Личный кабинет
Человек как воспитатель и воспитуемый

11 апреля - день Освобождения узников нацистских лагерей






2012-04-12

Прошу прощения, что не смог отправить эту, очень важную для меня рассылку, вовремя, то есть теперь уже – вчера.


2012-04-11

Символично, что в этом году этот сегодняшний день – 11 апреля – день Освобождения узников нацистских лагерей - пришелся на самую середину страстной недели.

Об узниках советских лагерей – разговор должен быть особый, да и нет у нас такого дня – наш такой «день» растянулся на многие годы.

В лагерях этих были и гибли там страшной смертью, конечно, не только композиторы и музыканты, поэты и художники, философы и богословы, но и - «просто люди», часто – дети.

Этой своей сегодняшней рассылкой я хочу вспомнить их всех.

Вспомнить – музыкой.

И – не музыкой, посвященной их памяти – есть, конечно же, и такая - гениальный Восьмой квартет Дмитрия Шостаковича я не однажды выкладывал - но музыкой, написанной в лагере.

И такая – квартет «На конец времени» Оливье Мессиана – тоже была в моей рассылке о нем.

Но сегодня вы услышите музыку, не только написанную в лагере, но - музыку композиторов, погибших в лагере.

И таких, конечно, было немало.

Сегодня я вынужден ограничиться музыкой только трех из них, волею судеб оказавшихся солагерниками в печально известном концлагере Терезин - чешских композиторов - Павела Хааса (Pavel Haas, 21 июня 1899, Брно - 17 октября 1944, Освенцим), Гидеона Кляйна (чеш. Gideon Klein; 6 декабря 1919, Пршеров, Моравия, Чехословакия - 27 января 1945, концлагерь Фюрстенгрубе), а также - австрийского и чешского композитора Виктора Ульмана (Viktor Ullmann; 1 января 1898, Тешен, Австро-Венгрия [ныне Цешин, Польша] - 18 октября 1944, Освенцим).

Павел Хаас был учеником выдающегося чешского композитора Леоша Яначека, но испытал влияние и новой венской школы.

Из восьми произведений Павела Хааса, написанных в Терезине, сохранились только три, среди них - "Штудии для струнного оркестра", которыми в 1944 продирижировал в Терезине ещё один его узник, впоследствии прославленный чешский дирижер Карел Анчерл (кто-то из вас, быть может, как я, помнит его прекрасные записи еще на виниловых «супрафоновских» дисках) – я нашел для вас уникальную фотографию, на которой запечатлено – не знаю уж как, кем и для чего – это исполнение!

Гидеон Кляйн – самый молодой среди сегодняшних героев - он погиб в 25 лет - был не только талантливым композитором, но и пианистом, пока нацистская оккупация Праги не прервала его блестящую карьеру. До ареста ему удалось еще несколько раз выступить под псевдонимом (!) и играть на квартирах (ну такое-то знакомо тем, кто помнит наши застойные времена).

Виктор Ульман вместе с женой был умерщвлен в газовой камере Освенцима (по дню освобождения которого и установлен сегодняшний день) на следующий день после Павела Хааса - 18 октября 1944 года.

До того он провел два года в печально известном лагере Терезин, где в чудовищных условиях не только смог написать более двух десятков (!) сочинений – и каких сочинений! - в том числе, и вокальных - на стихи наших добрых друзей - Франсуа Вийона, Иоганна Гете, Фридриха Гельдерлина, Георга Тракля и Райнера Рильке! (а что мы, друзья, делаем за два года, на свободе и на маминых котлетках, ведя рассеянную жизнь пансионера и полагая, что впереди – вечность?) – смог не только написать их, но часть из них даже и исполнить (!) с другими лагерными музыкантами (среди которых, кроме трех сегодняшних композиторов были также и такие замечательные музыканты, как Ilse Weber, Karel Svenk, Adolf Strauss и другие).

Так, «Двенадцать пьес для голоса и оркестра» на слова «Песни о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Райнера Рильке (1906), написанные Виктором Ульманом летом 44 года, были исполнены в лагере Терезин за месяц до гибели композитора.

Здесь вы можете прослушать это сочинение в исполнении Ursula Bengel (за фортепиано - Anna Adamik):
http://www.youtube.com/watch?v=FMGvBeYaJnk
- часть первая
http://www.youtube.com/watch?v=uQmscQHe3y0
- часть вторая
http://www.youtube.com/watch?v=aMRT1keo8yI
- часть третья

Виктор Ульман не только принадлежал к кругу таких выдающихся музыкантов, как Арнольд Шёнберг, Альбан Берг и Александр Цемлинский (с которыми вы немного знакомы по моим рассылкам), но был также и убежденным последователем Рудольфа Штейнера, серьезным антропософом. Однако, и в музыке, и в своем духовно-научном поиске он шел своим, глубоко личным путем.

Сочинения Гидеона Кляйна – его последнее уцелевшее сочинение, написанное незадолго до гибели: «Трио для скрипки, альта и виолончели» (Trio für Violine, Bratsche und Violoncello, 1944 - Allegro – Вариации на моравскую народную песню - Molto vivace) и Виктора Ульмана: «Пророк Илия» для хора a capella («Eliahu hanavi» für Chor a capella, 1942) прозвучат в исполнении «ASCH-трио» (Роман Минц, Максим Рысанов и Кристина Блаумане) и «Хорового театра Бориса Певзнера» (запись 2006 года).

«Fantasie und Fuge fur Streichquartett» (1943) Гидеона Кляйна вы услышите в записи с Джоном Беркхемером (John Berkhemer, 1 скрипка), Дэниелем Роулендом (Daniel Rowland, 2 скрипка), Франком Браке (Frank Brakkee, альт) и Тако Коистра (Taco Kooistra, виолончель).

Из-за недостатка места не выкладываю чудесный Третий Струнный квартет (String Quartet No. 3, Op. 46, 1943) Виктора Ульмана в замечательном исполнении Movses Pogossian and Radu Paponiu, violins; Ningning Jin, viola; James Kang, cello.

Вы сможете прослушать его здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=yWQb3fNMqLc
- часть первая
http://www.youtube.com/watch?v=uPHkbvFtU-8...;feature=relmfu
- часть вторая.

Как такая музыка может рождаться среди лагерного кошмара?! – Воистину неуязвимая красота спускается тут в ад и все преображает и спасает.

«Четыре песни для баритона и фортепиано» Павела Хааса (Vier Lieder für Bariton und Klavier, соч. 1944 года, оркестровка Яна ван Влеймена) вы услышите в исполнении Мартена Конигсбергера (Maarten Koningsberger, баритон) и ансамбля «Нийв» (Nieuw Ensemble) под управлением Эда Спаньярда (Spanjaard).

Все эти поразительные сочинения – не головной, но реальный – жизнью - ответ на фальшивый вопрос спекулянтов от философии: «как возможна поэзия после Аушвица?».

Возможна! Для тех, для кого искусство было не «пришлепкой» к сытой и безопасной профессорской жизни, но способом выстоять в самых чудовищных и нечеловеческих условиях, оно было не просто – возможно, но и насущно, как вода и хлеб. Ибо для них через поэзию, через музыку только и возможна самая жизнь тогда, когда она – для тех, кто резонирует, глядя с другой стороны колючей проволоки и океана – она была невозможна.

Светлая память «всем замученным живьем»! Память и благодарность тем, кто, как наши сегодняшние герои – в обычной жизни отнюдь не «героические» люди – своей жизнью и своим творчеством показывают, чем может быть Человек, когда он, казалось бы - невозможен.

И наша память тоже должна быть «активной» - памятью для нашей жизни, памятью=работой нашей души, как это удивительно сказал в своем, также «невозможном» для своего «шкурного» времени, стихотворении Борис Леонидович Пастернак:

Душа

Душа моя, печальница
О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем.

Тела их бальзамируя,
Им посвящая стих,
Рыдающею лирою
Оплакивая их,

Ты в наше время шкурное
За совесть и за страх
Стоишь могильной урною,
Покоящей их прах.

Их муки совокупные
Тебя склонили ниц.
Ты пахнешь пылью трупною
Мертвецких и гробниц.

Душа моя, скудельница,
Всё, виденное здесь,
Перемолов, как мельница,
Ты превратила в смесь.

И дальше перемалывай
Всё бывшее со мной,
Как сорок лет без малого,
В погостный перегной.

1956

Да – они были во времена, которых не было, как все, но он в эти времена были!

Светлая им память!

Рене
[attachment=42949:1.jpg] [attachment=42950:2.jpg] [attachment=42951:3.jpg] [attachment=42952:4.jpg] [attachment=42953:5.jpg] [attachment=42954:6.jpg] [attachment=42955:7_gideon...ав._Рене.jpg] [attachment=42956:8_haas_pavel.gif] [attachment=42957:8_Pavel_...ав._Рене.jpg] [attachment=42958:9_Pavel_...ав._Рене.jpg] [attachment=42959:10_Ullma...Trauneck.jpg] [attachment=42960:11_Ульма..._сестрой.jpg] [attachment=42961:12_Виктор_Ульман.jpg] [attachment=42962:13_Викто...ав._Рене.jpg] [attachment=42964:gideon_k...t__1943_.mp3][attachment=42963:Gideon_K...o__1944_.mp3] [attachment=42965:Viktor_U...___1942_.mp3] [attachment=42966:Павел_Ха...r__1944_.mp3]



Дата регистрации: 21.10.2006
Комментарии:
0
Просмотров 67
Коллеги 0
Подписаны 0
Сказали спасибо 0
Сказать спасибо
footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+