Личный кабинет

Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

Обсуждаем проект, предлагаем варианты, находим тонкие места
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 26.08.2012, 13:52) <{POST_SNAPBACK}>
ГО: Ну, да. Ну, да. А цитата - кто сказал? или откуда она?

Я сказал.
Мне пришлось участвовать в разработке федеральных программ и я знаю, что у определённых людей вырабатывается привычка писать казённым языком.
Однако обсуждение "рыбы" идёт гораздо живее и быстрее приводит к разумным результатам, когда идёт живым, а не казённым языком.
Потом записи результатов этого обсуждения систематизируются и излагаются имено таким языком, как у авторов концепции, ибо для чиновников министерств он более приемлим.
Но хорошо бы пояснительная записка к коцепции (или устное сопровождение), примерно страничка - 2 странички текста были бы написаны неказённо. Тогда документ воспринимается лучше.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Второй момент, на который обычно обращает внимание эксперт, - это "проблемная ситуация". Раз принимается новая Концепция, значит, старая уже не работает? Почему и что это за "старая концепция", которую призвана заменить Концепция профессионального самоопределения? Немного истории...

С 80-х в СССР царствовала концепция "профориентации".Человеку (ребенку или взрослому ) предъявляли результаты прохождения им тестов и показывали некую (они разные были) типологию "мира профессий". Ну, например, расхожую (кажется по Ядову, хотя могу ошибаться, я в этой советской социологии не специалист) "человек и техника", "человек и наука", "человек и знаковые системы", "человек и человек" и так далее... Сам вдишь Вася, - тебе туда, только туда и никак иначе.... В основном в ПТУ... Бурить кому-то надо?

Понятно, что бурные 90-е напрочь снесли эти "советские подходы" за счет дикого рынка и приоритета бандитизма.... С тех пор никто никому у нас в стране ничего не гарантирует.... Ни государство Васе достойную жизнь за приличную образованность, ни Вася государству свой сыновний долг выполнять... А жить-то как-то и ребенку, и взрослому, и юноше надо? Значит, - уметь ситуативно самоопределяться, выбирать и прогнозировать свою жизненную, социальную и профессиональную траекторию за свой счет, под свои риски и ответственность.... Так "ориентация" извне вынуждена была уступить идее "самоопределения" как диалога внутреннего и внешнего. Не противопоставление а двойная обратная (и тем шизофреническая) связь между "интериоризацией" Выготского и "экстериоризацией" Пиаже. Насмерть утопленная сегодня в новом законе об образовании и во ФГОСе в расплывчатом термине "социализация" , понимаемая как "адаптация". Но ведь ситуацию можно еще спасти за счет Концепции "профессионального самоопределения", которая не только "профессионального", но и "социального", и "личного-индивидуального" и "национально-культурного" ("идентификация) касается... Посмотрим как выходят из этой проблемной ситуации анонимные авторы Концепции профессионального самоопределенияю Иначе где же произойдет "субъективация" культурного инициативного субъекта? Где его самоопределяться, принимать ответственное с риском решение и делать многоальтернативный выбор научат?

Слово "проблема" встречается в тексте в трех местах... Рассмотрим их поочередно...Первое проблемное место.

Современный этап состояния профориентационной работы в Российской Федерации отличается противоречивостью, сочетанием ряда застарелых и относительно новых проблем с наличием и развитием «точек роста». Основные проблемы в данной сфере

Догадайтесь с трех раз, что имеется в виду под этой "сферой":=))

- Отсутствие государственной координации. Обозначенные в стратегических документах РФ цели и задачи развития экономики требуют пристального внимания к человеческим ресурсам, их развитию и оптимальному использованию.

Итак, живой человек с его проблемами - это РЕСУРС, а не СУБЪЕКТ. Осталось выяснить ЧЕЙ он ресурс и для ЧЕГО ресурс?

Устаревшие подходы и имитация практики. В тех образовательных учреждениях, муниципальных образованиях и регионах, где профориентационная работа с обучающимися ведется, она нередко осуществляется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов.

Итак, - плохая "профориентационная работа", которую нужно совершенствовать.

- Профориентационая работа неэффективна в тех образовательных учреждениях, в которых не налажено социальное партнерство с предприятиями экономической и социальной сферы и службами занятости

– в этом случае профессиональная ориентация подменяется образовательным консультированием. По имеющимся данным, до 50% выпускников покидают школу, не имея определенных профессиональных планов.

- Кадровые проблемы профориентационной сферы связаны, прежде всего, с неопределенной принадлежностью функций по сопровождению профессионального самоопределения.

Брат Коля, узнаешь брата Васю? И трех раз не надо , чтобыдогадаться что речь идет о проблемах прошлой "профориентации", а не человека, субъекта, ребенка... В названии ушли от "профориентации" к "профессиональному САМОопределению", а в своем сознании и в СОДЕРЖАНИИ деятельности САМОГО обучающегося все по старому оставили? Тогда в чем разница старой и новой Концепции?

А субъект-то как автономный ответственный свободный человек со свободой воли, - это тогда КТО?

В настоящее время эта функция распределена по различным должностям работников системы образования, что приводит к размыванию ответственности, снижению мотивации преподавателей образовательных учреждений к ведению профориентационной работы и, в конечном счете, к ее неэффективности. Отсутствие штатных должностей специалистов по сопровождению профессионального самоопределения естественным образом сочетается с отсутствием специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области.

Вот они, истинные суъекты, чьи проблемы пытается решить данная Концепция.

Второе "проблемное место"

Следствием обозначенных внутрисистемных проблем профориентационной сферы выступают определенные внешние социально-экономические эффекты:
- на макроуровне возрастает дисбаланс между кадровыми потребностями рынка труда и результатами деятельности системы профессионального образования по уровню и по профилю образования;
- на микроуровне снижается доля выпускников образовательных учреждений, готовых к эффективной профессиональной деятельности.


Это ЧЬИ проблемы? Государства, бизнеса или человека? Если волка назначить пастухом стада овец, то долго ли они просамоопределяются?

Кадровые проблемы профориентационной сферы связаны, прежде всего, с неопределенной принадлежностью функций по сопровождению профессионального самоопределения. . Отсутствие штатных должностей специалистов по сопровождению профессионального самоопределения естественным образом сочетается с отсутствием специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области

Дайте нам точку опоры, штаты, деньги.... И мы перевернем мир снова к пресловутой "профориентации". Здравствуйте, дорогие товарищи! Цели ясны, задачи определены... За профориентционную работу товарищи... На полвека назад! Но кандидаты станут докторами и академиками...

Третье проблемное место.

А как же все же с проблемами человека, а не структуры и не должности? Вот они

Основные угрозы, риски и проблемы
При приеме на работу.
В начальный период работы.
Возможные профессиональные заболевания.
Возможные профессиональные деформации личности.
Необходимость выполнения обязанностей по другим (смежным) работам в рамках данной работы при сохранении стандартной оплаты труда.
Другие угрозы в дальнейший период работы.
В процессе увольнения (сложность с увольнением в определенное время года, необходимость длительного срока доработки перед увольнением и др.).
После увольнения (ограничения на выезд и др.).


Вам смешно? Мне грустно... Это же авторы Концепции про самих себя, любимых волнуются.... При чем тут другие? Своя рубашка ближе к телу....:=))

Ну, и как эпилог...

Следствием обозначенных внутрисистемных проблем профориентационной сферы выступают определенные внешние социально-экономические эффекты

Лучше не скажешь... Честно, искренне и правдиво изложены ЦЕННОСТИ, стоящие за текстом этой, с позволения сказать, "концепции".

(Продолжение следует)
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 26.08.2012, 16:05) <{POST_SNAPBACK}>
Вот они, истинные суъекты, чьи проблемы пытается решить данная Концепция.

ГО: Владислав Иванович, дак я же сразу сказал, -

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 23.08.2012, 14:30) <{POST_SNAPBACK}>
В двух словах - проект распила денег. В основном, для авторов этой самой "ко...".

ГО: А Вы - столько слов и сил, к тому же авторы задним числом приписали, что, -

Цитата (Зачесова, 23.08.2012, 23:40) <{POST_SNAPBACK}>
Так что наша концепция вполне себе концепция. То, что Вы (ИМХО, конечно) не обнаружили идей, еще не означает их отсутствия. Шепотом: А заказывать мы никому ничего не планируем, поскольку вполне справляемся самостоятельно.

ГО: Владислав Иванович, Вы же видите, авторы хотят Вас поэксплуатировать "за так"? Вы сейчас за них тут диссер накатаете... Вам это всласть, я понимаю. Я им предложил заказать концепцию Гину А.А. Им это не подходит, так как тогда к защите нечего предъявить будет.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Третий момент, на который обращает внимание НЕЗАВИСИМЫЙ эксперт, - это "проектная идея" по преодолению ПРОБЛЕМЫ. Мало ли что плохо проблемный и позиционный анализ в ситуации проведен? К этому может быть много причин... А вдруг проектная идея Концепции такая "шик-блеск", что и все сложности перехода от "профориентации" прошлого века к "профессиональному самоопределению" третьего тыселетия как рукой снимет? Так что без всякого предубеждения и взаимных подозрений к анализу "проектной идеи" перейдем... Что же в Концепции предполагается ДЕЛАТЬ? Под каждую Концепцию как нормативно-правовой акт, раньше или позже Программа (обычно это ЦКП - целевая комплексная программа) пишется и на нее уже бюджетные деньги ПОТОМ выделяются. На действия, меры и мероприятия Программы...На какие? На что упор делаться будет?

«Точки роста» в сфере сопровождения самоопределения
Инновационные прецеденты практики, возникающие на различных уровнях (локальном, муниципальном, региональном) в порядке «инициативы снизу»:
 региональные целевые программы по развитию системы профессиональной ориентации;
 модели и механизмы социального партнерства образовательной сферы с предприятиями и бизнесом;
 прецеденты межведомственного взаимодействия региональных систем образования с учреждениями системы труда и социальной защиты;
 негосударственные специализированные учреждения профориентационной направленности
 и т. д.


Так практически мне и добавить сюда нечего.... Кроме, может быть, - инновационных образовательных технологий". А если и нет инноваций, то

Незадействованный потенциал традиционных элементов системы образования, который может быть более полно раскрыт и реализован за счет:
 совершенствования содержания и методик традиционных учебных предметов, при знакомстве с которыми возможно приобщение школьников и к миру труда и профессий;
 профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, которые оказывают влияние на процесс самоопределения учащихся.


Здесь два коментария... Первый - про СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ... Министра образования и науки Дмитрий Ливанов на днях впервые дал оценку федеральным госстандартам образования, и оказалась она далеко не лестной.
- Сегодня содержание образования во многом определяется Единым госэкзаменом, а не стандартами, это в корне неправильно, - считает Ливанов. - Неконкретность при описании образовательных результатов в федеральных государственных стандартах общего образования,

Итак, - первое... Для внедрения идеи самоопределения ("профессиональное", - это не сущесвиельное, а прилагательное) нужно разрабатывать в массовом порядке НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. И делать это, вообще говоря, должны делать не учителя.

Второе... Писал уже... Возможно спорное, но мое глубокое убеждение, заключается в том, что не надо сегодня учителя НИКАК трогать, - ни обучать, ни просвещать, ни рекомендациями до конца непродуманными накачивать, - у него и так руки трясутся и голова кругом идет, - он сам на месте разберется как деформировать , извратить и под свои и детские нужды приспособить и новый закон, и ФГОС... Сам... Не первый раз замужем:=))

А вот новой единицей оганизационного развития образования сегодня и выступают Институты повышения квалификаци, или Инстиуты развития образования, как их сегодня величают... Или Университеты... Или... Словом, - методисты... В целом выступают как институция .. Это потому, что с июля будущего года им субсидии на выполнение государтвенного заказа намного урежут, - наверху тоже уже поняли бесполезность, а то и вредность их нынешнего существования... В который раз поднимается разговор об образовательном ваучере для учителя... А со вступлением России в ВТО эта перспекива стновится и вовсе реальной.. Так что ИПК сегодня не позавидуешь, - им хуже всех... Хуже чем школе, хуже чем учителю, хуже чем ребенку.. Если это можно представить:=)) Крах настает...

Значит, им нужно помочь освоить новые метолики обучения технологиям АНАЛИЗА, РАЗРАБОКИ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ, МОДЕРАЦИИ для принятия решения в ситуации многольтернативного выбора. То есть для их собственного профессионального самоопределения....Чтобы именно они новое содержание образования разрабатывали... В таких образовательных услугах не только учителя, но и управленцы из других, пока неокученных ИПК, ведомств нуждаются... Пусть ИПК денежки зарабатывают на рынке услуг , а не на бюджетных субсидиях... Так что вот методисты, сплоченные в сетевую организацию, - сегодня главный ресурс развития российского образования.Они - ресурс, а ребенок - субъект. И волки целы, и овцы сыты:-))

. В результатах ТАКОЙ деятельности по сопровождению профессионального самоопределения в настоящее время заинтересованы:
 государство;
 представители научно-образовательного сообщества;
 обучающиеся и их семьи;
 представители экономической сферы;
 общество в целом.

(Окончание следует)

P.S. Перед счастливым окончанием.:-)))

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Если возникает концептуальная проектная идея, то на четвертом шаге НЕЗАВИСИМЫЙ эксперт (из позиции консультанта по управлению) начинает "концептуальную расчистску", выявляя скрытые смыслы и восстанавливая целостность в модели.

Возникает вопрос о СТАТУСЕ данного текста... Мало ли что взбредет в голову предложить НЕЗАВИСИМОМУ внешнему эксперту - оставить "богу -богово, а кесарю - кесарево" - не переходить на первом ПЕРЕХОДНОМ этапе к работе пары "обучающий-обучающийся", которая является саморазвивающимся коллективно распределенным СУБЪЕКТОМ, а остановиться сначала на "организационно-педагогическом" СОПРОВОЖДЕНИИ сложных процессов "профессионального самоопределения".- начать создавать совместными усилиями СЕТЬ методистов - ИПК и их аналогов, привлекая РЕСУРСЫ (в том числе, и финансовые) регионов, и делая саму эту СЕТЬ РЕСУРСОМ развития . Другие профессиональные позиции могут с этим и не согласиться.

Авторы-создатели текста поэтому и анонимны, потому что представляют не СЕБЯ лично, а подразделение ФИРО. То есть находятся не в СЕТИ, а структуре отношений. И это их право и должностная обязанность.

Цитата (Сергеев И.С., 24.08.2012, 16:47) <{POST_SNAPBACK}>
Концепция разрабатывается в ФИРО на основе государственного заказа. Заказчиком выступает Министерство образования и науки РФ. Исходя из этого выстраивается основная содержательно-смысловая линия Концепции - определение федеральных и региональных условий, обеспечивающих доступность государственных услуг по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Остюда следует совершенно определенная система ограничений, в рамках которых и создавалась Концепция:
1) в центре внимания Концепции находятся федеральный и региональный уровни управления образованием, а не локальный уровень, т.е., не сам процесс поддержки самоопределения;
2) в центре внимания - вопросы обеспечения доступности услуг по сопровождению самоопределения;
4) системность Концепции состоит не в плане развития какой-либо одной системной идеи, а в плане охвата системы уровней, задач и направлений работы по сопровождению профсамоопределения обучающихся в учреждениях образования.


Значит, существует текст ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ на разработку ТЕМЫ, который нужно внимательно прочитать, чтобы ответить на ряд вопросов
- первое, - речь идет о государственной образовательной БЮДЖЕТНОЙ услуге, финансируеой федеральным ценром через субсидии, или об "платной образовательной услуге"? Для самого ФИРО это безразлично - читаем в Уставе федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институтразвития образования» (ФГАУ «ФИРО»)

1.8. Институт осуществляет свою деятельность в соответствии с
предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и
уставом, путем а) выполнения работ, б) оказания услуг в сфере образования.

И это очень мудро и дальновидно было сделано (Я сам когда-то в 90-х у Днепрова там работал еще на Цветном бульваре)

- второе, - может ли быть Концепция быть разработана по "техническому заданию" сверху?

Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими голосами», признаваемыми участниками диалога. Референцильное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.

Или же проблемный и задачный подходы одновременно несовместимы?

- третье, - может ли (имеет ли право по Уставу) ФИРО вообще "создавать концепции"? В основных видах деятельности это не приведено, хотя есть мудрая формулировка на все случаи жизни:=))

2.5. Институт вправе вести деятельность, предусмотренную пунктом 2.4
настоящего устава постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых он создан, и соответствующую указанным целям.

- четвертое - можно ли рассматривать данный текст как проект нормативно-правового акта, потенциально переходящий в целевую комплексную программу (федеральную или региональную) или это только "оферта" для возможных региональных или муниципальных, государственных или частных участников с последующим долевым многоканальным финансированием?

При уточнении этих, и возможно, возникших далее вопросов, сама идея "профессионального самоопределения" представляется мне очень перспективной и форма ее сетевого продвижения очень адекватной содержанию.

И пятое, в заключении.... Какой же я был бы ВИР, если бы не привел схему, наиболее общей концептуальной модели:-)) Урезать-то всегда под потребности практики можно, а вот забыть что-то нежелательно.

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Каждый термин (определение, понятие) должно быть в тезаурусе раскрыто


Большое спасибо, что пригласили к участию в обсуждении Было интересно поднапрячься, подумать и нечто про себя понять. Если позовете, то с удовольствием приду еще.... Особенно, если встречу Светлану Николаевну Чистякову и Николая Федоровича Родичева, с которыми по этой теме за двадцать лет сложилоь профессиональное взаимопонимание.
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 27.08.2012, 10:56) <{POST_SNAPBACK}>
Большое спасибо, что пригласили к участию в обсуждении Было интересно поднапрячься, подумать и нечто про себя понять. Если позовете, то с удовольствием приду еще.... Особенно, если встречу Светлану Николаевну Чистякову и Николая Федоровича Родичева, с которыми по этой теме за двадцать лет сложилоь профессиональное взаимопонимание.
Дорогой ВИР!
Если желаете - приезжайте на обсуждение к нам ФИРО. И Николая Федоровича встретите обязательно, и много кого еще.
Мы Вам всегда рады.

Елена
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Зачесова, 27.08.2012, 21:44) <{POST_SNAPBACK}>
Если желаете - приезжайте на обсуждение к нам ФИРО. И Николая Федоровича встретите обязательно, и много кого еще.

Спасибо большое, дорогая Елена Васильевна! Физически присутствовать уже здоровье не позволяет... А вот душой и виртуально... :=)) Или тут в текстах..Ведь вон сколько вопросов осталось...

А, если хотите, то всего один, очень важный для меня вопрос. Не по содержанию, а по способу создания любой концепции. Потом проекта... Потом программы... От какой "печки" танцуешь, такие коленца и выбрасываешь, и туда в результате вальса и "приплывешь":=)) Воспроизводство филогенеза в онтогенезе.., заумно выражаясь..

С чего и когда начинать АНАЛИЗ нужно - с ЗАДАЧИ или с ПРОБЛЕМЫ? И кто с чего и почему именно так и начинает? Тогда ЦЕЛИ анализа предопределяют содержание проведенного анализа... А потом отсюда и все остальное, вплоть до результатов концепции , программы и проектов..

P.S.Уважаемые коллеги, начал сам для себя
досконально по этапам разбираться, и неожиданно в сообщениях с 96 по 107 (там они снизу вверх) получил новый проект про "профессиональное самоопределение" - ""Разработка национального стандарта консультирования профессионального самоопределения и его реализация через систему добровольной сертификации ГОСТ Р" . Посмотрите, если интересно, пожалуйста.
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Редюхин Владислав Иванович, 28.08.2012, 10:20) <{POST_SNAPBACK}>
С чего и когда начинать АНАЛИЗ нужно - с ЗАДАЧИ или с ПРОБЛЕМЫ?

Случайно увидел на главной странице форума автора и полез знакомиться...
Спасибо Владислав Иванович!
Давно не читал тексты такого качества!
Жаль смайлики здесь на форуме не любят...
Светлана Громова ( Пользователь )
Прочитала Концепцию. Весьма наукообразно. Логично было бы опираться не только на достаточно банальные истины, но и на статистические исследования, которые бы подтвердили необходимость декларируемых изменений.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Цитата (Светлана Громова, 05.09.2012, 08:55) <{POST_SNAPBACK}>
Прочитала Концепцию. Весьма наукообразно. Логично было бы опираться не только на достаточно банальные истины, но и на статистические исследования, которые бы подтвердили необходимость декларируемых изменений.

Здравствуйте. Светлана федоровна! Неужели Вы подвиг совершили и все 60 страниц этого вот текста про СЕТЬ прочитали?:=))

[attachment=47578:СЕТЬ_Кон...уст_2012.doc]

Боюсь, что это офф-топ для темы этой ветки, но одна Концепция другой всегда стоит... В той, которую Вы посмотрели и утверждается, что проектное ДОЛЖНОЕ (то, что "должно быть" исторически) логически не вводится из статистического СУЩЕГО (того, что сегодня уже есть или вчера было). Другими словами, "модернизировать" "профориентацию" невозможно, - требуется ничего старого не разрушая (само отомрет) рядом, но не вместе, автономно, но согласованно, выстраивать ИНУЮ систему "профессионального самоопределения", опирающегося на новое СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, о котором начал говорить Д.Ливанов.

…Однако необходимо избежать соблазна прямолинейного широкого копирования «лучших международных практик».
… У нас есть исторический шанс стать участниками установления новых правил игры в международном образовательном пространстве. В этом главный вызов ближайшего десятилетия.


Иначе это будет не СЕТЬ, а совершенно другая "научная" Концепция.... Кто бы спорил:-)) Пусть взрастут все цветы:=)) Но количество цветов в спектре ограничено

Просто сегодня каждый охотник желает знать где сидит фазан который честен будет


И еще, - сошлюсь на "Эврику" http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/18593.html

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+