Личный кабинет
Дайджест интересного

Добивание литературы как школьного предмета




На сайте ФИПИ вывешены проекты ОГЭ и ЕГЭ 2018 года... По сути дела этими проектами противозаконно отменен новый Стандарт образования (ФГОС) и возвращен старый Стандарт 2004 года (ГОС). 



Так, учащиеся 9 класса, которые учились по новому стандарту, вынуждены будут за 9 класс наверстать упущенное и и̲з̲у̲ч̲и̲т̲ь̲ ̲в̲с̲е̲ ̲п̲р̲о̲и̲з̲в̲е̲д̲е̲н̲и̲я̲ ̲ из обязательного списка, включенного в документ под названием "Кодификатор содержания ЕГЭ по литературе" (этого списка в новом Стандарте не было). Но зато и требования к ним облегчены: они должны будут:
ЗНАТЬ:
- содержание и̲з̲у̲ч̲е̲н̲н̲ы̲х̲ ̲ литературных произведений (надо знать или не надо "клички собачек" или все эпиграфы из "Капитанской дочки" и "Евгения Онегина" - решит проверяющий эксперт: в Кодификаторе ни клички, ни эпиграфы не перечислены) 
УМЕТЬ: 
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику
и̲з̲у̲ч̲е̲н̲н̲о̲г̲о̲ произведения; давать характеристику героев (если это самостоятельно прочитанное произведение - уметь уже не обязательно; и характеристику надо давать - герое̲в̲, а не героя̲м̲, то есть - готовую характеристику);
-строить письменные высказывания в связи с и̲з̲у̲ч̲е̲н̲н̲ы̲м̲ ̲
произведением (впрочем, ниже допускается и умение "писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; сочинения", но судя по образцам заданий, только при работе со стихотворением, которое ты мог не проходить, но которое дано в задании; остальные задания - исключительно на знание прозаических текстов или их пересказов, например: "Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? - вот так, не "согласен" или "не согласен с Белинским" - а будь добр знать его резоны!).

Я считаю такой взлом нового Стандарта - не только пакостью по отношению к учителям и девятиклассникам (кстати, и в ОГЭ по истории для 9-тиклассников есть задания по ХХ веку, который по новому стандарту изучается только в 11 классе!), но и добиванием литературы как школьного предмета.

Михаил Павловец




    avatar 24.08.2017 | 13:17
    Василий Пастушенко Пользователь

    ***они должны будут:
    ЗНАТЬ:
    - содержание и̲з̲у̲ч̲е̲н̲н̲ы̲х̲ ̲ литературных произведений (надо знать или не надо "клички собачек" или все эпиграфы из "Капитанской дочки" и "Евгения Онегина" - решит проверяющий эксперт: в Кодификаторе ни клички, ни эпиграфы не перечислены)

    В мое время “Капитанскую дочку” проходили по сильно сокращенному тексту. И очень жаль: особых эмоций на фоне разных исторических романов эта повесть Пушкина не вызывала. Зато спустя много лет с огромным наслаждением прослушал полный аудиотекст. Но и сейчас уверен – не надо дробить это изумительно душевное произведение на куски: “выделять идею” (а сам Пушкин согласится с вашим вариантом его идеи?), проблематику (тогда и сейчас проблемы были заметно разными!), писать характеристики (служебные?) и совершать прочие бюрократические действия. Это убивает впечатления о высоких образцах совести, души, пусть и в довольно старые времена. Да и что еще может дать такой мясницкий подход к душевным вопросам?

    Если и писать сочинение по этому произведению, то его можно предлагать как вариант на выбор из многих: очень важно, чтобы молодой человек сам, по собственному желанию написал, что ему понравилось, что его впечатлило. Иначе и в самом деле возникает впечатление образования, готовящего “железных дровосеков”, по выражению А.Г. Асмолова. Наконец-то мне стало ясно, что под этим, часто им произносимым афоризмом имеется вполне каменное основание.

    Евгения Онегина ни в школе, ни до сих пор не воспринимаю как какое-то произведение, оставляющее глубокие впечатления. Конечно, это мои недостатки: ну не жил я в стиле питерского денди, а в детстве особенно трудно войти в ту атмосферу.

    Возникает мысль, а что если провести опрос среди учеников: какие у них любимые произведения? Только опрашивать надо в непринужденном стиле, вне школьной программы, безо всякого воздействия учителя литературы на психику школьников. На каком месте и почему окажутся и “Капитанская дочка”, и “Евгений Онегин”? Какой процент школьников самостоятельно выдвинет их на первые места? Игнорировать такую информацию – преступно. Особенно при составлении разных ФГОС, которые вследствие такого пренебрежения фактами окажутся умерщвлёнными еще до рождения.

    Именно эта мёртвенность и подмечена М. Павловцем в пункте “УМЕТЬ”: за что ни возьмись, бюрократически суконный хруст и запах душевной плесени. И верх лицемерия – вопрос: почему Белинский обозвал Онегина эгоистом?

    Да мало ли вокруг нас эгоистов? Разве не пошлые эгоисты те, кто устраивает из мировой литературы бюрократические посиделки, вместо того, чтобы давать расти в детских душах чувствам благородства и справедливости? Зачем школьникам изучать моральный облик древнего Онегина, пришедшего в школу из непонятного уклада жизни, когда вокруг происходят события, от которых кровь в жилах стынет?

    Возьмите изуверски жестокое убийство 13-летней девочки в прошлом году в Твери алкоголиками, ее матерью с сожителем, споившими 16-летнего брата жертвы и втянувшими его в соучастники жестокого убийства. Это ж надо было им несколько часов поливать бедную жертву кипятком и избивать рукояткой от гантели. Страдания генерала Карбышева меркнут на фоне такой дикой и бессмысленной злобы. И главное – никто из соседей не пришел на крики, никто не позвонил в полицию, и участковый не интересовался, как живут дети в этой семье алкоголиков, где мужчина недавно вышел из заключения, хотя сомнительно, что ранее жалобы соседей до участкового не доходили. Почему этот вопиющий случай отражен в паре газетных заметок, а везде – молчок и гладь с безбожной благодатью?

    Как бороться с таким злом? Ясное дело, что эта задача уже завтра встанет перед нынешними школьниками. Поэтому сокрытие таких событий от 17-18 летних юношей и девушек, которые уже стали или станут через год официально взрослыми – что это такое, как не изуверство в образовании? Поэтому речь идет не столько о добивании литературы, сколько вообще о добивании человечности в душах школьников.


     

    avatar 24.08.2017 | 09:39
    Валерий Ганузин Пользователь

    Хорошая и правильная статья.
    Жаль, что в Дневниках не происходит обсуждение их участниками Педсовета и авторы публикаций, за исключением редких случаев, отвечают на вопросы по публикациям.
    Примеры:
    https://pedsovet.org/dnevniki/shkola/letnie-budni-direktora-shkoly

    https://pedsovet.org/publikatsii/professiya-i-pedagogicheskie-soobschestva/proverka-platejesposobnosti-gosudarstvennyh-denejnyh-znakov

    И т.д.


     
      avatar 24.08.2017 | 12:51
      Татьяна Дедюлькина Пользователь

      Валерий Ганузин,

      Хорошая и правильная статья.
      Жаль, что в Дневниках не происходит обсуждение их участниками Педсовета и авторы публикаций, за исключением редких случаев, отвечают на вопросы по публикациям.
      Примеры:
      https://pedsovet.org/dnevniki/shkola/letnie-budni-direktora-shkoly

      https://pedsovet.org/publikatsii/professiya-i-pedagogicheskie-soobschestva/proverka-platejesposobnosti-gosudarstvennyh-denejnyh-znakov

      И т.д.

      Мне тоже очень не хватает старого ПЕдсовета, где можно было всё обсудить и потом легко найти


       
        avatar 25.08.2017 | 13:51
        Валерий Ганузин Пользователь

        Татьяна Дедюлькина,

        Валерий Ганузин,
        Хорошая и правильная статья.
        Жаль, что в Дневниках не происходит обсуждение их участниками Педсовета и авторы публикаций, за исключением редких случаев, отвечают на вопросы по публикациям.
        Примеры:
        https://pedsovet.org/dnevniki/shkola/letnie-budni-direktora-shkoly

        https://pedsovet.org/publikatsii/professiya-i-pedagogicheskie-








        soobschestva/proverka-platejesposobnosti-gosudarstvennyh-denejnyh-znakov

        И т.д.

        Мне тоже очень не хватает старого ПЕдсовета, где можно было всё обсудить и потом легко найти

        ====================
        Да, Татьяна Васильевна. Потерялись все мы в новом Педсовете. Даже в личную почту не напишешь.


         
          avatar 30.08.2017 | 17:14
          Владимир Савкун Пользователь

          Валерий Ганузин, Потерялись все мы в новом Педсовете. Даже в личную почту не напишешь.

          Мне пару раз написали - когда я специально указывал адрес.

          Но больше меня восхищает работа поисковика - выбрасывает ссылки случайным образом.

          Зато нет толкучки в обсуждениях... и картинок много,... крупных.


           




Дата регистрации: 02.10.2014
Комментарии:
5
Коллеги 0
footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+