Личный кабинет

Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

Обсуждаем проект, предлагаем варианты, находим тонкие места
Елена Зачесова ( Пользователь )
Коллеги!
В Центре профессионального образования ФИРО разработан проект "Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования".
Предлагаем вам принять участие в открытом обсуждении проекта концепции и высказать свои соображения, замечания, предложения и т. д.

UPD: 26.08 в стартовом топике добавлена новая версия Концепции, добработанная с учетом результатов обсуждения.

UPD: 25.10 добавлена третья итерация по результатам обсуждения в ходе совещания.

Елена
Наталья Еремина ( Пользователь )
Здравствуйте! Концепция, раскрывающая структуру профессионального самоопределения да ещё в условиях непрерывности образования - это чудесно. Не хватает одного - критерия, относительно которого будут выстраиваться чудесные макро- и микрозадачи самоопределения. Я говорю о работодателе, к которому должны будут прийти выпускники. Подготовка "просто хорошего специалиста" - это самобаловство, уж извините. Обучающийся сегодня должен точно знать, где он будет (а не сможет) дальше работать. Мотивировать студента тем, что "ты будешь хорошим специалистом, если придёшь к нам" сейчас очень тяжело. Поколение реалистов: им нужно точно знать, где, куда и, желательно, на какие деньги они смогут дальше пойти работать с полученными образовательными услугами, которые предлагает конкретное учебное заведение. Чтобы концепция не осталась на бумаге, нужно в первую очередь моделировать систему "учебное заведение-работодатель". Чья это компетенция? Мне трудно сказать. Я работаю в колледже дизайна одежды, который готовил специалистов для лёгкой промышленности России. Обещать детям на голубом глазу, что вы сможете возродить нашу промышленность или поехать за границу... Можно, конечно, но противно. Так что, ещё раз. Концепция - вполне. Не понятно, относительно чего выстраивать рекламную кампанию. Спасибо.
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Наталья Еремина, 20.08.2012, 21:28) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте! Концепция, раскрывающая структуру профессионального самоопределения да ещё в условиях непрерывности образования - это чудесно. Не хватает одного - критерия, относительно которого будут выстраиваться чудесные макро- и микрозадачи самоопределения.
...
Концепция - вполне. Не понятно, относительно чего выстраивать рекламную кампанию.
Наталья Александровна!
Спасибо за высказанное мнение.
Предлагаю принять участие в опросе на соседней ветке.
Елена
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Наталья Еремина, 20.08.2012, 21:28) <{POST_SNAPBACK}>
Обещать детям на голубом глазу, что вы сможете возродить нашу промышленность или поехать за границу... Можно, конечно, но противно.

ГО: Спасибо, г-жа Ерёмина, за честность. Я просмотрел так называюемую "концепцию"... Искал "на, а где же технология, по которой это делается?". Не нашёл. Вместо неё нашёл море научных фраз, понять которые с трудом удавалось с 5-6 прочтения... Нашёл прелестный раздел "6. Основные идеи". В его начале жирным выделены слова, которые с идеями и рядом не лежали. Дальше есть вот такие идеи, - уже не жирным шрифтом, -
Идея осмысленности выбора

Идея самоопределения как пробы

Идея возможного несовпадения цели и средств.

Плакать или смеяться? И то, и другое. Короче - документ представляет из себя проект кормушки для неисчислимого количества государственных денег, которые все уйдут впустую. Нашёл для себя полезность всё же, - в самом конце есть "приложение 3" - вполне пригодится для нашей работы по профсамоопределению, которую мы ведём здесь же на педсовете. Возьму для дела это приложение.

В двух словах - проект распила денег. В основном, для авторов этой самой "ко...".
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 23.08.2012, 14:30) <{POST_SNAPBACK}>
В двух словах - проект распила денег. В основном, для авторов этой самой "ко...".
Григорий Олегович!
Даже не знаю: плакать или смеяться...
Это - концепция, а не методические рекомендации или (тем более) сборник рецептов. Мы, авторы, за нее не получили ни копейки, и вряд ли можем надеяться что-либо получить, поскольку эта концепция не входит ни в какие финансируемые программы и проекты.

Вы еще скажите, что консультации по ФГОС, которые я веду здесь - это источник моего личного обогащения ;)))

Елена
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Зачесова, 23.08.2012, 19:07) <{POST_SNAPBACK}>
Это - концепция, а не методические рекомендации или (тем более) сборник рецептов. Мы, авторы, за нее не получили ни копейки, и вряд ли можем надеяться что-либо получить, поскольку эта концепция не входит ни в какие финансируемые программы и проекты.

ГО: Да не... Видимо, нужно уточнить... Я не имею в виду работу по разработке концепции. Я имею в виду ту работу, которая развернётся, когда концепция пойдёт в реализацию, - туда будет вбухнуто море денег. И на рабочие места в этом процессе встанут люди... Вот они и распилят это море... Это что касается денег. К Вам лично это не имеет отношения, тем более, что в тексте об авторах нет ни слова. Почему-то. Скромничают? или как?

Что касается концепции, то её просто не содержится в документе... Её там нету. Именно по этой причине документ невозможно обсуждать. Попробую пояснить.

Вот, например, когда объявили конкурс на проект школы Сколково, то дали 5 страниц 14-ым шрифтом. Из них почти две страницы заняло представление членов команды, которая делает проект. Нужно было всё втиснуть в оставшиеся 3 страницы. Я бы, для примера, предложил авторам их концепцию тоже втиснуть в 3 страницы.

Вот другой пример, прямо из педсовета. Есть тема про метод Шаталова. Я добиваюсь у Лебедева "в чём системность метода?" - не получаю ответа. А вот читаю текст Гина А.А.... Текст, конечно, по тризу... В нём он спрашивает "
Каким системным свойством обладает система "настольная лампа"? ". Надо так понимать, что, видимо, лампа им всё же обладает... Ну, хотя бы потому обладает, что Гин зря никогда не спрашивает...)))

Теперь я Вас спрашиваю "в чём идея концепции?". Те три "идеи", которые я привёл из текста документа здесь выше (сообщение 4), идеями не являются вообще (думаю, излишне, напоминать, что все мои тексты всегда ИМХО?))) ). А если в названии написано гордое слово "Концепция", то уж извольте идею выдать в рафинированном виде. И в понятном людям, конечно.

Но правильным решением задачи создания концепции было бы - заказать её Гину. Тогда можно было бы не сомневаться в наличии в ней системной идеи. Системные идеи, в отличие от денег, на дороге не валяются.
Елена Зачесова ( Пользователь )
Цитата (Громыко Григорий Олегович, 23.08.2012, 22:36) <{POST_SNAPBACK}>
Что касается концепции, то её просто не содержится в документе... Её там нету. Именно по этой причине документ невозможно обсуждать.

в тексте об авторах нет ни слова. Почему-то. Скромничают? или как?

Теперь я Вас спрашиваю "в чём идея концепции?". Те три "идеи", которые я привёл из текста документа здесь выше (сообщение 4), идеями не являются вообще (думаю, излишне, напоминать, что все мои тексты всегда ИМХО?))) ). А если в названии написано гордое слово "Концепция", то уж извольте идею выдать в рафинированном виде. И в понятном людям, конечно.

Григорий Олегович!
То, что выставлено для обсуждения никаким боком не документ, а концепция, о чем и написано в заголовке.

Авторы указаны - Центр профессионального образования ФИРО. Или Вам поименно?

Возможно, под названием концепция Вы понимаете что-то иное, чем мы, ее авторы?

Ведь концепция не только 3 страничный текст, но и:
- определенный способ научного понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса;
- точка зрения на предмет или явление;
- руководящая идея для систематического освещения рассматриваемых объектов;
- единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда или художественного произведения;
- система взглядов и теоретических положений,
- и т.д., и т.п.

и даже
- термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий, связанный с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты - устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации (во как!).

Так что наша концепция вполне себе концепция. То, что Вы (ИМХО, конечно) не обнаружили идей, еще не означает их отсутствия.

Шепотом: А заказывать мы никому ничего не планируем, поскольку вполне справляемся самостоятельно.

Елена
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Зачесова, 23.08.2012, 19:07) <{POST_SNAPBACK}>
Григорий Олегович!
Даже не знаю: плакать или смеяться...
Это - концепция, а не методические рекомендации или (тем более) сборник рецептов. Мы, авторы, за нее не получили ни копейки, и вряд ли можем надеяться что-либо получить, поскольку эта концепция не входит ни в какие финансируемые программы и проекты.

Вы еще скажите, что консультации по ФГОС, которые я веду здесь - это источник моего личного обогащения ;)))

Елена

Извините, Елена, но очень уж противно читать тот казённый язык, которым написана концепция.
Основная проблема современного профопределения (по сравнению с профопределением в СССР) - это отсутствие "пятилетнего плана".
Т.е. "неплановость" экономики.
Потому и тяжело "профопределиться", что даже те, кто должны помогать молодёжи с профопределением не могут спрогнозировать развитие общества на какой-нибудь более-менее приемлемый период.
И это не их вина. Это последствия перехода от плановой социалистической экономики к стихийно-капиталистической, олигархической.
Что же можно с этим поделать?
1. Парк-школа (типа парка Тефен в Израиле), где все, желающие что-то делать, могут обучиться соответствующей профессии, ибо давно известно, что истинное мастерство всегда найдёт себе применение.

2. Создание льготных условий для компаний, нанимающих учеников на работу. Наверняка помните фильм "Женщины" и систему ученичества на фабриках. 6-ти-классник, освоивший компьютер и начавший писать программы, вполне может внести свежую струю в фирму по созданию ПО. Нужно просто юридически оформить возможность найма таких 6-ти-классников в фирмы.
***
Вынужден отвлечься на основную работу.
Постараюсь продолжить по возвращении.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 24.08.2012, 09:02) <{POST_SNAPBACK}>
Это последствия перехода от плановой социалистической экономики к стихийно-капиталистической, олигархической.
Что же можно с этим поделать?

ГО: В других странах - не лучше, так как динамика спроса на профессии сумасшедшая. И у нас ту много чего и давно делается, но служба трудоустройства - это полный фэдэпэ (фиктивно-демонстративный продукт). Гигантские хорошо обученные учреждения, а результат - еле слышный "пук". А в это дело вбухивается немеряно денег! Просто кошмарное количество... Экстенсивные предложения, - именно такие, в которых есть фразы "построим, дадим, купим, наймём", - не катят. Реальны лишь предложения, не требующие никаких затрат, - именно и буквально ноль затрат.

Именно такую систему мы обсуждаем и делаем здесь на педсовете в теме по профсамоопределению. Между прочим, у этой системы есть системная идея, поэтому я и говорю о том, что мы делаем систему. И это не просто "форма речи".
Игорь Сергеев ( Пользователь )
Как сотрудник Центра профессионального образования ФИРО, поясню происхождение и особенности Концепции.

Концепция разрабатывается в ФИРО на основе государственного заказа. Заказчиком выступает Министерство образования и науки РФ. Исходя из этого выстраивается основная содержательно-смысловая линия Концепции - определение федеральных и региональных условий, обеспечивающих доступность государственных услуг по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Остюда следует совершенно определенная система ограничений, в рамках которых и создавалась Концепция:
1) в центре внимания Концепции находятся федеральный и региональный уровни управления образованием, а не локальный уровень, т.е., не сам процесс поддержки самоопределения;
2) в центре внимания - вопросы обеспечения доступности услуг по сопровождению самоопределения;
3) перспективной формой разворачивания Концепции является соответствующая государственная целевая программа, или раздел более широкой целевой программы (что, видимо, и было квалифицировано выше в обсуждении как "проект распила денег");
4) системность Концепции состоит не в плане развития какой-либо одной системной идеи, а в плане охвата системы уровней, задач и направлений работы по сопровождению профсамоопределения обучающихся в учреждениях образования.

Если у практиков, реализующих инновационные проекты, программы, технологии и стратегии в области сопровождения профсамоопределения есть предложения по инструментам и формам системной государственной поддержки всей совокупности этих достаточно разрозненных и иногда противоречащих друг другу практик, - будем рады их выслушать. Пока же свою задачу-минимум разработчики Концепции видят в том, чтобы в Концепции не было ничего, что могло бы стать основанием для ограничения этих практик на государственном уровне и помешать их органичному саморазвитию. Задача-максимум - понять, какие условия должны быть созданы, чтобы расширить поле востребованности этих практик.

С уважением, Игорь Сергеев.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+