Личный кабинет

Использование ГИС-систем на уроках географии (на примере картографического сервиса Google)

Мария Серебрякова ( Пользователь )
Уважаемые географы!!!!
Я предлагаю обсудить возможности использования геоинформационных систем на уроках географии, которые являются неотъемлемой частью информатизации географического образования. Я считаю, что важно использовать современные информационные и коммуникационные технологии. Использование презентаций, фильмов особенно важно на уроках географии. Но необходимо, так же использовать и электронный картографический материал. Электронные карты давно перестали служить только "изображением Земли на плоскости", это уже полноценная модель Земного шара, где так же предоставлена атрибутивная информация об объектах, существует возможность добавления фотографий с конкретной географической привязкой (что очень важно для будущего географа).
ГИС (геоинформационные системы) позволяют визуализировать (представить в виде цифровой карты) большие объёмы статистической информации, имеющей географическую привязку. Программы позволяют создавать и редактировать карты всех масштабов, дешифрировать космические снимки, обрабатывать карты с последующей их отрисовкой. Также необходима база данных космических снимков, которые могут быть сделаны различными спутниками, в различное время года за несколько лет. Так, например, использование тематических космических снимков (водных, лесных, биологических ресурсов, метеорологических данных и др.) позволит осуществить анализ, проследить динамику развития природных и экологических процессов и явлений, сделать прогноз на будущее.
На рынке предоставлено широкий спектр ГИС многие из них являются профессиональными и конечно слишком дороги для приобретения школ, но на ряду с этим свободное программное обеспечение, одним из таких является применение геоинформационных сервисов Google, которые построены на использовании электронных карт и космоснимков: Google Maps и Google Earth. Данные сервисы позволяют не только просматривать космические снимки и карты, но и, активизируя дополнительные слои (природные явления: вид из космоса, глобальные проблемы и изучение окружающей среды и др.). Существенным преимуществом сервиса является возможность создания и редактирования собственного слоя не только одним учащимся, но и группой формируя при этом сообщество по типу «web 2.0».
Сервис Google Earth и Google Maps даёт поистине уникальную информацию о нашей планете. Он предоставляет данные о погодных условиях, состоянии океана, распределении исчезающих видов растений и животных по планете, позволяет следить за передвижением некоторых морских животных в океане. Кроме того, есть функции демонстрации ландшафтов Луны и Марса, режим просмотра снимков звездного неба – и это далеко не все возможности Google Earth. Так, при включении слоя «Погода» на фотокарте отразится состояние облачного слоя над нашей планетой в данный момент времени, температура воздуха, влажность, скорость ветра, давление в различных районах земного шара и даже прогноз погоды на будущие 10 дней. Все эти данные передаются со спутников и постоянно обновляются.
Слой «Океан» будет полезен при изучении Мирового океана. Этот слой даёт информацию о рельефе дна океана, давлении на уровне моря, скорости течений, отражает наивысшие высоты волн и т.д. Данные передаются с буёв, установленных в Мировом океане в акваториях США, Канады, Англии, Японии и некоторых других стран. Кроме того, в слое «Океан» представлены некоторые результаты национальных и международных проектов, проводимых под патронажем США. Это, например, «Проект по отслеживанию передвижения морских животных в океане», международный проект «Перепись морской жизни» и пр.
Слой «Земля в 3-х мерном пространстве» позволит учащимся совершить виртуальную экскурсию на уникальные природные объекты нашей планеты, увидеть результаты действия некоторых геологических процессов, происходящих на поверхности Земли. В объёме прорисованы высочайшая вершина мира гора Эверест, вулкан Везувий, Ключевская Сопка и др. Помимо природных объектов в 3D изображены выдающиеся произведения архитектуры, например, Эйфелева башня, небоскрёбы Нью-Йорка.
Слой «Галерея» включает подслои «360 Cities» (отражает панорамные снимки локальных объектов), «Красивые места планеты: вид из космоса», «Природные явления: вид из космоса», «Снимки Земли, сделанные астронавтами», «Огни городов Земли». Подслой «Огни городов Земли» поможет дать представление о расселении населения по земному шару, наблюдать агломерации крупных городов и мегаполисы. Раздел «Природные явления: вид из космоса» поможет наглядно продемонстрировать некоторые природные явления и раскрыть механизмы их возникновения.
Как особое природное явление, занимающее немаловажное значение в жизни человека, в отдельный раздел были вынесены землетрясения. При включении этого слоя, на карте пунсонами отображаются землетрясения силой более 1 балла. Выдаётся краткая информация о месте, магнитуде, дате и времени землетрясения. Ко всему, Google Earth отображает распространение вулканов по поверхности Земли с указанием их краткой характеристики. Благодаря этим слоям, ученик сможет выявить зоны сейсмической активности на планете.
При изучении глобальных экологических проблем большую помощь может оказать слой «Глобальные проблемы и изучение окружающей среды». Здесь предоставлены материалы крупных международных природоохранных и социальных проектов по сохранению исчезающих видов растений и животных, сбережению историко-архитектурных памятников. Отображаемая информация привязана к карте и даёт пространственное представление о глобальных проблемах человечества.
Функция «Просмотр исторических изображений» даёт возможность увидеть снимки, сделанные в различные временные промежутки (начиная с 2002 года), что позволяет выявить изменения, произошедшие в природных и городских ландшафтов во времени.
Для публикации своих научных разработок в Google Earth используется функция «Создание собственного слоя», куда можно импортировать свои географические данные и просматривать их наряду с другими слоями. При публикации этого слой он может стать доступным для всех пользователей Google.
Конечно, сейчас нельзя полностью раскрыть весь потенциал сервисов Google, который я использую на уроках географии и при изучении географии своего края. Использование данных сервисов требует от учителя особой подготовки к проведению уроков, но это в свою очередь делает географию более наглядной и жизненной, дает возможность активно использовать интернет ресурсы.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Мария Серебрякова, 12.05.2012, 08:02) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые географы!!! Я предлагаю обсудить возможности использования геоинформационных систем на уроках географии

ГО: Смотрел-смотрел темы по географии... Искал подходящую тему, чтобы задать вопрос, да что-то не нашёл ничего такого для моего вопроса... Поэтому выбрал эту тему, так как мой вопрос близок к тому, что делает Google.

Скажите, пожалуйста, сколько стран в мире должен знать школьник, - согласно государственной программы, - где расположена на карте та или иная страна?
Анатолий Булатов ( Пользователь )
"Уважаемые географы!!!!
Я предлагаю обсудить возможности использования геоинформационных систем на уроках географии, которые являются неотъемлемой частью информатизации географического образования"

Очень ценно! Давно пора.
Татьяна Сучкова ( Пользователь )
Цитата (Мария Серебрякова, 12.05.2012, 10:02) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые географы!!!!
Я предлагаю обсудить возможности использования геоинформационных систем на уроках географии,

Мы давно используем и эти, и другие онлайн-сервисы как на уроках информатики, так и для учебно-исследовательской работы учащихся в Клубе юных геологов.
И самое первое, что я хочу сказать, это то, что для их использования на уроках нужно школе иметь большие деньги. Я имею в виду именно коллективную работу детей, не показ чего-то там на одном компьютере учителя, даже и с демонстрацией на экране. Это вчерашний день.
Увы, если использовать те каналы связи, которые может позволить себе оплатить обычная среднероссийская школа, никакой коллективной работы на уроке не получится. Вообще.

А делать можно много что.
На уроках в классе. Поиск объектов, маркировка их, определение самых разнообразных характеристик объектов или местности их по спутниковым снимкам, привязанным к картам, разметка (рисование на карте и на снимках местности), составление маршрутов с описанием. Составление топографических планов своего двора, территории школы, микрорайона школы.
На местности. Работа с GPRS с использованием навигаторов, коммуникаторов и прочих устройств. Идентификация объектов.
Участие в различных конкурсах типа Живая карта, учебно-исследовательская работа - во внеурочное время. Можно использовать не только карты GOOGLE или карты Яндекс, но и такие сервисы, как kosmosnimki.ru, panoramio.com, youtube.
Сергей Бурученко ( Пользователь )
http://www.askskb.net/flexk/arcgis/OpenStreetMap.html
http://www.esri.com/
http://www.askskb.net/flexk/arcgis/arc.html
http://www.askskb.net/flexk/arcgis/arc1.html
http://www.askskb.net/flexk/arcgis/Attribu...OutsideMap.html
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
ГО: Спасибо за ссылки! Очень хорошие, для нашей задачи то, что надо!

Цитата (Громыко Григорий Олегович, 25.08.2012, 03:29) <{POST_SNAPBACK}>
Скажите, пожалуйста,

сколько стран в мире должен знать школьник,

- согласно государственной программы, - где расположена на карте та или иная страна?

ГО: А что учителям-географам известно об этом?
Валерий Столов ( Пользователь )
Очень интересная тема. Мы с коллегами тоже хотим развивать это направление в нашей школе. А пока у меня такой вопрос к учителям географии, практикующим использование геоинформационных систем в рамах преподавания своего предмета: видите ли вы возможность использования учащимися данных технологий НЕ НА УРОКЕ?
Сергей Галаган ( Пользователь )
Я почти не знаю людей, которые сейчас едут по Москве в незнакомое место без распечатки или отображения на экране карты...
Можно решать задачи по оптимизаци маршрутов, графы... , площади... с помошью карт, проектная деятельность - масса приложений, вплоть до экоподсчета отдельных оставшихся после очередного уплотнения застройки деревьев..

Насколько знаю кроме Гугла есть более применимые в классе специально в учебных целях изготовленные ГИС, почти всегда их использование эфективнее.
Сергей Ларичев ( Пользователь )
Цитата (Валерий Столов, 28.08.2012, 12:50) <{POST_SNAPBACK}>
...у меня такой вопрос к учителям географии, практикующим использование геоинформационных систем в рамах преподавания своего предмета: видите ли вы возможность использования учащимися данных технологий НЕ НА УРОКЕ?

Сергей Игоревич прав: способов использования навыков геоинформационного поиска и навигации можно предложить очень много.

А с учетом того, что многие родители еще не очень владеют соответствующими гаджетами, то можно смело вводить в школах разновозрастный геоинформционный факультатив. 3 -- 4 набора в течение учебного года.

Очень хорошо использовать картографические ресурсы вкупе с фотографическими. (Если заинтересуетесь, могу дать достаточное количество наиболее приемлемых для этого адресов). Для ученических проектов, геоинформционные порталы -- замечательное подспорье. Знаю, потому что сам не один год вел такие проекты.

Многое можно сделать для историков. Например, дать задание отметить на спутниковых изображениях места основных битв 100-летней войны или проложить путь, по которому Моисей выводил евреев из Египта. Лет тридцать назад я попробовал читать с картами художественную литературу. Ручаюсь, что увидев со спутника "... где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...", да еще и рассмотрев соответствующие фотофайлы, восьмиклассники будут совсем по-другому вслушиваться в текст М.Лермонтова.

Так что все зависит от подготовки и энтузиазма педагога.
Ну и, конечно, от оборудования класса. К сожалению, большинство наших школьных проекторов мало приспособлены к такой работе. Ну а про живучесть их ламп можно слагать саги и легенды. А вот о красивых мифах уже побеспокоились маркетологи фирм-производителей.
Вера Мансурова ( Пользователь )
[quote name='Громыко Григорий Олегович' post='258983' date='26.08.2012, 01:49']ГО: Спасибо за ссылки! Очень хорошие, для нашей задачи то, что надо!


ГО: А что учителям-географам известно об этом?

"ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций"
А дальше сами))

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+