Личный кабинет

Наша новая школа

Шота Музенитов ( Пользователь )
Ш.А. Музенитов, г. Ставрополь





Наша новая школа

Какой быть Нашей новой школе? Сегодня этот вопрос задают многие. По моему глубокому убеждению, чтобы Наша новая школа была нашей и новой, а на сегодня она вовсе не наша и вообще не новая, она должна идти в ногу со временем сегодняшнего дня, в ногу с насущными проблемами нашего общества. Говоря другими словами, школа должна и обязана подготовить учащихся к условиям рыночных отношений, чтобы они могли использовать полученные знания в школе в практической плоскости- в будущей трудовой деятельности. Наша новая школа должна уметь преодолевать, предотвращать, проводить профилактику негативных явлений в обществе, включая посредничество, безработицу, правонарушения, наркоманию.

Наша новая школа, исходя из причин, порождающих негативные явления в обществе, к сожалению, создавшись вокруг нас должна строить свою работу.

Все сказанное выше и имея богатейший опыт в экономической, производственной сферах, социальной среде, а впрочем, не имея подобный опыт легко вести в заблуждение учительскую общественность и систему образования страны, что собственно и произошло в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, при разработке стандартов нового поколения, справедливо критикуемое широкой общественностью, я отразил в учебных пособиях «Математическая экономика», «Профилактика негативных явлений», состоящее из трех логически взаимосвязанных и взаимодополняющих программ и методических рекомендаций: «Основы медицины и профилактика нарушений поведения школьников», «Математика и экономика», «Культура межэтнических отношений школьников». Кстати в учебном пособии «Математическая экономика» сразу решается двуединая задача: с одной стороны математика изучается на примерах экономической деятельности, что интересно учащимся, с другой стороны используем ее как средство познания экономико-производственных задач, т.е. одним выстрелом убиваем сразу двух зайцев. Так что я уверен: если человек не почувствует или основательно не изучит производственно- экономические вопросы, социальную среду, никакие программы (стандарты) никогда не приведут его желаемой цели, какой бы институт их не разрабатывал, какой бы эксперт их не оценивал!

Для развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых, партнерских качеств, что в трудовой деятельности без них не обойтись, для проведения профилактики негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию в период развития предпринимательской деятельности и подготовки управленческих кадров в стране необходимо развивать у школьников следующие наиболее важные качества:

а) экономическую грамотность и связанные с ней экономическое мышление, организаторские способности и деловые качества; б) умение строить достойные межличностные и межэтнические отношения с окружающими лицами; в) ведение здорового образа жизни и проведение необходимых профилактических мер по оздоровлению собственного организма. Все эти три положения взаимосвязаны между собой:

1. Физическое здоровье человека полноценно формируется в процессе трудовой деятельности, установления достойных межличностных отношений, элементарными знаниями основ медицины.

2. Трудовая деятельность успешно осуществляется при наличии физического здоровья, развитого экономического мышления, организаторских способностей и деловых, партнерских отношений с окружающими людьми.

3. Межличностные отношения благоприятно складываются в процессе личных отношений и партнерских, деловых отношений в трудовой деятельности и при наличии физического здоровья.

Эти программы в совокупности образуют профилактический медико-экономико-межэтнический треугольник МЭМ, регулирующий триединую проблему: развитие производственной и экономической культуры школьников, необходимой в трудовой деятельности, медицинской культуры для укрепления физического здоровья, необходимого в течение всей жизни, межэтнической культуры с целью установления толерантных межличностных отношений, способствующих успешному общению и сотрудничеству с общественностью в трудовой деятельности. Что в совокупности являются частью общей культуры в образовательном процессе школьников и составляют социально-экономическую основу их экономического, производственного воспитания, профилактики негативных явлений в обществе. Собственно, эти положения должны быть центральными (базовыми) в образовательном процессе, хотя бы на период преодоления, предотвращения и профилактики негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию. Для этого необходимо организовать при министерствах и управлениях образования по всей стране научно-консультативные образовательные центры (лаборатории) развития медицинской, экономической, межэтнической культуры школьников и профилактики негативных явлений в обществе, чтобы создать для учителей некий ориентир для разработки соответствующих программ в этом сложной ситуации, которая сложилась вокруг системы образования страны, окружающем нас мире, опасаясь того, что выполнить всю эту работу самостоятельно, как это было предусмотрено в предыдущем варианте Законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», у учительской общественности возникнуть значительные затруднения. А в общеобразовательных учреждениях организовать Центры развития под тем же названием, и использовать разработанные нами программы и методические рекомендации.

Таким образом, развитие экономического мышления, включая экологическое воспитание школьников, является важнейшим фактором успеха в личной жизни и трудовой деятельности, направленного на дальнейшее экономическое развитие страны, его обороноспособности и благосостояния каждой российской семьи. И в новом варианте Закона «Об образовании в Российской Федерации» вопрос «Экономическое образование и воспитание учащихся» (Глава 3, остальные можно передвинуть) должен быть представлен отдельной самостоятельной Главой, которая будет обозначена по аналогии с другими в виде отдельных пунктов, статей. Отсутствие подобной главы в Законопроекте « Об образовании в РФ» приведет полному развалу системы образования как неспособного решать насущные проблемы нашего общества, а именно в вопросах повышения производительности труда, успешной трудовой деятельности, преодоления, предотвращения и профилактики негативных явлений в обществе

Ниже приведем в сжатом виде содержание этих программ, обозначим цели, задачи и ожидаемые результаты.

Математическая экономика

Цели:

1. Расширить представления и возможности учащихся в экономической сфере и вырабатывать у них активную жизненную позицию по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам.

2. Формировать у учащихся понимания роли математических методов при решении экономических задач, применение их в организации и управления производством, выделяя важность построения математических моделей при проведении экономического анализа.



Задачи:

1. Ознакомить учащихся с основами экономических знаний, дающих возможность предвидеть свою роль как на предприятии, так и во всем общественном производстве.

2. Формировать у учащихся умения и навыки по применению математических знаний для решения простейших экономических задач производства (определять цену каждого грамма сырья или топлива, рационально использовать оборудование и материал, рабочее и свободное время, оценивать величину заработной платы, составлять простейшие калькуляции, определять ориентировочно величину производительности труда и рентабельности производства и т.п.).

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предлагается достичь следующих результатов:

1. Подвести учащихся к пониманию того, что успех в трудовой деятельности во многом зависит от грамотного проведения необходимых математических расчетов непосредственно на производстве и при проведении соответствующего экономического анализа производственных задач, для чего необходимо изучать специальные математические методы.

2. Сформировать у учащихся необходимые умения и навыки для применения полученных экономических знаний при решении задач с экономико-производственным содержанием.

3. Достичь повышения уровня математического развития учащихся для решения прикладных задач с последующим проведением экономико-математического анализа экономических явлений и их взаимосвязей.

<H1 style="MARGIN: 12pt 0cm 3pt"> Программа специального курса «Математическая экономика» для учащихся 10–11 классов средних школ и колледжей – 72 ч. </H1><H1 style="MARGIN: 12pt 0cm 3pt"> 10 класс) – 36 ч.</H1>1. Предмет и задачи специального курса «Математи&shy;ческая экономика» – 2 ч.

2. Экскурсия на строительные или промышленные предприятия города – 4 ч.

3. Математические расчеты в системе оплаты труда рабочих – 6 ч.

Повременная, сдельная, аккордная формы оплаты труда. Премии. Составление простейших калькуляций.

4. Понятие о научной организации труда – 2 ч.

5. Применение элементарных математических функций в экономических расчетах – 12 ч.

Линейные, дробно-линейные, квадратичные, показательные, степенные и логарифмические функции в экономическом анализе. Неравенства. Системы уравнений и неравенства.

Проценты в экономике. Накопление. Погашение кредитов. Вычисление амортизационных отчислений.

6. Использование понятия производной в экономических расчетах – 8 ч.

Определение скорости роста или снижения производительности труда, себестоимости продукции, расхода материалов и т. п. с помощью понятия производной.

Эластичность функции. Динамика спроса и предложения на товары относительно их цен. Оценка сроков выполнения и перевыполнения производственных планов.

Нахождение наибольшего и наименьшего значений функций при решении экономических задач. Расчет объема выпускаемой продукции, прибыли промышленного производства.

7. Семинарские занятия по итогам года – 2 ч.

11 класс – 36 ч.

8. Вводное занятие. Ученические производственные бригады. Роль математики в экономическом образовании трудящихся, влияние экономических знаний на повышение производительности труда – 2 ч.

9. Экскурсия на завод или фабрику – 4 ч.

10. Работа с Интернетом- 2 ч.

11. Применение понятий о матрицах и их свойствах в экономике, линейное программирование- 20 ч.

Матрицы 3-го порядка, их свойства, действия над ними. Вычисление определителей. Обратные матрицы. Решение системы линейных уравнений 3-го порядка с помощью матриц.

Межотраслевые связи производства. План выпуска валовой продукции. Определение себестоимости.

Определение занятости в производстве. Размер капитальных вложений.

12. Использование понятия об определенном интеграле и его свойствах в экономических расчетах – 4 ч.

Составление производственных функций (в ознакомительном плане).

Объем выпускаемой продукции. Запас товара. Амортизационные суммы. Определение средней производительности труда, среднего расхода сырья.

13. Семинарские занятия – 2 ч.

14. Лекция о выборе профессии – 2 ч.

Выбор экономического материала при разработке специального курса «Математическая экономика» был обусловлен в первую очередь необходимостью практического применения полученных знаний в повседневной жизни и трудовой деятельности и, являясь логическим продолжением обязательного курса математики, он нацелен на:

– усвоение учащимися экономических знаний в процессе решения математических задач с экономическим содержанием;

– углублённое изучение программных вопросов обязательного курса математики;

– формирование у учащихся умений и навыков применения полученных экономических знаний в жизни и трудовой деятельности.

Программа предусматривает самостоятельную работу учащихся во внеаудиторное время в форме разработок, докладов, рефератов (деловая игра, практическая работа) по следующим темам:

1. Почему страны торгуют друг с другом?

2. Роль государства в экономике страны?

3. Как выгодно вложить деньги в ценные бумаги?

4. Какую роль играют цены в экономике?

5. Как влияют на уровень жизни изменения в экономике?

6. Как и почему люди продают и покупают акции, облигации, ценные бумаги?

7. Что такое инфляция и чем она вызвана?

8. Выбор профессии предпринимателя.

9. Чем занимается брокер, маклер, дилер?

10.Как сделать рубль конвертируемым? Лицензии, налоги, пошлины.

Содержание отдельных разделов курса и количество часов, выделяемых для их изучения, могут быть изменены преподавателем с учетом особенностей учащихся, уровня их подготовленности, круга их интересов, специфики места проживания, а также собственных взглядов. Фактический материал и специальная методика его изучения представлены в вышеперечисленных работах.



Профилактика нарушений поведения

Цели:

1.Расширить возможности учащихся иметь широкое представление о собственном организме, о тех функциональных изменениях, происходящих в организме с учетом возрастных особенностей, о существовании различного рода заболеваний, которым подвержен практически каждый орган организма.

2.Оказать противодействие распространению наркотиков, инфекционных заболеваний (ВИЧ/СПИД и др.) по стране.

Задачи:

1. Расширить научный кругозор учащихся в области медицины, народной медицины, лекарственных растений.

2. Рекомендовать учащимся следить за собственным организмом и содержать его в должном порядке, знать о наследственных заболеваниях родословной и о методах предупреждения этих заболеваний.

3. Обучать старшеклассников, студентов методам лечения и профилактики наиболее распространенных инфекционных , венерических и наркотических заболеваний.


Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается достичь следующих результатов:

1. Подвести учащихся к пониманию того, что медицинские знания нужны и полезны, прежде всего, для самого себя (для собственного организма) и постановка диагноза возникшего заболевания всецело зависит от правильных разъяснений самого пациента.

2. Сформировать у школьников и студентов первичные навыки решения проблем, возникших в собственном организме.

3. Повышение уровня медицинской грамотности учащихся и проведение эффективных мероприятий по профилактике болезней поведения..

4. Снижения уровня потребления наркотиков в немедицинских целях..

Программа курса «Профилактика нарушений поведения» (36 часов)

1. Медицинское образование и воспитание учащихся. Общая информация о состоянии здоровья, правильное питание. (2ч.).

2. Сердечно - сосудистая система организма и ее лечение (4 ч.).

Основные факторы риска болезней сердца. Изменяемые и неизменяемые факторы риска. Врожденные пороки сердца. Дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок. Болезни и расстройства: стеноз, транспозиция, синдром гипоплазии левых отделов сердца, атеросклероз, инсульт, инфаркт миокарда, миокардит, перикардит. Болезнь периферических сосудов. Ревматическая болезнь сердца. Лечение сердца и сердечно - сосудистой системы.

3. Желудочно-кишечная система организма и ее лечение (4 ч.).

Врожденные пороки. Атрезия пищевода с образованием пищеводно-трахеального свища. Болезни и расстройства: аппендицит, желчнокаменная болезнь, холецистит, цирроз печени, раковые заболевания пищевода, желудка, толстой и прямой кишок, гастрит, геморрой, гепатит, рак печени, полости рта, поджелудочной железы, панкреатит, перитонит, язвенный колит. Лечение желудочно-кишечной системы.

4. Эндокринная система организма и ее лечение (4 ч.).

Болезни и расстройства: болезнь Аддисона, врожденная адреналовая гиперплазия, синдром Кушинга, сахарный и несахарный диабет, зоб, болезнь Грефе, гиперпаратиреоз, гипопаратиреоз, рахит, рак щитовидной железы, тиреоидит.

5.Инфекции и венерические заболевания организма и их лечение (4 ч .).

Вирусные инфекции: гепатит А и В, герпес, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), коревая краснуха, опоясывающий лишай, дифтерия, корь, коклюш, столбняк, ветряная оспа, пародонтоз. Болезни, передаваемые половым путем: хламидии, гонорея, сифилис, СПИД.

6. Нервная система организма и ее лечение ( 4 ч.)

Болезни и расстройства: паралич, эпилепсия, менингит, болезнь Паркинсона.

7. Психические заболевания организма и их лечение ( 4 ч.)

Болезни и расстройства: тревожные состояния, расстройство питания и настроения, психопатические расстройства.

8. Наркотики и последствия их употребления ( 6 ч. )

Коллективный просмотр пьесы-трагедии «Белая смерть». Опиаты, каннабиноиды , амфетамины, экстази, галлюциногены, ингалянты , ПАВ. Профилактика нарушений поведения.

9. Полная система очищения организма (4 ч ).

Очищение печени, кишечника, почек, желчного пузыря, крови, всего организма от шлаков и солей, очищение с помощью лекарственных растений и саун [5, 6].



Культура межэтнических отношений

ЦЕЛИ:

1. Формировать у учащихся знания об этногенезе народов Северного Кавказа, изучать положительный опыт межэтнических отношений в регионе.

2. Развивать интерес у учащихся к изучению национальных особенностей, традиций, культуры, языка народов Северного Кавказа, сотрудничеству при проведении культурно-массовых мероприятий.

ЗАДАЧИ:

1.Дать учащимся комплекс знаний об историко-цивилизационном развитии народов Северного Кавказа.

2. Обучить школьников и студентов национальным традициям народов на Северном Кавказе.

3. Развивать у школьников и студентов организаторские способности, деловые, партнерские и личностные качества для установления позитивных межличностных и межэтнических взаимоотношений.

4. Подготовка школьников и студентов к социализации в полиэтничном регионе.

5. Осуществлять патриотическое, гражданское, воспитание школьников и студентов.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки культуры межличностного и межэтнического отношений.

2. Познакомить учащихся с нормами о достойном поведении в полиэтничном регионе, о недопустимости разжигания национальной розни и других негативных явлений.

3.Привить учащимся навыки толерантного отношения к феномену поликультурности и поликонфесиональности.

§ 2. Cодержание программы и методических рекомендаций «Культура межэтнических отношений»:

школьники (10-11 классы), студенты ( 1-2 курсы ), всего 36 часов.

Тема 1. Предмет и задачи курса «Культура межэтнических отношений» (2 ч.)

Исторические этапы развития народов России и Северного Кавказа. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Национальная политика российского государства.

Тема 2. Особенности национального характера народов, проживающих на Северном Кавказе(4ч.)

Национальная психология: сущность и содержание национального характера. Этническая идентичность и ее формы, предубеждения, этнические предрассудки, стереотипы.

Тема 3. История, культура и традиции народов, проживающих на Северном Кавказа (14 ч.)

Культура и традиции: русского, греческого, осетинского, дагестанского, черкесского, чеченского, ингушского, калмыцкого, армянского, грузинского, немецкого и других народов, проживающих на Кавказе..

Тема 4. Культура межэтнического общения и профессиональная деятельность (8ч.)

Культура личности. Этикет. Культура межнационального общения. Культура поведения. Принципы и основные понятия воспитания культуры межнационального общения. Роль этнопсихологии и этнопедагогики в формировании культуры межнационального общения.

Тема 5. Роль образования в воспитании культуры межэтнических отношений (4 ч.)

Правовые, морально-этические, религиозные основы воспитания. Факторы, влияющие на социализацию молодежи в полиэтничном регионе. Институты социализации. Роль среды в процессе социализации.

Тема 6. Семинарское занятие по итогам изученного курса

«Культура межэтнических отношений» ( 4 ч.)

Выступление преподавателя и учеников на темы:

1.О достойном поведении в обществе»;

2. О предстоящей деятельности выпускников общеобразовательной школы.

Практическая работа

1. Сотрудничество молодежи Ставропольского края и стран Евросоюза и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий.

2. Межгосударственное сотрудничество молодежи Ставропольского края со странами Евросоюза, Ближнего и Дальнего Востока по вопросам культуры и нации.

3. Межкультурное и межгосударственное сотрудничество молодежи Ставропольского края с другими регионами и странами для проведения экскурсий с целью ознакомления с достопримечательностями этих регионов и стран.

Содержание отдельных разделов курса и количество часов, выделяемых для их изучения, могут быть изменены преподавателем с учетом особенностей учащихся, уровня их подготовленности, круга их интересов, специфики местопроживания, а также собственных взглядов.

После введения этих курсов в образовательный процесс, как базовые и, оставляя при этом функционирующие учебные предметы как есть, с использованием теории педагогического воздействия, вызова и реализации резервных способностей учащихся, осуществим переход от ныне функционирующей школы, к Нашей новой школе – школе развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств, медицинской и межэтнической культуры учащихся. Плюс учебный ученический производственный комплекс, в совокупности являющиеся залогом будущей успешной трудовой деятельности и одновременно профилактикой негативных явлений в обществе, фактором, противостоящим им [ 5, 7].






footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+