Личный кабинет

О развитии экономического мышления школьников

Шота Музенитов ( Пользователь )
Уважаемые учителя и директора средних школ Российской Федерации!

Неразрешенность в образовательном процессе современной школы и вузов проблемы развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств учащихся, являющиеся фактором будущего успеха в производственной деятельности, приводит выпускников образовательных учреждений к разрушительным действиям. По всей стране разрушаются административные здания и сооружения, шахты, школы, горят леса, тонут корабли, падают самолеты, происходят аварии на дорогах. И приводящие к неисчислимым страданиям нашего народа, потерям людских ресурсов, государственных ценностей. А неразрешенность этой же проблемы, являющаяся в свою очередь важной профилактической функцией в вопросах преодоления, предотвращения негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию способствует их развитию, что является национальной трагедией нашего государства и его народа.

Видеть в своих детях такие качества как развитое экономическое мышление, организаторские способности, деловые качества, медицинскую, межэтническую культуру для личной жизни и особенно трудовой деятельности, захотят все родители, так как выпускник школы всегда найдет достойное место в обществе, дорогу в личной жизни. Да и школьники будут солидарны с родителями. Это уже большой плюс для внедрения разработанных нами материалов по данному направлению постепенно в образовательный процесс.

Развитию таких личностных качеств как экономическое мышление организаторских способностей и деловых качеств школьников способствует математика, и которые в свою очередь направлены на повышение производительности труда на производстве. Повышение производительности труда на производстве- это развитие экономики страны, что вполне может удовлетворить руководство страна, которое заинтересовано в этом для построения государства с развитым экономическим потенциалом. А развитие экономики страны, связанное с ростом производительности труда – это прямой рост заработной платы всех категорий граждан, включая и учителей. В этом случае и учителя будут довольны. С ними надо провести дополнительную работу в следующем направлении. Учителю математики в собственных интересах нужно научить школьников: как повышать на производстве производительность труда, что будет способствовать развитию экономики страны, а это реальный рост зарплаты все бюджетников, включая и учителей. Так что зарплата учителя находится в его собственных руках. Тем более, что им даем в руки учебное пособие "Математическая экономика", где разработана специальная методика по изучению прикладных задач, пути повышения производительности труда на производстве на базе глубокого экономико - математического анализа производственных задач, а все они, включая и задачи для самостоятельного решения приводятся с подробными решениями, что значительно облегчить работу учителя.

Таким образом цепочка: ученик- родитель-учитель-государство срабатывает в полной мере и все слои общества в целом будут довольны.

Теперь о ЕГЭ.

В ЭГЭ логичнее включать те вопросы и задачи, и по тем предметам, которые нужны и важны в личной жизни и особенно трудовой деятельности каждого выпускника школы. И раскрывающие суть экономического мышления, решения производственных задач, пути повышения производительности труда, рентабельности производства, культуру межличностных и межэтнических отношений и многое другое, которые получены школьниками в процессе обучения в школе. Включение в ЕГЭ таких задач мы добьемся, и с нами согласятся. И тогда учителю математики будет незачем тратить время на решение малоинтересных и нигде не используемых на практике, разве что в специальных вопросах, связанных с исследовательской деятельностью логарифмических, показательных, тригонометрических уравнений в условиях, когда мы уже вступили в рыночные отношения, а обратной пути нет. Тем более, что лишь 30% учителей в состоянии решать задачи, представленные в ЭГЕ. Крайне необходимо совершенствовать содержание среднего математического образования и направить его в русло на решение производственно-экономических задач. Та математика, которая изучается сегодня, подавляющему большинству учащихся не нужна, оставляя право отдельных учеников по собственному желанию и усмотрению изучать школьную математику более углубленно, которые составляют весьма незначительную часть от общего числа обучаемых под руководством учителя со стороны.

Нам нужна принципиально новая современная математика, отражающая рыночные отношения, а школьная математика, ее теоретическая часть имеет достаточно содержательную основу для решения производственно-экономических задач, для развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств школьников как фактор будущего успеха в трудовой деятельности. Плюс Учебный ученический производственный комплекс, где организаторские способности и деловые качества школьников развиваются в наибольшей и наилучшей степени.

Какую бы ни создавали Нашу новую школу и Законы об образовании для нее, если вышеприведенная цепочка ученик -родитель-учитель-государство не срабатывает, а на сегодня дело обстоит именно так, по существу никто не доволен, то эта школа, которая никого не устраивает и справедливо критикуемое обществом, вместе с системой образования и государства в целом будет обречена на развал, если центральным вопросом для нее не будет: развитие экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств, медицинской и межэтнической культуры школьников, которые в совокупности выступают как фактор будущего успеха на производстве, играют важную профилактическую функцию в вопросах предотвращения негативных явлений в обществе, включая безработицу, правонарушения, наркоманию. Так мы можем определить разницу, когда все будут довольны нашей школой, и когда никто не доволен, и какой выбор будет сделан нами?

Эти нелегкие социально- педагогические проблемы надо решать, если мы хотим построить государство с развитым экономическим потенциалом. СССР - богатейшая страна развалился, потому что на эти вопросы не обращали никакого внимания. Многие объясняют, что СССР развалили искусственно зарубежными странами, снизив цены на нефть, от которой мы очень зависели. На самом деле нефть ни причем. Кто мешал создать страну с развитым экономическим потенциалом. А разрушили страну те, кто не занимался развитием экономического мышления подрастающего поколения, являющимся основой государства.

Становится вполне очевидным и оправданным организация при каждой общеобразовательной школе центра развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств, медицинской и межэтнической культуры школьников, профилактики нарушений поведения. Который станет ориентиром для педагогического коллектива школы при построении всей своей дальнейшей работы.

Для разрешения поставленных задач необходимо принятие и соответствующих постановлений в обозначенном направлении «О развитии экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств школьников » и практических мер по их выполнению.

В настоящее время в системе высшего и среднего образования в России сложилась следующая ситуация:

1. Работники системы образования, учительская и преподавательская общественность, редакционные коллегии научных журналов страны имеют крайне слабое представление о производственной и экономической сфере, социальной среде, хотя имеют очень высокий образовательный уровень и они способны качественно обучать. Учителя и преподаватели образовательных учреждений при нынешнем содержании образовании не в состоянии готовить школьников и студентов к условиям рыночных отношений, да и сами, к сожалению, не готовы к этому. Много негативного в обществе, а ведь так не должно быть. Нужны коренные изменения в содержании образования. В представленном на широкое обсуждение проекте Закона «Об образовании» не предусматривается подготовка школьников к рынку труда, и является продолжением Закона «Об образовании» школы советского периода, и вряд ли он достигнет цели.

2. Не решается очень важная государственная проблема в производственной сфере, особенно, в период осуществления предпринимательской деятельности и подготовки управленческих кадров в стране: развитие экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств школьников и студентов, столь нужных в нынешних условиях рыночных отношений применительно к рынку труда. Собственно, действующая в настоящее время система образования и содержание образования не позволяют это сделать. В результате в вузах готовятся специалисты заведомо низкой квалификации, от крайне низкой экономической грамотности и экономического мышления которых в принятии решений по всей России происходят разрушительные действия.

Конечно, в этом направлении в общеобразовательных школах делаются в отдельных случаях определенные попытки в решении самой проблемы созданием экономических классов, преподаванием экономики в младших классах и т.д. Но все сводится к ознакомлению школьников с некоторыми сведениями из экономики и то по принципу - ученик: услышал-вышел –позабыл, что не эффективно. В вузах эта же проблема рассматривается лишь для студентов отдельных специальностей, а развитие экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств необходимо для каждого студента, без чего выпускника вуза нельзя отнести к числу высококвалифицированных специалистов. При этом без использования средств математики и самой математики, отражающей рыночные отношения, эту проблему- развития экономического мышления, организаторских способностей, деловых качеств школьников и студентов невозможно решить, а сведения об экономике можно получить и после окончания школы.

3. Ныне функционирующие учебники по математики в системе школа-вуз не отражают рыночные отношения, интерес к изучению математики со стороны школьников и студентов резко упал, а по существу происходит неоправданная трата времени на изучение неинтересной математики, что делает неэффективной весь процесс обучения математике, действующее на психику школьника явно не положительно.

Учителю математики необходимо помнить, что вышеперечисленные личностные качества являются необходимым условием, предопределяющим фактором в вопросах успешного развития экономики страны, создания государства с высоким экономическим потенциалом, и не менее важным- в вопросах предотвращении, преодолении и профилактики негативных явлений в обществе, в которых математике отводится ведущая роль. Можно с определенной уверенностью сказать, что какую математику мы изучаем, таково социальное, экономическое состояние общества, обороноспособность страны и благополучие народа в целом.

Учителю математики необходимо знать, что именно математике отведена историческая роль, как средство познания реальных производственных, экономико-практических ситуаций, развития экономической грамотности и экономического мышления, организаторских способностей и деловых качеств учащихся, направленные на повышение производительности труда на производстве. Знать экономику собственной страны, ориентироваться в экономических явлениях, происходящих в стране.

В этой связи крайне необходимо создание в системе школа-вуз принципиально новых учебников по математике нового поколения, отражающих рыночные отношения.

На сегодня уровень экономико-производственной грамотности наших учителей крайне низкий. В подтверждении этой мысли приведем конкретный пример. Присланную министерскую контрольную работу по математике учителя затруднились решить задачу, связанную каменой кладкой. Это было в 80-е годы прошлого века в пос. Тетри-Цкаро. Директору школы Цандекову А.Ф. ничего не оставалось, как обратиться за помощью известному греческому каменщику Самсону Ахилесовичу, который путем логических рассуждений и математических расчетов довольно быстро вывел задачу на правильный ответ. Но он предупредил директора школы, вопреки его ожиданиям, у которого явно были намерения пристыдить учителей математики о том, что проведением математических расчетов подобного рода задач я сталкиваюсь и занимаюсь почти ежедневно, а учителя не знакомы с технологиями производственных задач. И, что математический расчет производственной задачи - это основа развития экономического, производственного мышления учащихся, роста производительности в труда.

С учетом мнения простого каменщика Самсона Ахилесовича мы разработали и издали учебное пособие: «Сборник математических задач с экономическим содержанием» тиражом в 1000 экз., и раздали в качестве подарка школам г. Ставрополя и Ставропольского края. К сожалению, в Управлении образования г. Ставрополя нам не сразу сказали, что городские учителя по математике не могут решать задачи с экономическим содержанием. И тогда в новом учебном пособии «Математическая экономика», подготовленным к изданию, все задачи для самостоятельного решения приведены с подробными решениями, их более 500 разнообразных и для городских, и для сельских школ экономико-производственных задач.

Все сказанное происходит только потому, что со стороны Управлений образования, региональных министерств Российской Федерации проводится постоянная согласительная политика с центральными органами образования во всем. Полное отсутствие возражения, несогласия и самостоятельного решения вопросов, хотя законы «Об образовании в РФ» позволяют это сделать по важнейшим проблемам воспитания и обучения подрастающего поколения, требующей постоянной корректировки в быстро меняющихся условиях нашей жизни в такой чувствительной сфере как система образования страны. Пока мы будем перекладывать решение назревших проблем в системе образования страны из одной инстанции к другой как бы по принятым законам, а не решать самим, реформа школьного образования будет буксовать. По нашему глубокому убеждению обозначенные проблемы заслуживают всестороннего обсуждения со стороны учительской общественности Ставропольского края и Российской Федерации, властных структур и принятия соответствующих решений в системе образования.

С уважением и пожеланиями успеха в работе

Музенитов Ш.А. –директор центра развития, к.п.н., доцент.


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+