Личный кабинет
Актуальное прошлое и настоящее

Религиозное образование в европейских странах: Германия






Из статьи И.В. Понкина «Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования». Опубликована в журнале «Свободная мысль» № 6 за 2006 г.


"Статья 7 Основного Закона Федеративной Республики Германия признает религиозное обучение обязательным в государственных школах и устанавливает порядок его реализации: «1. Все школьное дело находится под надзором государства. 2. Лица, управомоченные на воспитание, имеют право решать, будет ли ребенок получать религиозное воспитание. 3. Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно (акцентируем: речь идет о преподавании именно того вероучения, которое востребовано учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими), – прим. авт.). Без ущерба для права надзора со сто­роны государства религиозное обучение проводится в соответствии с прин­ципами религиозных общин. Ни один учитель не может быть обязан против своей воли преподавать религию…».

Уроки религиозного образования в государственных и муниципальных школах обязательны и равноценны другим школьным предметам. Христианское религиозное образование входит в официальные программы, часто под контролем церкви, а оценки, полученные по религиозным предметам, учитываются при переводе в старшие классы. Правовые нормы части 3 статьи 7 и статьи 4 Основного Закона ФРГ гарантируют свободу совести в образовании, обеспечивая главное требование светскости государства и образования – добровольность.. Правовые нормы части 3 статьи 7 и статьи 4 Основного Закона ФРГ гарантируют свободу совести в образовании, обеспечивая главное требование светскости государства и образования – добровольность.

В Германии у каждой федеральной земли своя образовательная программа, поэтому основное правовое регулирование религиозного образования и ответственность ложатся на земельное законодательство и власти федеральных земель.

Несколько федеральных земель, а именно Баден-Вюртемберг и Бавария, настояли на христианской основе образования в государственных школах, обусловив в своем законодательстве, что такие ценности, как «страх перед Богом» и «любовь к ближнему», были общими целями образования. Они разрешили также коллективную молитву. В 1970 г. федеральный Конституционный суд Карлсруэ подтвердил законность этого в нескольких решениях, посчитав, что государство может воздать должное влиянию христианства на общие культурные ценности. При этом любой прозелитизм в государственной школе остается запрещенным.

Из земельных конституций наиболее ярко права граждан на получение образования в соответствии со своим мировоззренческим выбором и своими ценностями отражены в Конституции Баварииот 2 декабря 1946 г. (в редакции, действующей с 1 декабря 1998 г.):

«Статья 127. [Влияние религиозных общин на воспитание] Гарантируется право религиозных общин и мировоззренческих обществ, признанных государством, оказывать надлежащее влияние на воспитание в детях религиозных убеждений или мировоззрения, при этом не должен быть нанесен ущерб праву родителей на воспитание своих детей.

Статья 131. [Цели образования] (1) Школа должна давать не только знания и развивать не только умения, но и формировать душевные качества и характер. (2) Высшими целями образования являются почитание Бога, уважение религиозных убеждений и человеческого достоинства, воспитание сдержанности, чувства ответственности и получения удовлетворения от проявления ответственности, готовности помочь, восприимчивости ко всему истинному, доброму и прекрасному и осознание ответственности перед природой и окружающим миром. (3) Учащихся следует воспитывать в духе демократии, любви к их баварской родине и к немецкому народу, и в духе мира между народами…

Статья 135. [Государственные общеобразовательные школы] Государствен­ные общеобразовательные школы являются общедоступными для всех детей школьного возраста. В этих школах детей обучают и воспитывают на принципах христианской веры. Детали уточняет закон об общехристианской школе.

Статья 136. [Преподавание Закона Божьего] (1) Во всех школах на заня­тиях соблюдается уважение религиозных чувств всех верующих. (2) Закон Божий является обычным предметом во всех общеобразователь­ных школах, профессиональных училищах, средних и высших учебных заведе­ниях. Его преподают в соответствии с основным положением соответствующей конфессии. (3) Ни одного учителя нельзя принудить и нельзя помешать ему преподавать Закон Божий. (4) Учителю необходимы полномочия церкви для преподавания Закона Божьего. (5) Для преподавания Закона Божьего предоставляются необходимые школьные помещения.

Статья 137. [Присутствие на уроках Закона Божьего] (1) Решение вопро­са о присутствии на уроках Закона Божьего и об участии в церковных обрядах и празднествах зависит от волеизъявления тех, кто имеет право на воспитание ребенка, а по достижении 18–летнего возраста – от волеизъявления учащегося. (2) Для учащихся, которые не посещают уроки Закона Божьего, проводят за­нятия по вопросам общепризнанных основ морали и нравственности.».

Статья 7 Конституции федеральной земли Северного Рейна – Вестфалии от 1950 г. (в редакции 1992 г.) устанавливает основные цели воспитания, которым необходимо следовать при организации учебного процесса в образовательных учреждениях. Статья 12 этой конституции закрепляет типы школ и порядок их открытия, в ней указывается, что «в школах единого вероисповедания… обучаются дети католического либо евангелического вероисповедания в духе своей веры. В школах совместного обучения для детей разных вероисповеданий обучение и воспитание проводится на основе общих христианских культурных и образовательных ценностей». В статье 13 говорится, что «освобождение от посещения уроков Закона Божьего производится при наличии письменного заявления от лиц, воспитывающих ребенка, или совершеннолетнего ученика». Статья 14 устанавливает статус предмета «Религия» в образовательных учреждениях, а в статье 15 зафиксированы требования по подготовке преподавателей предметов религиозного образования.

Параграф 1 Закона федеральной земли Северного Рейна – Вестфалии об организации системы школьного образо­вания («Закон о школьном уставе», в редакции 1994 г.) определяет школу как место воспи­тания и обучения. Параграф 2 дублирует статью 7 земельной Конституции, установившей цели воспитания: воспитание в послушании Богу, уважение достоинства человека и готовность к социальной деятельности. Молодежь должна воспитываться в духе человечности, демократии и свободы, быть терпимой и ува­жать убеждения другого человека, ощущать ответственность за сохранение естественных основ жизни, любить свой народ и свою родину, другие народы и стремиться к миру. Исходя из принятых целей воспитания, Закон ставит перед школой задачу нравственного, духовного и физического воспита­ния молодежи на основе западно-европейского культурного и немецкого образовательного наследия в неразрывной связи с экономической и социальной действительностью, а также задачу обучения молодежи необходимым для жизни и работы знаниям и умениям. На основании общих целей и задач, стоящих перед школой, в Законе определены цели, задачи и организационно-управленческие регламентации преподавания предмета «Религия». Предусматри­вается также порядок религиозного образования в зависимости от вида школы: общественная, религиозная (мировоззренческая), стоящая вне религий (или «свободная»). Установлено, что в общественных школах обучение и воспи­тание детей ведется на основе христианских образовательных и культурных ценностей. Детей открыто знакомят с христианскими откровениями и с убеждениями других религий и мировоззрений. Уроки религии проводятся раздельно для представителей раз­личных конфессий. В религиозных школах обучение и воспитание детей католической или евангелической веры или другого рели­гиозного сообщества ведется согласно основным принципам данного мировоззрения. Эти предписания относятся также и к родственным евангелической конфессии религиозным обществам. В мировоззренческих школах обучение и воспитание детей ведется согласно основным принципам соответствующего мировоззрения. Преподавание религии в том смысле, как это преду­сматривается ст. 14 Земельной Конституции, не проводится. Если же существует необходимость преподавания в этих школах уро­ков особого мировоззрения, то для этого требуется разрешение Управления по школьному контролю. Основным документом, устанавливающим участие и ответст­венность Церкви за преподавание религии в школе, является положение «О передаче церковных полномочий». Этот документ вступил в силу в 1977 году, заменив действовавшее до этого времени положение «О передаче церковных полномочий для обу­чения основам евангелической религии», принятое в 1951 году. Данное Положение действует на территориях Рейнской Еван­гелической Церкви, Вестфальской Евангелической Церкви и Липской Земельной Церкви и устанавливает общие принципы передачи церковных полномочий. В земле Северном Рейне – Вестфалии имеется соглашение между местным правительством и церквами о курсах повышения квалификации учителей. В земле Северном Рейне – Вестфалии имеется соглашение между местным правительством и церквами о курсах повышения квалификации учителей.

В федеральной земле Мекленбурге – Передней Померании установлен следующий порядок. Религиозное образование («Закон Божий») является штатным предметом в школе. Воспитание моральных ценностей относится к школьному своду задач. Государство определяет рамочные условия (учебный план, учебные средства, обучение и повышение квалификации учителей). Церковь формулирует содержание обучения и берет на себя ответственность за него. Предусмотрен альтернативный учебный предмет, который преподается школьникам, которые и/или родители которых отказались от курса религиозного образования.

Параграф 7 «Преподавание закона Божьего» Закона о школьном образовании земли Мекленбурга – Передней Померании от 15.05.1996 устанавливает: «(1) Занятия по закону Божьему являются в общественных школах штатным учебным предметом. Преподавание проводится в соответствии с основными законами соответствующих Церквей или религиозных общин. (2) Принимать решение о посещении занятий по закону Божьему могут лица, ответственные за воспитание детей и школьники, достигшие 14-летнего возраста. Для школьников, которые отказались от посещения занятий по закону Божьему, в начальных и средних классах проводятся “Философские беседы с детьми”, а в старших классах – занятия по философии. (3) Учебные предметы “Евангельская религия”, “Католическая религия”, “Философские беседы с детьми” или “Философия” могут временно предлагаться как группы предметов. В рамках этих групп предметов отдельные предметы должны преподаваться в корпоративной форме при сохранении их самостоятельности и особенностей, а также с учетом прав школьников и лиц, ответственных за воспитание».

Согласно статье 6 Договора между федеральной землей Мекленбургом – Передней Померанией и Евангелическо-лютеранской земельной Церковью Мекленбурга и Евангелической Церковью Померании от января 1994 г., федеральная земля обеспечивает преподавание закона Божьего как штатного предмета в общественных школах. Преподавание закона Божьего производится в соответствии с основными принципами Евангелическо-лютеранской земельной церкви Мекленбурга и Евангелической Церкви Померании. Церкви принимают участие в разработке рамочных условий и директив, учебных планов и в выборе учебных материалов для евангелического преподавания Закона Божьего.

Во всех классах начальной школы, которую дети посещают 4 года, начиная с 6-летнего возраста, религия преподается 2 часа в неделю. Общая нагрузка для I класса начальной школы составляет 20 часов в неделю и постепенно увеличивается до 25 часов к четвертому классу. Это значит, что преподаванию религии уделяется 10 % в первом классе и 8 %в 4классе от общего количества учебного времени. В Германии существует несколько типов средних школ: основная, реальная, общая и гимназии. Во всех этих школах с 5 по 10 классы религия преподается 2 часа в неделю. Общая нагрузка для 5 класса составляет 20 часов в неделю и 32 часа для 10 класса. Это значит, что преподаванию религии уделяется примерно 7,5 %от общего количества учебного времени в 5 классе и постепенно этот процесс снижается до 6,5 %в 10 классе. Тем не менее, количество часов, отводимых на преподавание религии в средней школе, – относительно большое.

В течение длительного времени существуют альтернативные учебные курсы для школьников, которые или родители которых прохождения ими религиозного образования. С 1970 г. несколько федеральных земель ввели такие альтернативные учебные предметы: «этика» (Баден-Вюртемберг, Гессен, Саксония, Саксония-Ангальт), «ценности и нормы» (Нижняя Саксония) или «введение в философию» (Бремен, Шлезвиг-Гольштейн, Мекленбург – Передняя Померания, Северный Рейн – Вестфалия). В этих альтернативных курсах также обсуждаются религиозные темы, но только в виде краткого, поверхностного информирования.

Вопрос о мусульманском религиозном образовании является весьма актуальным для Германии, где проживает около 2,7 млн. мусульман.

Мусульманская начальная школа, созданная в 1989 г. Исламской федерацией Берлина, была первой признанной местными властями в ноябре 1995 г. и получившей государственное финансирование школой.

В 1999 г. Конституционный суд принял решение о том, что Исламская федерация Берлина имеет право предлагать и осуществлять мусульманское религиозное образование в государственных школах.

В большинстве федеральных земель в государственных школах для мусульман было предложено религиозное образование (religionskundlicher Unterricht). Этот курс преподавался на родном языке учащихся (чаще всего на турецком языке), на добровольной основе. Программы были разработаны Министерством образования. В Баварии в начальной школе предлагалось нечто вроде исламского образования, осуществляемого в сотрудничестве с турецким Институтом религиозных дел (Diyanet). В 1999 г. федеральная земля Северный Рейн – Вестфалия начала эксперимент, введя в начальной и средней школе для детей из соответствующих семей мусульманское религиозное образование (islamische Unterweisung) на немецком языке (с 1986 по 1999 гг. изучение ислама осуществлялось в качестве факультатива и на турецком языке). (с 1986 по). Наравне с учебными часами, выделенными католикам и протестантам, было разрешено введение преподавания двух часов в неделю мусульманской морали и истории и основ ислама.






    15.01.2010 | 02:35
    Татьяна Волкова Пользователь

    На мой взгляд, очень правильные и нужные статьи 131 и 136 в Законе об образовании в Германии. Именно они могут формировать те качества личности ребенка, которые в дальнейшем и определяют характер человека. Добродетели, о которых говорил еще Аристотель в наши дни не приветствуютс я, особенно в образовании наших детей, поэтому и имеем, то что имеем. Безответственность, хамство, стяжательство и т. д. основные качества юношей и девушек. А потеря мотивации учащихся к образованию? отсюда и получаем: человеческий ресурс государства...какого качества...


     

    13.01.2010 | 12:22
    В. К. Пользователь

    Франция, насколько мне известно, единственная страна в Европе, в которой нет религиозного образования в государственных школах. К сожалению, статья Понкина сейчас недоступна в сети и сказать со стопроцентной точностью есть в ней информация о Франции или нет не могу. Но там в алфавитном порядке были представлены все основные европейские страны. Зато могу с точностью сказать, что у Понкина есть отдельные работы, посвященные религиозному образованию во Франции.


     

    13.01.2010 | 00:07
    Валерий Столов Пользователь

    <<Для меня выборочность "европейского опыта" в данной статье очевидна.>>В таком случае я задам вопрос автору блога: Владимир, в статье действительнго неи словом не упоминается Франция?


     

    12.01.2010 | 22:05
    Виктор Кошкин Пользователь

    >> Автор пишет о финансировании. Читайте внимательнее.==Читаю“….была первой признанной местными властями в ноябре 1995 г. и получившей государственное финансирование школой.”Но нигде тут не могу прочитать, что это конкретное государственное финансирование формируется из религиозного налога, который платят только адепты конкретной конфессии, а не из общих средств налогоплательщиков, ибо остальные данный налог не платят.


     

    12.01.2010 | 22:01
    Виктор Кошкин Пользователь

    Man, Вы утверждали, что автор статьи, описывая европейский опыт, "случайно" забыл упомянуть Францию. ==Для меня выборочность "европейского опыта" в данной статье очевидна.


     

    12.01.2010 | 21:52
    Валерий Столов Пользователь

    Man, Вы утверждали, что автор статьи, описывая европейский опыт, "случайно" забыл упомянуть Францию. Вы признаёте теперь необоснованность этого своего упрёка?


     

    12.01.2010 | 21:48
    В. К. Пользователь

    Автор пишет о финансировании. Читайте внимательнее.


     

    12.01.2010 | 21:38
    Виктор Кошкин Пользователь

    Давайте закончим про страны. Именно “европейский опыт”, а не опыт некоторых европейских стран”. Написано именно так, а не иначе.


     

    12.01.2010 | 21:17
    Валерий Столов Пользователь

    Подождите про средства. Давайте закончим про страны. Вы дезавуируете своё заявление, что автор статьи настаивает на существовании некоего универсального "единоевропейского" опыта в данном вопросе?


     

    12.01.2010 | 21:11
    Виктор Кошкин Пользователь

    >> Ваша претензия к автору является абсолютно надуманной и несправедливой. >> И в самом начале ясно и четко написано "Из статьи", а не "статья". То есть, к примеру, как я уже ранее, к примеру, упомянул - автор не "забыл" упомянуть из каких средств финансируются эти уроки в Германии?


     

Перейти к странице:
Дата регистрации: 19.08.2007
Комментарии:
19
Просмотров 63
Коллеги 0
Подписаны 0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+