Личный кабинет

Поиск ошибок - дело полезное.

Валерий Чернухин ( Пользователь )
Не скажу, что систематически анализировал школьные учебники химии, но иногда натыкаюсь. Решил собрать воедино ошибки школьных учебников по химии.
Итак, для начала:
"Известно, что в обычных условиях все металлы, за исключением ртути, являются твёрдыми веществами с металлической кристаллической решеткой"
(Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. Базовый уровень. 10 класс. Стр. 151)
Заблуждение → Ртуть — единственный жидкий металл.
Кстати галлий - хороший кандидат для высокотемпературных термометров, поскольку его температура кипения выше, чем у ртути.

Кстати типичная ошибка в учебниках химии про энергию активации, что это - именно энергия перехода через промежуточное состояние. Но об этом - позднее.
Николай Мимеев ( Пользователь )
Цитата (Валерий Чернухин, 09.07.2012, 13:33) <{POST_SNAPBACK}>
Итак, для начала:
"Известно, что в обычных условиях все металлы, за исключением ртути, являются твёрдыми веществами с металлической кристаллической решеткой"
(Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. Базовый уровень. 10 класс. Стр. 151)
Заблуждение → Ртуть — единственный жидкий металл.
Кстати галлий - хороший кандидат для высокотемпературных термометров, поскольку его температура кипения выше, чем у ртути.

С детства помню, что цезий и франций имеют низкую температуру плавления. Откуда?
Вспомню.
Про галлий узнал впервые.

Цезий нашёл: http://slovo.ws/urok/fizika/08/002/032.html
елена левченко ( Пользователь )
В КИМах по за 2011-2012 учебный год содержится большое количество опечаток. Некоторые ответы поменены местами. КИМы Медведева.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Продолжим?
Встретил в вопросах ЕГЭ такой сюр:
Степень окисления хлора в молекуле KClO3 равна

1) –1

2) +1

3) +5

4) +7

Физикам ТАК ошибаться простительно. Химикам - нет.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Валерий Чернухин, 08.10.2012, 14:18) <{POST_SNAPBACK}>
Продолжим?
Встретил в вопросах ЕГЭ такой сюр:
Степень окисления хлора в молекуле KClO3 равна

1) –1

2) +1

3) +5

4) +7

Физикам ТАК ошибаться простительно. Химикам - нет.

Школьники дадут ответ №3.
А в чём ошибка (растолкуйте, как химик физику...)
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Молекулы KClO3 не существует. Это вещество немолекулярного строения - в твёрдом виде имеет ионную кристаллическую структуру.
Конечно при этом даётся правильный ответ, но формулировка всё равно коробит (как "молекулы металлов").

В одном из вопросов ЕГЭ необходимо было указать из списка вещество, у которого все связи ковалентные неполярные. К ужасу, им оказался хлорид аммония.Такие вот чудеса бывают.

Вот - типичная ошибка, касающаяся объяснений теории переходного состояния. http://www.himikatus.ru/art/ch-act/0434.php
Многие студенты на полном серьёзе считают, что в уравнение Аррениуса входит потенциальная энергия или необходима именно затрата энтальпии.
Это - довольно грубая ошибка, так как в переходном состоянии энергия активации определяется далеко не всегда энтальпией.

В учебнике Габриеляна "Органическая химия 10" говорится, что якобы вторичная структура белка представляет собой спираль.
У подавляющего большинства белков наряду со спиралью встречается и складчатая плоскостная структура.
Правильно говорить, что вторичная структура белка образована регулярными водородными связями.
Дмитрий Шишкалов ( Пользователь )
Цитата (Валерий Чернухин, 09.10.2012, 07:09) <{POST_SNAPBACK}>
Молекулы KClO3 не существует. Это вещество немолекулярного строения - в твёрдом виде имеет ионную кристаллическую структуру.
Конечно при этом даётся правильный ответ, но формулировка всё равно коробит (как "молекулы металлов").

Насколько я помню химию, молекулу поваренной соли тоже в школе называют "молекулой" с ионной связью.
Что тут может коробить?
Разные молекулы бывают в природе.
Но свойство загораться при трении бертолетовая соль проявляет именно при наличии калия.
Магистерскую степень по химии в Технионе я получал докладывая об электрохимических свойствах Феррата калия.
Кристаллическая структура очень похожа.
Тоже связь ионная.
Но никто не смущался называть его "молекулой"...
Так что лично я не считаю этот вопрос ЕГЭ ошибочным или некорректным.

Цитата (Валерий Чернухин, 09.10.2012, 07:09) <{POST_SNAPBACK}>
В одном из вопросов ЕГЭ необходимо было указать из списка вещество, у которого все связи ковалентные неполярные. К ужасу, им оказался хлорид аммония.Такие вот чудеса бывают.

Это, конечно, безобразие.

Цитата (Валерий Чернухин, 09.10.2012, 07:09) <{POST_SNAPBACK}>
Вот - типичная ошибка, касающаяся объяснений теории переходного состояния. http://www.himikatus.ru/art/ch-act/0434.php
Многие студенты на полном серьёзе считают, что в уравнение Аррениуса входит потенциальная энергия или необходима именно затрата энтальпии.
Это - довольно грубая ошибка, так как в переходном состоянии энергия активации определяется далеко не всегда энтальпией.

В учебнике Габриеляна "Органическая химия 10" говорится, что якобы вторичная структура белка представляет собой спираль.
У подавляющего большинства белков наряду со спиралью встречается и складчатая плоскостная структура.
Правильно говорить, что вторичная структура белка образована регулярными водородными связями.

С этими замечаниями я согласен.
Уравнение Аррениуса вообще довольно сложно для понимания даже студентами-химиками.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 09.10.2012, 21:19) <{POST_SNAPBACK}>
Насколько я помню химию, молекулу поваренной соли тоже в школе называют "молекулой" с ионной связью.
Что тут может коробить?
А Вы покажите, где называют, и я поверю. Я ведь в школе химию преподавал 6 лет, и малость знаком со школьными учебниками. Наоборот, в учебниках прямо говорится, что значительная часть неорганических веществ имеет немолекулярное строение - в самом начале при изучении химии.
А о том, что такое молекула, чёткий ответ был дан в ветке по физике:
"В учебниках физики ошибочно введено понятие молекулы - из этого определения может возникнуть ошибочное впечатление о том, что чуть ли не все вещества имеют молекулярное строение, хотя основная масса веществ на земле имеют немолекулярное строение.
Это понятие более конкретное, хотя и является определённой идеализацией и вводится оно в химии - сначала как приблизительное, затем уточняется при изучении химической связи.
Ввести сразу же это понятие сложно, можно говорить только в виде приближённой модели.
1. Молекула - это многоатомная система с вполне определённым количеством атомов разных химических элементов (в отличие, скажем от веществ с атомной или ионной кристаллической решёткой). Это - ключевой признак.
2 В молекуле все или часть атомов обязательно участвуют в образовании ковалентой связи, хотя иногда некоторые атомы быть может, образуют ионную связь.
3. Является наименьшей частицей вещества, обладающей всеми его химическими (но не физическими) свойствами. Ван-дер-Ваалльсовы и др. взаимодействия могут обеспечивать образование кластеров молекул, существенно меняющих их физические свойства, как, например, в случае жидкой воды или молекулярных кристаллов.

При более детальном изучении, иногда молекулу определяют школьникам как систему, с фиксированным конечным набором ядер атомов определённого вида, в поле которых движутся электроны.

Более подробно здесь
"

В школьных учебниках не говорится о молекуле NaCl. В школе так не изучают.

Цитата (Дмитрий Валерьевич Шишкалов, 09.10.2012, 21:19) <{POST_SNAPBACK}>
Уравнение Аррениуса вообще довольно сложно для понимания даже студентами-химиками.
В уравнение Аррениуса входит не некая загадочная потенциальная энергия и не энтальпия, а энергия Гиббса - у Габриеляна даётся это понятие для школьников.
Поэтому нередко важна не энтальпийная, а энтропийная составляющая. Так и бывает в реальной жизни.
Очень много энтропийных эффектов встречается (кстати, "разжимание" каучука после сжатия, гидрофобные взаимодействия в белке обусловлены именно энтропийной составляющей - именно поэтому эти явления происходят самопроизвольно).
Многие катализаторы, ускоряя реакции, изменяют именно энтропийную составляющую в энергии активации - TS.
Георгий Можаев ( Пользователь )
"многоатомная система с вполне определённым количеством атомов разных(??) химических ..."
- молекула - согласен, но что делать, притерлось слово "молекула", избавиться трудно, тем более что термин "молекулярная масса" KClO3 никого не смущает
- для большинства реакций, протекающих при условиях близких к комнатным, определяющий вклад в энергию Гиббса вносит энтальпийный фактор. Энтропийный играет существенную роль разве что при взаимодействии сложных органических молекул. Обычно для таких реакций в уравнение Аррениуса вводят дополнительный множитель, включающий энтропию активации.
Я к тому, что всякий учебник как то упрощает и огрубляет научные теории, в соответствии с уровнем обучения.
И, конечно, рассматривая его на более глубоком уровне, можно накопать массу ошибок. Но может это вполне естественные упрощения?
- кстати, чтобы никто не испугался, в заданиях ЕГЭ вопросов по теме "Энергия активации" нет.

А вообще, да, поиск ошибок - дело полезное.

Приведите, кстати, пример металла, жидкого при "обычных" условиях.
Заодно обсудим, какие условия считать "обычными".
Это к тому, что поиск ошибок не должен становиться придирками.
Валерий Чернухин ( Пользователь )
Цитата (MGM, 10.10.2012, 07:00) <{POST_SNAPBACK}>
Но может это вполне естественные упрощения?

Какие-то упрощения действительно естественные - их удобно считать приближёнными моделями. Ну, например, считать, что бОльшее перекрывание электронных облаков соответствует бОльшей прочности химических связей.
Однако, не хотелось бы чтобы упрощения приводили к противоречиям с заявленным же материалом (то NaCl - не молекула, как пишется уже с первого года обучения химии, то - молекула).
Есть упрощения оправданные, есть неоправданные. Например, мне трудно представить, что проникшее во все школьные учебники представление о вторичной структуре белка как о спирали - оправданное упрощение. Слишком разителен контраст с тем, что мы видим у большинства белков: а представлять, что регулярные водородные связи образуют не только спираль, но и плоскостные складки - не требует существенного напряжения воображения и интеллекта - красивых картинок полным полно:


Вспомнил ещё одну байду - алмаз - якобы самый твёрдый минерал. Любой геолог будет долго смеяться, услышав это. А ведь пишут.

Другое упрощение - считать, что белок состоит из аминокислот - вполне допустимое, хотя пролин - не аминокислота, а иминокислота. Так действительно легче воспринимать.

Цитата (MGM, 10.10.2012, 07:00) <{POST_SNAPBACK}>
Приведите, кстати, пример металла, жидкого при "обычных" условиях.
Примеры приводил выше. цезий тоже плавится при 29 °C - правда в руке воспламенится.

Многие сплавы из щелочных металлов, цинка, олова, галлия, ртути, индия плавятся при комнатной температуре.
Некоторые сверхчистые металлы также могут иметь низкую температуру плавления.


P.S. Появится время - возможно сделаю анимированные или интерактивные модели различных вариантов вторичной структуры белка.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+