая часть имеет достаточно содержательную основу для решения производственно-экономических задач, для развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств школьников как фактор будущего успеха в трудовой деятельности. Плюс Учебный ученический производственный комплекс, где организаторские способности и деловые качества школьников развиваются в наибольшей и наилучшей степени.

Какую бы ни создавали Нашу новую школу и Законы об образовании для нее, если вышеприведенная цепочка ученик- родитель- учитель-государство-общество не срабатывает, а на сегодня дело обстоит именно так, по существу никто не доволен, то эта школа, которая никого не устраивает и справедливо критикуемое обществом, вместе с системой образования и государства в целом будет обречена на развал, если центральным вопросом для нее не будет: развитие экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств, медицинской и межэтнической культуры школьников, которые в совокупности выступают как фактор будущего успеха на производстве, играют важную профилактическую функцию в вопросах предотвращения негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию. Так мы можем определить разницу, когда все будут довольны нашей школой, и когда никто не доволен, и какой выбор будет сделан нами?

Эти нелегкие социально- педагогические проблемы надо решать, если мы хотим построить государство с развитым экономическим потенциалом. СССР - богатейшая страна развалился, потому что на эти вопросы не обращали никакого внимания. Многие объясняют, что СССР развалили искусственно зарубежными странами, снизив цены на нефть, от которой мы очень зависели. На самом деле нефть вовсе ни причем. Кто мешал создать богатейшую страну, каким являлся Советский Союз с развитым экономическим потенциалом. А разрушили страну те, кто не занимался развитием экономического мышления подрастающего поколения, являющимся основой государственного устройства.

Становится вполне очевидным и оправданным организация при каждой общеобразовательной школе центра развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств, медицинской и межэтнической культуры школьников, профилактики нарушений поведения. Который станет ориентиром для педагогического коллектива школы при построении всей своей дальнейшей работы, всецело направленной обучению школьников о путях и способах повышения производительности труда на производстве.

Для разрешения поставленных задач необходимо принятие и соответствующих постановлений в обозначенном направлении «О развитии экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств школьников средствами математики» и практических мер по их выполнению.

В настоящее время в системе высшего и среднего образования в России и Греции сложилась следующая ситуация:

1. Работники системы образования, учительская и преподавательская общественность, редакционные коллегии научных журналов страны имеют крайне слабое представление о производственной и экономической сфере, социальной среде, хотя имеют очень высокий образовательный уровень и они способны качественно обучать. Учителя и преподаватели образовательных учреждений при нынешнем содержании образовании не в состоянии готовить школьников и студентов к условиям рыночных отношений, да и сами, к сожалению, не готовы к этому. Много негативного в обществе, а ведь так не должно быть. Нужны коренные изменения в содержании образования. В представленном на широкое обсуждение проекте Закона «Об образовании» не предусматривается подготовка школьников к рынку труда, и является продолжением Закона «Об образовании» школы советского периода, и вряд ли он достигнет цели.

2. Не решается очень важная государственная проблема в производственной сфере, особенно, в период осуществления предпринимательской деятельности и подготовки управленческих кадров в стране: развитие экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств школьников и студентов, столь нужных в нынешних условиях рыночных отношений применительно к рынку труда. Собственно, действующая в настоящее время система образования и содержание образования не позволяют это сделать. В результате в вузах готовятся специалисты заведомо низкой квалификации, от крайне низкой экономической грамотности и экономического мышления которых в принятии решений по всей России происходят разрушительные действия.

Конечно, в этом направлении в общеобразовательных школах делаются в отдельных случаях определенные попытки в решении самой проблемы созданием экономических классов, преподаванием экономики в младших классах и т.д. Но все сводится к ознакомлению школьников с некоторыми сведениями из экономики и то по принципу - ученик: услышал-вышел –позабыл, что не эффективно. В вузах эта же проблема рассматривается лишь для студентов отдельных специальностей, а развитие экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств необходимо для каждого студента, без чего выпускника вуза нельзя отнести к числу высококвалифицированных специалистов. При этом без использования средств математики и самой математики, отражающей рыночные отношения, эту проблему- развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств школьников и студентов невозможно решить, а сведения об экономике можно получить и после окончания школы.

3. Ныне функционирующие учебники по математики в системе школа-вуз не отражают рыночные отношения, интерес к изучению математики со стороны школьников и студентов резко упал, а по существу происходит неоправданная трата времени на изучение неинтересной математики, что делает неэффективной весь процесс обучения математике, действующее на психику школьника явно не положительно.

Учителю математики необходимо помнить, что вышеперечисленные личностные качества являются необходимым условием, предопределяющим фактором в вопросах успешного развития экономики страны, создания государства с высоким экономическим потенциалом, и не менее важным- в вопросах предотвращении, преодолении и профилактики негативных явлений в обществе, в которых математике отводится ведущая роль. Можно с определенной уверенностью сказать, что какую математику мы изучаем, таково социальное, экономическое состояние общества, обороноспособность страны и благополучие народа в целом.

Учителю математики необходимо знать, что именно математике отведена историческая роль, как средство познания реальных производственных, экономико-практических ситуаций, развития экономической грамотности и экономического мышления, организаторских способностей и деловых качеств учащихся, направленные на повышение производительности труда на производстве. Знать экономику собственной страны, ориентироваться в экономических явлениях, происходящих в стране.

В этой связи крайне необходимо создание в системе школа-вуз принципиально новых учебников по математике нового поколения, отражающих рыночные отношения.

На сегодня уровень экономико-производственной грамотности наших учителей крайне низкий. В подтверждении этой мысли приведем конкретный пример. Присланную министерскую контрольную работу по математике учителя затруднились решить задачу, связанную каменой кладкой. Это было в 80-е годы прошлого века в пос. Тетри-Цкаро. Директору школы Цандекову А.Ф. ничего не оставалось, как обратиться за помощью известному греческому каменщику Самсону Ахилесовичу, который путем логических рассуждений и математических расчетов довольно быстро вывел задачу на правильный ответ. Но он предупредил директора школы, вопреки его ожиданиям, у которого явно были намерения пристыдить учителей математики о том, что проведением математических расчетов подобного рода задач я сталкиваюсь и занимаюсь почти ежедневно, а учителя не знакомы с технологиями производственных задач. И, что математический расчет производственной задачи - это основа развития экономического, производственного мышления учащихся, роста производительности в труда.

С учетом мнения простого каменщика Самсона Ахилесовича мы разработали и издали учебное пособие: «Сборник математических задач с экономическим содержанием» тиражом в 1000 экз., и раздали в качестве подарка школам г. Ставрополя и Ставропольского края.

В новом учебном пособии «Математическая экономика», подготовленной к изданию, все задачи для самостоятельного решения приведены с подробными решениями, их более 500 разнообразных и для городских, и для сельских школ экономико-производственных задач.

Обращаем Ваше внимание на то, что успех российских греков в производственной сфере, а это достаточно большая выборка в масштабе населения страны, во многом связан с их личностными качествами: развитое экономическое мышление, высокие организаторские способности и деловые качества, экономическая подготовленность, трудолюбие, умение принципиально доводить начатое дело до конца. Российские греки помимо основной профессии, владеют несколькими рабочими: они и строители, и садоводы-огородники, и предприниматели в любом деле. Для них экономический кризис, не коснулся ни с какой стороны. Причиной такого успеха является процесс переселения, способствующего самосохранению, развитию человеческого рода в процессе этногенеза, при котором приходилось решать множество хозяйственных, строительных, социальных задач, во многом способствующим развитию их экономического мышления. Благодаря своим организаторским способностям и деловым качествам российские греки именно в России организовали Штаб освободительного восстания против Османской империи, а затем уже на территории Греции агитировали местное население свергнуть османское господство над греками. В настоящее время часть российских греков вновь обосновались на исторической Родине и для них нынешний кризис в Греции не отразился. Для сравнения: у непереселяющихся греков, и проживающих на исторической родине, они экономикой своей страны не занимались, ввергли страну в хаос, что наблюдается сегодня, а по сути, жили и сидели на игле доходов, полученных от туризма, перечисленные выше личностные качества развиты крайне слабо. Подобное относится ко всем другим непереселящимся народам Российской Федерации.

При недостаточном внимании к обозначенным проблемам или их игнорировании Российскую Федерацию ждет та же участь, и в первую очередь, по той же причине нефтегазовой иглы, а природные ресурсы, от реализации которых создается 2/3! бюджета страны, не бесконечны. Задача российских греков состоит в том, чтобы, следуя традициям греческого народа, передать накопленный многовековой опыт жизненной и трудовой деятельности многонациональному народу Российской Федерации.

Исходя из этого положения и с учетом фактора переселения, способствующая развитию экономического мышления людей, нами разработаны и изданы при финансовой поддержке ставропольских греков учебные пособие для учителя «Математическая экономика», являющееся основой будущей современной школьной математики, ныне заметно устаревшей, и не отвечающей современным требованиям нашего общества, где приведено более 500 экономико-производственных, творческих, познавательных математических задач с подробными решениями, «Профилактика негативных явлений в обществе», « Основы медицины и профилактика нарушений поведения, «Культура межэтнических отношений». Учебные пособия по рекомендации Министерства образования и науки РФ, куда они были посланы для оценки, распределены безвозмездно по образовательным учреждениям Ставропольского края. Для других регионов страны целесообразнее знакомить учительскую общественность с разработанными и изданными учебно-методическими материалами через научно-методические и теоретические журналы с последующим обсуждением для уверенности и правильности выбранного направления, так как для их издания потребовались бы немалые средства, и прежде всего через научно –методические и теоретические журналы «Воспитание школьников» и «Математика в школе».

С чем мы столкнулись?

Речь пойдет о журнале «Математика в школе».

С журналом «Математика в школе» стал сотрудничать с 1977 года.

В это время я прислал в редакцию журнала сразу 8 статей. Одну статью в 1979 г. опубликовали, а остальные вернули на доработку и ни одну из них не отклонили. Причем один из рецензентов, к сожалению, он свои инициалы не указал (в то время рецензенты свои фамилии не указывали, я с удовольствием привел бы) отметил, что автору рекомендуется обязательно продолжить исследования в избранном направлении… и на 3 страницах указал как это сделать, хотя от него не требовалось. Честно признаться, я не сразу понял истинный замысел этого отзывчивого и благородного рецензента. Стало сегодня очевидным, что представленный материал направлен на совершенствование содержания среднего математического образования, на развитие экономического мышления школьников- фактора будущего успеха на производстве при повышении производительности труда, что без математики не обойтись. В дальнейшем доработанные статьи также отклонялись, сначала Р.С. Черкасовым, а затем и А.И. Верченко. К последнему мы вместе с П.Т. Апанасовым пришли на прием. Павел Терентьевич - известный и единственный специалист по проблеме экономического воспитания школьников средствами математики того времени сказал Александру Ивановичу: ты мой ученик, а я твой учитель (бывший) говорю тебе: статьи надо публиковать. И добавил: только с помощью математики можем развивать экономическое мышление школьников, а в дальнейшем повышать производительность труда на производстве, что неизбежно сделает страну с развитым экономическим потенциалом. Не уразумел Александр Ивановичем.

В 2003 году я связался с редактором журнала И.Л. Кукало и оповестил ее о намерениях прислать статью «Об экономическом образовании школьников средствами математики». Получив статью, Ирина Леонидовна, доложила редколлегии журнала, и, получив добро, мы целый год работали над этой статьей, устраняя те замечания, которые она обозначала. Завершенную статью она прислала мне на подпись, что я и сделал и отослал обратно в редакцию. Но в последний момент, не указав причины, А.И. Верченко отклонил эту статью. И Ирина Леонидовна покидает журнал. В дальнейшем по той же сценарии я связался зам. главного редактора А.А. Лаврентьевым, послав учебное пособие «Математическая экономика» (375 с.) в электронном виде для ознакомления и с той целью, чтобы в перспективе публикуемый материал был под рукой. Но и ему не удалось что-либо опубликовать, и он тоже покидает журнал. Но перед уходом он мне сообщил, а я ему часто звонил, добивайтесь, все статьи вполне публикуемы. И наконец, я связался с Сергеем Николаевичем, послав ему также учебное пособие для ознакомления. Прочитав его, он попросил прислать отдельные статьи, что и сделал. Для начала прислал ему 3 статьи. Ознакомившись со статьями, в телефонном разговоре он сказал: надо веселее писать статьи, но итак пойдут. Но статьи долго не публиковались. Меня охватила тревога, разные мысли приходили в голову: почему журнал «Математика в школе» панически боится публиковать статьи, направленные на развитие экономического мышление школьников, в чем, по моему глубокому убеждению, журнал должен быть заинтересован и без подсказки со стороны к тому же мы давно перешли к рыночным отношениям. Но вот публикация статей на страницах журнала прежде всего для «своих» затягивает процесс публикации других авторов, включая и моих.

И чтобы выяснить для себя, чем это может быть связано, проводил специальные исследования, результаты чисто по- товарищески, с добрыми намерениями сообщал Сергею Николаевичу для принятия к сведению. Но, к сожалению, он воспринял мои сообщения не как полезную для журнала информацию, а как клевету на журнал. Чтобы развеять мои мысли Сергей Николаевич одну из них опубликовал в № 10, 2011г., остальные дождутся своей очереди, как он сообщил мне первоначально. Все шло своим чередом, но вот неожиданная для меня публикация статьи без предупреждения в другом журнале Математика (1 сентября, а в момент отправки статьи это была газета) как определил Сергей Николаевич, привело меня неэтичному поведению, а в конечном счете, к черному списку. В этой сложной для меня ситуации я связался с редактором журнала Математика (1 сентября) и получил ответ:

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна, я - ответственный секретарь журнала. Вы прислали работы, редакторы с ними ознакомились. Вполне возможно, что первоначальное решение было "не публиковать", но по каким-то причинам одному из редакторов Ваша статья запала в душу, ее еще раз пересмотрели и опубликовали. И что мы Вам должны были сообщать? Спрашивать разрешение на публикацию? Но Вы же присылали работу для того, чтобы она была опубликована. Да и вообще, редакция в переписку с авторами не вступает, работы не возвращает. Это не только стиль работы нашей редакции, так поступают почти все редакции периодических изданий. Если бы Вы заполнили карточку автора (присутствует почти во всех наших номерах), Вам бы был выплачен гонорар.

Ответ:

Уважаемая Татьяна! Все дело заключается в том, что эта же статья под правильным названием "Задачи с экономическим содержанием на уроках математики" опубликована в журнале "Математика в школе". Редакция журнала "Математика в школе" перед публикацией мне прислала оригинал статьи, и я внес поправки. Вы же назвали статью "Функциональные зависимости с экономическим содержанием", которое, мягко говоря, звучит неграмотно и не продумано, а по сути полное непонимание сути экономики. Зависимости в экономике, так и математике существуют только между конкретными переменными. Если я получил бы статью перед публикацией, то этого не допустил. К тому же эту статью я в журнал "Математика в школе" не послал бы. Или послал бы статью совсем с другими задачами. Под названием "Элементарные функции в экономическом анализе" для изучения на уроках математики у меня разработано в большом количестве. Ранее я получал от Вас оригинал статьи, посланной в редакцию "Экономическая интерпретация понятия производной - как скорость сгорания топлива (бензина)", в которой главный редактор журнала Математика Л. Рослова попросила ответить на 9 вопросов, что я и сделал. Но она отказала в публикации. В дальнейшем эту же статью послал в журнал "Математика в школа", и, ознакомившись зам. гл. редактора Сергей Николаевич сказал: надо веселее писать, но и так пойдет и ни одного вопроса. Дело в том, что Сергей Николаевич достаточно хорошо разбирается в экономике. Я опубликовал множество статей в газетах "Классное руководство" и "Здоровье детей". Задолго до публикации мне присылали анкету-автора, и я, заполнив ее, вновь отправлял в редакцию. Вы же мне анкету автора не присылали. В жур. "Математика в школе" я послал большое количество статей для публикации. Не по моей вине я в какой-то мере перед журналом потерял доверие, с моей стороны получилось некрасиво. Надо как-то исправить положение.

Возможно, следовало бы со стороны Л.О. Рословой извиниться перед Сергеем Николаевичем, так как я намерен сотрудничать только с ним. С уважением Ш.А. Музенитов.



Сергей Николаевич! Я прошу прощения за это недоразумение. Я оповестил журнал Математика, что буду сотрудничать только с Вами. Я мог бы одновременно посылать разные статьи в два журнала т.к. материала у меня много, но не буду это делать. Я люблю постоянство, и в этой сложившейся ситуации, когда появился конкурентный журнал, я буду поднимать рейтинг только Вашего сложившегося журнала. Безусловно, рейтинг журнала будет, зависит от того, какие статьи будут публиковаться, и насколько они направлены на решение насущных проблем самой математики с точки зрения повышения интереса ее изучения, и общества- экономическое воспитание школьников средствами математики ( об этом более подробно писал Вам ранее). Я прислал Вам большой объемный материал, и задача состоит в том, как грамотно ими распорядиться. Убежден, что такой материал им никто не пришлет и потому журнал Математика не составит конкуренцию. Ситуация сравнима с открытием множества негосударственных вузов, которые сегодня постепенно закрываются.

Сергей Николаевич, нам нужно вместе подумать в преддверии реформирования научно- теоретических и методических журналов. А этот вопрос обязательно возникнет, так как избиратели на мое Предложение «О реформировании научно-методических журналов» на сайте www.putin2012.ru проголосовали + 100%, как воспользоваться с присланными и подготовленными на сегодня прислать Вам учебными материалами, а их достаточно много. И тогда никто с Вами конкурировать не сможет.

Я думаю, что есть смысл вернуться к статье «Об экономическом образовании и воспитании учащихся средствами математики», подготовленную к публикации в 2003 году под руководством тогдашнего редактора И.Л. Кукало, в которой приведена программа специального курса «Математическая экономика», распределенная по занятиям 1-36, и отклоненная в последний момент А.И. Верченко по неизвестным причинам. Надеюсь, копия статьи сохранилась в редакции, а если нет, то могу прислать повторно. Видимо перед изданием появляются знакомые люди, которых, к сожалению, немало, и ставят в номер их статьи. Так, например, моя статья «Наследственность и воспитание» в журнале «Воспитание школьников» передвинулась 5 раз. ( наконец-то ее включили в № 9). И редактор А.В. Соколов честно сказал о причине.

Сергей Николаевич, основательно подумайте или поручите другому редактору как грамотно распорядиться с присланными материалами. Думаю, что присоединяться и другие авторы.



С уважением Шота Алексеевич.

Ш. А. Музенитов. 27.03.2012г.

Здравствуйте, Сергей Николаевич! Надо подумать о том, как оперативно довести представленный Вам материал до широкой учительской общественности. Напомню, что статьи, присланные Вам, направлены с одной стороны а) на совершенствования содержания устаревшего среднего математического образования, создания принципиально новой современной школьной математики, отражающей рыночные отношения, изучения школьной математики на примерах экономической деятельности, что неизбежно повысить интерес к ее изучению и повысить эффективность обучения; с другой в) использования самой математики для развития экономического мышления школьников как фактор будущего успеха в трудовой деятельности в вопросе повышения производительности труда, о чем Вы неоднократно говорил в своих выступлениях, и самое главное – новая современная школьная математика станет профилактическим фактором негативных явлений в обществе.

Современная школьная Математика в условиях рыночных отношений требует до 80% обновления, оставляя лишь теоретическую часть для решения экономико-производственных задач. Процесс ознакомления с представленными материалами уже носит затяжной характер. Так мы мало чего добьемся. Нужны другие варианты. Одним, из которых может явиться открытие в журнале «Экономического раздела», включая раздел математических задач с экономическим содержанием для самостоятельного решения. Мы с Вами об этом говорили. Но Вы сослались на то, кто будет заполнять журнал?

Сергей Николаевич, присланный Вам материал достаточно объемный, и хватит на многие годы, нужно только грамотно им распорядиться. А дальше пойдут статьи для проектных работ по каждому разделу (мы этим занимаемся) и работы других авторов. Может, есть смыл, посвятит 2 номера журнала полностью присланным материалам и издать дополнительным тиражом, чтобы обозначить содержание новой современной школьной математики и вывести на обсуждение? С учетом того, что российские учителя слабо представляют себе: какую математику надо изучать, чтобы развивать экономическое мышление школьников для последующего повышения производительности труда в производственных технологиях. Школьная математика является важнейшим предметом в образовательном процессе, требующего к себе пристального внимания. С таким предложением обратилась главный редактор журнала «Экономика в школе» Наталия Николаевна Калинина, после того, когда она ознакомилась с учебным пособием «Математическая экономика» ( Министерством образования СК присвоен гриф «допущено» в образовательном процессе края, получила положительную экспертизу для издания в «Сборнике педагогических идей), и, назвав его прекрасным учебником, но потребовалось дополнительное финансирование. Дополнительно финансировать этот журнал Минобрнауки РФ отказалось, и это вполне понятно- не было широкого обсуждения учительской общественностью данного учебного пособия. Они будут востребованы и реализуются. Дело в том, что я развернул бурную деятельность в Интернете по важнейшим вопросам - обновления школьной математики, развития экономического мышления школьников средствами математики. Кроме того очень хотелось бы, чтобы Вы прикрепили меня к конкретному редактору по обозначенным проблемам.

С уважением Шота Алексеевич.

Добрый день, Сергей Николаевич! Сообщаю Вам, что с 26 июня по 5 июля находился в больнице и сразу не смог среагировать на Ваше решение, отклонить статьи, вызвавшее у меня шок и недоумение. Судя по решению, можно сделать вывод, что на Вас оказано давление со стороны так называемых тормозящих сил, обозначенных на сайте www.putin 2012.ru, причем голосование избирателей + 56 и – 44%, что собственно меня настораживает, и беспокоило ранее. Поэтому прошу ознакомиться Вам и "советчику" с текстом Обращения, особенно в части, касающейся журнала "Математика в школе". Я проведу анализ публикуемых работ на страницах 5-10 номеров журнала и пришлю Вам. Ваше решение всерьез не воспринято и входит в противоречие с содержанием ранее проведенных телефонных разговоров, к тому же зафиксированных. Вы отклоняете статьи, направленные на совершенствование содержания среднего математического образования, на создание новой математики, столь нужной современным школьникам, и в то же время публикуете на страницах журнала малозначимые и никому не нужные, заметные невооруженным взглядом. Вы отклоняете статьи без всякого на то основания и рекомендуете обратиться к другим изданиям, ущемляя право автора. Сергей Николаевич!- как изволите Вас понимать? С уважением Шота Алексеевич.

Здравствуйте, Сергей Николаевич!

Наш центр, к сожалению, остался без дела по Вашей «инициативе». Решил провести социологическое исследование по всем функционирующим научно-теоретическим и методическим журналам, включая и «Математика в школе», и чисто в товарищеской форме сообщить результаты Вам в надежде, что они будут полезными для Вашей работы.

Вывод (результаты исследования):

1. Все журналы без исключения оторваны от реальной школьной жизни, публикуемые статьи носят второстепенный, малозначимый характер, рейтинг журналов резко упал. В журналах не публикуются материалы дискуссионного направления для решения школьных проблем, включая и проблемы нашего общества, статьи рядовых учителей.

2. Усматривается коррупционность журналов. Публикуются статьи по решению главного редактора, включая и «своим», что нельзя считать правильным, принципиально не имеющие значения для школьной математики, без контроля со стороны учительской общественности, контролирующих органов.

3. Усматривается связь журналов (это мнение директора СШ № 23 г. Стофорандова Яков Николаевича) с зарубежными агентами (НКО внутри страны, оплачиваемые зарубежными странами, явно не в пользу России), для подрыва устоев Российской Федерации (см. текст нашего Обращения от 4.06.2012г. ранее присланного Вам для ознакомления). Занимая страницы журнала малозначимыми статьями, и, отвлекая учителя от решения главной задачи: экономического воспитания учащихся средствами математики вряд ли можно считать правильным. Учитель сегодня давно ждет руководящую роль Вашего журнала в создании современной школьной математики, позволяющий решение проблемы развития экономического мышления школьников, повышения производительности труда. Все прекрасно это понимают, почему журнал не хочет понять. Функционирующая школьная математика в советские времена не могла решать насущные проблемы того времени, а потому страна развалилась и вовсе невмешательством из вне. Для подтверждения или отклонения пп.1-3 надо провести тщательное расследование.

Как я Вам писал ранее, журнал следует отвести в русло решения насущных проблем нашего общества, одним из которых является развитие экономического мышления школьников, что без математики не обойтись,

совершенствования содержания среднего математического образования применительно к рынку труда, направленные на повышение производительности труда.

Как выяснилось впоследствии, Сергей Николаевич Федин вовсе не планировал публикации моих статей, а опубликовал только одну, причем самую малозначимую для отвода глаз. Ему потребовался формальный повод о нарушении этики, хотя никакого нарушения с моей стороны не было, чтобы отклонить все остальные статьи и внести меня в черный список и страх того, что предложено публикации множества статей, что в перспективе может оттеснить публикации статей для «своих». А то, что много познавательных, интересных для учителя и ученика статей, направленных на развитие экономического мышления школьников, повышения производительности труда остались неопубликованными его вовсе не интересует. Таково отношение редактора к своей работе, который по большому счету сам должен быть заинтересованным по обозначенным проблемам, будучи, являясь патриотом школьной математики, издаваемого журнала и своей страны.

В дальнейшем я обратился к Генеральному директору издательства ООО «Школьная пресса» В.Н. Ромадину.

Добрый день Василий Николаевич!

«Довожу до Вашего сознания, что наши статьи не носят частный характер, диссертации защищать не собираемся, а имеют важное государственное значение для построения государства с развитым экономическим потенциалом. И мы имеем моральное право, настаивать на их публикацию. Касаясь Законах, СМИ, о которых Вы упоминаете, то отмечу, что некоторые из них направлены на скрытый развал РФ. По всем вопросам мы выразим свою точку зрения. Сделаем соответствующие выводы, обозначим проблемы для разрешения, и в этом, надеюсь, нам помогут. Насколько мне известно, журнал «Математика в школе» является не частной, а государственной издательской организацией, обязанной решать государственные вопросы, но не делает этого. Спрашивается: кому нужен такой журнал? С уважением Шота Алексеевич Музенитов».

Но все мои старания и длительная переписка с журналом «Математика в школе» и сделанные предложения с добрыми намерениями и убеждения не увенчались успехом. Не для того Кирилл и Мифодий, приехав в Россию из древней Эллады стали обучать российских граждан грамоте, чтобы кто-то беспрепятственно разрушал образование в стране, что вызвало у всех российских греков без исключения шок, гнев, возмущение и недоумение, поэтому под этим письмом подписываются все российские греки.

В этой сложившейся ситуации:

Ассоциация Греческих общественных объединений России (АГООР), Греческие национально-культурные автономии городов Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя и другие как никто другой, отчетливо представляющие технологические процессы в производственных вопросах, умеющие проводить математические расчеты производственных задач, взявшие на себя инициативу продолжить преемственность наших далеких предков, пресечь и исключить все негативные явления в обществе, а они по нашему глубокому убеждению вполне преодолимы, настоятельно просят органы государственной власти: а) провести тщательное расследование и экспертизу ранее опубликованных статей в журнале «Математика в школе» для выявления их значимости для современной школы; б) провести расследование по обозначенным 1-3 пунктам вывода (с.12), чтобы определить истинную роль журнала в школьной жизни, системе образования страны и в жизни нашего общества; в) при необходимости заменить главного редактора и его заместителя на специалистов высокой квалификации, разбирающихся в рыночной экономике, производственных технологиях, патриотично настроенных школьной математике, системе образования страны и Российской Федерации, умеющие и подчиняющие выполнять установки руководства страны, и чтобы приятно было с ними сотрудничать; г) по возможности содействовать публикации присланных статей на страницах журнала «Математика в школе» с целью ознакомления и обсуждения их с широкой учительской общественности для определения содержания важнейшего предмета- современной школьной математики, отражающей рыночные отношения, и играющую важную роль при построения государства с развитым экономическим потенциалом, организовав при журнале специальный общественный совет из числа высококвалифицированных специалистов, экономистов, передовых производственников, чтобы исключить знакомство, публикации случайных статей. Использования средств математики для развития экономического мышления школьников и повышения производительности труда на производстве. Учитель математики и только он в процессе обсуждения в состоянии оценить значимость той или иной статьи, проблемы, а не ставить на первый план единоличное мнение редактора. От математики, которую мы изучаем сегодня во многом зависит развитие экономического мышления школьников, повышение производительности труда в стране, благополучие каждой семьи, обороноспособность страны и требующая к себе всеобщего и пристального внимания со стороны общественности. А на сегодня учитель работает по заметно устаревшей математике, по существу впустую тратить свою энергию, силы, время и государственные средства. По нашему глубокому убеждению создание принципиально новой современной школьной математики, отражающей рыночные отношения, является важной государственной задачей на современном этапе, и требующего внимания со стороны общественности. Учебные материалы Вам и журналу «Математика в школе» предоставлены.

С уважением и наилучшими пожеланиями

От имени Ассоциации Греческих Общественных Объединений Российской Федерации:

1. Саввиди И.И. – Президент Ассоциации Греческих Общественных Объединений Российской Федерации,

2. Мацукатов Н.И. –Председатель Греческой национально- культурной автономии г. Ставрополя,

3. Ксинопуло А. П. –Председатель Общества московских греков,

4. Апачиди Х.И. –Председатель Общества греков г. Санкт-Петербурга,

5. Музенитов Ш.А. –директор инновационного исследовательского центра развития экономического мышления, организаторских способностей деловых качеств, медицинской и межэтнической культуры школьников и студентов, профилактики негативных явлений в обществе, доцент,

5. Томбулов П.Н – директор ООО «Кристина»,

6. Позов С.А. –доктор наук, профессор,

7. Иорданов О.П. – директор завода керамических изделий и керамзита,

8. Эминов Г.П. –директор ООО «Звезда»,

9. Нефетиди Г.О. –генеральный директор «Росгосстрах»,

10. Зангелов М.А. – предприниматель,

.

.

.

100. Бержаев М.К.- Председатель Карельской региональной национально-культурной автономии г. Петрозаводска.

Приложение- статьи: 1. Структура и содержание современного учебника по математике, отражающего рыночные отношения.

2. Математические расчеты в решениях логически взаимосвязанных и взаимодополняющих задач (в экономике все взаимосвязано), ведущих к росту производительности труда.

Музенитов Ш.А, г.Ставрополь







Пояснительная записка

Ныне функционирующие учебники по математике всех авторских коллективов заметно устарели, и не отвечают требованиям сегодняшнего дня применительно к рынку труда. Необходим совершенно новый учебник по математике, отражающий сегодняшние рыночные отношения. На уроках математики современного учебника необходимо изучать и анализировать производственно - экономические задачи из практической жизни. Такая необходимость вызвана тем, чтобы заодно повысить и интерес у учащихся к изучению математики. Это достаточно серьезный вопрос, требующий пристального внимания и всестороннего обсуждения.



Структура и содержание современного учебника математики, отражающего рыночные отношения

Экономика, поверенная алгеброй-

бинарный эффект учебника

Проведенный автором анализ стандарта по математике общеобразовательной школы, учебников «Алгебра» (7–9 кл.) и «Алгебра и начала анализа» (10–11 кл.), действующих в настоящее время, показывает, что слабым звеном в преподавании является отсутствие приложения изученного математического аппарата к задачам, отражающим производственную деятельность людей. Математика не рассматривается как средство познания реальных экономико-практических ситуаций.

Школьная программа по математике вот уже на протяжении многих десятилетий существенно не изменялась в аспекте ее приложения к задачам в экономической сфере. Основной причиной этого, на мой взгляд, является слабое представление работников образования всех уровней, включая и составителей учебников, о структуре экономики, ее проблемах и взаимосвязях. В результате интерес учащихся к изучению математики сегодня падает. А современные учащиеся по своему умственному развитию и мировоззрению в корне отличаются от своих сверстников 50–80 годов прошлого века.

Следует особо подчеркнуть, что математика с использованием компьютерных технологий широко используется при изучении экономических явлений и выступает как средство познания окружающей действительности. Вместе с тем, сама математика легче познается и прочнее усваивается на экономическом материале, который встречается нами всюду, проникая в глубинные сферы практической деятельности людей, и носит довольно универсальный характер для осознанного восприятия, что неизбежно должно повысить интерес учащихся к изучению математики. В силу этого, математику целесообразнее изучать на экономическом материале, а экономику – средствами математики.

В практике преподавания использование математики в прикладном аспекте и вопросы экономического образования и воспитания учащихся средствами математики поставлены слабо.

Работники системы образования, учительская и преподавательская общественность, сотрудники отдельных научно-теоретических журналов имеют слабое представление о производственной и экономической сфере, социальной среде. Учителя и преподаватели образовательных учреждений не в состоянии обучать школьников и студентов, чтобы они могли использовать полученные знания, умения и навыки применительно к условиям рыночных отношений, да и сами, к сожалению, не готовы к этому. Много негативного в обществе, а ведь так не должно быть. Нужны коренные изменения в содержании школьного математического образования.

Не решается очень важная государственная проблема в производственной сфере: развитие экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств школьников и студентов, столь нужных в нынешних условиях рыночных отношений применительно к рынку труда, и без обладания трудовыми ресурсами страны этими качествами невозможно построить государство с высоким экономическим потенциалом. Собственно, действующая в настоящее время система образования и содержание образования не позволяют это сделать.

Ныне функционирующие учебники по математики в системе школа-вуз не отражают рыночные отношения, интерес к изучению математики со стороны школьников и студентов резко упал, а по существу происходит неоправданная трата времени на изучение неинтересной математики, что делает неэффективной весь процесс обучения математике. В этой связи крайне необходимо создание в системе школа-вуз принципиально новых учебников по математике нового поколения применительно к рынку труда.

Вместе с тем, анализируя стандарт школьного курса математики, прихожу к выводу, что она имеет достаточно содержательную основу для решения задач экономического образования и воспитания учащихся средствами математики. На основе опыта работы в должности инженера-экономиста, рабочего в отпускное и свободное от преподавания время в различных строительных организациях и ведения предпринимательской деятельности скажу лишь одно, что наша экономика содержит в себе богатейший материал для любого профильного класса, который может быть описан, проанализирован всеми известными математическими функциями, понятиями. Да и сама математика легче и прочнее усваивается, если она основывается на экономико-производственном материале. Вот, где хорошая взаимосвязь. Вот, что нужно максимально использовать на уроках математики для повышения интереса учащихся к ее изучению.

Учителю математики необходимо помнить, что вышеперечисленные личностные качества являются необходимым условием, предопределяющим фактором в вопросах предотвращения, преодоления и профилактики негативных явлений в обществе, в которых математике отводится ведущая роль. Можно с определенной уверенностью сказать, что какую математику мы изучаем, таково социальное, экономическое состояние общества, обороноспособность страны и благополучие народа в целом.

Учителю математики необходимо знать, что именно математике отведена историческая роль, как средство познания реальных производственных, экономико-практических ситуаций, развития экономической грамотности и экономического мышления, организаторских способностей и деловых качеств учащихся, экономику собственной страны, ориентироваться в экономических понятиях, введенных в содержание прикладных, математических задач с экономическим содержанием.

Ниже приведем программу принципиально нового, современного учебника по математике, отражающего рыночные отношения, и разработанного нами на базе учебного пособия «Математическая экономика» со следующим структурным содержанием:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………….……….…………………………………………….………..5

Глава I. Математическая экономика ……………………………………….........12

§1. Программа специального курса «Математическая

экономика…………………………………………………………….………………….12

§2. Тематическое планирование содержания

специального курса «Математическая экономика»………..…………………………18

§3. Основные знания и умения учащихся в экономике………………………………34

Глава II. Элементарные функции в экономике ……..…………………………….41

§1. Сведения об оплате труда ……………………….……………………………..41

§2. Линейные, квадратичные функции. Неравенства………………………………...54

§3. Проценты в экономике…………………….………..................................................75

§4. Накопление денежных средств……….….…….….………………………………..78

§5. Дисконтирование ………………………………………………………………….78

§6. Погашение кредитов…….……………….…………..................................................80

§7. Методы вычисления амортизации………………………………………………….82

Глава III. Производная, интеграл и их применение экономике……...….……....…….…….…….…………...................................................89

§1. Понятие производной………………………………..................................................89

§2. Эластичность функции……………………………...................................................102

§3. Задачи о наименьших и наибольших значениях величин………………………...106

§4. Определенный интеграл и его приложения………………………………………..118

§5.Составление экономико-математических моделей … …………………………….122

Глава IV. Применение матричных моделей

в экономике ……………………………………………………………………………..132

§1. Матрицы и действия над ними…………….………………………………………...132

§2. Определители ………………………………….……………………………………..137

§3. Миноры и их алгебраические дополнения…..…......................................................141

§4. Обратная матрица……………………………………………………………………142

§5. Межотраслевой баланс производства……………....................................................148

§6. Межотраслевой баланс в стоимостном выражении..................................................158

§7. Определение размеров капитальных вложений.…………………………………...160

§8. Линейное программирование…………….………….. ……………………………..169

§9. Графический способ решения задач линейного программирования……………...172

§10. Структура проведения зачетов..…………………………………………………….186

Глава V. Решение задач.. ………………………………………………………………..193

Приложения………………………………….…….……………………………………..241

Приложение 1. Программа единого курса

«Математика и экономика» для учащихся

общеобразовательной и профессиональной школы…………………………………….241

Приложение 2. Словарь основных экономических

понятий….…...………………………………………….…………………………………246

Приложение 3. Предприятие…………..…………….…...................................................250

Приложение 4. Концепция развития экономического

образования в общеобразовательных школах….……………………………………….254

Ответы к задачам………………………………………………………………………….261

Список используемой литературы……..………………...................................................271

7 класс (всего 120 ч)

1. Алгебраические выражения (10 ч).

Числовые выражения. Алгебраические выражения. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок. Уравнения с одним неизвестным.

2. Уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным.

Решение задач с экономическим содержанием с помощью уравнений(10 ч).

3. Одночлены и многочлены (20 ч).

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Деление одночлена и многочлена на одночлен.

4. Разложение многочленов на множители (19 ч).

Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы сокращенного умножения.

5. Алгебраические дроби (24 ч).

Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Совместные действия над алгебраическими дробями.

6. Линейная функция и ее график (12 ч).

Прямоугольная система координат на плоскости. Понятие функции. Способы задания функции. График функции. Функция у = кх, ее график. Линейная функция и ее график. Линейная функция как модель себестоимости выпускаемой продукции. Определене транспортных расходов с помощью линейной функции.

7. Системы двух уравнений с двумя неизвестными (15 ч).

Система уравнений с двумя неизвестными. Решение систем уравнений первой степени с двумя неизвестными способом подстановки и сложения, графическим способом. Матрица 2-го порядка. Действия над матрицами. Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными с помощью матриц. Решение задач с эконо­мическим содержанием с помощью систем уравнений.

8. Решение задач (10 ч).

8 класс (всего 102 ч)

1. Неравенства (18 ч).

Положительные и отрицательные числа. Числовые нера­венства и их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки. Определение выгодности затрат на ремонт механизмов с помощью неравенств.

2. Приближенные вычисления (12 ч).

Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Относи­тельная погрешность. Простейшие вычисления на калькуляторе. Расценка Тарифная ставка Математические расчеты в системе оплаты труда рабочих с помощью калькулятора или компьютерной технологии.

3. Квадратные корни (14 ч).

Понятие арифметического корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.

4. Квадратные уравнения и его корни (22 ч).

Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трехчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решения задач с экономическим содержанием с помощью квадратных уравнений. Уравнение окружности. Установление выгодности рынка сбыта и перевозок с помощью уравнения окружности.

5. Квадратичные функции (16 ч).

Определение квадратичной функции. Функции у = х2, у = ах2 , у = ах2 + bх + с. Построение графика квадратичной функции. Квадратичные функции в экономическом анализе, выражающие производительность труда, себестоимость продукции, расход горючего автомеханизмов. Математический расчет экономических показателей.

6. Квадратные неравенства (10 ч).

Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратичного неравенства с помощью графика квадратичной функции.

7. Повторение. Лабораторная работа. Решение задач (10 ч).

9 класс (всего102 ч)

1. Вычисления на программируемом калькуляторе (12 ч).

Простейшие вычисления на калькуляторе. Вычисления на калькуляторе с использованием ячеек памяти. Вычисления с использованием программной памяти. Математические расчеты в системе оплаты труда рабочих с помощью калькулятора (продолжение темы 2, 8 кл.). Расценка. Тарифная ставка. Нормы времени и выработки. Повременная, сдельная, аккордная формы оплаты труда. Премии.

2. Степень с целым показателем (8 ч).

Степень с целым показателем и ее свойства Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем.

3. Степенная функция (18 ч).

Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Четность и нечетность функции. Функция . Степенная функция. Функция модель благосостояния семьи (где А – заработок, В – льготы).

4. Элементы тригонометрии (25 ч).

Радианная мера угла. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Формулы приведения.

5. Прогрессии (14 ч).

Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена, суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Проценты в экономике (простые и сложные). Накопление. Погашение кредитов. Вычисление амортизационных отчислений.

6. Повторение. Составление простейших калькуляций. Лабораторная работа. Решение задач (25 ч).

10 класс (всего 85 ч)

1. Показательная функция (8 ч).

Свойства показательной функции и ее график. Показательные уравнения и неравенства

2. Логарифмическая функция (12 ч).

Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция и ее график. Обратная функция.

3. Тригонометрические уравнения и неравенства (18 ч).

Повторение тригонометрических формул. Сумма и разность косинусов. Уравнения cosx = a, sinx = a, tgx = а. Решение тригонометрических уравнений и неравенств.

4. Тригонометрические функции (12 ч).

Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций.

1. Матричные модели и их применение (20 ч).

Определители 2-го и 3-го порядка. Свойства определителей. Матрицы и действия над ними. Обратная матрица. Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными. Решение систем 3-х уравнений и тремя неизвестными матричным способом. Межотраслевые связи производства. План выпуска продукции. Определение себестоимости продукции. Размер капитальных вложений. Понятие о матричных играх. Использование компьютерной техники в экономических расчетах.

2. Повторение курса 10 класса (15 ч).

Экскурсия на фабрику. Лабораторная работа. Семинарское занятие по теме: «Роль математики в решении экономических проблем».

11 класс (всего 68 ч)

1. Производная функции и ее применение (15 ч).

Производная функции. Производная функции как скорость роста или снижения производительности труда, себестоимости продукции, расхода горючего. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций. Геометрическая и экономическая интерпретация понятия производной.

1. Применение производной к исследованию функции (15 ч).

Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Применение производной при построении графиков функций. Эластичность функции. Динамика спроса и предложения на товары относительно цен. Наибольшее и наименьшее значения функции. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции при решении экономических задач.

3. Интегралы (19 ч).

Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции и интеграл. Вычисление интегралов. Объем выпускаемой продукции. Запас товара. Амортизационные суммы. Определение средней производительности труда, среднего расхода сырья.

4. Повторение. Решение задач (19 ч). Экскурсия на предприятие или фирму. Лабораторная работа.

Семинарское занятие на тему: «Применение математических методов в экономике».

Таким образом, вся программа спецкурса «Математическая экономика» вошла в программу обязательного курса математики. Изучение различных тем по математике с привлечением прикладного материала, охватывающее различные сферы практической деятельности человека, – это право любого учителя. На это специальное разрешение брать не надо.

Не произошло и увеличения числа отведенных часов. Доступность и эффективность обучения осуществляется за счет изучения самой математики на экономическом материале, который встречается нами повсюду, понятен и легко воспринимается.

В этой программе максимально эффективно используются и часы, отведенные на повторение в конце учебного года во всех классах, введены практические и лабораторные работы.

Единственная тема программы из спецкурса «Математическая экономика» «Применение матричных моделей» вводится в 10 классе дополнительной темой за счет незначительного уменьшения часов на изучение мало применяемых где-либо на практике степенной, показательной, логарифмической функций (общее количество часов по-прежнему остается при этом неизменным).

Изучение темы "Применение матричных моделей в экономике" предусматривает умение вычислять обратную матрицу двумя способами: а) решением системы двух уравнений с двумя переменными и системы трех уравнений с тремя переменными с помощью алгебраических преобразований; б) решением систем уравнений матричным способом, используя компьютерную технологию.

Использование в школьном курсе математики теорию матриц позволяет на уроке изучать множество поучительных, познавательных задач, имеющих практическую ценность. В этом случае сама школьная математика, в особенности с использованием компьютерных технологий, выступает как средство познания реальных экономико-производственных процессов и отражает рыночные отношения.

Программа единого курса "Математическая экономика" разработана применительно к учебникам "Алгебра" (7-9 кл.), "Алгебра и начала анализа" (10-11 кл.) авторского коллектива Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина, Ю.В. Сидорова и «Алгебра и начала анализа» (10-11 кл.) М.И. Башмакова. Учителю математики не представит особого труда составить программу единого курса «Математическая экономика» для обязательного изучения в общем курсе математики, исследуя содержание программ по математике и по отношению учебников других авторских коллективов, используемых в преподавательской работе.



Список используемой литературы

1. Апанасов, П. Т. Сборник математических задач с практическим содержанием. – М. : Просвещение, 1987. – 108 с.

2. Башмаков, М. И. Задачи по экономике. Алгебра и анализ / М. И. Башмаков, Б. М. Беккер, В. М. Гольховой – М. : Наука, 1982. – 192 с.

3. Боярский, А. Я. Математика для экономистов. – М. : Госстатиздат, 1961. – 464 c.

4. Винокуров, Е. Ф. Экономика на уроках математики // Математика в школе. – 2000. – № 9.

5. Гнеденко, Б. В. Экономическое образование и воспитание учащихся // Математика в школе. – 1979. – № 2. – С. 3–6.

6. Гуткин, Л. И. Сборник задач по математике. – М. : Высшая школа, 1975. – 126 с.

7. Кураков, Л. П. Экономическое образование и воспитание школьников. – М. : Просвещение, 1981. – 108 с.

8. Крыньский, Х. Э. Математика для экономистов. М. : Статистика, 1970. – 583 с.

9. Монахов, В. М. Методы оптимизации / В. М. Монахов, Э. С. Беляева, Н. Я. Краснер. – М. : Просвещение, 1978. – 176 с.

10. Музенитов, Ш. А. Математические основы экономики труда и производства : методические рекомендации. – М. : АПН СССР, 1986. – 74 с. (в соавт. )

11. Музенитов, Ш. А. Сборник математических задач с экономическим содержанием. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. – 222 с.

12. Музенитов, Ш. А. Математика и экономика : учебное пособие. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. – 362 с.

13. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. – М. : Просвещение, 1977. – 240 с.

14. Музенитов, Ш. А. Об экономическом образовании и воспитании учащихся средствами математики // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – Новосибирск, 2002. – № 3. – С. 5–12.

15. Монахов, В. М. Вопросы экономического образования учащихся при обучении математике. // Математика в школе. – 1981. – № 6. – С. 8–10.

16. Музенитов, Ш. А. Задачи с экономическим содержанием на внеклассных занятиях // Математика в школе. – 1979. – № 2. – С. 54–55.

17. Музенитов, Ш. А. О воспитании экономической грамотности учащихся // Советская педагогика.-1982. – № 2. – С. 141–142.

18. Музенитов, Ш. А. Какая математика нужна школьникам. //Школьные технологии №3, 2009. –С. 122-133.

19. Музенитов, Ш. А. Некоторые проблемы медицинского, экономического и наследственного воспитания и образования на базе центра как новой формы образовательного учреждения. – Ставрополь : СевКавГТУ, 2002. – 112 с.

20. Музенитов, Ш. А. Математическая экономика / Ш. А. Музенитов, Б. М. Синельников, Э. Ш. Музенитов. – Ставрополь : СевКав ГТУ, 2003. – 386 с.

21. Симонов, А. С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики // Математика в школе. – 1997. – № 5. – С. 72–75.

22. Терешин, Н. А. Сборник задач по математике для средних сельских профтехучилищ. – М.: Высшая школа, 1974. – 96 с.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+