Личный кабинет

Применение геоинформационных систем в географическом образовании

Мария Серебрякова ( Пользователь )
Уважаемые географы!!!!
Я предлагаю обсудить возможности использования геоинформационных систем на уроках географии, которые являются неотъемлемой частью информатизации географического образования. Я считаю, что важно использовать современные информационные и коммуникационные технологии. Использование презентаций, фильмов особенно важно на уроках географии. Но необходимо, так же использовать и электронный картографический материал. Электронные карты давно перестали служить только "изображением Земли на плоскости", это уже полноценная модель Земного шара, где так же предоставлена атрибутивная информация об объектах, существует возможность добавления фотографий с конкретной географической привязкой (что очень важно для будущего географа).
ГИС (геоинформационные системы) позволяют визуализировать (представить в виде цифровой карты) большие объёмы статистической информации, имеющей географическую привязку. Программы позволяют создавать и редактировать карты всех масштабов, дешифрировать космические снимки, обрабатывать карты с последующей их отрисовкой. Также необходима база данных космических снимков, которые могут быть сделаны различными спутниками, в различное время года за несколько лет. Так, например, использование тематических космических снимков (водных, лесных, биологических ресурсов, метеорологических данных и др.) позволит осуществить анализ, проследить динамику развития природных и экологических процессов и явлений, сделать прогноз на будущее.
На рынке предоставлено широкий спектр ГИС многие из них являются профессиональными и конечно слишком дороги для приобретения школ, но на ряду с этим свободное программное обеспечение, одним из таких является применение геоинформационных сервисов Google, которые построены на использовании электронных карт и космоснимков: Google Maps и Google Earth. Данные сервисы позволяют не только просматривать космические снимки и карты, но и, активизируя дополнительные слои (природные явления: вид из космоса, глобальные проблемы и изучение окружающей среды и др.). Существенным преимуществом сервиса является возможность создания и редактирования собственного слоя не только одним учащимся, но и группой формируя при этом сообщество по типу «web 2.0».
Сервис Google Earth и Google Maps даёт поистине уникальную информацию о нашей планете. Он предоставляет данные о погодных условиях, состоянии океана, распределении исчезающих видов растений и животных по планете, позволяет следить за передвижением некоторых морских животных в океане. Кроме того, есть функции демонстрации ландшафтов Луны и Марса, режим просмотра снимков звездного неба – и это далеко не все возможности Google Earth. Так, при включении слоя «Погода» на фотокарте отразится состояние облачного слоя над нашей планетой в данный момент времени, температура воздуха, влажность, скорость ветра, давление в различных районах земного шара и даже прогноз погоды на будущие 10 дней. Все эти данные передаются со спутников и постоянно обновляются.
Слой «Океан» будет полезен при изучении Мирового океана. Этот слой даёт информацию о рельефе дна океана, давлении на уровне моря, скорости течений, отражает наивысшие высоты волн и т.д. Данные передаются с буёв, установленных в Мировом океане в акваториях США, Канады, Англии, Японии и некоторых других стран. Кроме того, в слое «Океан» представлены некоторые результаты национальных и международных проектов, проводимых под патронажем США. Это, например, «Проект по отслеживанию передвижения морских животных в океане», международный проект «Перепись морской жизни» и пр.
Слой «Земля в 3-х мерном пространстве» позволит учащимся совершить виртуальную экскурсию на уникальные природные объекты нашей планеты, увидеть результаты действия некоторых геологических процессов, происходящих на поверхности Земли. В объёме прорисованы высочайшая вершина мира гора Эверест, вулкан Везувий, Ключевская Сопка и др. Помимо природных объектов в 3D изображены выдающиеся произведения архитектуры, например, Эйфелева башня, небоскрёбы Нью-Йорка.
Слой «Галерея» включает подслои «360 Cities» (отражает панорамные снимки локальных объектов), «Красивые места планеты: вид из космоса», «Природные явления: вид из космоса», «Снимки Земли, сделанные астронавтами», «Огни городов Земли». Подслой «Огни городов Земли» поможет дать представление о расселении населения по земному шару, наблюдать агломерации крупных городов и мегаполисы. Раздел «Природные явления: вид из космоса» поможет наглядно продемонстрировать некоторые природные явления и раскрыть механизмы их возникновения.
Как особое природное явление, занимающее немаловажное значение в жизни человека, в отдельный раздел были вынесены землетрясения. При включении этого слоя, на карте пунсонами отображаются землетрясения силой более 1 балла. Выдаётся краткая информация о месте, магнитуде, дате и времени землетрясения. Ко всему, Google Earth отображает распространение вулканов по поверхности Земли с указанием их краткой характеристики. Благодаря этим слоям, ученик сможет выявить зоны сейсмической активности на планете.
При изучении глобальных экологических проблем большую помощь может оказать слой «Глобальные проблемы и изучение окружающей среды». Здесь предоставлены материалы крупных международных природоохранных и социальных проектов по сохранению исчезающих видов растений и животных, сбережению историко-архитектурных памятников. Отображаемая информация привязана к карте и даёт пространственное представление о глобальных проблемах человечества.
Функция «Просмотр исторических изображений» даёт возможность увидеть снимки, сделанные в различные временные промежутки (начиная с 2002 года), что позволяет выявить изменения, произошедшие в природных и городских ландшафтов во времени.
Для публикации своих научных разработок в Google Earth используется функция «Создание собственного слоя», куда можно импортировать свои географические данные и просматривать их наряду с другими слоями. При публикации этого слой он может стать доступным для всех пользователей Google.
Конечно, сейчас нельзя полностью раскрыть весь потенциал сервисов Google, который я использую на уроках географии и при изучении географии своего края. Использование данных сервисов требует от учителя особой подготовки к проведению уроков, но это в свою очередь делает географию более наглядной и жизненной, дает возможность активно использовать интернет ресурсы.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+